Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.08.2014 N 33-10149/2014

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. N 33-10149/2014


Судья: Чекрий Л.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Стаховой Т.М., Бутковой Н.А.
при секретаре К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 августа 2014 года апелляционную жалобу Н.Р.Н. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 07 апреля 2014 года по делу N 2-852/14 по заявлению Н.Р.Н. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об изменении времени (даты) принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения Н.Р.Н., представителя заявителя - адвоката Павленко К.В. (по ордеру), возражения представителя администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга К.В. (по доверенности), судебная коллегия

установила:

Н.Р.Н. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании даты (времени) принятия ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленной распоряжением главы администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от <дата> N <...>
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Н.Р.Н. просила суд признать факт регистрации ее в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с <дата> и возложить на районную администрацию обязанность изменить дату принятия ее по данному виду учета - <дата> на <дата>, а также изменить присвоенный ей номер очередности на номер, соответствующий ранней из указанных дат.
В обоснование поданного в суд заявления Н.Р.Н. ссылалась на то обстоятельство, что с <дата> была принята на учет граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, однако, впоследствии, по неизвестной ей причине, распоряжением главы администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от <дата> N <...>, вид учета предоставления жилой площади был изменен и с указанной даты она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставлении жилых помещений по договору социального найма).
По мнению заявителя, произвольное изменение даты принятия ее на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади нарушает ее право на своевременное обеспечение жилым помещением, поскольку временем признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий следует считать <дата>.
В ходе рассмотрения дела заявитель изменила ранее заявленные требования - просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий с <дата> и восстановить ее списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с указанной даты (л.д. 49).
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 07 апреля 2014 года Н.Р.Н. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Н.Р.Н. просит отменить решение районного суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен в соответствии с правилами статьи 113 ГПК Российской Федерации - по факсимильной связи (л.д. 89, 90). Согласно статьям 257 (ч. 2), 327 (ч. 1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно справке, выданной Отделом по учету и распределению жилой площади Василеостровского исполкома Райсовета г. Ленинграда, Н.Р.Н. с составом семьи из двух человек (сама Н.Р.Н. и сестра Н. состоит на учете по предоставлению кооперативной жилой площади с <дата> (л.д. 7).
Распоряжением администрации Василеостровского района от <дата> N <...> Н.Р.Н. в составе семьи из 2-х человек принята на учет по улучшению жилищных условий граждан (л.д. 5).
При разрешении спора суд правильно руководствовался законодательством, действующим на момент принятия Н.Р.Н. на учет граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив.
Согласно статье 112 ЖК РСФСР, порядок и условия учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, устанавливались законодательством Союза ССР, данным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Принятие на учет граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, при которых организовывался кооператив.
Действительно статья 113 ЖК РСФСР, предусматривала, что в члены жилищно-строительного кооператива могли быть приняты граждане, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не было установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 4 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 марта 1988 года N 406 "О мерах по ускорению развития жилищной кооперации", членами ЖСК могли быть граждане, постоянно проживающие в данной местности и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Тем не менее, довод Н.Р.Н. и ее представителя о том, что сам факт принятия заявителя на учет по обеспечению кооперативной жилой площадью свидетельствует о наличии у нее права состоять с этой же даты на учете по улучшению жилищных условий (предоставлении жилых помещений по договорам социального найма) следует признать несостоятельным.
Судом первой инстанции правильно указано в решении, что условия принятия граждан на учет по обеспечению кооперативной жилой площадью и на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставления жилых помещений по договору социального найма) имели существенные различия.
Так, если Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденные Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 N 712/6, признавали нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, непрерывно и длительное время (не менее 10 лет) проживавших в Ленинграде с постоянной пропиской и занимавших жилую площадь 5,5 кв. метра и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь (пункты 16, 16.1), то Временный перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и желающих вступить в ЖСК, утвержденный Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 08.02.1988 N 107, предусматривал более лояльные требования как к цензу проживания в Ленинграде (не менее 5 лет), так и в отношении приходящейся на гражданина доли жилой площади (менее 6 кв. м).
Подпункт 1.1 Решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 08.02.1988 N 107 "О временном перечне оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и желающих вступить в ЖСК", в соответствии с которым на учет по улучшению жилищных условий за счет кооперативной жилой площади принимались граждане, состоящие на учете по улучшению жилищных условий в исполкомах райсоветов, указывает лишь на то, что данное обстоятельство (состоявшееся решение районной администрации о принятии гражданина на данный вид учета) являлось достаточным основанием для принятия такого гражданина и на учет по обеспечению кооперативной жилой площадью и не требовало от него предоставления документов, подтверждающих наличие иных оснований, указанных в пункте 1 названного выше решения Исполкома Ленгорсовета, для учета и направления на строительство кооперативной квартиры.
В соответствии с пунктом 1.1 Решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 08.02.1988 N 123 "О порядке формирования жилищно-строительных кооперативов в Ленинграде и предоставления в них жилой площади", формирование жилищно-строительных кооперативов осуществлялось Управлением ЖСК на основании ежегодно утверждаемых решениями Исполкома Ленсовета и Президиума Леноблсовпрофа адресной программы строительства кооперативных домов и плана направления в кооператив граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете.
Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 24.01.1995 N 67-р "О прекращении приема на учет по обеспечению кооперативной жилой площадью" с 1 февраля 1995 года прекращен прием на учет по обеспечению кооперативной жилой площадью граждан Санкт-Петербурга, имевших на то основания в соответствии с решением Исполкома Ленсовета от 08.02.88 N 107 "О временном перечне оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и желающих вступить в ЖСК". В соответствии с данным распоряжением существующая на 1 февраля 1995 года очередь граждан на строительство ЖСК сохранена.
Согласно отметке ОПВС 30-го отдела милиции Василеостровского РУВД проставленной в паспорте Н.Р.Н., последняя зарегистрирована по адресу общежития в <адрес> с <дата> (л.д. 13).
Доказательств того обстоятельства, что заявитель к февралю 1990 года проживала в Ленинграде постоянно не менее 10 лет, как этого требовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденные Решением Исполкома Ленгорсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 07.09.1987 N 712/6 (далее Правила учета), Н.Р.Н. суду первой инстанции не представлялось.
Между тем, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по месту жительства на основании заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи; о принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме (пункт 21 Правил учета); учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки вносились граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 22 Правил учета); принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась в исполнительном комитете районного Совета народных депутатов на правах документа строгой отчетности по установленной форме (пункт 23 Правил учета); на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (пункт 24 Правил учета), а на исполнительные комитеты районных Советов народных депутатов возлагалась обязанность по обеспечению надлежащего хранения книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 25 Правил учета).
Следовательно, никаких препятствий к предоставлению доказательств, подтверждающих довод Н.Р.Н., изложенный в заявлении суду, о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, при действительности такого события, у заявителя возникнуть не могло.
Согласно письму администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от <дата> N <...>, Н.Р.Н. с составом семьи из 2-х человек с <дата> принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании ее (Н.Р.Н.) личного заявления от <дата> (л.д. 18, 36).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель и ее представитель не смогли назвать иной орган исполнительной власти Ленинграда (Санкт-Петербурга), в который бы Н.Р.Н. обращалась бы ранее <дата> с заявлением о принятии ее на учет в порядке, предусмотренном Правилами учета.
Следует признать обоснованным и вывод суда о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании времени (даты) принятия ее на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставления жилых помещений по договорам социального найма).
Н.Р.Н. вместе с заявлением (иском) в суд предоставлена справка жилищного отдела администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, выданная <дата>, в которой указано, что она состоит на учете с <дата> (л.д. 4).
Таким образом, заявителем, при обращении в суд, пропущен как специальный срок, установленный гражданским процессуальным законодательством для оспаривания решения органа государственной власти (ст. 256 ГПК РФ), так и общий срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).
Утверждение заявителя о том, что им не оспаривается распоряжение главы администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от <дата> N <...>, несостоятельно.
Обращение Н.Р.Н. в суд с заявлением, содержащим требование о восстановлении ее на учете с <дата>, то есть с более ранней даты, чем это предусмотрено распоряжением главы администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от <дата> N <...>, обоснованно расценено судом первой инстанции как направленное на обжалование указанного распоряжения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, не согласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 07 апреля 2014 года по делу N 2-852/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.Р.Н. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)