Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 01.09.2015 N 33-12654/2015 ПО ДЕЛУ N 2-869/2015

Требование: Об обязании принять на учет счетчики учета тепловой энергии, опломбировать счетчики, принять показания индивидуальных приборов учета, проводить проверку их состояния.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на неправомерность расчета размера платы за отопление исходя из показаний коллективного прибора учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 сентября 2015 г. N 33-12654/2015


Судья Григорьева Н.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Венедиктовой Е.А.
Судей Сопраньковой Т.Г., Емельяновой Е.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 сентября 2015 года гражданское дело N 2-869/2015 по апелляционной жалобе ТСЖ <...> на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от <...> по иску К., к ТСЖ <...> об обязании принять на учет счетчики тепловой энергии, опломбировать счетчики учета тепловой энергии, принимать показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, в том числе способами передачи сведений о показаниях приборов учета удаленной передачи сведений о показаниях, использовать показания при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению, проводить проверку состояния указанных приборов учета достоверности предоставленных сведений об их показаниях, взыскании компенсации морального вреда расходов на оплату юридических услуг.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

Истец обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга суд с иском к ответчику с учетом уточненных исковых требований об обязании принять на учет счетчики тепловой энергии, опломбировать счетчики учета тепловой энергии в квартирах, расположенных по адресу: <...>, принимать показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, в том числе способами передачи сведений о показаниях приборов учета удаленной передачи сведений о показаниях, использовать показания при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению, проводить проверку состояния указанных приборов учета достоверности предоставленных сведений об их показаниях, взыскании в пользу К. компенсации морального вреда в сумме <...> руб., расходов на оплату юридических услуг в сумме <...> руб.
В обоснование заявленных требований истец указывала на то, что 18.08.2014 года истица К. обратилась с заявлением к председателю правления ТСЖ <...> с просьбой опломбировать установленные тепловые счетчики в указанных квартирах, ответчик в уведомлении N 77 от 03.09.2014 отказал истцу, указав на то, что если не все жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2015 года исковые требования К. удовлетворены; суд обязал ТСЖ <...> принять на учет счетчики тепловой энергии, опломбировать счетчики учета тепловой энергии в квартирах, расположенных по адресу: <...> принимать показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, использовать показания при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению, проводить проверку состояния указанных приборов учета достоверности предоставленных сведений об их показаниях; взыскал с ТСЖ <...> в пользу К. компенсацию морального вреда в сумме <...> рублей, судебные расходы в сумме <...> рублей; в удовлетворении остальной части требований отказал.
В апелляционной жалобе ТСЖ <...> просит решение суда от 25 февраля 2015 года отменить, считая его постановленным с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В заседание суда апелляционной инстанции третьи лица не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец К., третье лицо <...> являются собственниками квартир N <...> по адресу: <...>, оборудованных тепловыми счетчиками <...>
Ответчик ТСЖ <...> является управляющей организацией, обслуживающей указанный адрес.
Работы по установке распределителей затрат на отопление выполнены организацией ООО <...>
Факт наличия индивидуальных приборов учета тепловой энергии в квартире истца, третьего лица подтверждается договором на монтаж распределителей затрат на отопление.
18.08.2014 К. обратилась с заявлением к председателю правления ТСЖ <...> с просьбой опломбировать установленные тепловые счетчики в указанных квартирах.
Ответчик в соответствии с ответом N 77 от 03.09.2014 отказал истцу в удовлетворении заявления.
Постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции, руководствуясь пп. "у" п. 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, предусматривающим, что исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, пришел к выводу о том, что исковые требования К. об обязании ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление "Сенсоник II", установленные в ее и третьего лица квартире, подлежат удовлетворению.
Кроме того, указывая, что индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки, суд первой инстанции указал, что нормативными правовыми актами (п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, п. 3 Критериев) при вертикальной разводке внутридомовых инженерных систем отопления не исключается возможность установки распределителей затрат на отопление и возможно при определении объема потребленного коммунального ресурса использовать показания приборов учета, предусмотренных ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами и выводами суда первой инстанции, исходя из следующего. В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 года издало Постановление N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Абзацем вторым пункта 42 (1) Правил установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
В соответствии с пунктом 40 Правил, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно абзацу 3 пункта 42 (1) указанных Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, т.е. исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Пунктом 53 Правил предусмотрено, что если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то рассчитанный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, исходя из содержания указанных пунктов Правил показания установленного в квартире истица распределителя затрат на отопление могут повлиять на определение размера платы за отопление лишь после оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, либо после оборудования распределителями более 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Доказательств, подтверждающих, что в указанном доме распределителями оборудовано более 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не приведено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований К. у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а требования К. об обязании принять на учет счетчики тепловой энергии, опломбировать счетчики учета тепловой энергии, принимать показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, в том числе способами передачи сведений о показаниях приборов учета удаленной передачи сведений о показаниях, использовать показания при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению, проводить проверку состояния указанных приборов учета достоверности предоставленных сведений об их показаниях, взыскании компенсации морального вреда расходов на оплату юридических услуг - отклонению.
Ссылки в решении суда первой инстанции на решение Верховного Суда РФ от 24 июня 2013 года N АКПИ13-540 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627, нельзя признать верными, поскольку в указанном решении установлено, что оспариваемое положение указывает на отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии и не исключает возможность установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, и позволяет при определении объема потребленного коммунального ресурса использовать показания приборов учета, предусмотренных статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем не может противоречить требованиям этой статьи, только в случае, если здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу этого Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 данной статьи. То есть, многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки; в конкретном случае все помещения приборами не оснащены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2015 года отменить.
К. в удовлетворении исковых требований к ТСЖ <...> отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)