Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.03.2015 N 08АП-14224/2014 ПО ДЕЛУ N А46-12227/2014

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. по делу N А46-12227/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Грязниковой А.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14224/2014) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2014 по делу N А46-12227/2014 (судья Глазков О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о взыскании задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды в сумме 199 030 руб. 88 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 547 руб. 34 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель Лукьянова Н.М. по доверенности N ДИО/12396 от 12.08.2014 сроком действия по 31.12.2015,
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - представитель Шатов Д.А. по доверенности N 15/339 от 30.12.2014 сроком действия по 31.12.2015,

установил:

открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее по тексту - ОАО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - департамент имущественных отношений, ответчик) о взыскании 199 030 руб. 88 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды, 547 руб. 34 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.11.2014 по делу N А46-12227/2014 с департамента имущественных отношений в пользу ОАО "ОмскВодоканал" взыскана задолженность за установку общедомовых приборов учета холодной воды в сумме 199 030 руб. 88 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 547 руб. 34 коп., а также 6 987 руб. 35 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, департамент имущественных отношений в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При этом ответчик указывает, что у департамента имущественных отношений отсутствует обязанность по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета холодной воды, так как указанные расходы подлежат возмещению нанимателями жилых помещений в силу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ). Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда, что соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12.
ОАО "ОмскВодоканал" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента имущественных отношений поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ОАО "ОмскВодоканал" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, выслушав явившихся представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, поскольку собственниками помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. Бородина, д. 4/2, ул. Кирова, д. 18/1, ул. 2 Железнодорожная, д. 1А, ул. Ермолаева, д. 7, ул. О. Кошевого, д. 22, ул. Мельничная, д. 89 А, ул. Романенко, д. 7, ул. 33 Северная, д. 29, ул. 18-й Военный городок, д. 176, д. 187, ул. Киселева, д. 12, пр-т Комсомольский, д. 8, д. 14, д. 4А, 6А, ул. Иртышская, д. 15, ул. Косенкова, д. 30, пр-т Космический, д. 29, ул. Нефтезаводская, д. 16, ул. Советская, д. 5, ул. Энергетиков, д. 31, ул. 24-я Северная, д. 198, ул. Ватутина, д. 2, ул. 3-я Кордная, д. 24А, ул. Бережного, д. 3, ул. Дианова, д. 22, пер. Камерный, д. 38Б, д. 49А, д. 54А, пр-т Комарова, д. 27/4, ул. Комкова, д. 1В, д. 1Б, ул. Лисицкого, д. 3А, д. 5А, ул. Рокоссовского, д. 18/1, ул. Рокоссовского, д. 30, ул. Рощинская, д. 1, ул. 3 Молодежная, д. 54, ул. 5 Кордная, д. 9, д. 13А, в определенный Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок (до 01.07.2012) установка общедомовых приборов учета электрической энергии не произведена, ОАО "ОмскВодоканал" произвело установку общедомовых приборов учета холодной воды в указанных многоквартирных домах самостоятельно.
Для установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах ОАО "ОмскВодоканал" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Научно-техническое объединение "Рациональные энергетические системы" (далее по тексту - ООО "НТО "РЭС") договоры поставки от 08.02.2013 N 334, от 19.02.2014 N 184, от 19.02.2014 N 185, а также договоры подряда от 08.02.2013 N 335, от 14.03.2014 N 263, от 14.03.2014 N 264.
Факт выполнения работ по установке общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных домах подтверждается товарными накладными N 10 от 11.04.2013, N 32 от 26.07.2013, N 86 от 19.12.2013, N 25 от 04.03.2014, актами монтажа общедомовых узлов учета холодной воды, составленными сторонами договоров поставки и подряда.
В соответствии со счетами-фактурами N 10 от 11.04.2013, N 32 от 26.07.2013, N 86 от 19.12.2013, N 25 от 04.03.2014, N 15 от 30.04.2013, N 54 от 13.09.2013, N 24 от 17.03.2014, N 40 от 15.04.2014, N 31 от 28.03.2014, N 30 от 28.03.2014, выставленными ООО "НТО "РЭС" на оплату поставленных и установленных приборов учета.
Платежными поручениями N 5025 от 06.06.2013, N 9428 от 17.09.2013, N 9763 от 01.10.2013, N 862 от 19.02.2014, N 3849 от 29.04.2014, N 6056 от 28.06.2013, N 11752 от 14.11.2013, N 4926 от 21.05.2014, N 6656 от 11.06.2014, N 4924 от 21.05.2014, N 5162 от 02.06.2014 ОАО "ОмскВодоканал" оплатило установку приборов учета.
Из писем департамента имущественных отношений N 10626 от 20.05.2013, N 20270 от 14.10.2013, N 4119 от 21.03.2014, N 6478 от 28.04.2014, N 7271 от 13.05.2014, N 7872 от 22.05.2014 следует, что в вышеуказанных многоквартирных домах имеются помещения находящиеся в муниципальной собственности.
Сопроводительным письмом N 9752/14 от 15.07.2014 ОАО "ОмскВодоканал" направило ответчику счета-фактуры на оплату услуг по установке общедомовых приборов учета на общую сумму 199 030 руб. 88 коп.
Отсутствие оплаты установки общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных домах послужило основанием обращения ОАО "ОмскВодоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования ОАО "ОмскВодоканал" являются обоснованными в части и подлежат удовлетворению судом лишь в части, исходя из следующего.
Согласно части 7 статьи 9 Федерального закона N 261-ФЗ от 01.07.2012 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности" (далее по тексту - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Таким образом, нормами Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее по тексту - Правила N 491), которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В связи с тем, что собственники помещений в указанных многоквартирных домах в установленный Законом об энергоснабжении срок (до 01.07.2012) не произвели установку общедомовых приборов учета холодной воды, данная обязанность, в соответствии с положениями Закона об энергосбережении, переходит к ОАО "ОмскВодоканал" (в срок до 01.01.2013).
В указанных домах ОАО "ОмскВодоканал" произвело установку общедомовых приборов учета холодной воды, что подтверждается актами монтажа общедомовых узлов учета холодной воды от 15.04.2013, от 05.09.2013, от 10.09.2013 (2 шт.), от 07.02.2014, от 11.02.2014, от 14.02.2014, от 18.02.2014, от 24.02.2014, от 06.03.2014, от 07.03.2014, от 24.03.2014, от 25.03.2014 (2 шт.), от 27.03.2014, от 18.03.2014 (3 шт.), от 19.03.2014, от 20.03.2014 (4 шт.), от 01.04.2014, от 03.04.2014, от 07.04.2014 (2 шт.), от 08.04.2014, от 09.04.2014 (2 шт.), от 10.04.2014, от 11.04.2014 (2 шт.), от 14.04.2014 (4 шт.), от 15.04.2014 (4 шт.).
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В соответствии с пунктом 38.1 Правил N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (пункт 12 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Для установки общедомовых приборов учета в указанных многоквартирных домах ОАО "ОмскВодоканал" понесло расходы на приобретение и монтаж общедомовых узлов учета холодной воды, в связи с этим у собственников помещений в указанных многоквартирных домах возникла обязанность по их оплате.
Департамент имущественных отношений оплату расходов на установку общедомовых приборов учета в указанных многоквартирных домах не произвел, сославшись на то, что в силу части 2 статьи 153 ЖК РФ после заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги должны нести наниматели жилых помещений, а не органы государственной власти и местного самоуправления. А поскольку, по мнению ответчика, расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды, относятся к расходам на содержание жилых помещений, истец должен был предъявить данные расходы нанимателям жилых помещений.
Указанные доводы ответчика отклоняются судом апелляционной инстанции за необоснованностью.
Согласно части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ (далее по тексту - Закон N 185-ФЗ) под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ прямо указывает, что установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
На основании изложенного, расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды являются расходами на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которые несет собственник жилищного фонда, а не наниматель жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции также признает необоснованной ссылку подателя жалобы на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12 в качестве правового обоснования своей позиции о том, что именно на нанимателей жилых помещений возложена обязанность по несению расходов за установку общедомовых приборов учета холодной воды.
Указанным Постановлением Президиума ВАС РФ разрешен вопрос о расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилого комплекса, относящихся к расходам на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, которые несет наниматель жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Вопрос, являющийся предметом рассмотрения настоящей апелляционной жалобы ответчика (расходы на установку общедомовых приборов учета потребления ресурсов, а также расходы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов) Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 11.06.2013 N 15066/12 не рассматривался.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба департамента имущественных отношений удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Департамент в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2014 по делу N А46-12227/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
А.С.ГРЯЗНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)