Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от ОАО "Домоуправляющая компания Заволжского района" - представитель не явился, извещено,
от государственной жилищной инспекции Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2009 года апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2009 года по делу N А72-1781/2009, судья Семенова М.А., принятое по заявлению ОАО "Домоуправляющая компания Заволжского района", г. Ульяновск, к государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 09 февраля 2009 года N 95/09 по делу об административном правонарушении по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях,
установил:
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" (далее - управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - Госжилинспекция, административный орган) от 09 февраля 2009 года N 95/09 о назначении административного наказания по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях за нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Решением суда от 13 марта 2009 года оспариваемое постановление Госжилинспекции от 09 февраля 2009 года N 95/09 изменено в части назначения управляющей компании наказания по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях: управляющей компании объявлено предупреждение.
В апелляционной жалобе Госжилинспекция просит решение суда отменить, заявленные управляющей компанией требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для изменения назначенного управляющей компании административного наказания.
В отзыве на апелляционную жалобу управляющая компания просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку работы по уборке наледи и снега производятся ежедневно, жалоб от жильцов дома не поступало.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. заместителя начальника Госжилинспекции от 11 января 2009 года N Л-338 была проведена внеплановая проверка (в связи с обращением граждан) использования, сохранности, содержания жилищного фонда, качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, правил благоустройства, в том числе по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 42; проезд Сиреневый, 5, о чем управляющей компании было направлено уведомление.
Согласно договору управления многоквартирным домом от 01 сентября 2007 года N 0752, заключенному комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска (выступающим от имени собственника помещений) с управляющей компанией, управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме N 5 по пр.Сиреневый г. Ульяновска, предоставлять от имени собственника и в его интересах коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В перечне работ и услуг (приложение к данному договору) в разделе 1.1.2 "Зимняя уборка" указаны следующие виды работ: подметание свежевыпавшего снега со сдвиганием в валы и кучи, посыпка наледи песком или смесью, механизированная уборка машинами, очистка территории от наледи (л.д. 41-54).
Аналогичные обязанности возложены на управляющую компанию договором управления многоквартирным домом от 01 сентября 2007 года N 0726, заключенному комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска с управляющей компанией в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, дом 42 (л.д. 26-39).
В результате проверки Госжилинспекцией выявлено наличие наледи, снега на придомовой территории рядом с вышеуказанными жилыми домами. Тем самым управляющей компанией нарушены требования Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Ульяновск", принятых решением Ульяновской Городской Думы от 14 декабря 2005 года N 202 и утвержденных постановлением главы г. Ульяновска от 24 апреля 2008 года N 2951 (далее - Правила благоустройства).
В п. 1.2 Правил благоустройства указано, что всем государственным, муниципальным, общественным и кооперативным организациям, предприятиям и учреждениям, независимо от их ведомственного подчинения и формы собственности, а также индивидуальным владельцам жилых домов и других строений вменяется в обязанность содержать в образцовом порядке все элементы внешнего благоустройства, относящиеся к ним, расположенные на прилегающей территории. Прилегающая территория - участок территории с газонами, архитектурными объектами малых форм и другими сооружениями, непосредственно примыкающий к границе земельного участка, принадлежащего физическому или юридическому лицу на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
Исходя из положений п. 2.2.5 Правил благоустройства сгребание и подметание снега с тротуаров в дневное время производится сразу после начала снегопада, на дворовых территориях, придомовых и внутриквартальных проездах не позднее чем через час после начала снегопада. Указанные территории должны быть убраны не позднее чем через 2 часа после окончания снегопада. При ночном снегопаде уборка тротуаров производится до 6 часов утра, дворовых территорий и внутриквартальных проездов - до 7 часов утра.
Пунктом 2.5.1 Правил благоустройства предусмотрено, что придомовые территории должны содержаться в чистоте. Уборка и чистка дворов должна производиться ежедневно в соответствии с "Правилами землепользования и застройки в городе Ульяновске", "Нормами и правилами технической эксплуатации жилого фонда", утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, и другими нормативными актами.
Результаты проверки оформлены актами инспекционной проверки от 13 января 2009 года N Л-338/1 и N 338/2, протоколами от 14 января 2009 года N Л-338/11 и N Л-338/21 об административном правонарушении (л.д. 62-66). На основании материалов проверки административным органом 09 февраля 2009 года вынесено постановление о привлечении управляющей компании к административной ответственности, предусмотренной ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 67,68). Управляющей компании выданы предписания N Л-338/1 и N 338/2 об устранении выявленных нарушений.
Согласно ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 46 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях государственная жилищная инспекция Ульяновской области рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17, 19 - 21.1 настоящего Кодекса, протоколы о которых составлены должностными лицами государственной жилищной инспекции Ульяновской области.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается факт нарушения и вина управляющей компании в совершении вменяемого правонарушения, поскольку управляющей компании не принято надлежащих мер по содержанию придомовой территории вышеуказанных домов, хотя наличие каких-либо обстоятельств, препятствующих исполнению данной обязанности, не установлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из того, что от жильцов вышеуказанных домов не поступало жалоб о наличии снега и наледи на их придомовых территориях, а факт наличия снега и наледи был установлен в ходе проводимой проверки жалобы жильцов по вопросу отсутствия отопления, суд первой инстанции правомерно применил подпункт 2 пункта 1 статьи 30.7 КоАП РФ и изменил постановление от 09 февраля 2009 года N 95/09 Госжилинспекции в части назначения наказания по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, объявив предупреждение. Кроме того, акты должностных лиц управляющей компании и представителей жильцов спорных домов подтверждают проведение управляющей компанией работ по очистке придомовых территорий от снега и наледи.
Как видно из материалов дела, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не представлено. Характер совершенного управляющей компанией административного правонарушения не свидетельствует о необходимости назначения административного наказания в виде штрафа для достижения цели, установленной в п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, поскольку санкция примененной административным органом статьи Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях предусматривает возможность объявления предупреждения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 13 марта 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Госжилинспекции - без удовлетворения.
Судебные расходы по данному делу взысканию не подлежат, поскольку Исходя из положений ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2009 года по делу N А72-1781/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2009 ПО ДЕЛУ N А72-1781/2009
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2009 г. по делу N А72-1781/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от ОАО "Домоуправляющая компания Заволжского района" - представитель не явился, извещено,
от государственной жилищной инспекции Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2009 года апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2009 года по делу N А72-1781/2009, судья Семенова М.А., принятое по заявлению ОАО "Домоуправляющая компания Заволжского района", г. Ульяновск, к государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 09 февраля 2009 года N 95/09 по делу об административном правонарушении по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях,
установил:
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" (далее - управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - Госжилинспекция, административный орган) от 09 февраля 2009 года N 95/09 о назначении административного наказания по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях за нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Решением суда от 13 марта 2009 года оспариваемое постановление Госжилинспекции от 09 февраля 2009 года N 95/09 изменено в части назначения управляющей компании наказания по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях: управляющей компании объявлено предупреждение.
В апелляционной жалобе Госжилинспекция просит решение суда отменить, заявленные управляющей компанией требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для изменения назначенного управляющей компании административного наказания.
В отзыве на апелляционную жалобу управляющая компания просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку работы по уборке наледи и снега производятся ежедневно, жалоб от жильцов дома не поступало.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. заместителя начальника Госжилинспекции от 11 января 2009 года N Л-338 была проведена внеплановая проверка (в связи с обращением граждан) использования, сохранности, содержания жилищного фонда, качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, правил благоустройства, в том числе по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 42; проезд Сиреневый, 5, о чем управляющей компании было направлено уведомление.
Согласно договору управления многоквартирным домом от 01 сентября 2007 года N 0752, заключенному комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска (выступающим от имени собственника помещений) с управляющей компанией, управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме N 5 по пр.Сиреневый г. Ульяновска, предоставлять от имени собственника и в его интересах коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В перечне работ и услуг (приложение к данному договору) в разделе 1.1.2 "Зимняя уборка" указаны следующие виды работ: подметание свежевыпавшего снега со сдвиганием в валы и кучи, посыпка наледи песком или смесью, механизированная уборка машинами, очистка территории от наледи (л.д. 41-54).
Аналогичные обязанности возложены на управляющую компанию договором управления многоквартирным домом от 01 сентября 2007 года N 0726, заключенному комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска с управляющей компанией в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, дом 42 (л.д. 26-39).
В результате проверки Госжилинспекцией выявлено наличие наледи, снега на придомовой территории рядом с вышеуказанными жилыми домами. Тем самым управляющей компанией нарушены требования Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Ульяновск", принятых решением Ульяновской Городской Думы от 14 декабря 2005 года N 202 и утвержденных постановлением главы г. Ульяновска от 24 апреля 2008 года N 2951 (далее - Правила благоустройства).
В п. 1.2 Правил благоустройства указано, что всем государственным, муниципальным, общественным и кооперативным организациям, предприятиям и учреждениям, независимо от их ведомственного подчинения и формы собственности, а также индивидуальным владельцам жилых домов и других строений вменяется в обязанность содержать в образцовом порядке все элементы внешнего благоустройства, относящиеся к ним, расположенные на прилегающей территории. Прилегающая территория - участок территории с газонами, архитектурными объектами малых форм и другими сооружениями, непосредственно примыкающий к границе земельного участка, принадлежащего физическому или юридическому лицу на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
Исходя из положений п. 2.2.5 Правил благоустройства сгребание и подметание снега с тротуаров в дневное время производится сразу после начала снегопада, на дворовых территориях, придомовых и внутриквартальных проездах не позднее чем через час после начала снегопада. Указанные территории должны быть убраны не позднее чем через 2 часа после окончания снегопада. При ночном снегопаде уборка тротуаров производится до 6 часов утра, дворовых территорий и внутриквартальных проездов - до 7 часов утра.
Пунктом 2.5.1 Правил благоустройства предусмотрено, что придомовые территории должны содержаться в чистоте. Уборка и чистка дворов должна производиться ежедневно в соответствии с "Правилами землепользования и застройки в городе Ульяновске", "Нормами и правилами технической эксплуатации жилого фонда", утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, и другими нормативными актами.
Результаты проверки оформлены актами инспекционной проверки от 13 января 2009 года N Л-338/1 и N 338/2, протоколами от 14 января 2009 года N Л-338/11 и N Л-338/21 об административном правонарушении (л.д. 62-66). На основании материалов проверки административным органом 09 февраля 2009 года вынесено постановление о привлечении управляющей компании к административной ответственности, предусмотренной ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 67,68). Управляющей компании выданы предписания N Л-338/1 и N 338/2 об устранении выявленных нарушений.
Согласно ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 46 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях государственная жилищная инспекция Ульяновской области рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17, 19 - 21.1 настоящего Кодекса, протоколы о которых составлены должностными лицами государственной жилищной инспекции Ульяновской области.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается факт нарушения и вина управляющей компании в совершении вменяемого правонарушения, поскольку управляющей компании не принято надлежащих мер по содержанию придомовой территории вышеуказанных домов, хотя наличие каких-либо обстоятельств, препятствующих исполнению данной обязанности, не установлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из того, что от жильцов вышеуказанных домов не поступало жалоб о наличии снега и наледи на их придомовых территориях, а факт наличия снега и наледи был установлен в ходе проводимой проверки жалобы жильцов по вопросу отсутствия отопления, суд первой инстанции правомерно применил подпункт 2 пункта 1 статьи 30.7 КоАП РФ и изменил постановление от 09 февраля 2009 года N 95/09 Госжилинспекции в части назначения наказания по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, объявив предупреждение. Кроме того, акты должностных лиц управляющей компании и представителей жильцов спорных домов подтверждают проведение управляющей компанией работ по очистке придомовых территорий от снега и наледи.
Как видно из материалов дела, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не представлено. Характер совершенного управляющей компанией административного правонарушения не свидетельствует о необходимости назначения административного наказания в виде штрафа для достижения цели, установленной в п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, поскольку санкция примененной административным органом статьи Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях предусматривает возможность объявления предупреждения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 13 марта 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Госжилинспекции - без удовлетворения.
Судебные расходы по данному делу взысканию не подлежат, поскольку Исходя из положений ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2009 года по делу N А72-1781/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)