Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 3 марта 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от ОАО "УК Советского района": Меньшиковой В.С., представителя по доверенности N 31 от 16.02.2015;
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2014 по делу N А14-13521/2014 (судья Пименова Т.В.) по заявлению ОАО "УК Советского района" (ОГРН 1113668054675 ИНН 3665086317) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным и отмене предписания от 31.07.2014 N 935,
установил:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" (далее - ОАО "УК Советского района", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, заинтересованное лицо) от 31.07.2014 N 935 об устранении выявленных нарушений законодательства.
Решением от 25.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что законодатель указывает, что недобросовестность контрагента управляющей организации не освобождает ее от обязанности предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества, соответствующие установленным требованиям. Предписание является законным и обоснованным. В предписании содержится точное и конкретное указание на характер допущенных нарушений обязательных требований, точное указание на нормативный правовой акт, предусматривающий данные требования, адрес совершения нарушения, точное и не двусмысленное требование законодательства и добровольно принятым на себя управляющей организацией обязательствам.
В судебное заседание Государственная жилищная инспекция Воронежской области не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, предметом деятельности ОАО "УК Советского района" является управление и эксплуатация жилого и нежилого фонда по поручению и в интересах граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления, являющихся собственниками помещений в многоквартирных домах, в том числе оно осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 13 по ул. Южно-Моравская города Воронежа.
В связи с обращением жителей дома N 13 по ул. Южно-Моравская города Воронежа к депутату Государственной Думы Похолкову О.В., которое поступило для рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области, последней на основании приказа от 24.06.2014 N 2432 в отношении ОАО "УК Советского района" была проведена внеплановая проверка по вопросам исполнения Управляющей компанией своих обязанностей по содержанию и текущему ремонту находящегося в управлении жилищного фонда, о чем Управляющая компания была надлежаще извещена.
Проведение проверки было поручено инспектору Степанюк М.Н.
09.07.2014 ГЖИ Воронежской области в присутствии инженера ОАО "УК Советского района" Лопатиной Я.А. проведена проверка по изложенным в заявлении жителей жилого дома N 13 по ул. Южно-Моравская города Воронежа фактам, по результатам которой составлен акт N 2761.
В акте отражены выявленные в ходе проверки нарушения, выразившиеся в оказании собственникам квартир указанного жилого дома коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества (температура горячей воды в точках водоразбора в квартире N 13 составила +28 градусов по Цельсию при нормативе +60 градусов по Цельсию), замер температуры воды выполнен контактным термометром, слив воды перед замером осуществлялся 3 минуты.
В тот же день 09.07.2014 Открытому акционерному обществу "УК Советского района" уполномоченным должностным лицом ГЖИ Воронежской области было выдано предписание N 935, согласно которому заявитель обязан в срок до 26.08.2014 обеспечить температуру горячей воды в точках водоразбора квартиры N 13 не ниже нормативной (+60 градусов Цельсия).
Считая выданное предписание незаконным, ОАО "УК Советского района" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в собранных по делу документах отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у заявителя, как у лица, ответственного за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, имелась реальная возможность качественно исполнить принятые на себя обязательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
На основании п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Обязанностью исполнителя коммунальных услуг в силу п. 31 Правил N 354 является предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Факт управления многоквартирным жилым домом N 13 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа заявителем по делу подтверждается протоколом N 2 от 16.01.2012 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанном адресу, договорами управления многоквартирным домом, заключенными с собственниками жилых помещений и не оспаривается им.
Следовательно, ОАО "УК Советского района" является лицом, ответственным за содержание и обслуживание указанного жилого дома.
Положениями статьи 542 ГК РФ установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, при этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Согласно подп. "б" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования). При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта "д" пункта 3 Правил качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В приложении N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе в отношении горячего водоснабжения. Так, пунктом 5 раздела II Приложения N 1 установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20).
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно пункту 5 раздела 2 приложения N 1 Правил N 307 температура горячей воды в точке разбора для открытых систем централизованного теплоснабжения должна быть не менее 60 град. C, для закрытых систем централизованного теплоснабжения - не менее 50 град. C и не более 75 град. C для любых систем теплоснабжения. При этом предусмотрено, что допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 23-00 час. до 6-00 час.) не более чем на 5 град. C, в дневное время (с 6-00 час. до 23-00 час.) не более чем на 3 град. C.
В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 град. C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 град. C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 град. C - для обеих систем (пункт 9.5.8).
Пунктом 2.4 СанПиН предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C. При этом основанием для определения такой температуры являются указанные в пункте 2.3 названных Санитарных правил причины, в числе которых предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 град. C.
Указанными нормативными актами предписаны требования к температурному режиму горячей воды в точке водоразбора.
Установление обязательных требований к температуре воды в системах централизованного горячего водоснабжения связано с предупреждением загрязнения горячей воды (см. пп. 2.3 и 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
В ходе проверки административным органом было установлено, что температура горячей воды в точках водоразбора в квартире N 13 многоквартирного жилого дома N 13 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа составила +28 градусов по Цельсию).
Вместе с тем, акт проверки от 09.07.2014 N 2761 и оспариваемое предписание содержат лишь констатацию выявленного нарушения.
Вопрос о наличии виновных действий (бездействия) ОАО "УК Советского района", повлекших указанные нарушения, т.е. о наличии обязанности и возможности устранить выявленные нарушения Инспекцией не выяснялся.
Из акта не усматривается, на основании каких доказательств ГЖИ Воронежской области пришла к выводу о нарушении Открытым акционерным обществом "УК Советского района" режима обеспечения граждан коммунальной услугой горячего водоснабжения, в чем выразилось бездействие Управляющей компании, повлекшее данное нарушение.
Вместе с тем ОАО "УК Советского района" не является энергоснабжающей организацией (поставщиком теплоэнергоресурсов), поэтому возможность исполнения им выданного предписания зависит от установления реальной возможности обеспечить граждан соответствующими коммунальными услугами.
Из акта проверки не усматривается, что система горячего водоснабжения дома является открытой.
Жилищной инспекцией не исследованы обстоятельства, связанные с организацией обеспечения граждан в жилом доме, обслуживаемом ОАО "УК Советского района" горячим водоснабжением (технологическая и юридическая схема взаимодействия всех заинтересованных сторон).
Из содержания акта проверки не следует, что отсутствие надлежащего горячего водоснабжения произошло по вине ОАО "УК Советского района" и напрямую связано с его бездействием.
Административным органом не исследовался вопрос того, что в каком состоянии находится внутридомовая система горячего водоснабжения жилого дома.
Ни из акта проверки, ни из оспариваемого предписания нельзя сделать вывод, по какой причине произошло некачественное предоставление коммунальной услуги "горячее водоснабжение" непосредственно потребителям многоквартирного дома.
Предписание не содержит сведений о том, в чем выразилось виновное бездействие ОАО "УК Советского района" по необеспечению температуры подаваемой горячей воды ниже нормативной в точках водоразбора в квартире N 13 жилого многоквартирного дома N 13 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа.
При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что ОАО "УК Советского района" предпринимало зависящие от него меры по включению обслуживаемых им жилых домов, в том числе спорного жилого дома, в план восстановления линий рециркуляции ГВС в целях улучшения качества оказываемых коммунальных услуг на обслуживаемых им жилых домах.
Судом области были оценены пояснения общества относительно того, что у него отсутствует реальная возможность по подаче в жилые помещения дома N 13 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа горячей воды с соблюдением нормативных требований, поскольку ненадлежащее качество горячего водоснабжения обусловлено отсутствием наружных рециркуляционных линий от ЦТП до стены многоквартирного дома, которые в состав общего имущества многоквартирного дома не входят.
Поставщиком коммунальной услуги - горячее водоснабжение на данный жилой дом является МКП "Воронежтеплосеть".
Заявитель неоднократно обращался в адрес поставщика с заявлениями о рассмотрении вопроса по включению в план восстановления линий рециркуляций обслуживаемых им домов, в том числе дома N 13 по ул. Южно-Моравской, однако, результатов это не дало. Аналогичное обращение было им направлено в адрес Управления ЖКХ Администрации ГО г. Воронеж, из ответа на которое следует, что по программе "Восстановление линий рециркуляции горячего водоснабжения до многоквартирных домов в 2014 году" находящиеся на обслуживании у заявителя жилые дома в указанный перечень не включены.
Административным органом данные обстоятельства при проведении проверки не выяснялись.
Доказательств обратного в суд апелляционной инстанции не представлено.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
По смыслу статьи 17 указанного закона предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Формулировки выданных предписаний должны быть корректны и точны, содержать,, какие конкретно действия необходимо произвести.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Содержащиеся в предписаниях формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
В данном случае предписание определяет:
- "обеспечить температуру горячей воды в точках водоразбора квартиры 13 не ниже нормативной (+60 градусов по Цельсию).
Ввиду установленных при рассмотрении дела в суде первой инстанции обстоятельств, у заявителя отсутствует реальная возможность по его исполнению, и эти обстоятельства не были выяснены ГЖИ в ходе проведения проверки.
С учетом изложенных норм права, анализа предписаний, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оно не отвечает критериям исполнимости и законности.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Довод жалобы относительно отношений между управляющей организацией и ее контрагентами не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку он не влияет на факт фактической неисполнимости предписания. Кроме того, отношения заявителя с контрагентами административным органом в момент проведения проверки не подвергались анализу, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 31.07.2014 N 935 является незаконным, как противоречащее требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2014 по делу N А14-13521/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2015 ПО ДЕЛУ N А14-13521/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N А14-13521/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 3 марта 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от ОАО "УК Советского района": Меньшиковой В.С., представителя по доверенности N 31 от 16.02.2015;
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2014 по делу N А14-13521/2014 (судья Пименова Т.В.) по заявлению ОАО "УК Советского района" (ОГРН 1113668054675 ИНН 3665086317) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным и отмене предписания от 31.07.2014 N 935,
установил:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" (далее - ОАО "УК Советского района", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, заинтересованное лицо) от 31.07.2014 N 935 об устранении выявленных нарушений законодательства.
Решением от 25.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что законодатель указывает, что недобросовестность контрагента управляющей организации не освобождает ее от обязанности предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества, соответствующие установленным требованиям. Предписание является законным и обоснованным. В предписании содержится точное и конкретное указание на характер допущенных нарушений обязательных требований, точное указание на нормативный правовой акт, предусматривающий данные требования, адрес совершения нарушения, точное и не двусмысленное требование законодательства и добровольно принятым на себя управляющей организацией обязательствам.
В судебное заседание Государственная жилищная инспекция Воронежской области не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, предметом деятельности ОАО "УК Советского района" является управление и эксплуатация жилого и нежилого фонда по поручению и в интересах граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления, являющихся собственниками помещений в многоквартирных домах, в том числе оно осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 13 по ул. Южно-Моравская города Воронежа.
В связи с обращением жителей дома N 13 по ул. Южно-Моравская города Воронежа к депутату Государственной Думы Похолкову О.В., которое поступило для рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области, последней на основании приказа от 24.06.2014 N 2432 в отношении ОАО "УК Советского района" была проведена внеплановая проверка по вопросам исполнения Управляющей компанией своих обязанностей по содержанию и текущему ремонту находящегося в управлении жилищного фонда, о чем Управляющая компания была надлежаще извещена.
Проведение проверки было поручено инспектору Степанюк М.Н.
09.07.2014 ГЖИ Воронежской области в присутствии инженера ОАО "УК Советского района" Лопатиной Я.А. проведена проверка по изложенным в заявлении жителей жилого дома N 13 по ул. Южно-Моравская города Воронежа фактам, по результатам которой составлен акт N 2761.
В акте отражены выявленные в ходе проверки нарушения, выразившиеся в оказании собственникам квартир указанного жилого дома коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества (температура горячей воды в точках водоразбора в квартире N 13 составила +28 градусов по Цельсию при нормативе +60 градусов по Цельсию), замер температуры воды выполнен контактным термометром, слив воды перед замером осуществлялся 3 минуты.
В тот же день 09.07.2014 Открытому акционерному обществу "УК Советского района" уполномоченным должностным лицом ГЖИ Воронежской области было выдано предписание N 935, согласно которому заявитель обязан в срок до 26.08.2014 обеспечить температуру горячей воды в точках водоразбора квартиры N 13 не ниже нормативной (+60 градусов Цельсия).
Считая выданное предписание незаконным, ОАО "УК Советского района" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в собранных по делу документах отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у заявителя, как у лица, ответственного за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, имелась реальная возможность качественно исполнить принятые на себя обязательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
На основании п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Обязанностью исполнителя коммунальных услуг в силу п. 31 Правил N 354 является предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Факт управления многоквартирным жилым домом N 13 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа заявителем по делу подтверждается протоколом N 2 от 16.01.2012 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанном адресу, договорами управления многоквартирным домом, заключенными с собственниками жилых помещений и не оспаривается им.
Следовательно, ОАО "УК Советского района" является лицом, ответственным за содержание и обслуживание указанного жилого дома.
Положениями статьи 542 ГК РФ установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, при этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Согласно подп. "б" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования). При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта "д" пункта 3 Правил качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В приложении N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе в отношении горячего водоснабжения. Так, пунктом 5 раздела II Приложения N 1 установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20).
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно пункту 5 раздела 2 приложения N 1 Правил N 307 температура горячей воды в точке разбора для открытых систем централизованного теплоснабжения должна быть не менее 60 град. C, для закрытых систем централизованного теплоснабжения - не менее 50 град. C и не более 75 град. C для любых систем теплоснабжения. При этом предусмотрено, что допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 23-00 час. до 6-00 час.) не более чем на 5 град. C, в дневное время (с 6-00 час. до 23-00 час.) не более чем на 3 град. C.
В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 град. C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 град. C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 град. C - для обеих систем (пункт 9.5.8).
Пунктом 2.4 СанПиН предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C. При этом основанием для определения такой температуры являются указанные в пункте 2.3 названных Санитарных правил причины, в числе которых предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 град. C.
Указанными нормативными актами предписаны требования к температурному режиму горячей воды в точке водоразбора.
Установление обязательных требований к температуре воды в системах централизованного горячего водоснабжения связано с предупреждением загрязнения горячей воды (см. пп. 2.3 и 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
В ходе проверки административным органом было установлено, что температура горячей воды в точках водоразбора в квартире N 13 многоквартирного жилого дома N 13 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа составила +28 градусов по Цельсию).
Вместе с тем, акт проверки от 09.07.2014 N 2761 и оспариваемое предписание содержат лишь констатацию выявленного нарушения.
Вопрос о наличии виновных действий (бездействия) ОАО "УК Советского района", повлекших указанные нарушения, т.е. о наличии обязанности и возможности устранить выявленные нарушения Инспекцией не выяснялся.
Из акта не усматривается, на основании каких доказательств ГЖИ Воронежской области пришла к выводу о нарушении Открытым акционерным обществом "УК Советского района" режима обеспечения граждан коммунальной услугой горячего водоснабжения, в чем выразилось бездействие Управляющей компании, повлекшее данное нарушение.
Вместе с тем ОАО "УК Советского района" не является энергоснабжающей организацией (поставщиком теплоэнергоресурсов), поэтому возможность исполнения им выданного предписания зависит от установления реальной возможности обеспечить граждан соответствующими коммунальными услугами.
Из акта проверки не усматривается, что система горячего водоснабжения дома является открытой.
Жилищной инспекцией не исследованы обстоятельства, связанные с организацией обеспечения граждан в жилом доме, обслуживаемом ОАО "УК Советского района" горячим водоснабжением (технологическая и юридическая схема взаимодействия всех заинтересованных сторон).
Из содержания акта проверки не следует, что отсутствие надлежащего горячего водоснабжения произошло по вине ОАО "УК Советского района" и напрямую связано с его бездействием.
Административным органом не исследовался вопрос того, что в каком состоянии находится внутридомовая система горячего водоснабжения жилого дома.
Ни из акта проверки, ни из оспариваемого предписания нельзя сделать вывод, по какой причине произошло некачественное предоставление коммунальной услуги "горячее водоснабжение" непосредственно потребителям многоквартирного дома.
Предписание не содержит сведений о том, в чем выразилось виновное бездействие ОАО "УК Советского района" по необеспечению температуры подаваемой горячей воды ниже нормативной в точках водоразбора в квартире N 13 жилого многоквартирного дома N 13 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа.
При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что ОАО "УК Советского района" предпринимало зависящие от него меры по включению обслуживаемых им жилых домов, в том числе спорного жилого дома, в план восстановления линий рециркуляции ГВС в целях улучшения качества оказываемых коммунальных услуг на обслуживаемых им жилых домах.
Судом области были оценены пояснения общества относительно того, что у него отсутствует реальная возможность по подаче в жилые помещения дома N 13 по ул. Южно-Моравской г. Воронежа горячей воды с соблюдением нормативных требований, поскольку ненадлежащее качество горячего водоснабжения обусловлено отсутствием наружных рециркуляционных линий от ЦТП до стены многоквартирного дома, которые в состав общего имущества многоквартирного дома не входят.
Поставщиком коммунальной услуги - горячее водоснабжение на данный жилой дом является МКП "Воронежтеплосеть".
Заявитель неоднократно обращался в адрес поставщика с заявлениями о рассмотрении вопроса по включению в план восстановления линий рециркуляций обслуживаемых им домов, в том числе дома N 13 по ул. Южно-Моравской, однако, результатов это не дало. Аналогичное обращение было им направлено в адрес Управления ЖКХ Администрации ГО г. Воронеж, из ответа на которое следует, что по программе "Восстановление линий рециркуляции горячего водоснабжения до многоквартирных домов в 2014 году" находящиеся на обслуживании у заявителя жилые дома в указанный перечень не включены.
Административным органом данные обстоятельства при проведении проверки не выяснялись.
Доказательств обратного в суд апелляционной инстанции не представлено.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
По смыслу статьи 17 указанного закона предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Формулировки выданных предписаний должны быть корректны и точны, содержать,, какие конкретно действия необходимо произвести.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Содержащиеся в предписаниях формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
В данном случае предписание определяет:
- "обеспечить температуру горячей воды в точках водоразбора квартиры 13 не ниже нормативной (+60 градусов по Цельсию).
Ввиду установленных при рассмотрении дела в суде первой инстанции обстоятельств, у заявителя отсутствует реальная возможность по его исполнению, и эти обстоятельства не были выяснены ГЖИ в ходе проведения проверки.
С учетом изложенных норм права, анализа предписаний, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оно не отвечает критериям исполнимости и законности.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Довод жалобы относительно отношений между управляющей организацией и ее контрагентами не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку он не влияет на факт фактической неисполнимости предписания. Кроме того, отношения заявителя с контрагентами административным органом в момент проведения проверки не подвергались анализу, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 31.07.2014 N 935 является незаконным, как противоречащее требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2014 по делу N А14-13521/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)