Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4865

Требование: О возложении обязанности организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Многоквартирный дом признан непригодным для проживания, ответчики не приняли мер для оценки уровня безопасности проживания в многоквартирном доме, нахождение в доме, имеющем признаки аварийности, создает угрозу жизни и здоровью не только проживающих в нем граждан, но и неопределенного круга лиц.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. по делу N 33-4865


Судья Славинская А.У.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего: Змеевой Ю.А., судей: Варовой Л.Н., Панковой Т.В., при секретаре Ц.,
рассмотрев 20 мая 2015 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Управления жилищных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 17 декабря 2014 года, которым постановлено: исковые требования прокурора Мотовилихинского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Перми, администрации Мотовилихинского района города Перми удовлетворить. Обязать администрацию г. Перми, администрацию Мотовилихинского района г. Перми в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, в соответствии с порядком и требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, в целях признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения прокурора Третьяковой О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации г. Перми, администрации Мотовилихинского района г. Перми о возложении обязанности организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома, указав, что прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми в ходе осуществления надзора за соблюдением прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, установлено, что 5.04.2009 г. межведомственно комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 21.04.2008 г. N 144, многоквартирный дом по адресу: <...>, признан непригодным для проживания. Акт обследования многоквартирного дома N <...> по ул. <...> г. Перми и заключение о признании дома непригодным для проживания, свидетельствуют о наличии в доме указанных в п. 33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, недостатков, которые могут послужить основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу. Для признания указанного дома аварийным обязательно наличие заключения специализированной организации по итогам проведенного обследования. С учетом того, что администрация г. Перми является собственником помещений указанного дома, именно на администрацию г. Перми должна быть возложена обязанность провести обследование жилого дома N <...> по ул. <...> г. Перми специализированной организацией для решения вопроса о признании указанного дома аварийным. Несмотря на это, органы местного самоуправления г. Перми до настоящего времени не приняли мер для оценки уровня безопасности проживания в указанном многоквартирном доме. Между тем, нахождение в доме, имеющем признаки аварийности, создает угрозу жизни и здоровью не только проживающих в нем граждан, но и неопределенного круга лиц. Просил возложить на администрацию г. Перми и администрацию Мотовилихинского района г. Перми обязанность организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, в соответствии с порядком и требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, с целью признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчиков администрации г. Перми, администрации Мотовилихинского района г. Перми, представитель третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
От администрации г. Перми поступил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому требования не признают, ни УЖО, ни муниципальное образование "город Пермь" в лице администрации г. Перми не наделены полномочиями организовывать деятельность межведомственной комиссии. Вопрос об обследовании на предмет аварийности дома N <...> по ул. <...> г. Перми должен решаться на постоянно действующей межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района. В данном случае нужно основываться на заключении экспертов. Граждане вправе самостоятельно обратиться в специализированную организацию, имеющую лицензию на данный вид деятельности, и заказать проведение независимой экспертизы. В срок, указанный истцом, исполнение решения суда невозможно, поскольку обследование многоквартирного дома занимает длительное время. На сегодняшний день отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, обязывающий собственника жилого помещения провести обследование многоквартирного дома специализированной организацией на предмет аварийности дома. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
От администрации Мотовилихинского района г. Перми поступил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что требования не признают.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Управления жилищных отношений администрации города Перми, указывая в апелляционной жалобе на то, что вопросы признания дома аварийным и подлежащим сносу действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действия управления жилищных отношений администрации г. Перми по планированию проведения обследования домов, свидетельствуют об отсутствии бездействия муниципального образования, что исключает возложение обязанности по совершению определенного действия. Граждане вправе самостоятельно обратиться в специализированную организацию и заказать проведение независимой экспертизы. Вопрос о проведении обследования конструкций дома, с последующим признанием его аварийным целесообразно решать на общем собрании собственников. Просит отменить решение Мотовилихинского районного суда города Перми от 14.01.2015 г. полностью.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Мотовилихинского района г. Перми опровергает доводы апелляционной жалобы и просит оставить решение суда без изменения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 15.04.2009 г. межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 21.04.2008 г. N 144, осуществлено обследование многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, по результатам которого составлен акт обследования многоквартирного дома (л.д. 10-12) и заключение N 90 от 15.04.2009 г. (л.д. 13-14), согласно которым комиссия признала многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, непригодным для проживания. Согласно акту обследования многоквартирного дома и заключения межведомственной комиссии от 15.04.2009 г., обследование многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, специализированной организацией в соответствии с п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, не организовывалось и не проводилось, что ответчиками не оспаривается. Результаты такого обследования, при принятии решения межведомственной комиссией, не учитывались.
Разрешая требования, суд правомерно руководствовался нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006 г. "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения. Поскольку, решение межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г. Перми от 15.04.2009 г. не соответствует требованиям Положения признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на правильном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Признание межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах заключения специализированной организации, проводящей обследование. Привлечение данной организации является одним из необходимых элементов деятельности комиссии, которая должна обеспечиваться органами местного самоуправления. До настоящего времени специализированная организация к проведению обследования дома не привлечена, что свидетельствует о ненадлежащей деятельности межведомственной комиссии, обязанность по организации которой в соответствии с решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 г. N 7 "О территориальных органах администрации г. Перми", Постановлением администрации г. Перми от 04.03.2013 г. N 113 "Об утверждении Типового положения о постоянно действующих межведомственных комиссиях при территориальных органах администрации города Перми по признанию муниципальных и частных жилых помещений, расположенных на территории районов города Перми, непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" возложена на администрацию соответствующего района г. Перми.
Выводы суда о наличии оснований для удовлетворения требований являются правильными.
В силу ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из смысла закона следует, что администрация г. Перми, в том числе и в лице своих территориальных органов, как орган местного самоуправления обязана осуществлять контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за деятельностью межведомственной комиссией, которая проводит обследование и дает соответствующее заключение.
Вопросы признания многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, вне зависимости от наличия в них жилых помещений частного жилищного фонда.
С учетом части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 5, 8 Положения, следует, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования таких домов.
Поскольку признание межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, то привлечение данной организации является одним из необходимых элементов деятельности комиссии, которая должна обеспечиваться органами местного самоуправления.
Не могут повлечь отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что граждане вправе самостоятельно обратиться в специализированную организацию и заказать проведение независимой экспертизы.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае предметом рассмотрения спора является именно бездействие органа местного самоуправления, который должен осуществлять контроль за деятельностью межведомственной комиссии.
Также не являются обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что действия управления жилищных отношений администрации г. Перми по планированию проведения обследования домов, свидетельствуют об отсутствии бездействия муниципального образования, что исключает возложение обязанности по совершению определенного действия.
Действия управления жилищных отношений администрации г. Перми по планированию обследования ряда домов в 2015, 2016 и 2017 году юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора не является и не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку предметом спора являются действия администрации г. Перми по обеспечению обследования конкретного дома по адресу: <...>.
Поскольку обследование данного дома на день разрешения спора не проведено и не создана комиссия по обследованию данного дома, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Актом обследования дома от 15.04.2009 г. подтверждается то, что проживание граждан в данном доме угрожает безопасности их жизни и здоровья.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность принятого судом решения либо опровергающих выводы суда в апелляционной жалобе не приводится.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда, для которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 17 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)