Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2015 N 02АП-2552/2015 ПО ДЕЛУ N А17-8282/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. по делу N А17-8282/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" (ОГРН: 1033700109651; ИНН: 3702044413),
без участия представителей сторон,
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.02.2015 по делу N А17-8282/2014, принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" (ОГРН: 1033700109651; ИНН: 3702044413)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (ОГРН: 1063702132889; ИНН: 3702092230)
о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 26.11.2014 N 230А,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" (далее - заявитель, управляющая организация, Общество, ООО "Ивановоэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением от 18.12.2014 N 119-03/5540 о признании незаконным и отмене постановления Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Инспекция, Ивгосжилинспекция, административный орган) от 26.11.2014 N 230А о наложении штрафа по делу об административном правонарушении (далее - постановление N 230А), в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами", и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей 00 копеек.
Требования, основанные на положениях статей 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статей 2.9, 4.1, 4.5, 24.5 КоАП РФ, пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), разъяснениях пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", мотивированы заявителем тем, что постановление N 230А не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "Ивановоэнрегосбыт".
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27..02.2015, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано. Суд первой инстанции признал обоснованным вывод о нарушении ООО "Ивановоэнергосбыт" процедуры ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, установленной пунктом 119 Правил N 354 и наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ. Проанализировав протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Общества, суд первой инстанции не нашел существенных нарушений в его оформлении, которые бы повлияли на права и обязанности заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель принес апелляционную жалобу, где заявил требование об отмене решения Арбитражного суда Ивановской области от 27.02.2015 и принятии по делу нового судебного акта о признании незаконным и об отмене постановления N 230А.
ООО "Ивановоэнергосбыт" считаете, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, имеется несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Во-первых, в протоколе имеются противоречия в отношении лица, которому предоставлялась услуга по электроснабжению. ООО "Ивановоэнрегосбыт" пояснило, что в действительности услуги оказывались потребителю Шуяновой Надежде Ивановне, а в протоколе содержится информация об ином лице и не приведены доказательства наличия с ним договорных отношений по предоставлению коммунальной услуги Обществом.
Во-вторых, постановление N 230А в отношении заявителя вынесено за пределами срока привлечения к административной ответственности. Статья 4.5 КоАП РФ не относит правонарушение, закрепленное статьей 7.23 КоАП РФ к нарушениям, давность привлечения к административной ответственности за которые установлена в один год. Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена иными статьями КоАП РФ. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения, а не 1 год. Постановление N 230А вынесено 26.11.2014, то есть, по мнению Общества, по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов заявителя, в полном объеме поддержав позицию суда первой инстанции, просит решение от 27.02.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Ивановэнергосбыт" без удовлетворения.
Стороны в суд апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 205 АПК РФ. Общество и Инспекция направили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие не явившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом по приведенным в апелляционной жалобе доводам в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "Ивановоэнрегосбыт" осуществляет электроснабжение жилого дома по адресу Ивановская область, г. Кохма, ул. Комсомольская, д. 32а (далее - жилой дом, дом).
19.08.2014 Ивгосжилинспекция в лице заместителя начальника Инспекции вынесла приказ N 1304 (т. 1, л.д. 85) о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Ивановоэнергосбыт" с целью проверки фактов, изложенных в обращении Шуянова Владимира Михайловича, проживающего в доме, по вопросу отключения электроэнергии.
Предметом проверки посредством исследования в срок с 24.09.2014 по 26.09.2014 представленных по требованию ответчика (т. 1, л.д. 86, т. 2, л.д. 6) Обществом Устава ООО "Ивановоэнергосбыт" (т. 1, л.д. 42-61, 95-112, т. 2, л.д. 12-13), информации о полном наименовании Общества (т. 1. л.д. 29-41, т. 2, л.д. 11, 14, 16-33), договора энергоснабжения на предоставление электроэнергии (т. 2, л.д. 8-9), информации о сроках и причинах прекращения подачи электроэнергии в дом в июле 2014 года, информации о сроках и порядке уведомления собственника дома о причинах и сроках прекращения подачи электроснабжения с прилагаемыми к ней документами в подтверждение данных фактов, порядка начисления платы за электроснабжение жителю в октябре 2013 года и прилагаемых к нему формулы расчета и счета-квитанции потребителю, письменных пояснений по существу вопросов, обозначенных в обращении потребителя (т. 2, л.д. 10), определено соблюдение ООО "Ивановоэнрегосбыт" обязательных требований действующего законодательства, а именно Правил N 354.
Правовыми основаниями проведения проверки являются статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статья 7.3 КоАП РФ, статья 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля", Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", Постановление Правительства Ивановской области от 09.09.2011 N 308-п "Об определении исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)", Постановление Правительства Ивановской области от 05.06.2012 N 184-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора в Ивановской области", Постановление Правительства Ивановской области от 18.09.2013 N 374-п "Об утверждении Положения о Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области", приказ Ивгосжилинспекции от 217.08.20123 N 34-б "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции".
В ходе проведенной проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки N 134-ц (т. 1, л.д. 79-81), Ивгосжилинспекция выявила, что потребитель коммунальной услуги по электроснабжению дома не был надлежащим образом предупрежден (уведомлен) со стороны ООО "Ивановоэнергосбыт" о том, что в случае непогашения задолженности по оплате потребленной электрической энергии в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено; также потребитель не был надлежащим образом предупрежден (уведомлен) со стороны ООО "Ивановоэнергосбыт" о том, что подача электрической энергии будет приостановлена. В период с 09.07.2014 по 17.07.2014 коммунальная услуга по электроснабжению в дом была приостановлена. Установленные обстоятельства, по мнению Инспекции, свидетельствуют о нарушении Обществом подпункта "а" пункта 31, подпунктов "а" и "б" пункта 119 Правил N 354.
22.10.2014 административный орган посредством электронный почты (т. 1, л.д. 88) направил в адрес ООО "Ивановоэнергосбыт" уведомление N 2144 (т. 1, л.д. 87), в котором содержится извещение явиться Общество в лице законного представителя 27.10.2014 в Инспекцию для дачи объяснений по существу при оставлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ и его подписания по итогам проведенной внеплановой проверки.
По результатам рассмотрения итогов проверки, усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренные статьей 7.23 КоАП РФ, 27.10.2014 Ивгосжилинспекция в отношении ООО "Ивановоэнергосбыт" составлен протокол об административном правонарушении N 26-ц (т. 1, л.д. 19-20, 89-90) и 26.11.2014 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении (т. 1, л.д. 83-84) вынесено постановление N 230А (т. 1, л.д. 12-18, 21-24) о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с вынесенным постановлением N 230А, ООО "Ивановоэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением, в удовлетворении которого заявителю было отказано. Данное обстоятельство послужило основанием для принесения Обществом апелляционной жалобы, изучив доводы которой и отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 7.23 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил и норм предоставления коммунальных услуг. Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, ответственное за обеспечение населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу пункта 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к числу субъектов административного правонарушения относятся, в том числе ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют поставку коммунальных ресурсов, в рассматриваемом случае ООО "Ивановоэнергосбыт".
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, пунктом 1 статьи 540 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Учитывая приведенные нормы в системной взаимосвязи с пунктом 2 Правил N 354, закрепившим понятие потребителя коммунальных услуг, и в совокупности с материалами дела, апелляционный суд приходит к выводу, что Шуянов Владимир Михайлович, который обратился в Инспекцию с заявлением о проверке деятельности ООО "Ивановоэнергосбыт", прекратившего в июле 2014 года подачу электрической энергии в дом по адресу: Ивановская область, ул. Комсомольская, д. 32а, где проживает гражданин, является потребителем оказываемых Обществом услуг, вследствие чего вправе требовать от заявителя надлежащего исполнения им своих обязательств. Предъявление Обществом платежных и иных документов лицу, ранее проживавшему в квартире, в любом случае не лишает названного права лица со статусом действующего потребителя коммунальных услуг, предоставляемых заявителем.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Частью 1 статьи 13 закона о защите прав потребителей установлено, что за нарушение прав потребителей исполнитель, продавец несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.
В пункте 4 раздела II приложения N 1 к Правилам N 354 закреплено требование, согласно которому электроснабжение в течение года в отношении потребителей коммунальных услуг должно быть бесперебойным и круглосуточным. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии 1 источника питания.
Действия по нарушению приведенного режима посягают на права потребителей - получателей этих услуг. Следовательно, к рассматриваемому правонарушению, которое Общество не отрицает, подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Соответственно, Постановление N 230А вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Сама процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, Инспекцией соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, поскольку доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для отмены решения Арбитражного суда Ивановской области от 27.02.2015 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 27.02.2015 по делу N АК17-8282/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)