Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2015 N 13АП-12250/2015 ПО ДЕЛУ N А56-2060/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2015 г. по делу N А56-2060/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Лопато И.Б., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цубановой К.А.
при участии в заседании:
- от заявителя: Панкратова О.Н. - по доверенности от 01.11.2014;
- от заинтересованного лица: Горошко М.В. - по доверенности от 12.01.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12250/2015) Товарищества собственников жилья "Оптиков 38-1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2015 по делу N А56-2060/2015 (судья Константинова Е.В.), принятое
по заявлению ТСЖ "Оптиков 38-1", место нахождения: 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Оптиков, д. 38, корп. 1, ОГРН 1147847061394,
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания

установил:

Товарищество собственников жилья "Оптиков 38-1" (далее - Заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 17.10.2014 N 04/403-р об устранении нарушений.
Решением суда от 27.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Товарищество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и удовлетворить заявление. Податель жалобы указывает, что Инспекция в обход процедуры общего собрания вопреки интересам большинства собственников помещений в многоквартирном доме решила вопрос эксплуатации и текущего ремонта мусоропровода, фактически обязав ТСЖ и собственников, пользующихся и несущих расходы по содержанию контейнерной площадки, обслуживать и пользоваться мусоропроводом, нести на его содержание дополнительные издержки, которых до этого не было.
В судебном заседании представитель ТСЖ поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения по изложенным в отзыве мотивам, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции N 04/403-р от 13.10.2014 проведена проверка в отношении Товарищества.
В ходе проверки установлено, что жилой дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Оптиков, дом 38, корпус 1 сдан в эксплуатацию в 2013 году и заселен частично; ТСЖ "Оптиков 38-1" сформировано и приступило к управлению многоквартирным жилым домом в марте 2014 года; дом оборудован мусоропроводом, расположенные на этажах жилого дома люки мусоропровода заварены фирмой застройщиком; рассмотрение вопроса общим собранием об открытии мусоропровода и мусороприемных камер намечено на осень; для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов населения оборудована контейнерная площадка, которая содержится в удовлетворительном состоянии, отходы вывезены.
Инспекцией выявлены следующие нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170):
- 1. в парадной N 1 крышка (ковш) загрузочного клапана мусоропровода находится в неисправном состоянии (ковш находится в постоянно закрытом положении прикреплен к телу загрузочного клапана мусоропровода металлической петлей) (пункт 5.9.3. б);
- 2. превышен допустимый срок прекращения пользования мусоропроводом (в парадной N 1 пользование мусоропроводом прекращено на срок более суток) (пункт 5.9.22);
- 3. организацией по обслуживанию жилищного фонда не обеспечена систематическая проверка правильности эксплуатации и обслуживания мусоропровода (пункт 5.9.30).
По результатам проверки Инспекцией выдано Товариществу предписание от 17.10.2014 N 04/403-р об устранении нарушений, в котором указано на необходимость устранить в срок до 16.12.2014.
Считая предписание Инспекции незаконным, Товарищество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что мусоропровод является общим имуществом многоквартирного дома и должен функционировать независимо от желания собственников. Суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание Инспекции соответствует действующему законодательству, выдано уполномоченным должностным лицом и не нарушает права и законные интересы Товарищества.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда определены Правилами N 170.
Разделом 5.9 Правил N 170 определены правила технического обслуживания и ремонт мусоропроводов.
Подпунктом "б" пункта 5.9.3 Правил N 170 предусмотрено, что ковш должен быть съемным, легко открываться и закрываться и иметь в крайних положениях плотный притвор с упругими прокладками, обеспечивающими дымо- и воздухонепроницаемость загрузочного клапана.
Пунктом 5.9.22 Правил N 170 установлено, что временное прекращение пользования мусоропроводом допускается при обнаружении засоров, а также повреждений и неисправностей. В этом случае необходимо сообщить о случившемся руководству организации по обслуживанию жилищного фонда и принять меры к немедленному устранению неисправностей.
Пунктом 5.9.30 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна систематически проверять правильность эксплуатации и обслуживания мусоропроводов, проводить инструктаж рабочих мусоропровода по санитарному содержанию домовладений, по работе с устройствами для очистки, мойки и дезинфекции стволов мусоропроводов с автоматическим пожаротушением, по технике безопасности в жилищном хозяйстве, а также своевременно обеспечивать рабочих мусоропровода спецодеждой, инвентарем, моюще-дезинфицирующими средствами по установленным нормам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Пунктом 42 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 определено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В то же время статьей 44 ЖК РФ установлено, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пунктов 1, 2 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, собственники помещений владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, приведен в пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Мусоропроводы являются общим имуществом собственников квартир жилого дома.
Разделом 8.2 "СанПиН 2.1.2.2645-10", утвержденных Постановлением Государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" (вместе с СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", предусмотрены два варианта удаления бытовых отходов и мусора: с использованием мусоропровода или контейнера.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с момента эксплуатации дома мусоропровод не эксплуатировался - для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов населения оборудована контейнерная площадка, которая содержится в удовлетворительном состоянии.
Вопрос об использовании мусоропровода поднимался на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома 19.04.2014 и 20.07.2014, что выявило как сторонников, так и противников использования мусоропровода и его расконсервации, и было решено отложить принятие решения на осень 2014 года после возвращения из отпусков (л.д. 19-22, 90).
При этом ни Правила N 491, ни Правила N 170, ни СанПиН 2.1.2.2645-10, ни какой-либо иной правовой акт не содержат запрета на отказ от использования мусоропровода и его консервацию в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома иного способа удаления бытовых отходов и мусора, при этом вмененные Инспекцией заявителю нарушения имеют отношение к эксплуатируемому мусоропроводу, что в данном случае отсутствует.
Таким образом, в соответствии с требованиями части 1 статьи 61 ЖК РФ Товарищество обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из протокола N 3 общего собрания собственников ТСЖ "Оптиков, 38-1" от 28.01.2015 большинством голосов по пункту 5.2 принято решение - мусоропровод не открывать, не распаивать, мусороприемные камеры оставить закрытыми. Мусор выносить на контейнерную площадку, тариф "мусоропровод" не устанавливать. (л.д. 148).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии предписания ГЖИ действующему жилищному законодательству, а, следовательно, нарушающим права и законные интересы ТСЖ "Оптиков, 38-1" в сфере осуществления им деятельности, поскольку оно возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, в связи чем, руководствуясь частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и признает его недействительным.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит обоснованными, а решение суда - подлежащим отмене как принятое с нарушением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ уплаченная ТСЖ "Оптиков 38-1" государственная пошлина по платежному поручению N 84 от 20.04.2015 за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в части 1500 рублей подлежит взысканию с Инспекцию, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей - возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2015 по делу N А56-2060/2015 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 17.10.2014 N 04/403-р, вынесенное в отношении Товарищества собственников жилья "Оптиков 38-1" (место нахождения: 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Оптиков, д. 38, корп. 1, ОГРН 1147847061394).
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу Товарищества собственников жилья "Оптиков 38-1" 1 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Оптиков 38-1" 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
Н.И.ПРОТАС




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)