Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2014 ПО ДЕЛУ N А54-3191/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. по делу N А54-3191/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Федин К.А., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-21" (г. Рязань, ОГРН 1046209019460, ИНН 6234008888) - Андронова Ю.В. (доверенность от 09.01.2014 N 01/01), в отсутствие заинтересованного лица - Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН 1026201270260), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-21" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.04.2014 по делу N А54-3191/2013 (судья Котлова Л.И.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-21" (далее заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к администрации города Рязани в лице Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства (далее ответчик, Управление, УЭиЖКХ) о признании недействительным решения, оформленного протоколом от 17.05.2013, о недопущении заявок для участия в конкурсном отборе многоквартирных домов на получение субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту; обязании рассмотреть представленные заявки с приложенными документами по существу. (С учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 01.04.2014 в удовлетворении заявленных обществом требований.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить. По мнению заявителя, статья 160 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит запрета на использование факсимиле при заверении копий документов, кроме того положения указанной статьи вообще не могут применяться в данном случае. Также отмечает, что Порядок предоставления в 2013 году управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов не содержит запрета на использование факсимиле. Кроме того, указывает, что решение Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательский и иной экономической деятельности.
Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом, 26.04.2013 общество представило в УЭиЖКХ заявки на проведение капитального ремонта и предоставление субсидий в отношении домов по адресам: ул. Электрозаводская, д. 54 "В"; ул. Ленина, д. 12; ул. Кальная, д. 18; ул. Либкнехта, д. 15; ул. Фирсова, д. 18; ул. Урицкого, д. 14 корп. 2; ул. Лермонтова, д. 8; ул. Касимовское шоссе, д. 21 корп. 3.
УЭиЖКХ пришло к выводу, что заявки ООО "ЖЭУ-21" не соответствуют требованиям Порядка предоставления в 2013 году управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации города Рязани постановлением от 28.02.2013 N 656, и содержат ошибки, что зафиксировано в протоколе от 17.05.2013.
Так, согласно протоколу проверки заявок от 17.05.2013, в заявках, поданных ООО "ЖЭУ-21", УЭиЖКХ были выявлены следующие нарушения (многоквартирные дома, расположенные по адресу: ул. Касимовское шоссе, д. 21 корп. 3, ул. Кальная, д. 18, ул. Лермонтова, д. 8, ул. Урицкого, д. 14 корп. 2, ул. Фирсова, д. 18, ул. Либкнехта, д. 15, ул. Ленина, д. 12, ул. Электрозаводская, д. 54 "В" г. Рязани) не представлены схемы распределения долей при заочном голосовании по вопросам проведения капитального ремонта; в представленной дефектной ведомости нет должности, подписи лица, составившего ведомость; в представленной смете по капитальному ремонту нет должности, расшифровки, подписи лица, составившего смету, нет подписи, должности, ФИО лица, проверившего смету; представлена копия Акта обследования технического состояния многоквартирного дома, в соответствии с Порядком должен быть представлен подлинник; в заявке использовано факсимиле вместо подписи директора, в том числе при утверждении локальной сметы.
По многоквартирным домам по ул. Кальная, д. 18, ул. Лермонтова, д. 8, ул. Урицкого, д. 14 корп. 2, ул. Либкнехта, д. 15, ул. Касимовское шоссе, д. 21 корп. 3 г. Рязани, как следует из протокола, в том числе выявлены нарушения в виде отсутствия подписи собственников помещений в листе регистрации очного собрания по вопросам проведения капитального ремонта.
Общество полагает, что заявки ООО "ЖЭУ-21" полностью соответствуют требованиям Порядка предоставления в 2013 году управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации города Рязани постановлением от 28.02.2013 N 656.
Кроме того, ООО "ЖЭУ-21" полагает, что УЭиЖКХ в нарушение пункта 2.5 Порядка не уведомило заявителя об отказе в выдаче субсидий в течение десяти календарных дней после проверки заявок.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, создания благоприятных условий проживания граждан и осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Рязани, в соответствии с решением Рязанской городской Думы от 13.12.2012 N 500-I "Об утверждении бюджета города Рязани на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", руководствуясь статьями 39, 41 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, администрация города Рязани постановлением от 28.02.2013 N 656 утвердила Порядок предоставления в 2013 году управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее Порядок).
В силу пункта 1.1, Порядок определяет условия и порядок предоставления управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов, собственники помещений которых выбрали один из способов управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, субсидии предоставляются с целью создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах на долевое финансирование следующих видов работ капитального характера: ремонт кровли; ремонт общедомовых инженерных систем; ремонт фасадов; общестроительные работы, в том числе ликвидация аварийного состояния конструктивных элементов жилых домов.
Субсидии предоставляются для долевого финансирования указанных работ, а также на составление проектно-сметной документации на капитальный ремонт, осуществление строительного контроля, проводимого в соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса РФ.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Согласно пункту 2.2 Порядка, предоставление субсидий осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Рязани в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке по УЭиЖКХ на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов города Рязани в рамках финансового года.
Субсидии предоставляются на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов, произведенных в 2013 году.
Субсидии предоставляются при наличии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о проведении капитального ремонта и о софинансировании работ по капитальному ремонту.
Комиссией по отбору многоквартирных домов на получение субсидий для проведения капитального ремонта формируется перечень многоквартирных домов в соответствии с критериями отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов, согласно Приложению N 1 к Порядку.
Состав комиссии по отбору многоквартирных домов на получение субсидий для проведения капитального ремонта утверждается распоряжением администрации города Рязани.
При равных баллах, определенных по критериям отбора, первоочередность права на получение субсидий отдается многоквартирному дому с более ранней датой и временем регистрации заявки.
Пункт 2.3 Порядка определяет перечень документов для получения субсидий. Так, заявитель направляет в УЭиЖКХ:
- 2.3.1. заявку на предоставление субсидий по форме согласно Приложению N 2 к Порядку;
- 2.3.2. заверенную копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по выбору способа управления (кроме домов ТСЖ, ЖСК, домов, находящихся в управлении по результатам открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом);
- 2.3.3. заверенную копию договора управления многоквартирным домом (кроме домов ТСЖ, ЖСК);
- 2.3.4. копию свидетельства о регистрации ТСЖ (ЖСК), копию свидетельства о присвоении организации ИНН, копию выписки из Устава ТСЖ (ЖСК), подтверждающую наличие многоквартирного дома в составе ТСЖ (ЖСК), заверенные председателем правления (для домов ТСЖ (ЖСК);
- 2.3.5. заверенную копию технического паспорта многоквартирного дома (экспликация основных технических характеристик) либо иного документа, подтверждающего общую площадь помещений в многоквартирном доме;
- 2.3.6. заверенную копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и заверенную копию протокола общего собрания членов ТСЖ (ЖСК) в случае управления домом данным юридическим лицом по вопросам проведения капитального ремонта, софинансирования работ (при очной форме проведения общего собрания прилагается заверенная копия листа регистрации, при заочной форме - заверенные копии решений собственников помещений с приложением заверенных копий листа регистрации и протокола не состоявшегося из-за отсутствия кворума общего собрания собственников помещений в форме очного голосования);
- 2.3.7. акт обследования технического состояния многоквартирного дома, подписанный государственным жилищным инспектором Рязанской области и скрепленный его именной печатью;
- 2.3.8. дефектную ведомость на проведение работ и смету на проведение работ по капитальному ремонту, проверенную организацией, имеющей свидетельство о допуске к работам по строительному контролю, предусмотренное действующим законодательством РФ;
- 2.3.9. расчет долевого финансирования собственников помещений многоквартирного дома;
- 2.3.10. справку об уровне сбора платы за жилищно-коммунальные услуги (отношение фактического поступления платы поставщикам коммунальных ресурсов и платы за содержание и ремонт жилого помещения к начисленной величине) в целом по многоквартирному дому за последние 12 месяцев до даты подачи заявки, за исключением месяца, предшествующего месяцу даты подачи заявки, по форме согласно Приложению N 3 к Порядку.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка, заявки принимаются и регистрируются отделом по организации управления жилищным фондом УЭиЖКХ по адресу: г. Рязань, ул. Пожалостина, д. 27, ежедневно в рабочие дни с 09 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. и с 14 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. в течение 10 календарных дней после опубликования распоряжения администрации города Рязани о приеме заявок на предоставление субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов в газете "Рязанские ведомости". Отказ в регистрации заявок не допускается.
В силу пункта 2.5 Порядка, УЭиЖКХ осуществляет проверку соответствия представленных заявок и документов требованиям Порядка и действующего законодательства РФ в течение пятнадцати календарных дней со дня окончания приема заявок.
В случае несоответствия представленных заявителем документов требованиям Порядка и действующего законодательства РФ УЭиЖКХ в течение десяти календарных дней после проверки заявок письменно уведомляет заявителя об отказе в выдаче субсидий. Причиной в отказе является непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка, в полном объеме и представление документов, содержащих технические ошибки.
Техническими ошибками для целей Порядка признаются описка, опечатка, лексическая, орфографическая, арифметическая ошибка либо подобная ошибка, которая допускается лицом (органом) в процессе оформления документа, приведшая к несоответствию сведений, которые были внесены в документ, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения, отсутствие на документе подписи, даты, когда формами документов такие реквизиты предусмотрены.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка, в течение пяти календарных дней со дня окончания проверки соответствия представленных заявителями документов требованиям Порядка и действующего законодательства РФ комиссией по отбору многоквартирных домов на получение субсидий для проведения капитального ремонта проводится отбор многоквартирных домов на получение субсидий на проведение капитального ремонта. По результатам отбора многоквартирных домов согласно установленным критериям отбора многоквартирных домов на получение юридическими лицами субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту принимается решение о предоставлении субсидий путем издания распоряжения администрации города Рязани.
В силу пункта 2.5 Порядка, УЭиЖКХ осуществляет проверку соответствия представленных заявок и документов требованиям Порядка и действующего законодательства РФ в течение пятнадцати календарных дней со дня окончания приема заявок.
В случае несоответствия представленных заявителем документов требованиям Порядка и действующего законодательства РФ УЭиЖКХ в течение десяти календарных дней после проверки заявок письменно уведомляет заявителя об отказе в выдаче субсидий. Причиной в отказе является непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка, в полном объеме и представление документов, содержащих технические ошибки.
Распоряжение администрации города Рязани от 23.04.2013 N 790-р "О приеме заявок на предоставление субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках Порядка предоставления в 2013 году управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденного Постановлением администрации города Рязани от 28.02.2013 N 656" было опубликовано 24.04.2013 в газете "Рязанские ведомости" N 74.
Проверка соответствия представленных заявок и документов требованиям Порядка и действующего законодательства РФ осуществлялась комиссией, утвержденной Приказом УЭ и ЖКХ от 24.04.2013 N 01-12/18, в период с 04.05.2013 по 17.05.2013. УЭиЖКХ пришло к выводу, что заявки ООО "ЖЭУ-21" не соответствуют требованиям Порядка предоставления в 2013 году управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации города Рязани постановлением от 28.02.2013 N 656, и содержат ошибки, что зафиксировано в протоколе от 17.05.2013.
Довод апелляционной жалобы о том, что часть 2 статьи 160 ГК РФ и Порядок, не содержат запрета на использование факсимиле, отклонятся судебной коллегией ввиду следующего.
В силу пункта 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования при совершении сделок допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Указанный Порядок не предусматривает возможность использования факсимиле вместо подписи руководителя в приложениях к заявкам.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что причиной в отказе послужило непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка, в полном объеме, поскольку правомерность использования факсимиле вместо подписи руководителя в приложениях к заявкам заявителем не доказана.
Судом апелляционной инстанции учтено, что в настоящее время рассмотрение представленных заявок с приложенными документами по существу невозможно, поскольку по результатам отбора многоквартирных домов согласно установленным критериям отбора многоквартирных домов на получение юридическими лицами субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту принято решение о предоставлении субсидий путем издания распоряжения администрации города Рязани.
На основании изложенного суд первой инстанции приходит к правильному выводу, что решение Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Рязани, оформленное протоколом от 17.05.2013 о недопущении заявок для участия в конкурсном отборе многоквартирных домов на получение субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту, проверенное на соответствие Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", Порядку предоставления в 2013 году управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденному постановлением администрации г. Рязани от 28.02.2013 N 656, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической дельности, не возлагает незаконно на заявителя какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда, в связи с чем оно подлежит оставлению в силе, а в удовлетворении апелляционной жалобы должно быть отказано.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.04.2014 по делу N А54-3191/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
К.А.ФЕДИН

Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)