Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ г. Тольятти" - до и после перерыва - Родыгиной М.М. (доверенность от 26.11.2013),
представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14-19 мая 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ г. Тольятти"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2014 года по делу N А55-28390/2013 (судья Матюхина Т.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ г. Тольятти" (ОГРН 1106320020685, ИНН 6321255820), Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области (ОГРН 1036300665532, ИНН 6317038043), г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 12 ноября 2013 года N ТАвз-17579,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ г. Тольятти" (далее - общество, ООО "ЖКХ г. Тольятти") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя - руководителя Западного управления жилищного надзора Государственной жилищной инспекции Самарской области Еналеева И.Ф. (далее - административный орган, жилищная инспекция) от 12.11.2013 N ТАвз-17579 (л.д. 2).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2014 по делу N А55-28390/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 45-46).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 67-68).
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 14.05.2014 до 11 час. 05 мин. 19.05.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 25.09.2013, в связи с обращением гражданина, жилищной инспекцией проведена внеплановая выездная проверка ООО "ЖКХ г. Тольятти", в ходе которой установлены нарушения нормативов обеспечения коммунальными услугами жильца квартиры 142 дома N 70 по пр-ту Ст.Разина г. Тольятти, а именно: нарушение нормативного режима давления холодного водоснабжения (далее - ХВС) во внутренней системе в квартире N 142, чем нарушен пункт 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 (далее ПиН ТЭЖФ), пункт 3 раздела I Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила).
По результатам проверки составлен акт от 25.09.2013 N ТАвз-17579 (л.д. 30-31).
27.09.2013 жилищной инспекцией в отношении ООО "ЖКХ г. Тольятти" составлен протокол N ТАвз-17579 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 27-28).
По результатам рассмотрения данных материалов дела об административном правонарушении, жилищной инспекцией 12.11.2013 вынесено постановление N ТАвз-17579 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО "ЖКХ г. Тольятти" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 11-12, 23-24).
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об отмене постановления, в связи с отсутствием в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение режима и нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3. статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Указанными правилами предусмотрены параметры и условия содержания и технического обслуживания дома, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае, должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Согласно пункту 3 раздела 1 приложения N 1 к Правилам, давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах - от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см); отклонение давления не допускается.
Из материалов дела видно, что ООО "ЖКХ г. Тольятти" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом 70 по пр-ту Степана Разина г. Тольятти Самарской области, на основании договора с собственниками помещений.
Следовательно, управляющая организация - заявитель обязан обеспечить соблюдение требований законодательства при предоставлении коммунальной услуги, а решение вопроса находилось в его компетенции.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354:
в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам.
Согласно понятия пункту 4 б) Правил, потребителю предоставляются виды услуг, в том числе холодное водоснабжение, подаваемой по централизованным сетям и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного водоснабжения снабжение водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Суд первой инстанции сделан вывод, что заявитель виновен в нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, в данном случае, ХВС. Доказательства принятия мер претензионного характера с ресурсоснабдающей организацией представлены не были. В рассматриваемом деле, заявителем не были предприняты все зависящие от него меры для выполнения условий договора управления, для соблюдения установленного режима обеспечения населения услугой ХГВС в спорном жилом доме.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2008 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Как видно из материалов дела, жилищной инспекцией в ходе проведенной проверки установлено, что в квартире 142 дома N 70 по пр-ту Ст.Разина г. Тольятти нарушен норматив режима давления холодного водоснабжения.
В обоснование снижения давления холодного водоснабжения в квартире 142, управляющая организация - ООО "ЖКХ г. Тольятти" указывает, что причиной снижения давления холодного водоснабжения в квартире 142, является неисправность гребенки ХВС, что требуется ее замену, а услуга замены гребенки является платной. Данный факт подтверждается актом от 31.10.2013 (л.д. 4).
Общество указывает, что 21.10.2013 проводился замер давления воды в трубах относящихся к общему имуществу. По результатам замера составлен акт, согласно которого установлено, что давление воды соответствует нормативам. Данный факт зафиксирован инспектором жилищной инспекции при проведении проверки.
В нарушение статьи 65 АПК РФ жилищной инспекцией не опровергнуты доводы общества.
Судом первой инстанции не учтено, что проверка давления холодного водоснабжения в других квартирах дома N 70 по пр-ту Ст.Разина г. Тольятти жилищной инспекцией не проводилась. Жильцы иных квартир на снижение давления ХВС не жаловались.
Гребенка ХВС не входит в состав общего имущества в многоквартирном доме, которую управляющая организация обязана содержать в исправном состоянии. Гребенка ХВС является собственностью собственника квартиры 142, так как находится в квартире.
Таким образом, ООО "ЖКХ г. Тольятти" не может нести ответственность за ненадлежащее содержание собственником квартиры гребенки ХВС.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 N 119-О, положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу пункта 2 статьи 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Жилищная инспекция не представила в суд доказательств вины ООО "ЖКХ г. Тольятти" в совершении административного правонарушения.
В действиях ООО "ЖКХ г. Тольятти" отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования общества удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление жилищной инспекции от 12.11.2013 N ТАвз-17579 Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2014 года по делу N А55-28390/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области от 12 ноября 2013 года N ТАвз-17579 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ г. Тольятти" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в размере 5000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2014 ПО ДЕЛУ N А55-28390/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. по делу N А55-28390/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ г. Тольятти" - до и после перерыва - Родыгиной М.М. (доверенность от 26.11.2013),
представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14-19 мая 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ г. Тольятти"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2014 года по делу N А55-28390/2013 (судья Матюхина Т.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ г. Тольятти" (ОГРН 1106320020685, ИНН 6321255820), Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области (ОГРН 1036300665532, ИНН 6317038043), г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 12 ноября 2013 года N ТАвз-17579,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ г. Тольятти" (далее - общество, ООО "ЖКХ г. Тольятти") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя - руководителя Западного управления жилищного надзора Государственной жилищной инспекции Самарской области Еналеева И.Ф. (далее - административный орган, жилищная инспекция) от 12.11.2013 N ТАвз-17579 (л.д. 2).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2014 по делу N А55-28390/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 45-46).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 67-68).
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 14.05.2014 до 11 час. 05 мин. 19.05.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 25.09.2013, в связи с обращением гражданина, жилищной инспекцией проведена внеплановая выездная проверка ООО "ЖКХ г. Тольятти", в ходе которой установлены нарушения нормативов обеспечения коммунальными услугами жильца квартиры 142 дома N 70 по пр-ту Ст.Разина г. Тольятти, а именно: нарушение нормативного режима давления холодного водоснабжения (далее - ХВС) во внутренней системе в квартире N 142, чем нарушен пункт 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 (далее ПиН ТЭЖФ), пункт 3 раздела I Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила).
По результатам проверки составлен акт от 25.09.2013 N ТАвз-17579 (л.д. 30-31).
27.09.2013 жилищной инспекцией в отношении ООО "ЖКХ г. Тольятти" составлен протокол N ТАвз-17579 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 27-28).
По результатам рассмотрения данных материалов дела об административном правонарушении, жилищной инспекцией 12.11.2013 вынесено постановление N ТАвз-17579 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО "ЖКХ г. Тольятти" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 11-12, 23-24).
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об отмене постановления, в связи с отсутствием в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение режима и нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3. статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Указанными правилами предусмотрены параметры и условия содержания и технического обслуживания дома, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае, должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Согласно пункту 3 раздела 1 приложения N 1 к Правилам, давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах - от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см); отклонение давления не допускается.
Из материалов дела видно, что ООО "ЖКХ г. Тольятти" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом 70 по пр-ту Степана Разина г. Тольятти Самарской области, на основании договора с собственниками помещений.
Следовательно, управляющая организация - заявитель обязан обеспечить соблюдение требований законодательства при предоставлении коммунальной услуги, а решение вопроса находилось в его компетенции.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354:
в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам.
Согласно понятия пункту 4 б) Правил, потребителю предоставляются виды услуг, в том числе холодное водоснабжение, подаваемой по централизованным сетям и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного водоснабжения снабжение водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Суд первой инстанции сделан вывод, что заявитель виновен в нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, в данном случае, ХВС. Доказательства принятия мер претензионного характера с ресурсоснабдающей организацией представлены не были. В рассматриваемом деле, заявителем не были предприняты все зависящие от него меры для выполнения условий договора управления, для соблюдения установленного режима обеспечения населения услугой ХГВС в спорном жилом доме.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2008 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Как видно из материалов дела, жилищной инспекцией в ходе проведенной проверки установлено, что в квартире 142 дома N 70 по пр-ту Ст.Разина г. Тольятти нарушен норматив режима давления холодного водоснабжения.
В обоснование снижения давления холодного водоснабжения в квартире 142, управляющая организация - ООО "ЖКХ г. Тольятти" указывает, что причиной снижения давления холодного водоснабжения в квартире 142, является неисправность гребенки ХВС, что требуется ее замену, а услуга замены гребенки является платной. Данный факт подтверждается актом от 31.10.2013 (л.д. 4).
Общество указывает, что 21.10.2013 проводился замер давления воды в трубах относящихся к общему имуществу. По результатам замера составлен акт, согласно которого установлено, что давление воды соответствует нормативам. Данный факт зафиксирован инспектором жилищной инспекции при проведении проверки.
В нарушение статьи 65 АПК РФ жилищной инспекцией не опровергнуты доводы общества.
Судом первой инстанции не учтено, что проверка давления холодного водоснабжения в других квартирах дома N 70 по пр-ту Ст.Разина г. Тольятти жилищной инспекцией не проводилась. Жильцы иных квартир на снижение давления ХВС не жаловались.
Гребенка ХВС не входит в состав общего имущества в многоквартирном доме, которую управляющая организация обязана содержать в исправном состоянии. Гребенка ХВС является собственностью собственника квартиры 142, так как находится в квартире.
Таким образом, ООО "ЖКХ г. Тольятти" не может нести ответственность за ненадлежащее содержание собственником квартиры гребенки ХВС.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 N 119-О, положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу пункта 2 статьи 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Жилищная инспекция не представила в суд доказательств вины ООО "ЖКХ г. Тольятти" в совершении административного правонарушения.
В действиях ООО "ЖКХ г. Тольятти" отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования общества удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление жилищной инспекции от 12.11.2013 N ТАвз-17579 Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2014 года по делу N А55-28390/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области от 12 ноября 2013 года N ТАвз-17579 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ г. Тольятти" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в размере 5000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)