Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: На территории района расположен дом с признаками аварийности, в котором имеются жилые помещения, находящиеся в собственности органа местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Борисова Е.А.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Макаровой Н.А.,
при секретаре Д.,
с участием прокурора Плетнева Б.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Заводского района города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности инициировать процедуру признания помещения непригодным, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Заводского районного суда города Саратова от 15 декабря 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., заключение прокурора Плетнева Б.Б., полагавшего, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора Заводского района города Саратова (далее - прокурор) обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов"), администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" с требованиями о признании бездействия незаконным, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий по признанию дома аварийным и непригодным для проживания.
В обоснование заявленных требований прокурор указывал, что прокуратурой Заводского района г. Саратова проведена проверка исполнения администрацией МО "Город Саратов" жилищного законодательства. По результатам проверки установлено, что на территории района расположен <адрес> с признаками аварийности, в котором имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Саратов". При производстве проверки выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, а именно: в нарушение пункта 42в Правил в коридорах эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в нарушение пункта 36б Правил допущено загромождение эвакуационных проходов строительным мусором. Подвальные помещения 1 и 3 подъездов захламлены и затоплены, слышна течь из инженерных коммуникаций. Также выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, а именно: наличие трещин на наружных стенах, выпадение отдельных кирпичей из кладки, разрушение облицовки цоколя, неисправность подвальных перекрытий, неисправность кровельного покрытия, повреждения железобетонных плит, частичное затопление подвальных помещений. Железобетонные плиты подвальных перекрытий в подъездах 3 и 4 имеют продольные трещины, которые могут повлечь обрушение дома. Трещины имеются и на кирпичной кладке в местах опирания железобетонных плит, а также в местах опирания надоконных железобетонных перемычек. Повсеместно имеются участки размороженной кирпичной кладки. На доме отсутствуют водосточные трубы. Несмотря на техническое состояние указанного дома, администрацией МО "Город Саратов" и администрацией Заводского района МО "Город Саратов" не предпринимаются меры, направленные на признание многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Прокурор полагает, что дальнейшее проживание в указанном доме создает реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Решением Заводского районного суда города Саратова от 15 декабря 2014 года признано незаконным бездействие администрации МО "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества по адресу: <адрес>. На администрацию МО "Город Саратов", администрацию Заводского района муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, подготовить и предоставить документы, указанные в пунктах 44, 45 данного Положения, на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к администрации Заводского района МО "Город Саратов" отказано.
В апелляционной жалобе администрация МО "Город Саратов" ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводит те же доводы, что и в суде первой инстанции. Полагает, что прокурором не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) администрации закону или иному нормативному акту, поскольку у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по подготовке и предоставлению документов на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд фактически вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Кроме того, не представлено доказательств, что управляющая организация не приняла меры по содержанию указанного жилого дома, необходимости обращения в межведомственную комиссию о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, в связи с чем, не доказана причинно-следственная связь между выявленными нарушениями и бездействием администрации МО "Город Саратов".
Участвующие в деле лица в заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства ходатайств не просили, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, администрация МО "Город Саратов" является одним из собственников жилых помещений в <адрес>.
Согласно техническому паспорту указанный дом введен в эксплуатацию в 1959 году.
В соответствии с актом совместной проверки прокуратурой Заводского района г. Саратова и Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 07 октября 2014 года в доме по вышеуказанному адресу выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. В частности, нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, а именно: в нарушение пункта 42в Правил в коридорах эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в нарушение пункта 36б Правил допущено загромождение эвакуационных проходов строительным мусором. Подвальные помещения 1 и 3 подъездов захламлены и затоплены, слышна течь из инженерных коммуникаций. Также выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, а именно: наличие трещин на наружных стенах, выпадение отдельных кирпичей из кладки, разрушение облицовки цоколя, неисправность подвальных перекрытий, неисправность кровельного покрытия, повреждения железобетонных плит, частичное затопление подвальных помещений. Железобетонные плиты подвальных перекрытий в подъездах 3 и 4 имеют продольные трещины, которые могут повлечь обрушение дома. Трещины имеются и на кирпичной кладке в местах опирания железобетонных плит, а также в местах опирания надоконных железобетонных перемычек. Повсеместно имеются участки размороженной кирпичной кладки. На доме отсутствуют водосточные трубы.
Из справки ведущего специалиста - эксперта территориального отдела Роспотребнадзора по Саратовской области в городе Саратове от 27 октября 2014 года следует, что условия проживания в жилом <адрес> не соответствуют СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (пункт 7); основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации принимает решение (в виде заключения), указанного в пункт 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пункт 45 данного Положения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Согласно части 1 статьи 47 решения Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649 "Об Уставе муниципального образования "Город Саратов" органы местного самоуправления города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления года.
На основании постановления администрации г. Саратова от 08 августа 2006 года N 212 А создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Постановлением главы администрации г. Саратова от 29 января 2007 года N 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
В соответствии с пунктами 4.1.10 - 4.1.12, 4.4 указанного Положения по окончанию работы межведомственная комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания или признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, направляет 1 экземпляр заключения комиссии в орган местного самоуправления для издания распоряжения согласно установленным требованиям. Передает по 1 экземпляру заключения комиссии и Распоряжения органа местного самоуправления заявителю и собственнику жилого помещения в 5-дневный срок. Организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет администрация г. Саратова.
Несмотря на то, что в указанном многоквартирном доме выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, а также выявлены другие нарушения, администрация в пределах своих полномочий: не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с исковым заявлением в порядке статьи 45 ГПК РФ, так как бездействие администрации МО "Город Саратов" может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами <адрес>, так и иных граждан.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации МО "Город Саратов" по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворив требования прокурора.
Довод автора жалобы о том, что в полномочия администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными основан на неправильном толковании вышеприведенных нормативных правовых актов и опровергается их содержанием. Указание в жалобе на обязанность администрации МО "Город Саратов" организовать эксплуатацию жилищного фонда, и что администрация не выступает непосредственным исполнителем услуг и работ, является необоснованным. Вопрос об организации текущего содержания, технического обслуживания и ремонта дома не является предметом рассмотрения поданного искового заявления.
Довод жалобы о том, что удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, является необоснованным.
Согласно статей 2, 4, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 258 ГПК РФ, пункт 28 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда отвечает требованиям статьи 198 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, судом данным доводам дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Саратова от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3628
Требование: О признании незаконным бездействия должностного лица по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: На территории района расположен дом с признаками аварийности, в котором имеются жилые помещения, находящиеся в собственности органа местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. по делу N 33-3628
Судья Борисова Е.А.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Макаровой Н.А.,
при секретаре Д.,
с участием прокурора Плетнева Б.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Заводского района города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности инициировать процедуру признания помещения непригодным, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Заводского районного суда города Саратова от 15 декабря 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., заключение прокурора Плетнева Б.Б., полагавшего, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора Заводского района города Саратова (далее - прокурор) обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов"), администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" с требованиями о признании бездействия незаконным, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий по признанию дома аварийным и непригодным для проживания.
В обоснование заявленных требований прокурор указывал, что прокуратурой Заводского района г. Саратова проведена проверка исполнения администрацией МО "Город Саратов" жилищного законодательства. По результатам проверки установлено, что на территории района расположен <адрес> с признаками аварийности, в котором имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Саратов". При производстве проверки выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, а именно: в нарушение пункта 42в Правил в коридорах эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в нарушение пункта 36б Правил допущено загромождение эвакуационных проходов строительным мусором. Подвальные помещения 1 и 3 подъездов захламлены и затоплены, слышна течь из инженерных коммуникаций. Также выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, а именно: наличие трещин на наружных стенах, выпадение отдельных кирпичей из кладки, разрушение облицовки цоколя, неисправность подвальных перекрытий, неисправность кровельного покрытия, повреждения железобетонных плит, частичное затопление подвальных помещений. Железобетонные плиты подвальных перекрытий в подъездах 3 и 4 имеют продольные трещины, которые могут повлечь обрушение дома. Трещины имеются и на кирпичной кладке в местах опирания железобетонных плит, а также в местах опирания надоконных железобетонных перемычек. Повсеместно имеются участки размороженной кирпичной кладки. На доме отсутствуют водосточные трубы. Несмотря на техническое состояние указанного дома, администрацией МО "Город Саратов" и администрацией Заводского района МО "Город Саратов" не предпринимаются меры, направленные на признание многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Прокурор полагает, что дальнейшее проживание в указанном доме создает реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Решением Заводского районного суда города Саратова от 15 декабря 2014 года признано незаконным бездействие администрации МО "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества по адресу: <адрес>. На администрацию МО "Город Саратов", администрацию Заводского района муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, подготовить и предоставить документы, указанные в пунктах 44, 45 данного Положения, на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к администрации Заводского района МО "Город Саратов" отказано.
В апелляционной жалобе администрация МО "Город Саратов" ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводит те же доводы, что и в суде первой инстанции. Полагает, что прокурором не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) администрации закону или иному нормативному акту, поскольку у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по подготовке и предоставлению документов на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд фактически вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Кроме того, не представлено доказательств, что управляющая организация не приняла меры по содержанию указанного жилого дома, необходимости обращения в межведомственную комиссию о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, в связи с чем, не доказана причинно-следственная связь между выявленными нарушениями и бездействием администрации МО "Город Саратов".
Участвующие в деле лица в заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства ходатайств не просили, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, администрация МО "Город Саратов" является одним из собственников жилых помещений в <адрес>.
Согласно техническому паспорту указанный дом введен в эксплуатацию в 1959 году.
В соответствии с актом совместной проверки прокуратурой Заводского района г. Саратова и Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 07 октября 2014 года в доме по вышеуказанному адресу выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. В частности, нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, а именно: в нарушение пункта 42в Правил в коридорах эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в нарушение пункта 36б Правил допущено загромождение эвакуационных проходов строительным мусором. Подвальные помещения 1 и 3 подъездов захламлены и затоплены, слышна течь из инженерных коммуникаций. Также выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, а именно: наличие трещин на наружных стенах, выпадение отдельных кирпичей из кладки, разрушение облицовки цоколя, неисправность подвальных перекрытий, неисправность кровельного покрытия, повреждения железобетонных плит, частичное затопление подвальных помещений. Железобетонные плиты подвальных перекрытий в подъездах 3 и 4 имеют продольные трещины, которые могут повлечь обрушение дома. Трещины имеются и на кирпичной кладке в местах опирания железобетонных плит, а также в местах опирания надоконных железобетонных перемычек. Повсеместно имеются участки размороженной кирпичной кладки. На доме отсутствуют водосточные трубы.
Из справки ведущего специалиста - эксперта территориального отдела Роспотребнадзора по Саратовской области в городе Саратове от 27 октября 2014 года следует, что условия проживания в жилом <адрес> не соответствуют СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (пункт 7); основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации принимает решение (в виде заключения), указанного в пункт 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пункт 45 данного Положения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Согласно части 1 статьи 47 решения Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649 "Об Уставе муниципального образования "Город Саратов" органы местного самоуправления города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления года.
На основании постановления администрации г. Саратова от 08 августа 2006 года N 212 А создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Постановлением главы администрации г. Саратова от 29 января 2007 года N 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
В соответствии с пунктами 4.1.10 - 4.1.12, 4.4 указанного Положения по окончанию работы межведомственная комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания или признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, направляет 1 экземпляр заключения комиссии в орган местного самоуправления для издания распоряжения согласно установленным требованиям. Передает по 1 экземпляру заключения комиссии и Распоряжения органа местного самоуправления заявителю и собственнику жилого помещения в 5-дневный срок. Организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет администрация г. Саратова.
Несмотря на то, что в указанном многоквартирном доме выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, а также выявлены другие нарушения, администрация в пределах своих полномочий: не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с исковым заявлением в порядке статьи 45 ГПК РФ, так как бездействие администрации МО "Город Саратов" может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами <адрес>, так и иных граждан.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации МО "Город Саратов" по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворив требования прокурора.
Довод автора жалобы о том, что в полномочия администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными основан на неправильном толковании вышеприведенных нормативных правовых актов и опровергается их содержанием. Указание в жалобе на обязанность администрации МО "Город Саратов" организовать эксплуатацию жилищного фонда, и что администрация не выступает непосредственным исполнителем услуг и работ, является необоснованным. Вопрос об организации текущего содержания, технического обслуживания и ремонта дома не является предметом рассмотрения поданного искового заявления.
Довод жалобы о том, что удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, является необоснованным.
Согласно статей 2, 4, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 258 ГПК РФ, пункт 28 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда отвечает требованиям статьи 198 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, судом данным доводам дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Саратова от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)