Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.07.2015 N 14-АПГ15-19

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. N 14-АПГ15-19


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Борисовой Л.В., Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" о признании недействующим приказа Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12 июля 2013 г. N 120 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Воронежской области", по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 16 марта 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" - Евстратовой Е.В., Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Смирновой Г.В., Евсюковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" (далее - Управляющая компания) обратилось в Воронежский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - Управление) от 12 июля 2013 г. N 120 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Воронежской области".
Данным приказом утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Воронежской области в размере 0,025 куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В обоснование своего требования Управляющая компания сослалась на то, что применение расчетного метода привело к занижению нормативов потребления и, как следствие, - возложению на Управляющую компанию излишнего финансового бремени по оплате сверхнормативного расходования горячего и холодного водоснабжения на общедомовые нужды.
Решением Воронежского областного суда от 16 марта 2015 г. заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - Управление) просит отменить указанный судебный акт как незаконный, необоснованный, вынесенный при неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
В отношении апелляционной жалобы Прокуратурой Воронежской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
На территории Воронежской области обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на основании постановления Правительства Воронежской области от 18 июня 2009 г. N 309 возложена на Управление.
Таким образом, оспариваемый приказ издан Управлением в пределах его компетенции. Текст оспариваемого документа опубликован в издании "Воронежский курьер" от 20 июля 2013 г. N 79.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Как установлено судом, в обоснование применения расчетного метода представитель Управления пояснил, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 органы власти субъектов Российской Федерации до 1 июня 2013 г. были обязаны обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными данным Постановлением.
Поскольку отопительный сезон на тот момент был уже завершен, провести необходимые действия по проведению измерений и снятию показаний приборов учета в установленные указанным Постановлением сроки было невозможно.
Суд первой инстанции отклонил данный довод по причине того, что окончание отопительного сезона само по себе не является препятствием к получению архивных сведений показаний приборов учета.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что регулирующим органом предпринимались какие-либо действия по формированию объема выборки многоквартирных домов или жилых домов, по снятию показаний приборов учета и по истребованию соответствующих архивных показаний приборов учета от потребителей, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций.
Вместе с тем применение расчетного метода допускается с обоснованием невозможности применения аналогового метода, такого обоснования регулирующим органом не приведено.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Воронежского областного суда от 16 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)