Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика: Бодягин Ю.В. по доверенности от 01.06.2015 года (сроком на 1 год)
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город" (07АП-4328/15)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 10 марта 2015 года по делу N А27-18869/2014 (судья Кормилина Ю.Ю.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750, г. Кемерово)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город" (ОГРН 1104246000517, ИНН 4246017330, г. Тайга)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Наш Дом" (ОГРН 1074246000905, ИНН 4246008776, г. Тайга),
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ" (ОГРН 1074246000619, ИНН 4246008511, г. Тайга)
о взыскании 452268 руб. 43 коп.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее по тексту - ООО "Кузбасская энергосетевая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город" (далее по тексту - ООО УК "Город", Управляющая компания, ответчик) о взыскании 452268 руб. 48 коп. расходов по установке приборов учета в жилых домах, расположенных в г. Тайга по адресам: ул. Восточная, 76, 82, 84; ул. Квартал "А", 4, 6, 14, 19; ул. Ключевая, 46; ул. Кирова, 7, 49, 71, 72, 74; ул. Лермонтова, 15; ул. Луговая, 79, 81, 83; ул. Мира, 1, 1а, 2а; ул. Нарымская, 6а, 6б; ул. Октябрьская, 37; ул. Почтовая, 101; ул. Савинова, 6, 8, 14; ул. Северная, 3, 3а; ул. Советская, 234а, 238, 240а, 240б; ул. Совхозная, 1; ул. Строительная, 22, 24, 33, 37, 39, 41; ул. Шевченко, 16, 22; ул. Щетинкина, 56, 60; ул. 40 лет Октября, 1, 7, 17, 26; ул. Школьная, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Наш дом" (далее по тексту - ООО УК "Наш дом"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ" (далее по тексту - ООО "УК "ЖКХ").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.03.2015 года требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.03.2015 года отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, указывает, что статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 261-ФЗ) предусмотрена установка общедомовых приборов учета за счет собственников помещений многоквартирных домов; ООО УК "Город" приняв на обслуживание жилой фонд в марте 2013 года, не обязано погашать расходы перед истцом, обязанность по возмещению соответствующих расходов должна быть возложена на третьих лиц осуществлявших обслуживание жилых домов в 2012 году.
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, в ней указанным.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение Арбитражного суда Кемеровской области без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку арбитражный суд в данном случае пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Письменный отзыв ООО "Кузбасская энергосетевая компания" приобщен к материалам дела.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представили.
Истец, третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании протоколов общих собраний собственников помещений ООО УК "Город" является управляющей организации следующих жилых домов: по ул. Восточная, 82,84 - протоколы от 04.03.2013 года, 27.02.2013 года; по ул. Квартал "А", 4, 6, 14, 19 - протоколы от 18.02.2013 года, 17.02.2013 года, 13.02.2013 года, 08.04.2013 года; по ул. Кирова, 7, 49 - протоколы от 26.02.2013 года, от 01.03.2013 года; по ул. Лермонтова, 15 - протокол от 05.02.2013 года; по ул. Луговая, 79,81,83 - протоколы от 13.03.2013 года, 17.03.2013 года, 18.03.2013 года; по ул. Мира, 1, 2а - протоколы от 26.02.2013 года, 06.03.2013 года; по ул. Нарымская, 6а, 6б 2а - протоколы от 10.03.2013 года, 10.03.2013 года; по ул. Октябрьская, 37 - протокол от 08.02.2013 года; по ул. Почтовая, 101 - протокол от 24.02.2013 года; по ул. Савинова, 6,8,14 - протоколы от 28.02.2013 года, 27.02.2013 года, 24.02.2013 года; по ул. Северная, 3, 3а - протоколы от 07.03.2013 года, 07.03.2013 года; по ул. Советская, 238, 240а, 240б - протоколы от 05.04.2013 года, 18.03.2013 года, 19.03.2013 года; по ул. Совхозная,1 - протокол от 13.06.2013 года; по ул. Строительная, 22, 24, 33, 37, 39, 41 - протоколы от 01.03.2013 года, 28.02.2013 года, 11.03.2013 года, 18.02.2013 года, от 06.02.2013 года, от 04.03.2013 года; по ул. Шевченко,16, 22 - протоколы от 10.03.2013 года, 10.03.2013 года; по ул. Щетинкина, 56 - протокол от 30.03.2013 года; по ул. 40 лет Октября, 7, 17, 26 - протоколы от 26.03.2013 года, 18.02.2013 года, 31.05.2013 года; по ул. Школьная,7, 9, 10, 11, 12, 14, 16 - протоколы от 04.02.2014 года, 30.01.2014 года, 01.02.2014 года, 14.02.2014 года, 12.02.2014 года, 15.02.2014 года, 13.02.2014 года.
Кроме того, ООО УК "Город" является управляющей организацией жилых домов, расположенных по адресам: ул. Восточная, 76, ул. Ключевая, 46, пр. Кирова, 71,72,74, ул. Мира, 1а, ул. Советская, 234а, ул. Щетинкина, 60, ул. 40 лет Октября, 1.
В 2012 году по всем указанным адресам истцом установлены общедомовые электросчетчики, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию общедомовых электросчетчиков, жилых подписанных с участием:
- ООО "УК ЖКХ" в отношении домов по ул. Восточная, 76, 82, 84, Квартал "А", 4, 6, 14, 19, ул. Ключевая, 46, ул. Кирова, 7, 49, 71, 72, 74, ул. Лермонтова, 15, ул. Луговая, 79, 81, 83, ул. Мира, 1, 1а, 2а, ул. Нарымская, 6а, 6б, ул. Октябрьская, 37, ул. Почтовая, 101, ул. Савинова, 6, 8, 14, ул. Северная, 3, 3а, ул. Советская, 234а, 238, 240а, 240б, ул. Строительная, 22, 24, 33, 37, 39, 41, ул. Шевченко,16, 22, ул. Щетинкина, 56, 60, ул. 40 лет Октября, 1, 7, 17, 26; ТСЖ "Путеец" в отношении дома по ул. Советская, 234а; ООО УК "Наш дом" в отношении домов по ул. Совхозная, 1, ул. Школьная, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16.
Стоимость установки приборов учета определена истцом на основании "Прейскуранта цен на установку, оказание услуг по поверке, опломбировке и эксплуатации приборов учета электроэнергии для населения, УК, ТСЖ и других жилищных организаций по ООО "КЭНК" с 01.03.2012 года, расшифровок стоимости материалов, используемых при монтаже общедомового учета электрической энергии.
16.09.2014 года истцом в адрес ответчика направлена претензией исх. N 03-1342/14 с требованием об оплате расходов за установку электросчетчиков в сумме 452 268, 43 руб.
Поскольку понесенные истцом расходы на установку общедомовых приборов учета электрической энергии не компенсированы ответчиком, являющимся управляющей организацией в вышеуказанных многоквартирных жилых домах, в добровольном порядке, ООО "Кузбасская энергосетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) до 01.01.2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с пре-доставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Цен-трального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Таким образом, нормами Закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Содержание части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что расходы на установку прибора учета должны нести собственники помещений многоквартирных жилых домов, а не управляющая организация, является несостоятельным, поскольку конечными потребителями услуги по установке приборов учета являются собственники помещений, в рассматриваемом случае управляющая компания выступает в роли исполнителя коммунальной услуги, расходы по установке приборов учета производятся за счет средств собственников помещений многоквартирных жилых домов, собираемых управляющей компанией.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
В данном случае ответчик выставляет собственникам помещений счета (квитанции) на оплату коммунальных услуг, а также расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Энергоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, не выставляет собственникам квартир квитанцию на оплату и не может взыскивать напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои понесенные расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.
Общедомовые приборы учета в указанных выше многоквартирных домах введены в эксплуатацию, что фактически свидетельствует об исполнении обязанности по установке общедомового прибора учета, предусмотренной частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Из приведенных выше норм права следует, что действующим жилищным законодательством и Федерального закона "Об энергосбережении" N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Поскольку действия истца по установке общедомового прибора учета электрической энергии основаны на требованиях Закона N 261-ФЗ соответственно, возникает встречное обязательство по оплате истцу расходов на установку приборов учета, которое правомерно возложено в данном случае на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату подобных работ непосредственно их исполнителю только в случае, если такие расходы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Возможностью по включению этих расходов в состав указанных обязательных платежей обладает только ответчик, который, выступая в качестве управляющей организации, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества домов, предоставляет коммунальные услуги, а также осуществляет иную, направленную на достижение целей управления домами деятельность. В рамках этой деятельности ответчик осуществляет сбор денежных средств с собственников помещений в многоквартирных домах.
Довод апеллянта о том, что в период установки спорных приборов учета ООО УК "Город" не являлось управляющей организацией, в связи с чем обязанность по возмещению соответствующих расходов должна быть возложена на третьих лиц, осуществлявших обслуживание жилых домов, судом не принимаются.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установка приборов общедомового учета в спорных многоквартирных домах была оплачена истцу предыдущими управляющими организациями - ООО УК "ЖКХ", ООО УК "Наш Дом". При указанных обстоятельствах установка приборов учета при управлении многоквартирными домами иной управляющей организацией в отсутствие фактов оплаты произведенных работ не исключает обязанности управляющей организации, действующей в период обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, оплатить соответствующие работы, поскольку прежняя управляющая организация не вправе осуществлять каких-либо действий в отношении находившихся ранее в ее управлении многоквартирных жилых домов, в том числе и осуществлять сбор денежных средств для оплаты работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Также суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции в части отклонения доводов ответчика об отсутствии оснований для взыскания расходов по установке приборов учета, установленных в жилых домах по ул. Школьная, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16, поскольку доказательств прекращения договоров ответчиком в материалы дела не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 марта 2015 года по делу N А27-18869/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Л.А.КОЛУПАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.06.2015 N 07АП-4328/2015 ПО ДЕЛУ N А27-18869/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2015 г. по делу N А27-18869/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика: Бодягин Ю.В. по доверенности от 01.06.2015 года (сроком на 1 год)
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город" (07АП-4328/15)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 10 марта 2015 года по делу N А27-18869/2014 (судья Кормилина Ю.Ю.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750, г. Кемерово)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город" (ОГРН 1104246000517, ИНН 4246017330, г. Тайга)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Наш Дом" (ОГРН 1074246000905, ИНН 4246008776, г. Тайга),
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ" (ОГРН 1074246000619, ИНН 4246008511, г. Тайга)
о взыскании 452268 руб. 43 коп.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее по тексту - ООО "Кузбасская энергосетевая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Город" (далее по тексту - ООО УК "Город", Управляющая компания, ответчик) о взыскании 452268 руб. 48 коп. расходов по установке приборов учета в жилых домах, расположенных в г. Тайга по адресам: ул. Восточная, 76, 82, 84; ул. Квартал "А", 4, 6, 14, 19; ул. Ключевая, 46; ул. Кирова, 7, 49, 71, 72, 74; ул. Лермонтова, 15; ул. Луговая, 79, 81, 83; ул. Мира, 1, 1а, 2а; ул. Нарымская, 6а, 6б; ул. Октябрьская, 37; ул. Почтовая, 101; ул. Савинова, 6, 8, 14; ул. Северная, 3, 3а; ул. Советская, 234а, 238, 240а, 240б; ул. Совхозная, 1; ул. Строительная, 22, 24, 33, 37, 39, 41; ул. Шевченко, 16, 22; ул. Щетинкина, 56, 60; ул. 40 лет Октября, 1, 7, 17, 26; ул. Школьная, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Наш дом" (далее по тексту - ООО УК "Наш дом"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ" (далее по тексту - ООО "УК "ЖКХ").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.03.2015 года требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.03.2015 года отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, указывает, что статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 261-ФЗ) предусмотрена установка общедомовых приборов учета за счет собственников помещений многоквартирных домов; ООО УК "Город" приняв на обслуживание жилой фонд в марте 2013 года, не обязано погашать расходы перед истцом, обязанность по возмещению соответствующих расходов должна быть возложена на третьих лиц осуществлявших обслуживание жилых домов в 2012 году.
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, в ней указанным.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение Арбитражного суда Кемеровской области без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку арбитражный суд в данном случае пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Письменный отзыв ООО "Кузбасская энергосетевая компания" приобщен к материалам дела.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представили.
Истец, третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании протоколов общих собраний собственников помещений ООО УК "Город" является управляющей организации следующих жилых домов: по ул. Восточная, 82,84 - протоколы от 04.03.2013 года, 27.02.2013 года; по ул. Квартал "А", 4, 6, 14, 19 - протоколы от 18.02.2013 года, 17.02.2013 года, 13.02.2013 года, 08.04.2013 года; по ул. Кирова, 7, 49 - протоколы от 26.02.2013 года, от 01.03.2013 года; по ул. Лермонтова, 15 - протокол от 05.02.2013 года; по ул. Луговая, 79,81,83 - протоколы от 13.03.2013 года, 17.03.2013 года, 18.03.2013 года; по ул. Мира, 1, 2а - протоколы от 26.02.2013 года, 06.03.2013 года; по ул. Нарымская, 6а, 6б 2а - протоколы от 10.03.2013 года, 10.03.2013 года; по ул. Октябрьская, 37 - протокол от 08.02.2013 года; по ул. Почтовая, 101 - протокол от 24.02.2013 года; по ул. Савинова, 6,8,14 - протоколы от 28.02.2013 года, 27.02.2013 года, 24.02.2013 года; по ул. Северная, 3, 3а - протоколы от 07.03.2013 года, 07.03.2013 года; по ул. Советская, 238, 240а, 240б - протоколы от 05.04.2013 года, 18.03.2013 года, 19.03.2013 года; по ул. Совхозная,1 - протокол от 13.06.2013 года; по ул. Строительная, 22, 24, 33, 37, 39, 41 - протоколы от 01.03.2013 года, 28.02.2013 года, 11.03.2013 года, 18.02.2013 года, от 06.02.2013 года, от 04.03.2013 года; по ул. Шевченко,16, 22 - протоколы от 10.03.2013 года, 10.03.2013 года; по ул. Щетинкина, 56 - протокол от 30.03.2013 года; по ул. 40 лет Октября, 7, 17, 26 - протоколы от 26.03.2013 года, 18.02.2013 года, 31.05.2013 года; по ул. Школьная,7, 9, 10, 11, 12, 14, 16 - протоколы от 04.02.2014 года, 30.01.2014 года, 01.02.2014 года, 14.02.2014 года, 12.02.2014 года, 15.02.2014 года, 13.02.2014 года.
Кроме того, ООО УК "Город" является управляющей организацией жилых домов, расположенных по адресам: ул. Восточная, 76, ул. Ключевая, 46, пр. Кирова, 71,72,74, ул. Мира, 1а, ул. Советская, 234а, ул. Щетинкина, 60, ул. 40 лет Октября, 1.
В 2012 году по всем указанным адресам истцом установлены общедомовые электросчетчики, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию общедомовых электросчетчиков, жилых подписанных с участием:
- ООО "УК ЖКХ" в отношении домов по ул. Восточная, 76, 82, 84, Квартал "А", 4, 6, 14, 19, ул. Ключевая, 46, ул. Кирова, 7, 49, 71, 72, 74, ул. Лермонтова, 15, ул. Луговая, 79, 81, 83, ул. Мира, 1, 1а, 2а, ул. Нарымская, 6а, 6б, ул. Октябрьская, 37, ул. Почтовая, 101, ул. Савинова, 6, 8, 14, ул. Северная, 3, 3а, ул. Советская, 234а, 238, 240а, 240б, ул. Строительная, 22, 24, 33, 37, 39, 41, ул. Шевченко,16, 22, ул. Щетинкина, 56, 60, ул. 40 лет Октября, 1, 7, 17, 26; ТСЖ "Путеец" в отношении дома по ул. Советская, 234а; ООО УК "Наш дом" в отношении домов по ул. Совхозная, 1, ул. Школьная, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16.
Стоимость установки приборов учета определена истцом на основании "Прейскуранта цен на установку, оказание услуг по поверке, опломбировке и эксплуатации приборов учета электроэнергии для населения, УК, ТСЖ и других жилищных организаций по ООО "КЭНК" с 01.03.2012 года, расшифровок стоимости материалов, используемых при монтаже общедомового учета электрической энергии.
16.09.2014 года истцом в адрес ответчика направлена претензией исх. N 03-1342/14 с требованием об оплате расходов за установку электросчетчиков в сумме 452 268, 43 руб.
Поскольку понесенные истцом расходы на установку общедомовых приборов учета электрической энергии не компенсированы ответчиком, являющимся управляющей организацией в вышеуказанных многоквартирных жилых домах, в добровольном порядке, ООО "Кузбасская энергосетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) до 01.01.2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с пре-доставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Цен-трального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Таким образом, нормами Закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Содержание части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что расходы на установку прибора учета должны нести собственники помещений многоквартирных жилых домов, а не управляющая организация, является несостоятельным, поскольку конечными потребителями услуги по установке приборов учета являются собственники помещений, в рассматриваемом случае управляющая компания выступает в роли исполнителя коммунальной услуги, расходы по установке приборов учета производятся за счет средств собственников помещений многоквартирных жилых домов, собираемых управляющей компанией.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
В данном случае ответчик выставляет собственникам помещений счета (квитанции) на оплату коммунальных услуг, а также расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Энергоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, не выставляет собственникам квартир квитанцию на оплату и не может взыскивать напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои понесенные расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.
Общедомовые приборы учета в указанных выше многоквартирных домах введены в эксплуатацию, что фактически свидетельствует об исполнении обязанности по установке общедомового прибора учета, предусмотренной частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Из приведенных выше норм права следует, что действующим жилищным законодательством и Федерального закона "Об энергосбережении" N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Поскольку действия истца по установке общедомового прибора учета электрической энергии основаны на требованиях Закона N 261-ФЗ соответственно, возникает встречное обязательство по оплате истцу расходов на установку приборов учета, которое правомерно возложено в данном случае на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату подобных работ непосредственно их исполнителю только в случае, если такие расходы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Возможностью по включению этих расходов в состав указанных обязательных платежей обладает только ответчик, который, выступая в качестве управляющей организации, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества домов, предоставляет коммунальные услуги, а также осуществляет иную, направленную на достижение целей управления домами деятельность. В рамках этой деятельности ответчик осуществляет сбор денежных средств с собственников помещений в многоквартирных домах.
Довод апеллянта о том, что в период установки спорных приборов учета ООО УК "Город" не являлось управляющей организацией, в связи с чем обязанность по возмещению соответствующих расходов должна быть возложена на третьих лиц, осуществлявших обслуживание жилых домов, судом не принимаются.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установка приборов общедомового учета в спорных многоквартирных домах была оплачена истцу предыдущими управляющими организациями - ООО УК "ЖКХ", ООО УК "Наш Дом". При указанных обстоятельствах установка приборов учета при управлении многоквартирными домами иной управляющей организацией в отсутствие фактов оплаты произведенных работ не исключает обязанности управляющей организации, действующей в период обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, оплатить соответствующие работы, поскольку прежняя управляющая организация не вправе осуществлять каких-либо действий в отношении находившихся ранее в ее управлении многоквартирных жилых домов, в том числе и осуществлять сбор денежных средств для оплаты работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Также суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции в части отклонения доводов ответчика об отсутствии оснований для взыскания расходов по установке приборов учета, установленных в жилых домах по ул. Школьная, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16, поскольку доказательств прекращения договоров ответчиком в материалы дела не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 марта 2015 года по делу N А27-18869/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Л.А.КОЛУПАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)