Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 07АП-609/2015 ПО ДЕЛУ N А27-19244/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N А27-19244/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Афанасьевой Е.В., Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хасанзяновым А.И.,
при участии:
от истца: Дядченко А.В., доверенность от 16.02.2015, Ширяева Т.А., доверенность от 12.01.2015,
от ответчика: Алхимов С.В., доверенность от 07.06.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (07АП-609/2015) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.12.2014 по делу N А27-19244/2014 (судья Бондаренко С.С.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (ОГРН 1114205000733, ИНН 4205214593)
к открытому акционерному обществу "Северо - Кузбасская энергетическая компания" (ОГРН 1084205006600, ИНН 4205153492)
об обязании произвести корректировку,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (далее - ООО "УК "Жилищник") обратилось с иском заявлением к открытому акционерному обществу "Северо - Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК") об обязании произвести перерасчет (корректировку) объема услуг по приему сточных вод, предъявленных за периоды с 01.08.2012 по 31.12.2012, с 01.06.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.07.2014 в соответствии с требованиями подпункта "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 далее - Правила 124), а именно определить объем оказанной услуги водоотведения как сумму объемов водопотребления по индивидуальным приборам учета горячей и холодной воды и норматива в отсутствие индивидуальных приборов учета.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.12.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "УК "Жилищник" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование подателем указано, что в соответствии с Правилами N 124 объемы принятых сточных вод должны определяться как сумма объемов холодной и горячей воды, определенных по показаниям индивидуальных приборов, по нормативам, установленным уполномоченным органом. ООО "УК "Жилищник" как хозяйствующий субъект без самостоятельного экономического интереса оплачивает объем коммунального ресурса денежными средствами исходя из платежей, поступивших от граждан.
ОАО "СКЭК" в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представители истца поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ОАО "СКЭК" (энергоснабжающая компания) и ООО "УК "Жилищник" (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.08.2012 N 2613, в соответствии с которым ОАО "СКЭК" обязалось отпускать абоненты через присоединенную сеть на границу эксплуатационной ответственности питьевую воду и принимать сточки в количестве необходимом для удовлетворения коммунально-бытовых нужд населения, проживающего в домах, находящихся под управлением истца (пункт 2.2.1 договора), а абонент обязался соблюдать лимиты и режим потребления питьевой воды и сброса сточных вод и своевременно производить оплату потребленной воды и оказанных услуг по водоотведению (пункты 2.4.1, 2.4.13 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора, определение количества потребленной питьевой воды производится по показаниям приборов учета, указанных в Приложении N 2 (пункт 3.1 договора).
В случае отсутствия приборов учета объем сточных вод рассчитывается как сумма объемов потребленной питьевой воды и горячей воды. Объем горячей воды для определения количества стоков определяется расчетным путем по установленным нормативам (пункт 3.2.1 договора).
Срок действия договора устанавливается с 01.08.2012 по 31.12.2012 с условием о его пролонгации (пункт 9.1. договора).
В периоды с 01.08.2012 по 31.12.2012, с 01.06.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.07.2014 ответчик оказывал истцу услуги водоотведения.
При этом, объем водоотведения определен энергоснабжающей организацией расчетным путем как сумма объемов холодного водоснабжения (определенного по общедомовому прибору учета) и объемов горячего водоснабжения (определенного по нормативу водопотребления и данным индивидуальных приборов учета).
Оспаривая размер начислений, указывая, что примененная методика расчета объема предоставленной услуги по приему сточных вод противоречит подп. "в" пункта 21 Правил N 124 от 14.02.2012, ООО "УК "Жилищник" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями пункта 5 статьи 1, пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предлагаемый истцом порядок расчета противоречит действующему законодательству.
Апелляционный суд соглашается с решением суда, при этом исходит из следующего.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 установлено, что разъяснения по применению Правил N 354, дает Министерство строительства и ЖКХ РФ.
В письме от 10.04.2014 N 5942-МС/04 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ дано следующее разъяснение.
1 января 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу части 5 статьи 1 Закона N 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения данного Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Частью 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения. Положения данной нормы Закона N 416-ФЗ носят императивный характер. Нормы Закона N 416-ФЗ имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." объем сточных вод должен определяться на границе общего имущества многоквартирного дома и централизованной системы водоотведения.
Также, согласно статье 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях.
Таким образом, в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, принимается организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения.
Более того, согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 26.08.2014 по делу N 307-ЭС14-222, в отсутствие общедомовых приборов учета стоков объем водоотведения в многоквартирных домах должен определятся с учетом показаний установленных общедомовых приборов холодной и горячей воды.
Позиция по данному вопросу высшей судебной инстанции и министерства строительства и ЖКХ РФ полностью соответствует принципу определения объемов коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом, в месте их передачи (на границе эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации и управляющей компании).
Так, пунктом 23 Правил холодного водоснабжения и водоотведения утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 установлено, что граница раздела эксплуатационной ответственности является местом исполнения обязательства ресурсоснабжающей организации по поставке холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ приборы учета сточных вод по общему правилу должны размещаться абонентом на границе, балансовой принадлежности сетей (эксплуатационной ответственности).
Согласно пункту 21 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем входящих в состав общего имущества и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
По действующему между сторонами договору водоснабжения и водоотведения внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения между ОАО "СКЭК" и ООО "УК Жилищник" является внешняя стена многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета советующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Тем самым, определение объемов водоотведения при расчетах между ОАО "СКЭК" и ООО "УК Жилищник" обоснованно производится с учетом показаний общедомовых приборов холодной воды. Правовых оснований для предлагаемого ООО "УК Жилищник" перерасчета не имеется.
В соответствии с пунктом 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативу потребления, установленному органом местного самоуправления (пункт 19 Правил N 307).
Таким образом, действующее нормативное регулирование спорных отношений допускает учет фактического объема водоотведения в расчетах между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета (по общедомовым приборам учета), либо расчетным путем, исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
Поскольку в спорных многоквартирных домах установлены общедомовые приборы учета холодного водоснабжения, расчеты с ресурсоснабжающей организацией за услуги по водоотведению исполнителем коммунальных услуг не могут быть основаны на показаниях индивидуальных приборов учета.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.12.2014 по делу N А27-19244/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА

Судьи
Е.В.АФАНАСЬЕВА
Е.Г.ШАТОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)