Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13282/2015

Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, о признании незаконным непредоставления ответа, об обязании выдать разрешение на перевод жилого помещения в нежилое.

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Заявитель обратился с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое с приложением пакета документов, однако получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. по делу N 33-13282/2015


Судья: Матвеева Н.А.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Варламовой Е.А.
при секретаре А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 июня 2015 г. апелляционную жалобу администрации г. Реутов Московской области на решение Реутовского городского суда Московской области от 01 апреля 2015 г. по делу по заявлению К. о признании незаконным отказа администрации г. Реутов в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, о признании незаконным непредоставление ответа, об обязании выдать разрешение на перевод жилого помещения в нежилое,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя администрации города Реутов Московской области - М., представителя К. - А.В.,
установила:

К. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ администрации г. Реутов в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, о признании незаконным непредоставления решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение с перепланировкой и устройством отдельного входа по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. N 502, об обязании выдать разрешение на перевод жилого помещения в нежилое.
В обоснование заявления К. указала, что является собственником однокомнатной квартиры N <данные изъяты>, общей площадью 33,4 кв. м, расположенной на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты>. 03 октября 2014 г. она обратилась в Муниципальное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Реутов" с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение с приложением пакета документов согласно требованиям пункта 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, включающим в себя проект переустройства и перепланировки переводимого помещения.
Однако 17 ноября 2014 г. администрация г. Реутов в письме N <данные изъяты> отказала заявителю в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, сославшись, что предусмотренное проектом расширение балкона на 3,90 кв. м, и пристройка тамбура 5,0 кв. м с обустройством отдельного входа является не перепланировкой и переустройством, а реконструкцией объекта капитального строительства, что влечет за собой уменьшение размера общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и допускается только с согласия всех собственников помещений в доме.
Уведомления о переводе жилого помещения в нежилое помещение или об отказе в переводе по форме и в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. N 502, администрация г. Реутов заявителю не направила, что, по мнению заявителя, является незаконным.
Заявитель считает, что перечень представленных ею документов является полным и препятствий для получения в установленном порядке разрешения на перевод жилого помещения в нежилое помещение не имеется, запланированные работы соответствуют строительным и техническим нормам, а проект переоборудования жилого помещения в нежилое не приведет к уменьшению общего имущества.
В судебное заседание в суде первой инстанции заявитель К. не явилась, была извещена. Ее представитель по доверенности А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации г. Реутов М. против удовлетворения заявленных требований возражала, представила письменный отзыв (л.д. 64 - 65). Указала, что в соответствии с Административным регламентом предоставления администрацией г. Реутов услуги по выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение Межведомственной комиссией при Администрации г. Реутов были рассмотрены поступившие от К. документы, и по результатам их рассмотрения с целью предоставления возможности устранения выявленных недоработок заявителю было направлено письмо от 17 ноября 2014 г. N <данные изъяты>.
Решением Реутовского городского суда Московской области от 01 апреля 2015 г. заявление К. удовлетворено. Признаны незаконными отказ администрации г. Реутов К. в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, оформленный письмом от 17 ноября 2014 г. N П<данные изъяты>, а также непредставление администрацией г. Реутов К. решения по ее заявлению о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в нежилое помещение с перепланировкой и устройством отдельного входа по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 502. В целях восстановления нарушенного права на администрацию г. Реутов возложена обязанность выдать К. разрешение на перевод жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, в нежилое помещение согласно представленному эскизному проекту перепланировки, выполненному ООО "Проект-Сервис групп".
В апелляционной жалобе администрация г. Реутов просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представитель администрации г. Реутов М. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебное заседание К. не явилась, была извещена. Ее представитель А.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Вопросы перевода жилого помещения в нежилое регулируются главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и включают в себя условия такого перевода (статья 22 ЖК РФ), порядок этого перевода (статья 23 ЖК РФ), основания для отказа в переводе (статья 24 ЖК РФ).
Так, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (часть 1 статьи 23 ЖК РФ).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) - часть 2 статьи 23 ЖК РФ.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 этой статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 этой статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений (часть 4 статьи 23 ЖК РФ).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем (часть 5 статьи 23 ЖК РФ).
Вопросы переустройства и перепланировки жилого помещения урегулированы главой 4 ЖК РФ.
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения (часть 1 статьи 25 ЖК РФ). Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абзац второй пункта. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170).
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 статьи 25 ЖК РФ). Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абзац 3 пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В силу пункта 3 части 1 статьи 27 ЖК РФ к числу оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения относится, в том числе несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что К. является собственником однокомнатной квартиры общей площадью 33,4 кв. м, расположенной на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу <данные изъяты>.
03 октября 2014 г. заявитель обратилась в муниципальное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Реутов" с заявлением и документами о переводе жилого помещения в нежилое помещение, в том числе с проектом переустройства и перепланировки жилого помещения.
17 ноября 2014 г. администрация г. Реутов направила заявителю письмо N <данные изъяты>, в котором сообщила, что обращение заявителя о выдаче разрешена на перепланировку жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, с последующим переводом его в нежилое помещение рассмотрено 08 октября 2014 г. Межведомственной комиссией при администрации г. Реутов принято решение об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, поскольку К. планируется расширение балкона на 3,90 кв. м, и пристрой тамбура площадью 5,0 кв. м, с обустройством отдельного входа в квартиру, что по мнению администрации, свидетельствует о реконструкции объекта капитального строительства, влечет уменьшение общего имущества собственников в многоквартирном доме и возможно только с их согласия.
При этом какого-либо решения по ее заявлению о переводе жилого помещения в нежилое помещение администрацией г. Реутов не принималось и заявителю не направлялось.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным отказа администрации г. Реутов в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, суд исходил из того, что планируемое обустройство переводимого помещения не относится к реконструкции жилого дома, а в силу положений жилищного и градостроительного законодательства является работами по переустройству и переоборудованию жилого помещения. Судом также сослался, что решением общего собрания собственников жилого помещения в многоквартирном доме N <данные изъяты> по <данные изъяты>, от 03 августа 2014 г., проведенного в форме заочного голосования, собственники помещений дали согласие на обустройство отдельных входов из ряда расположенных на первом этаже квартир, в том числе из квартиры N <данные изъяты>, с возведением входных групп и размещением рекламных конструкций над входными группами.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда о незаконности такого отказа администрации г. Реутов.
Согласно экспликации квартиры N <данные изъяты> до переоборудования ее площадь составляет 33,4 кв. м (л.д. 34).
После предполагаемого переоборудования будет два самостоятельных помещения площадью 21,7 кв. м и 21,3 кв. м с отдельными входами (л.д. 36 - 38), общей площадью 43 кв. м, что очевидно больше имеющейся площади жилого помещения.
Таким образом, с учетом предлагаемого увеличения площади планируемое К. переоборудование жилого помещения явно подпадает под признаки реконструкции, под которой в силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
При возведении пристройки к жилому помещению К. изменится не только это жилое помещение, но и сам жилой дом, как объект недвижимости, поскольку его планировка и площадь также увеличатся по сравнению с первоначальными.
С учетом того, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, а не по правилам Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает правильным отказ администрации г. Реутов в согласовании вышеуказанного переоборудования жилого помещения по заявлению К., поданному по правилам ЖК РФ.
В связи с изложенным, решение суда в части удовлетворения требований о признании незаконным отказа в перепланировке и переустройстве жилого помещения подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в этой части.
Что касается решения суда в части удовлетворения требований К. о признании незаконным непредоставление администрацией г. Реутов К. решения по ее заявлению о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в нежилое помещение с перепланировкой и устройством отдельного входа, то судебная коллегия находит решение суда в этой части правильным, поскольку администрация не исполнила возложенную на нее обязанность по рассмотрению заявления в установленном порядке в определенный срок с принятием решения по установленной форме.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе администрации г. Реутов и доводам представителя администрации г. Реутов в суде апелляционной инстанции, письмо администрации г. Реутов от 17 ноября 2014 г. не свидетельствует о том, что по заявлению К. администрацией было принято какое-либо решение в установленном порядке, в том числе, в соответствии с Административным регламентом предоставления администрацией г.о. Реутов муниципальной услуги "Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" (л.д. 66 - 84). Каких-либо указаний на приостановление решения вопроса перевода жилого помещения в нежилое имеющееся в материалах дела письмо администрации г. Реутов от 17 ноября 2014 г. не содержит.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в связи с непринятием администрацией г. Реутов решения по заявлению К., суд в целях восстановления нарушенных прав К. неправомерно удовлетворил ее требования о принятии решения о переводе жилого помещения в нежилое в соответствии с представленным проектом, хотя следовало возложить на администрацию г.о. Реутов обязанность рассмотреть заявление К. в установленном порядке с вынесением решения в соответствующей форме, поскольку принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое в силу статьи 23 ЖК РФ относится к компетенции органов местного самоуправления, и вне рамок оспаривания решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое суд не вправе был высказываться в отношении наличия оснований для такого перевода.
С учетом изложенного, решение суда подлежит оставлению без изменения в части удовлетворения требований о признании незаконным непредставление администрацией г. Реутов К. решения по ее заявлению о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в нежилое помещение с перепланировкой и устройством отдельного входа. В части остальных требований (о признании незаконным отказа администрации г. Реутов в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, а также об обязании выдать разрешение на перевод жилого помещения в нежилое) решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в этой части. Кроме того, на администрацию г.о. Реутов следует возложить обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление К. о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: город <данные изъяты>, в нежилое помещение, и принять решение по этому заявлению.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Реутовского городского суда Московской области от 01 апреля 2015 г. оставить без изменения в части признания незаконным непредставление администрацией г. Реутов К. решения по ее заявлению о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в нежилое помещение с перепланировкой и устройством отдельного входа по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. N 502.
В остальной части решение Реутовского городского суда Московской области от 01 апреля 2015 г. отменить с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований К. о признании незаконным отказа администрации г. Реутов в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, оформленного письмом от 17 ноября 2014 г. N п-К2958; а также в обязании администрации г. Реутов выдать К. разрешение на перевод жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, в нежилое согласно представленного эскизного проекта перепланировки.
Обязать администрацию г.о. Реутов рассмотреть в установленном порядке заявление К. о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в нежилое помещение, и принять решение по этому заявлению.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)