Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от товарищества собственников жилья "52-55" Браницкой Г.А. по доверенности от 18.08.2014, Кремлевой М.Е. по доверенности от 21.04.2014, от администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области Кириллова Я.В. по доверенности от 07.07.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" в лице администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 3 марта 2015 года по делу N А66-6837/2014 (судья Рощупкин В.А.),
товарищество собственников жилья "52-55" (место нахождения: 170546, Тверская область, Калининский район, село Бурашево, дом 55; ОГРН 1086949000710, ИНН 6949003895; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" в лице администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области (место нахождения: 170546, Тверская область, Калининский район, село Бурашево; ОГРН 1056900181381, ИНН 6924013242; далее - Администрация) о взыскании 7 653 505 руб. 40 коп., в том числе 7 202 556 руб. 40 коп. задолженности за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ и 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 25.04.2014 по 27.01.2015.
Определением от 11.09.2014 судом принято к рассмотрению встречное исковое заявление Администрации к Товариществу, уточненное впоследствии в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании 335 417 руб. 71 коп., в том числе 334 261 руб. 48 коп. неосвоенной субсидии по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ и 1156 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 23.08.2014 по 01.09.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее - Министерство).
Решением суда от 3 марта 2015 года уточненные исковые требования Товарищества удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований Администрации отказано.
Администрация с судебным решением не согласилась, обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит в удовлетворении требований Товарищества к Администрации отказать, встречные исковые требования Администрации - удовлетворить. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что Администрацией обязательства по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ исполнены в полном объеме, субсидия в размере 40% стоимости капитального ремонта жилых домов перечислена Товариществу. Данное обстоятельство подтверждается также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 16.05.2014 по делу N А66-16096/2013. Считает ошибочным вывод суда о том, что доля Администрации в софинансировании расходов на капитальный ремонт жилых домов составляет 90%. Договор о предоставлении муниципальной гарантии Администрацией не заключался, муниципальная гарантия в обеспечение исполнения обязательств Товариществу не выдавалась. Ссылается на отсутствие вины Администрации в непредставлении денежных средств из областного бюджета на проведение капитального ремонта, так как долгосрочная целевая программа "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы", утвержденная постановлением администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па, прекратила свое действие ранее, чем истец закончил проведение капитального ремонта жилых домов. Также Администрация считает неправомерным взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку из бюджета Тверской области сумма софинансирования расходов на капитальный ремонт не поступала, таким образом Администрация чужими денежными средствами не пользовалась, не удерживала их и не уклонялась от уплаты их по целевому назначению. Полагает необоснованным отказ суда в удовлетворении встречного иска. Указывает, что 40% от суммы денежных средств, не израсходованных Товариществом на проведение капитального ремонта, подлежит возврату в бюджет Бурашевского сельского поселения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Товарищество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании с доводами, изложенными в ней, не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда, просило отказать апеллянту в удовлетворении жалобы, а также рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Министерства.
Таким образом, апелляционная жалоба рассмотрена при состоявшейся явке в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Товариществом (Получатель субсидии) и Администрацией 13.12.2012 заключено соглашение о предоставлении субсидии от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, в соответствии с которым Администрация обязалась предоставить Товариществу субсидию на проведение капитального ремонта многоквартирных домов N 10, 52-55 по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, село Бурашево.
В соответствии с пунктом 1.4 соглашения предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
Согласно пункту 2.1 соглашения сумма расходов на проведение капитального ремонта домов определяется на основании сметы расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной Получателем субсидии и согласованной в установленном законодательством порядке, и составляет 15 843 339 руб. (100% всего финансирования на капитальный ремонт многоквартирных домов, указанных в пункте 1.1 соглашения), из них:
- - 1 584 336 руб. (10% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер финансирования Получателем субсидии собственной доли в расходах на проведение капитального ремонта домов;
- - 6 337 335 руб. (40% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер предоставляемой Администрацией субсидии за счет средств бюджета муниципального образования "Бурашевское сельское поселение";
- - 7 921 668 руб. 00 коп. (50% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета Тверской области.
Пунктом 2.3 соглашения предусмотрено, что субсидия за счет средств бюджета муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" в размере 40% от общего объема финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного домов перечисляется на отдельный банковский счет Получателя субсидии в течение пяти рабочих дней со дня поступления в Администрацию от Товарищества уведомления об открытии счета с указанием реквизитов и утвержденной Получателем субсидии сметы расходов на капитальных ремонт многоквартирных домов.
В силу пункта 2.4 соглашения субсидия за счет средств бюджета Тверской области в размере 50% от общего объема финансирования расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов предоставляется Получателю субсидии после проведения такого ремонта и представления в Администрацию следующих документов:
- - акта выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов формы КС-2, согласованного с Администрацией, подписанного представителями управления Государственной жилищной инспекции Тверской области, организации, осуществлявшей технический надзор за проведением капитального ремонта, и лицами, которые уполномочены действовать от имени Получателя субсидии;
- - справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, согласованной с Администрацией, подписанной представителем Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области и лицами, которые уполномочены действовать от имени Получателя субсидии;
- - копии выписки с отдельного банковского счета, открытого в кредитной организации, подтверждающей перечисление средств подрядной организации за выполненные работы по промежуточным актам.
Пунктом 4.1.1 соглашения установлена обязанность Администрации после предоставления Получателем субсидии информации, предусмотренной пунктом 2.4, в течение 5 рабочих дней направить в Министерство следующие документы: отчет о финансировании за счет средств местного бюджета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по установленной форме; справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3; акты о приемке выполненных работ формы КС-2.
В пункте 2.5 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 28.08.2013 предусмотрено, что срок выполнения капитального ремонта многоквартирных домов - 01.12.2013.
Дополнительным соглашением от 28.08.2013 стороны внесли также изменения в пункт 7.1 соглашения, установив срок его действия до 01.12.2013.
В ходе выполнения работ по капитальному ремонту указанных в соглашении многоквартирных жилых домов истцом заключены договоры с подрядчиками на общую сумму 15 044 324 руб. 29 коп. (т. 1, л. 18 - 47).
Акт государственной приемочной комиссии по приемке работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов N 10, 52 - 55 по адресу: Тверская область, Калининский район, село Бурашево, подписан 30.10.2013.
По платежным поручениям от 25.04.2013 N 220, от 29.05.2013 N 321, от 26.07.2013 N 503, от 23.07.2013 N 403 Администрация перечислила Товариществу субсидию в размере 6 337 335 руб.
Предусмотренные пунктом 2.4 соглашения документы переданы Товариществом Администрации по описи от 27.11.2013.
В свою очередь Администрация 03.02.2014 направила в Министерство пакет документов, предусмотренный пунктом 4.1.1 соглашения.
В ответ на данное письмо Министерство пояснило, что денежные средства из Тверской области на данные мероприятия были запланированы только на 2012 год, поскольку Администрацией по итогам 2012 года полный пакет документов в адрес третьего лица не предоставлен, а заявка на участие в мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год в рамках государственной программы Тверской области "Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановление правительства Тверской области от 16.10.2012 N 612-пп, Администрацией не подавалась, профинансировать ремонтные работы не представляется возможным.
Истец, полагая, что указанные обстоятельства не освобождают Администрацию от исполнения ее обязательств по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, направил последней претензию, в которой просил выплатить Товариществу задолженность за выполненные работы по капитальному ремонту и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку требования Товарищества Администрацией в добровольном порядке не удовлетворены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Согласно уточненному расчету истца ответчиком не исполнены обязательства по выплате субсидии в размере 7 202 556 руб. 40 коп.
Администрация, считая, что истцом не полностью освоена субсидия в рамках соглашения от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, обратилась в арбитражный суд со встречным исковым заявлением к Товариществу о взыскании 335 417 руб. 71 коп., в том числе 334 261 руб. 48 коп. неосвоенной субсидии в виде неосновательного обогащения и 1156 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 23.08.2014 по 01.09.2014.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал обоснованными требования Товарищества, отказав Администрации во встречном иске.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и обоснованным в связи со следующим.
Постановлением администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа), предусматривающая оказание помощи органам местного самоуправления Тверской области в проведении капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств областного бюджета Тверской области на конкурсной основе. В соответствии с Программой условия оказания помощи муниципальным образованиям Тверской области и перечень муниципальных образований Тверской области, которым планируется предоставление финансовой поддержки в рамках областных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, устанавливаются правительством Тверской области.
В рамках реализации данной Программы постановлением администрации Тверской области от 25.10.2010 N 541-па утверждены порядок участия муниципальных образований Тверской области в областных мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и методика расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, включенного в областные мероприятия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы (далее - Методика).
Порядок предоставления субсидии из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010-2012 годы в рамках Программы определен постановлением администрации Тверской области от 01.11.2010 N 552-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставление субсидии по данному направлению обусловлено необходимостью оказания поддержки городским округам и поселениям, входящим в состав муниципальных районов, при капитальном ремонте многоквартирных домов с целью создания безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом.
Главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидии муниципальным образованиям Тверской области, является Министерство (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка получателями субсидий являются муниципальные образования Тверской области. При этом под муниципальными образованиями Тверской области понимаются городские округа и поселения, входящие в состав муниципальных районов. Субсидии зачисляются на счета бюджетов муниципальных образований Тверской области - получателей субсидии с отражением их в местных бюджетах (пункт 12 Порядка).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что субсидии муниципальным образованиям Тверской области предоставляются на конкурсной основе в порядке, утвержденном постановлением администрации Тверской области.
В силу пункта 8 Порядка Министерство заключает с муниципальными образованиями Тверской области, прошедшими конкурсный отбор, соглашение о предоставлении субсидии на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы в рамках Программы.
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства заключения между Администрацией и Министерством соответствующего соглашения.
Согласно пункту 10 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям Тверской области осуществляется на капитальный ремонт многоквартирных домов, включенных в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, утвержденный постановлением администрации Тверской области.
Судом установлено, что постановлением правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп утверждено распределение субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год, предусматривающее предоставление муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" субсидии из областного бюджета на проведение капитального ремонта жилых домов N 10, 52 - 55 в селе Бурашево в размере 7 921 668 руб., что составляет 50% от общей стоимости расходов на капитальное строительство. При этом размер субсидии, предоставляемой из бюджета муниципального образования, составляет 6 337 335 руб. (40% от общей стоимости расходов на проведение капитального ремонта), а сумма расходов собственников жилых помещений на проведение капитального ремонта многоквартирных домов определена в размере 1 584 336 руб. (10% от общей стоимости расходов на проведение капитального ремонта).
В соответствии с пунктом 13 Порядка условия отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и порядок перечисления средств на эти цели определяются органами местного самоуправления.
В рассматриваемом случае Советом депутатов Бурашевского сельского поселения принято решение от 14.11.2012 N 47 об утверждении порядка финансирования и расходования средств областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 года в рамках Программы, средств бюджета муниципального образования "Бурашевское сельское поселение", средств получателей субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории данного муниципального образования (далее - Порядок финансирования).
Решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения от 24.12.2012 N 48 утвержден порядок привлечения товариществом собственников жилья подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 01.11.2010 N 552-па.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка финансирования получателем средств областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов является Администрация.
Предоставление субсидии на капитальный ремонт осуществляется пропорционально объему фактического софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании "Бурашевское сельское поселение" за счет средств муниципального бюджета с учетом фактически выполненных работ (пункт 2.2 Порядка финансирования).
Как указывалось ранее, между истцом и ответчиком 13.12.2012 заключено соглашение о предоставлении субсидии N 1-ОБЛ. Предметом данного соглашения, согласно пункту 1.1, является предоставление Администрацией Товариществу субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Указанное соглашение подписано только Товариществом и Администрацией. Министерство участником соглашения от 13.12.2013 N 1-ОБЛ не является.
Материалами дела подтверждается выполнение Товариществом своих обязательств по соглашению от 13.12.2012. Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов выполнены в установленные соглашением сроки. Акты о приемке законченных капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов в эксплуатацию подписаны 30.10.2013 без замечаний. Претензий по качеству и срокам выполнения работ Администрацией не заявлено. Документы, необходимые для получения субсидии из бюджета Тверской области, переданы Товариществом Администрации в объеме, предусмотренном пунктом 2.4 соглашения.
Общая сумма расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов составила 15 044 324 руб. 29 коп., вместо 15 843 339 руб., предусмотренных изначально соглашением. Поскольку объем расходов Товарищества на проведение капитального ремонта равен 10%, размер субсидии, подлежащей предоставлению истцу, должен составлять 13 539 891 руб. 86 коп. Фактически ответчиком перечислена Товариществу субсидия в размере 6 337 335 руб.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно пункту 2 статьи 421 настоящего Кодекса стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
При изложенных обстоятельствах, поскольку обязанность по предоставлению субсидии Товариществу по условиям соглашения от 13.12.2012 лежит на Администрации, суд, установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком данных обязательств, правомерно удовлетворил уточненные исковые требования Товарищества и взыскал с ответчика 7 202 556 руб. 40 коп. задолженности.
Доводы Администрации о невозможности исполнения обязательств по соглашению ввиду непредставления субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов из областного бюджета не принимаются апелляционным судом.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субсидий местным бюджетам.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае постановлением правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп определено предоставление муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" субсидии из областного бюджета на проведение капитального ремонта жилых домов N 10, 52 - 55 в селе Бурашево в размере 7 921 668 руб.
Данное постановление в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано.
Как указывалось ранее, в силу пункта 4 Порядка получателями субсидий на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов являются именно муниципальные образования Тверской области.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования. Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Следует также отметить, что пунктом 14 части 4 статьи 14 Закона Тверской области от 28.12.2011 N 92-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" утвержден на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов перечень расходных обязательств муниципальных образований, на реализацию которых предоставляются субсидии из областного фонда софинансирования расходов, и объемы указанных субсидий, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках долгосрочной целевой Программы на 2012 год в сумме 49 210 тыс. руб., на 2013 год в сумме 50 000 тыс. руб., на 2014 год в сумме 50 000 тыс. руб.
Таким образом, ответчик не лишен возможности защитить свои бюджетные интересы путем обращения с соответствующими требованиями о предоставлении субсидии к уполномоченным органам государственной власти Тверской области, а в случае их отказа - в судебном порядке.
Товариществом заявлено также требование о взыскании с Администрации процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.04.2014 по 27.01.2015 в сумме 450 949 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что как пользование чужими денежными средствами следует квалифицировать просрочку уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Ответчиком допущена просрочка в предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. При этом, вопреки доводам ответчика, отсутствие финансирования со стороны бюджета Тверской области не может служить основанием, освобождающим Администрацию от ответственности за неисполнение денежного обязательства.
В свете изложенного требование Товарищества о взыскании с Администрации процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно удовлетворено судом.
Отказывая Администрации в удовлетворении встречных исковых требований, суд исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств использования Товариществом средств субсидии не по целевому назначению.
Доводы о том, что расходы Товарищества по договору от 14.07.2012, заключенному с некоммерческим партнерством "Служба заказчика по благоустройству территории города Твери и капитальному ремонту жилищного фонда", на проведение проверки сметной документации по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов N 10, 52 - 55 в селе Бурашево Калининского района Тверской области, не могут быть оплачены в рамках реализации Программы, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 14.1 Порядка контроль за целевым использованием субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Пунктом 5.2.1 рассматриваемого соглашения установлено, что в случае нецелевого использования Получателем субсидии денежных средств субсидия подлежит возврату в бюджет муниципального образования.
Вместе с тем согласно пункту 3 Методики стоимость капитального ремонта многоквартирного дома определяется как сумма расходов на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработку проектной документации для капитального ремонта, при необходимости проведение государственной экспертизы проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществление технического надзора.
Согласно пункту 28 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, сметная документация является одним из разделов проектной документации.
Таким образом, расходы Товарищества на проведение проверки сметной документации на капитальный ремонт многоквартирных домов обоснованно включены истцом в расчет затрат, финансирование которых осуществляется по соглашению от 13.12.2012.
Размер невыплаченной суммы субсидии определен Товариществом исходя из фактической стоимости работ по капитальному ремонту. Поскольку субсидия на проведение данных работ истцу Администрацией в полном объеме не выплачена, оснований для возврата денежных средств в сумме 319 605 руб. 28 коп., перечисленных ответчиком истцу и превышающих 40% общей стоимости затрат на проведение капитального ремонта (6 337 335 руб. (размер субсидии, предоставленной Администрацией Товариществу) - 6 017 729 руб. 72 коп. (40% от фактической стоимости работ по капитальному ремонту), не имеется.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении встречных исковых требований Администрации.
Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, выводы суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении спора не допущено. Поскольку правовые основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тверской области от 3 марта 2015 года по делу N А66-6837/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" в лице администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2015 ПО ДЕЛУ N А66-6837/2014
По делу о взыскании задолженности за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов и процентов за пользование чужими денежными средствами (основное требование).Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2015 г. по делу N А66-6837/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от товарищества собственников жилья "52-55" Браницкой Г.А. по доверенности от 18.08.2014, Кремлевой М.Е. по доверенности от 21.04.2014, от администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области Кириллова Я.В. по доверенности от 07.07.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" в лице администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 3 марта 2015 года по делу N А66-6837/2014 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
товарищество собственников жилья "52-55" (место нахождения: 170546, Тверская область, Калининский район, село Бурашево, дом 55; ОГРН 1086949000710, ИНН 6949003895; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" в лице администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области (место нахождения: 170546, Тверская область, Калининский район, село Бурашево; ОГРН 1056900181381, ИНН 6924013242; далее - Администрация) о взыскании 7 653 505 руб. 40 коп., в том числе 7 202 556 руб. 40 коп. задолженности за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ и 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 25.04.2014 по 27.01.2015.
Определением от 11.09.2014 судом принято к рассмотрению встречное исковое заявление Администрации к Товариществу, уточненное впоследствии в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании 335 417 руб. 71 коп., в том числе 334 261 руб. 48 коп. неосвоенной субсидии по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ и 1156 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 23.08.2014 по 01.09.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее - Министерство).
Решением суда от 3 марта 2015 года уточненные исковые требования Товарищества удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований Администрации отказано.
Администрация с судебным решением не согласилась, обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит в удовлетворении требований Товарищества к Администрации отказать, встречные исковые требования Администрации - удовлетворить. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что Администрацией обязательства по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ исполнены в полном объеме, субсидия в размере 40% стоимости капитального ремонта жилых домов перечислена Товариществу. Данное обстоятельство подтверждается также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 16.05.2014 по делу N А66-16096/2013. Считает ошибочным вывод суда о том, что доля Администрации в софинансировании расходов на капитальный ремонт жилых домов составляет 90%. Договор о предоставлении муниципальной гарантии Администрацией не заключался, муниципальная гарантия в обеспечение исполнения обязательств Товариществу не выдавалась. Ссылается на отсутствие вины Администрации в непредставлении денежных средств из областного бюджета на проведение капитального ремонта, так как долгосрочная целевая программа "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы", утвержденная постановлением администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па, прекратила свое действие ранее, чем истец закончил проведение капитального ремонта жилых домов. Также Администрация считает неправомерным взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку из бюджета Тверской области сумма софинансирования расходов на капитальный ремонт не поступала, таким образом Администрация чужими денежными средствами не пользовалась, не удерживала их и не уклонялась от уплаты их по целевому назначению. Полагает необоснованным отказ суда в удовлетворении встречного иска. Указывает, что 40% от суммы денежных средств, не израсходованных Товариществом на проведение капитального ремонта, подлежит возврату в бюджет Бурашевского сельского поселения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Товарищество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании с доводами, изложенными в ней, не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда, просило отказать апеллянту в удовлетворении жалобы, а также рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Министерства.
Таким образом, апелляционная жалоба рассмотрена при состоявшейся явке в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Товариществом (Получатель субсидии) и Администрацией 13.12.2012 заключено соглашение о предоставлении субсидии от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, в соответствии с которым Администрация обязалась предоставить Товариществу субсидию на проведение капитального ремонта многоквартирных домов N 10, 52-55 по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, село Бурашево.
В соответствии с пунктом 1.4 соглашения предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
Согласно пункту 2.1 соглашения сумма расходов на проведение капитального ремонта домов определяется на основании сметы расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной Получателем субсидии и согласованной в установленном законодательством порядке, и составляет 15 843 339 руб. (100% всего финансирования на капитальный ремонт многоквартирных домов, указанных в пункте 1.1 соглашения), из них:
- - 1 584 336 руб. (10% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер финансирования Получателем субсидии собственной доли в расходах на проведение капитального ремонта домов;
- - 6 337 335 руб. (40% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер предоставляемой Администрацией субсидии за счет средств бюджета муниципального образования "Бурашевское сельское поселение";
- - 7 921 668 руб. 00 коп. (50% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета Тверской области.
Пунктом 2.3 соглашения предусмотрено, что субсидия за счет средств бюджета муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" в размере 40% от общего объема финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного домов перечисляется на отдельный банковский счет Получателя субсидии в течение пяти рабочих дней со дня поступления в Администрацию от Товарищества уведомления об открытии счета с указанием реквизитов и утвержденной Получателем субсидии сметы расходов на капитальных ремонт многоквартирных домов.
В силу пункта 2.4 соглашения субсидия за счет средств бюджета Тверской области в размере 50% от общего объема финансирования расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов предоставляется Получателю субсидии после проведения такого ремонта и представления в Администрацию следующих документов:
- - акта выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов формы КС-2, согласованного с Администрацией, подписанного представителями управления Государственной жилищной инспекции Тверской области, организации, осуществлявшей технический надзор за проведением капитального ремонта, и лицами, которые уполномочены действовать от имени Получателя субсидии;
- - справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, согласованной с Администрацией, подписанной представителем Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области и лицами, которые уполномочены действовать от имени Получателя субсидии;
- - копии выписки с отдельного банковского счета, открытого в кредитной организации, подтверждающей перечисление средств подрядной организации за выполненные работы по промежуточным актам.
Пунктом 4.1.1 соглашения установлена обязанность Администрации после предоставления Получателем субсидии информации, предусмотренной пунктом 2.4, в течение 5 рабочих дней направить в Министерство следующие документы: отчет о финансировании за счет средств местного бюджета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по установленной форме; справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3; акты о приемке выполненных работ формы КС-2.
В пункте 2.5 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 28.08.2013 предусмотрено, что срок выполнения капитального ремонта многоквартирных домов - 01.12.2013.
Дополнительным соглашением от 28.08.2013 стороны внесли также изменения в пункт 7.1 соглашения, установив срок его действия до 01.12.2013.
В ходе выполнения работ по капитальному ремонту указанных в соглашении многоквартирных жилых домов истцом заключены договоры с подрядчиками на общую сумму 15 044 324 руб. 29 коп. (т. 1, л. 18 - 47).
Акт государственной приемочной комиссии по приемке работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов N 10, 52 - 55 по адресу: Тверская область, Калининский район, село Бурашево, подписан 30.10.2013.
По платежным поручениям от 25.04.2013 N 220, от 29.05.2013 N 321, от 26.07.2013 N 503, от 23.07.2013 N 403 Администрация перечислила Товариществу субсидию в размере 6 337 335 руб.
Предусмотренные пунктом 2.4 соглашения документы переданы Товариществом Администрации по описи от 27.11.2013.
В свою очередь Администрация 03.02.2014 направила в Министерство пакет документов, предусмотренный пунктом 4.1.1 соглашения.
В ответ на данное письмо Министерство пояснило, что денежные средства из Тверской области на данные мероприятия были запланированы только на 2012 год, поскольку Администрацией по итогам 2012 года полный пакет документов в адрес третьего лица не предоставлен, а заявка на участие в мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год в рамках государственной программы Тверской области "Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановление правительства Тверской области от 16.10.2012 N 612-пп, Администрацией не подавалась, профинансировать ремонтные работы не представляется возможным.
Истец, полагая, что указанные обстоятельства не освобождают Администрацию от исполнения ее обязательств по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, направил последней претензию, в которой просил выплатить Товариществу задолженность за выполненные работы по капитальному ремонту и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку требования Товарищества Администрацией в добровольном порядке не удовлетворены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Согласно уточненному расчету истца ответчиком не исполнены обязательства по выплате субсидии в размере 7 202 556 руб. 40 коп.
Администрация, считая, что истцом не полностью освоена субсидия в рамках соглашения от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, обратилась в арбитражный суд со встречным исковым заявлением к Товариществу о взыскании 335 417 руб. 71 коп., в том числе 334 261 руб. 48 коп. неосвоенной субсидии в виде неосновательного обогащения и 1156 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 23.08.2014 по 01.09.2014.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал обоснованными требования Товарищества, отказав Администрации во встречном иске.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и обоснованным в связи со следующим.
Постановлением администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа), предусматривающая оказание помощи органам местного самоуправления Тверской области в проведении капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств областного бюджета Тверской области на конкурсной основе. В соответствии с Программой условия оказания помощи муниципальным образованиям Тверской области и перечень муниципальных образований Тверской области, которым планируется предоставление финансовой поддержки в рамках областных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, устанавливаются правительством Тверской области.
В рамках реализации данной Программы постановлением администрации Тверской области от 25.10.2010 N 541-па утверждены порядок участия муниципальных образований Тверской области в областных мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и методика расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, включенного в областные мероприятия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы (далее - Методика).
Порядок предоставления субсидии из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010-2012 годы в рамках Программы определен постановлением администрации Тверской области от 01.11.2010 N 552-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставление субсидии по данному направлению обусловлено необходимостью оказания поддержки городским округам и поселениям, входящим в состав муниципальных районов, при капитальном ремонте многоквартирных домов с целью создания безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом.
Главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидии муниципальным образованиям Тверской области, является Министерство (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка получателями субсидий являются муниципальные образования Тверской области. При этом под муниципальными образованиями Тверской области понимаются городские округа и поселения, входящие в состав муниципальных районов. Субсидии зачисляются на счета бюджетов муниципальных образований Тверской области - получателей субсидии с отражением их в местных бюджетах (пункт 12 Порядка).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что субсидии муниципальным образованиям Тверской области предоставляются на конкурсной основе в порядке, утвержденном постановлением администрации Тверской области.
В силу пункта 8 Порядка Министерство заключает с муниципальными образованиями Тверской области, прошедшими конкурсный отбор, соглашение о предоставлении субсидии на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы в рамках Программы.
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства заключения между Администрацией и Министерством соответствующего соглашения.
Согласно пункту 10 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям Тверской области осуществляется на капитальный ремонт многоквартирных домов, включенных в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, утвержденный постановлением администрации Тверской области.
Судом установлено, что постановлением правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп утверждено распределение субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год, предусматривающее предоставление муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" субсидии из областного бюджета на проведение капитального ремонта жилых домов N 10, 52 - 55 в селе Бурашево в размере 7 921 668 руб., что составляет 50% от общей стоимости расходов на капитальное строительство. При этом размер субсидии, предоставляемой из бюджета муниципального образования, составляет 6 337 335 руб. (40% от общей стоимости расходов на проведение капитального ремонта), а сумма расходов собственников жилых помещений на проведение капитального ремонта многоквартирных домов определена в размере 1 584 336 руб. (10% от общей стоимости расходов на проведение капитального ремонта).
В соответствии с пунктом 13 Порядка условия отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и порядок перечисления средств на эти цели определяются органами местного самоуправления.
В рассматриваемом случае Советом депутатов Бурашевского сельского поселения принято решение от 14.11.2012 N 47 об утверждении порядка финансирования и расходования средств областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 года в рамках Программы, средств бюджета муниципального образования "Бурашевское сельское поселение", средств получателей субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории данного муниципального образования (далее - Порядок финансирования).
Решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения от 24.12.2012 N 48 утвержден порядок привлечения товариществом собственников жилья подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 01.11.2010 N 552-па.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка финансирования получателем средств областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов является Администрация.
Предоставление субсидии на капитальный ремонт осуществляется пропорционально объему фактического софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании "Бурашевское сельское поселение" за счет средств муниципального бюджета с учетом фактически выполненных работ (пункт 2.2 Порядка финансирования).
Как указывалось ранее, между истцом и ответчиком 13.12.2012 заключено соглашение о предоставлении субсидии N 1-ОБЛ. Предметом данного соглашения, согласно пункту 1.1, является предоставление Администрацией Товариществу субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Указанное соглашение подписано только Товариществом и Администрацией. Министерство участником соглашения от 13.12.2013 N 1-ОБЛ не является.
Материалами дела подтверждается выполнение Товариществом своих обязательств по соглашению от 13.12.2012. Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов выполнены в установленные соглашением сроки. Акты о приемке законченных капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов в эксплуатацию подписаны 30.10.2013 без замечаний. Претензий по качеству и срокам выполнения работ Администрацией не заявлено. Документы, необходимые для получения субсидии из бюджета Тверской области, переданы Товариществом Администрации в объеме, предусмотренном пунктом 2.4 соглашения.
Общая сумма расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов составила 15 044 324 руб. 29 коп., вместо 15 843 339 руб., предусмотренных изначально соглашением. Поскольку объем расходов Товарищества на проведение капитального ремонта равен 10%, размер субсидии, подлежащей предоставлению истцу, должен составлять 13 539 891 руб. 86 коп. Фактически ответчиком перечислена Товариществу субсидия в размере 6 337 335 руб.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно пункту 2 статьи 421 настоящего Кодекса стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
При изложенных обстоятельствах, поскольку обязанность по предоставлению субсидии Товариществу по условиям соглашения от 13.12.2012 лежит на Администрации, суд, установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком данных обязательств, правомерно удовлетворил уточненные исковые требования Товарищества и взыскал с ответчика 7 202 556 руб. 40 коп. задолженности.
Доводы Администрации о невозможности исполнения обязательств по соглашению ввиду непредставления субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов из областного бюджета не принимаются апелляционным судом.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субсидий местным бюджетам.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае постановлением правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп определено предоставление муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" субсидии из областного бюджета на проведение капитального ремонта жилых домов N 10, 52 - 55 в селе Бурашево в размере 7 921 668 руб.
Данное постановление в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано.
Как указывалось ранее, в силу пункта 4 Порядка получателями субсидий на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов являются именно муниципальные образования Тверской области.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования. Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Следует также отметить, что пунктом 14 части 4 статьи 14 Закона Тверской области от 28.12.2011 N 92-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" утвержден на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов перечень расходных обязательств муниципальных образований, на реализацию которых предоставляются субсидии из областного фонда софинансирования расходов, и объемы указанных субсидий, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках долгосрочной целевой Программы на 2012 год в сумме 49 210 тыс. руб., на 2013 год в сумме 50 000 тыс. руб., на 2014 год в сумме 50 000 тыс. руб.
Таким образом, ответчик не лишен возможности защитить свои бюджетные интересы путем обращения с соответствующими требованиями о предоставлении субсидии к уполномоченным органам государственной власти Тверской области, а в случае их отказа - в судебном порядке.
Товариществом заявлено также требование о взыскании с Администрации процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.04.2014 по 27.01.2015 в сумме 450 949 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что как пользование чужими денежными средствами следует квалифицировать просрочку уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Ответчиком допущена просрочка в предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. При этом, вопреки доводам ответчика, отсутствие финансирования со стороны бюджета Тверской области не может служить основанием, освобождающим Администрацию от ответственности за неисполнение денежного обязательства.
В свете изложенного требование Товарищества о взыскании с Администрации процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно удовлетворено судом.
Отказывая Администрации в удовлетворении встречных исковых требований, суд исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств использования Товариществом средств субсидии не по целевому назначению.
Доводы о том, что расходы Товарищества по договору от 14.07.2012, заключенному с некоммерческим партнерством "Служба заказчика по благоустройству территории города Твери и капитальному ремонту жилищного фонда", на проведение проверки сметной документации по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов N 10, 52 - 55 в селе Бурашево Калининского района Тверской области, не могут быть оплачены в рамках реализации Программы, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 14.1 Порядка контроль за целевым использованием субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Пунктом 5.2.1 рассматриваемого соглашения установлено, что в случае нецелевого использования Получателем субсидии денежных средств субсидия подлежит возврату в бюджет муниципального образования.
Вместе с тем согласно пункту 3 Методики стоимость капитального ремонта многоквартирного дома определяется как сумма расходов на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработку проектной документации для капитального ремонта, при необходимости проведение государственной экспертизы проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществление технического надзора.
Согласно пункту 28 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, сметная документация является одним из разделов проектной документации.
Таким образом, расходы Товарищества на проведение проверки сметной документации на капитальный ремонт многоквартирных домов обоснованно включены истцом в расчет затрат, финансирование которых осуществляется по соглашению от 13.12.2012.
Размер невыплаченной суммы субсидии определен Товариществом исходя из фактической стоимости работ по капитальному ремонту. Поскольку субсидия на проведение данных работ истцу Администрацией в полном объеме не выплачена, оснований для возврата денежных средств в сумме 319 605 руб. 28 коп., перечисленных ответчиком истцу и превышающих 40% общей стоимости затрат на проведение капитального ремонта (6 337 335 руб. (размер субсидии, предоставленной Администрацией Товариществу) - 6 017 729 руб. 72 коп. (40% от фактической стоимости работ по капитальному ремонту), не имеется.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении встречных исковых требований Администрации.
Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, выводы суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении спора не допущено. Поскольку правовые основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 3 марта 2015 года по делу N А66-6837/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" в лице администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Ю.В.ЗОРИНА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Ю.В.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)