Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (ОГРН 1056605367213, ИНН 6674170306): представители не явились;
- от заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): представители не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 февраля 2014 года по делу N А60-48247/2013,
принятое судьей Сергеевой М.Л.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс"
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконным предписания в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (далее - заявитель, ООО "УК РЭМП УЖСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 25-26) о признании незаконным и отмене пункта 2 предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) от 07.11.2013 N 29-11-04-377.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области, не согласившись с решением суда первой инстанции о признании незаконным п. 2 предписания в части, касающейся применения корректной площади дома (общей полезной площади) при расчете платы за коммунальные услуги, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды следует определять на основании общей площади жилого дома (жилых и нежилых помещений), зафиксированной в техническом паспорте, а в случае изменений размера площадей жилых помещений - на основании информации, подтвержденной справкой из БТИ; при этом, указывает, что даже при изменении площади конкретных жилых помещений в многоквартирном доме общая полезная площадь остается неизменной.
ООО "УК РЭМП УЖСК" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что но основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Поскольку возражений в порядке ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 07.10.2013 N 29-11-02-377 и обращения гр. Калашникова П.В., проживающего в доме N 14 по ул. Симферопольская в г. Екатеринбурге (вх. N 16393 от 25.09.2013) Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК РЭМП УЖСК", осуществляющего управление, эксплуатацию, содержание, ремонт жилого дома и предоставление потребителям коммунальных услуг в указанном жилом доме.
В ходе проверки выявлено, что ООО "УК РЭМП УЖСК" в период с ноября 2012 года по май 2013 года начисляло плату жителям многоквартирного дома N 14 по ул. Симферопольская в г. Екатеринбурге за услуги холодное водоснабжение (ХВС), горячее водоснабжение (ГВС) с нарушением п. 44, п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пунктов 10, 13, 16 Приложения 2 к указанным Правилам, что зафиксировано в акте проверки от 07.11.2013 N 29-11-03-377 (л.д. 26-32).
В целях устранения выявленных нарушений Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в адрес ООО "УК РЭМП УЖСК" выдано предписание от 07.11.2013 N 29-11-04-377 (л.д. 24-25), содержащее в пункте 2 требование устранить выявленные нарушения посредством расчета платы на общедомовое потребление на коммунальные услуги ХВС, ГВС с ноября 2012 года по май 2013 года, и в последующие периоды производить расчеты платы в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 44, п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пунктов 10, 11, 13, 16 Приложения N 2 к указанным Правилам (в части применения корректной площади дома, расчета по нормативам). Срок исполнения предписания установлен 01.01.2014.
Полагая, что пункт 2 данного предписания не соответствуют действующему законодательству, нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об обоснованности применения ООО "УК РЭМП УЖСК" в расчетах на оплату коммунальных услуг сведений, содержащихся в Реестре прав на недвижимое имущество, указав, что на момент проверки и вынесения предписания площади жилых помещений претерпели изменения, указанные в Реестре прав на недвижимое имущество сведения являются более актуальными по сравнению со сведениями технического паспорта, составленного на 1994 год.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 40 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, также определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В п. 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 указано, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил определяется по формуле 10:
одн одн кр
P = V x T
i i ,
где:
одн
V - объем (количество) коммунального ресурса,
i
предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в
многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение
- (квартиру) или нежилое помещение;
- кр
T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
установленный в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В п. 11 Приложения N 2 к Правилам N 354 указано, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:
одн.1 д неж. жил.н. жил.п.
V = (V - SUM V - SUM V - SUM V -
i u u v v w w
S
гв кр i
- SUM V - V ) x ----
i i об
S ,
где:
д
V - объем (количество) холодной воды, потребленный за
расчетный период в многоквартирном доме, определенный по
показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной
воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета
размера платы за коммунальные услуги используется объем
(количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с
- положениями указанного пункта;
- неж
V - объем (количество) холодной воды, потребленный за
u
расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в
- соответствии с пунктом 43 Правил;
- жил.н.
V - объем (количество) холодной воды, потребленный за
v
расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном
- индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- жил.п.
V - объем (количество) холодной воды, потребленный за
w
расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном
индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной
воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях,
предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за
коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального
ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного
- пункта;
- гв
V - объем (количество) горячей воды (в случае
i
самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по
горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего
водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом
помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме,
- определенный в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;
- кр
V - определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем
холодной воды, использованный исполнителем при производстве
коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного
теплоснабжения), который кроме этого также был использован
исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной
- услуги по холодному водоснабжению;
- S - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или
i
- нежилого помещения в многоквартирном доме;
- об
S - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых
помещений в многоквартирном доме.
В п. 13 приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрено, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
одн.2 д неж. жил.н. жил.п.
V = (V - SUM V - SUM V - SUM V -
i u u v v w w
S
гв кр i
- SUM V - V ) x ----
i i об
S ,
где:
д
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за
расчетный период в многоквартирном доме, определенный по
показаниям коллективного (общедомового) прибора учета
коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59
Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги
используется объем (количество) коммунального ресурса,
- определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- неж.
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный
u
за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в
- соответствии с пунктом 43 Правил;
- жил.н.
V - объем (количество) коммунального ресурса,
v
потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире),
не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором
- учета;
- жил.п.
V - объем (количество) коммунального ресурса,
w
потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире),
оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета
коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора
учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета
размера платы за коммунальные услуги используется объем
(количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с
- положениями указанного пункта;
- кр
V - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем
соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая
энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при
производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему
водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и
(или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был
использован исполнителем в целях предоставления потребителям
- коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- S - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или
i
- нежилого помещения в многоквартирном доме;
- об
S - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых
помещений в многоквартирном доме.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснено, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что ООО "УК РЭМП УЖСК" является управляющей организацией в отношении жилого многоквартирного дома N 14 по ул. Симферопольская в г. Екатеринбурге.
В ходе проверки ООО "УК РЭМП УЖСК" представлен технический паспорт на указанный многоквартирный жилой дом инв. N 633 по состоянию на 07.02.1994 (л.д. 33-34). Согласно техническому паспорту общая полезная площадь многоквартирного дома составляет 1 728,1 кв. м.
Вместе с тем при проведении проверки Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области установлено и заявителем не оспаривается, что при начислении платы за услуги ХВС, ГВС ООО "УК РЭМП УЖСК" применяло общую полезную площадь дома (общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме) = 1727,0 кв. м.
При рассмотрении дела ООО "УК РЭМП УЖСК" ссылалось на то, что на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания площади жилых помещений в доме претерпели изменения, в связи с чем для определения размера платы за общедомовое потребление коммунального ресурса за ноябрь 2012 года - май 2013 года в расчетах использовались сведения, содержащиеся в Реестре прав на недвижимое имущество, и являющиеся более актуальными по сравнению с информацией, содержащейся в техническом паспорте дома по состоянию на 1994 год. При этом ООО "УК РЭМП УЖСК" ссылалось на данные ООО "ЕРЦ", согласно которым общая площадь жилого дома составила 1 727,0 кв. м (л.д. 49).
Суд первой инстанции согласился с данной позицией ООО "УК РЭМП УЖСК".
Между тем суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Согласно техническому паспорту общая полезная площадь спорного многоквартирного дома составляет 1 728,1 кв. м (л.д. 33-34).
Доводы заявителя о том, что на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания площади жилых помещений в доме изменились, не свидетельствуют о том, что изменилась и общая полезная площадь дома (общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме), указанная в техническом паспорте многоквартирного дома (1 728,1 кв. м); надлежащие доказательства того, что изменилась общая полезная площадь дома (общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме) в материалах дела отсутствуют.
При этом ссылка ООО "УК РЭМП УЖСК" на то, что в расчетах использовались сведения, содержащиеся в Реестре прав на недвижимое имущество, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку свидетельства о государственной регистрации прав на все помещения многоквартирного дома ни при проведении проверки, ни при рассмотрении дела судом не представлены. В связи с чем сверка общей площади жилых помещений многоквартирного дома N 14 по ул. Симферопольская по данным ООО "ЕРЦ", в которой указано, что общая площадь по данным ЕРЦ составляет 1 727,0 кв. м (л.д. 49), не может подтверждать достоверность именно данных сведений об общей полезной площади дома (общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме), при том, что данный документ не подписан, не заверен, указанные в нем сведения не подтверждены никакими доказательствами. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в указанном документе при подсчете общей площади по данным ЕРЦ (1 727,0 кв. м), при сложении всех указанных значений допущена арифметическая ошибка, в связи с чем, примененные Обществом при определении платы за потребление коммунальных ресурсов сведения об общей полезной площади дома (общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме) = 1727,0 кв. м также некорректно.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, применение ООО "УК РЭМП УЖСК" общей площади жилого дома = 1727,0 кв. м на основании неподтвержденных надлежащим образом данных является необоснованным, в рассматриваемом случае в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, необходимо применять сведения, указанные в техническом паспорте многоквартирного дома (1 728,1 кв. м).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что п. 2 предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области в части указания на необходимость применения при расчете платы на общедомовое потребление на коммунальные услуги ХВС, ГВС корректной площади дома является обоснованным, соответствует установленным по делу обстоятельствам, не противоречит требованиям действующих нормативных актов и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого пункта предписания в данной части незаконным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене на основании п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2014 года по делу N А60-48247/2013 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" требований о признании незаконным пункта 2 предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 07.11.2013 N 29-11-04-377 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства в части указания на необходимость применения корректной площади дома, отказать.
В остальной части решения суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2014 N 17АП-4715/2014-АК ПО ДЕЛУ N А60-48247/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. N 17АП-4715/2014-АК
Дело N А60-48247/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (ОГРН 1056605367213, ИНН 6674170306): представители не явились;
- от заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): представители не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 февраля 2014 года по делу N А60-48247/2013,
принятое судьей Сергеевой М.Л.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс"
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконным предписания в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (далее - заявитель, ООО "УК РЭМП УЖСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 25-26) о признании незаконным и отмене пункта 2 предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) от 07.11.2013 N 29-11-04-377.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области, не согласившись с решением суда первой инстанции о признании незаконным п. 2 предписания в части, касающейся применения корректной площади дома (общей полезной площади) при расчете платы за коммунальные услуги, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды следует определять на основании общей площади жилого дома (жилых и нежилых помещений), зафиксированной в техническом паспорте, а в случае изменений размера площадей жилых помещений - на основании информации, подтвержденной справкой из БТИ; при этом, указывает, что даже при изменении площади конкретных жилых помещений в многоквартирном доме общая полезная площадь остается неизменной.
ООО "УК РЭМП УЖСК" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что но основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Поскольку возражений в порядке ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 07.10.2013 N 29-11-02-377 и обращения гр. Калашникова П.В., проживающего в доме N 14 по ул. Симферопольская в г. Екатеринбурге (вх. N 16393 от 25.09.2013) Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК РЭМП УЖСК", осуществляющего управление, эксплуатацию, содержание, ремонт жилого дома и предоставление потребителям коммунальных услуг в указанном жилом доме.
В ходе проверки выявлено, что ООО "УК РЭМП УЖСК" в период с ноября 2012 года по май 2013 года начисляло плату жителям многоквартирного дома N 14 по ул. Симферопольская в г. Екатеринбурге за услуги холодное водоснабжение (ХВС), горячее водоснабжение (ГВС) с нарушением п. 44, п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пунктов 10, 13, 16 Приложения 2 к указанным Правилам, что зафиксировано в акте проверки от 07.11.2013 N 29-11-03-377 (л.д. 26-32).
В целях устранения выявленных нарушений Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в адрес ООО "УК РЭМП УЖСК" выдано предписание от 07.11.2013 N 29-11-04-377 (л.д. 24-25), содержащее в пункте 2 требование устранить выявленные нарушения посредством расчета платы на общедомовое потребление на коммунальные услуги ХВС, ГВС с ноября 2012 года по май 2013 года, и в последующие периоды производить расчеты платы в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 44, п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пунктов 10, 11, 13, 16 Приложения N 2 к указанным Правилам (в части применения корректной площади дома, расчета по нормативам). Срок исполнения предписания установлен 01.01.2014.
Полагая, что пункт 2 данного предписания не соответствуют действующему законодательству, нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об обоснованности применения ООО "УК РЭМП УЖСК" в расчетах на оплату коммунальных услуг сведений, содержащихся в Реестре прав на недвижимое имущество, указав, что на момент проверки и вынесения предписания площади жилых помещений претерпели изменения, указанные в Реестре прав на недвижимое имущество сведения являются более актуальными по сравнению со сведениями технического паспорта, составленного на 1994 год.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 40 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, также определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В п. 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 указано, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил определяется по формуле 10:
одн одн кр
P = V x T
i i ,
где:
одн
V - объем (количество) коммунального ресурса,
i
предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в
многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение
- (квартиру) или нежилое помещение;
- кр
T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
установленный в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В п. 11 Приложения N 2 к Правилам N 354 указано, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:
одн.1 д неж. жил.н. жил.п.
V = (V - SUM V - SUM V - SUM V -
i u u v v w w
S
гв кр i
- SUM V - V ) x ----
i i об
S ,
где:
д
V - объем (количество) холодной воды, потребленный за
расчетный период в многоквартирном доме, определенный по
показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной
воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета
размера платы за коммунальные услуги используется объем
(количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с
- положениями указанного пункта;
- неж
V - объем (количество) холодной воды, потребленный за
u
расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в
- соответствии с пунктом 43 Правил;
- жил.н.
V - объем (количество) холодной воды, потребленный за
v
расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном
- индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- жил.п.
V - объем (количество) холодной воды, потребленный за
w
расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном
индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной
воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях,
предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за
коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального
ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного
- пункта;
- гв
V - объем (количество) горячей воды (в случае
i
самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по
горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего
водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом
помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме,
- определенный в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;
- кр
V - определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем
холодной воды, использованный исполнителем при производстве
коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного
теплоснабжения), который кроме этого также был использован
исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной
- услуги по холодному водоснабжению;
- S - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или
i
- нежилого помещения в многоквартирном доме;
- об
S - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых
помещений в многоквартирном доме.
В п. 13 приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрено, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
одн.2 д неж. жил.н. жил.п.
V = (V - SUM V - SUM V - SUM V -
i u u v v w w
S
гв кр i
- SUM V - V ) x ----
i i об
S ,
где:
д
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за
расчетный период в многоквартирном доме, определенный по
показаниям коллективного (общедомового) прибора учета
коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59
Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги
используется объем (количество) коммунального ресурса,
- определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- неж.
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный
u
за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в
- соответствии с пунктом 43 Правил;
- жил.н.
V - объем (количество) коммунального ресурса,
v
потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире),
не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором
- учета;
- жил.п.
V - объем (количество) коммунального ресурса,
w
потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире),
оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета
коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора
учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета
размера платы за коммунальные услуги используется объем
(количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с
- положениями указанного пункта;
- кр
V - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем
соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая
энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при
производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему
водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и
(или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был
использован исполнителем в целях предоставления потребителям
- коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- S - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или
i
- нежилого помещения в многоквартирном доме;
- об
S - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых
помещений в многоквартирном доме.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснено, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что ООО "УК РЭМП УЖСК" является управляющей организацией в отношении жилого многоквартирного дома N 14 по ул. Симферопольская в г. Екатеринбурге.
В ходе проверки ООО "УК РЭМП УЖСК" представлен технический паспорт на указанный многоквартирный жилой дом инв. N 633 по состоянию на 07.02.1994 (л.д. 33-34). Согласно техническому паспорту общая полезная площадь многоквартирного дома составляет 1 728,1 кв. м.
Вместе с тем при проведении проверки Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области установлено и заявителем не оспаривается, что при начислении платы за услуги ХВС, ГВС ООО "УК РЭМП УЖСК" применяло общую полезную площадь дома (общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме) = 1727,0 кв. м.
При рассмотрении дела ООО "УК РЭМП УЖСК" ссылалось на то, что на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания площади жилых помещений в доме претерпели изменения, в связи с чем для определения размера платы за общедомовое потребление коммунального ресурса за ноябрь 2012 года - май 2013 года в расчетах использовались сведения, содержащиеся в Реестре прав на недвижимое имущество, и являющиеся более актуальными по сравнению с информацией, содержащейся в техническом паспорте дома по состоянию на 1994 год. При этом ООО "УК РЭМП УЖСК" ссылалось на данные ООО "ЕРЦ", согласно которым общая площадь жилого дома составила 1 727,0 кв. м (л.д. 49).
Суд первой инстанции согласился с данной позицией ООО "УК РЭМП УЖСК".
Между тем суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Согласно техническому паспорту общая полезная площадь спорного многоквартирного дома составляет 1 728,1 кв. м (л.д. 33-34).
Доводы заявителя о том, что на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания площади жилых помещений в доме изменились, не свидетельствуют о том, что изменилась и общая полезная площадь дома (общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме), указанная в техническом паспорте многоквартирного дома (1 728,1 кв. м); надлежащие доказательства того, что изменилась общая полезная площадь дома (общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме) в материалах дела отсутствуют.
При этом ссылка ООО "УК РЭМП УЖСК" на то, что в расчетах использовались сведения, содержащиеся в Реестре прав на недвижимое имущество, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку свидетельства о государственной регистрации прав на все помещения многоквартирного дома ни при проведении проверки, ни при рассмотрении дела судом не представлены. В связи с чем сверка общей площади жилых помещений многоквартирного дома N 14 по ул. Симферопольская по данным ООО "ЕРЦ", в которой указано, что общая площадь по данным ЕРЦ составляет 1 727,0 кв. м (л.д. 49), не может подтверждать достоверность именно данных сведений об общей полезной площади дома (общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме), при том, что данный документ не подписан, не заверен, указанные в нем сведения не подтверждены никакими доказательствами. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в указанном документе при подсчете общей площади по данным ЕРЦ (1 727,0 кв. м), при сложении всех указанных значений допущена арифметическая ошибка, в связи с чем, примененные Обществом при определении платы за потребление коммунальных ресурсов сведения об общей полезной площади дома (общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме) = 1727,0 кв. м также некорректно.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, применение ООО "УК РЭМП УЖСК" общей площади жилого дома = 1727,0 кв. м на основании неподтвержденных надлежащим образом данных является необоснованным, в рассматриваемом случае в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, необходимо применять сведения, указанные в техническом паспорте многоквартирного дома (1 728,1 кв. м).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что п. 2 предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области в части указания на необходимость применения при расчете платы на общедомовое потребление на коммунальные услуги ХВС, ГВС корректной площади дома является обоснованным, соответствует установленным по делу обстоятельствам, не противоречит требованиям действующих нормативных актов и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого пункта предписания в данной части незаконным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене на основании п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2014 года по делу N А60-48247/2013 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" требований о признании незаконным пункта 2 предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 07.11.2013 N 29-11-04-377 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства в части указания на необходимость применения корректной площади дома, отказать.
В остальной части решения суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)