Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.,
при секретаре Д.М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам главы Администрации МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" С.Е., конкурсного управляющего МП "ЖКХ п. им. Морозова" - Р. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области к муниципальному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство", Администрации МО "Морозовское городское поселение" о прекращении противоправных действий при предоставлении холодного водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., объяснения представителей по доверенности Администрации МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" - Д.А., МП "ЖКХ п. им. Морозова" - М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителей по доверенности Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области - З. и С.М., возражения представителей по доверенности ОАО "Водотеплоснаб" - О.О. и О.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области обратилось в суд с иском к муниципальному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство п. им. Морозова", Администрации МО "Морозовское городское поселение" о прекращении противоправных действий при предоставлении холодного водоснабжения.
С учетом уточнения исковых требований, просило признать бездействие МП "ЖКХ пос. им. Морозова" и Администрации МО "Морозовское городское поселение" противоправным; обязать МП "ЖКХ пос. им. Морозова" обеспечить бесперебойное водоснабжение на территории п. им. Морозова; обязать Администрацию МО "Морозовское городское поселение" организовать бесперебойное водоснабжение населения на территории п. им. Морозова; обязать Администрацию МО "Морозовское городское поселение" внести изменения в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
В обоснование иска указало, что в территориальный отдел во Всеволожском районе за период 2011 - 2013 г. г. поступило два обращения от жителей п. им. Морозова на нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 в части бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Поскольку Администрацией МО "Морозовское городское поселение" в соответствии с требованиями Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" постановлением N 242 от 11.10.2012 г. определена гарантирующая организация - муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство п. им. Морозова" (МП "ЖКХ пос. им. Морозова"), указанный ответчик несет ответственность за бесперебойное водоснабжение на территории МО "Морозовское городское поселение".
Территориальным отделом во Всеволожском районе в соответствии со ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля, проведенного в 2012 г. главе Администрации МО "Морозовское городское поселение" направлено уведомление о несоответствии качества питьевой воды из централизованной системы холодного хозяйственно-питьевого водоснабжения, используемой для водоснабжения населения г. п. им. Морозова. Согласно требованиям п. 6. ст. 23 Федерального закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений до 1 марта 2013 г. обязаны внести изменения (разработать) в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
По запросу территориального отдела во Всеволожском районе техническое задание Администрацией МО "Морозовское городское поселение" по настоящее время не представлено.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представители ответчиков МП "ЖКХ" и Администрации МО "Морозовское городское поселение" в судебном заседании иск не признали, просили в его удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица ОАО "Водотеплоснаб" полагал иск обоснованным.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2013 года исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" просит решение суда отменить, указывая, что выводы суда о бездействии Администрации в сфере реализации полномочий по организации водоснабжения, установленных Законом N 416-ФЗ, неправомерны и не основаны на положениях действующего законодательства.
В апелляционной жалобе представитель МП "ЖКХ п. им. Морозова" просит решение суда изменить, в удовлетворении исковых требований к МП "ЖКХ п. им. Морозова" отказать, указывая, что постановлением Администрации МО "Морозовское городское поселение" от 01.11.2013 г. N 260 гарантирующей организацией в сфере водоснабжения определено ОАО "Водотеплоснаб", в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований в отношении МП "ЖКХ п. им. Морозова".
Проверив дело, выслушав объяснения представителей сторон и 3-го лица, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно ст. 19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила).
Согласно п. п. "в", "г" ч. 3 Правил одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1. Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу п. "а" ч. 4 Правил потребителю, в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора во Всеволожском районе за период 2011 - 2013 г. г. поступали обращения от жителей п. им. Морозова на нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в части бесперебойной подачи в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Судом также установлено, что 11 июля 2013 года введено ограничение по подаче питьевой воды с ВОС пос. им. Морозова по причине аварийного состояния ВОС, что привело к тому, что в ряде домов данного населенного пункта на верхних этажах полностью отсутствовала подача холодной воды.
Доказательств того, что на момент рассмотрения дела водоснабжение в пос. им. Морозова восстановлено в соответствии с действующими нормами - не представлено.
Из материалов дела также следует, что Администрацией МО "Морозовское городское поселение" в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" постановлением N 242 от 11.10.2012 г. была определена гарантирующая организация - муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство п. им. Морозова" (МП "ЖКХ пос. им. Морозова"), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанная организация несет ответственность за бесперебойное водоснабжение на территории МО "Морозовское городское поселение", возложив на нее обязанность по обеспечению бесперебойного водоснабжения населения на территории п. им. Морозова, признав бездействие в вопросах обеспечения водоснабжением противоправным.
Вместе с тем, разрешая требования, суд первой инстанции не учел, что постановлением Администрации МО "Морозовское городское поселение" N 260 от 01.11.2013 года в качестве гарантирующей организации, осуществляющей на территории муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области деятельность по холодному водоснабжению определено ОАО "Водотеплоснаб", а потому на момент вынесения решения статус МП "ЖКХ п. им. Морозова" как гарантирующей организации был прекращен.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с решением суда в части признания противоправным имевшего место в период выполнения функций гарантирующей организации в сфере водоснабжения бездействия МП "ЖКХ п. им. Морозова", судебная коллегия не может признать законным решение суда в части обязания МП "ЖКХ п. им. Морозова" обеспечить бесперебойное водоснабжение населения на территории пос. им. Морозова, в данной части оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Учитывая, что в силу положений ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на администрации поселения лежит обязанность по организации и контролю надлежащего и бесперебойного водоснабжения холодной водой в границах муниципального образования, суд правомерно возложил на Администрацию муниципального образования "Морозовское городское поселение" обязанность организовать бесперебойное водоснабжение населения на территории пос. им. Морозова, признав ее бездействие незаконным.
Разрешая иск в части требований о возложении на Администрацию МО "Морозовское городское поселение" обязанности внести изменения в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которыми организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (п. 5).
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (п. 6).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (п. 7).
Поскольку на момент рассмотрения дела техническое задание ответчиком предоставлено не было, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на Администрацию МО "Морозовское городское поселение" обязанности внести изменения в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, удовлетворив в данной части заявленные исковые требования.
Довод ответчика о том, что установленный законом срок, в течение которого он должен разработать техническое задание, еще не наступил, основан на неправильном понимании закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом:
1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) целевых показателей деятельности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
3) схемы водоснабжения и водоотведения;
4) плана снижения сбросов;
5) решений органов местного самоуправления поселений, городских округов о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Вместе с тем, положения ч. 2 ст. 40 Закона, в соответствии с которыми утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается, вступают в силу с 01.01.2014 г. (ст. 43 Закона). В этот же срок вступает в силу и п. 4 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 641, в котором содержатся аналогичные положения.
Следовательно, в срок до 01.01.2014 г. техническое задание и инвестиционная программа могут быть разработаны и утверждены и при отсутствии утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения и содержащаяся в Постановлении Правительства РФ от 05.09.2013 г. N 782 рекомендация органам местного самоуправления по утверждению схем водоснабжения и водоотведения в срок до 31.12.2013 г. не свидетельствует о невозможности разработки и утверждения ответчиком требуемого истцом технического задания.
С учетом изложенного, решение суда в данной части является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы Администрации МО "Морозовское городское поселение" правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Кроме того, доводы жалобы направлены на неверное толкование норм действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2013 года в части требований об обязании МП "ЖКХ пос. им. Морозова" обеспечить бесперебойное водоснабжение на территории п. им. Морозова отменить с принятием в данной части нового решения об отказе в иске.
В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации МО "Морозовское городское поселение" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.03.2014 N 33-1028/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. N 33-1028/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.,
при секретаре Д.М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам главы Администрации МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" С.Е., конкурсного управляющего МП "ЖКХ п. им. Морозова" - Р. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области к муниципальному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство", Администрации МО "Морозовское городское поселение" о прекращении противоправных действий при предоставлении холодного водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., объяснения представителей по доверенности Администрации МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" - Д.А., МП "ЖКХ п. им. Морозова" - М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителей по доверенности Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области - З. и С.М., возражения представителей по доверенности ОАО "Водотеплоснаб" - О.О. и О.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области обратилось в суд с иском к муниципальному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство п. им. Морозова", Администрации МО "Морозовское городское поселение" о прекращении противоправных действий при предоставлении холодного водоснабжения.
С учетом уточнения исковых требований, просило признать бездействие МП "ЖКХ пос. им. Морозова" и Администрации МО "Морозовское городское поселение" противоправным; обязать МП "ЖКХ пос. им. Морозова" обеспечить бесперебойное водоснабжение на территории п. им. Морозова; обязать Администрацию МО "Морозовское городское поселение" организовать бесперебойное водоснабжение населения на территории п. им. Морозова; обязать Администрацию МО "Морозовское городское поселение" внести изменения в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
В обоснование иска указало, что в территориальный отдел во Всеволожском районе за период 2011 - 2013 г. г. поступило два обращения от жителей п. им. Морозова на нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 в части бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Поскольку Администрацией МО "Морозовское городское поселение" в соответствии с требованиями Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" постановлением N 242 от 11.10.2012 г. определена гарантирующая организация - муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство п. им. Морозова" (МП "ЖКХ пос. им. Морозова"), указанный ответчик несет ответственность за бесперебойное водоснабжение на территории МО "Морозовское городское поселение".
Территориальным отделом во Всеволожском районе в соответствии со ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля, проведенного в 2012 г. главе Администрации МО "Морозовское городское поселение" направлено уведомление о несоответствии качества питьевой воды из централизованной системы холодного хозяйственно-питьевого водоснабжения, используемой для водоснабжения населения г. п. им. Морозова. Согласно требованиям п. 6. ст. 23 Федерального закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений до 1 марта 2013 г. обязаны внести изменения (разработать) в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
По запросу территориального отдела во Всеволожском районе техническое задание Администрацией МО "Морозовское городское поселение" по настоящее время не представлено.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представители ответчиков МП "ЖКХ" и Администрации МО "Морозовское городское поселение" в судебном заседании иск не признали, просили в его удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица ОАО "Водотеплоснаб" полагал иск обоснованным.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2013 года исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" просит решение суда отменить, указывая, что выводы суда о бездействии Администрации в сфере реализации полномочий по организации водоснабжения, установленных Законом N 416-ФЗ, неправомерны и не основаны на положениях действующего законодательства.
В апелляционной жалобе представитель МП "ЖКХ п. им. Морозова" просит решение суда изменить, в удовлетворении исковых требований к МП "ЖКХ п. им. Морозова" отказать, указывая, что постановлением Администрации МО "Морозовское городское поселение" от 01.11.2013 г. N 260 гарантирующей организацией в сфере водоснабжения определено ОАО "Водотеплоснаб", в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований в отношении МП "ЖКХ п. им. Морозова".
Проверив дело, выслушав объяснения представителей сторон и 3-го лица, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно ст. 19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила).
Согласно п. п. "в", "г" ч. 3 Правил одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1. Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу п. "а" ч. 4 Правил потребителю, в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора во Всеволожском районе за период 2011 - 2013 г. г. поступали обращения от жителей п. им. Морозова на нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в части бесперебойной подачи в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Судом также установлено, что 11 июля 2013 года введено ограничение по подаче питьевой воды с ВОС пос. им. Морозова по причине аварийного состояния ВОС, что привело к тому, что в ряде домов данного населенного пункта на верхних этажах полностью отсутствовала подача холодной воды.
Доказательств того, что на момент рассмотрения дела водоснабжение в пос. им. Морозова восстановлено в соответствии с действующими нормами - не представлено.
Из материалов дела также следует, что Администрацией МО "Морозовское городское поселение" в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" постановлением N 242 от 11.10.2012 г. была определена гарантирующая организация - муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство п. им. Морозова" (МП "ЖКХ пос. им. Морозова"), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанная организация несет ответственность за бесперебойное водоснабжение на территории МО "Морозовское городское поселение", возложив на нее обязанность по обеспечению бесперебойного водоснабжения населения на территории п. им. Морозова, признав бездействие в вопросах обеспечения водоснабжением противоправным.
Вместе с тем, разрешая требования, суд первой инстанции не учел, что постановлением Администрации МО "Морозовское городское поселение" N 260 от 01.11.2013 года в качестве гарантирующей организации, осуществляющей на территории муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области деятельность по холодному водоснабжению определено ОАО "Водотеплоснаб", а потому на момент вынесения решения статус МП "ЖКХ п. им. Морозова" как гарантирующей организации был прекращен.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с решением суда в части признания противоправным имевшего место в период выполнения функций гарантирующей организации в сфере водоснабжения бездействия МП "ЖКХ п. им. Морозова", судебная коллегия не может признать законным решение суда в части обязания МП "ЖКХ п. им. Морозова" обеспечить бесперебойное водоснабжение населения на территории пос. им. Морозова, в данной части оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Учитывая, что в силу положений ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на администрации поселения лежит обязанность по организации и контролю надлежащего и бесперебойного водоснабжения холодной водой в границах муниципального образования, суд правомерно возложил на Администрацию муниципального образования "Морозовское городское поселение" обязанность организовать бесперебойное водоснабжение населения на территории пос. им. Морозова, признав ее бездействие незаконным.
Разрешая иск в части требований о возложении на Администрацию МО "Морозовское городское поселение" обязанности внести изменения в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которыми организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (п. 5).
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (п. 6).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (п. 7).
Поскольку на момент рассмотрения дела техническое задание ответчиком предоставлено не было, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на Администрацию МО "Морозовское городское поселение" обязанности внести изменения в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, удовлетворив в данной части заявленные исковые требования.
Довод ответчика о том, что установленный законом срок, в течение которого он должен разработать техническое задание, еще не наступил, основан на неправильном понимании закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом:
1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) целевых показателей деятельности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
3) схемы водоснабжения и водоотведения;
4) плана снижения сбросов;
5) решений органов местного самоуправления поселений, городских округов о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Вместе с тем, положения ч. 2 ст. 40 Закона, в соответствии с которыми утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается, вступают в силу с 01.01.2014 г. (ст. 43 Закона). В этот же срок вступает в силу и п. 4 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 641, в котором содержатся аналогичные положения.
Следовательно, в срок до 01.01.2014 г. техническое задание и инвестиционная программа могут быть разработаны и утверждены и при отсутствии утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения и содержащаяся в Постановлении Правительства РФ от 05.09.2013 г. N 782 рекомендация органам местного самоуправления по утверждению схем водоснабжения и водоотведения в срок до 31.12.2013 г. не свидетельствует о невозможности разработки и утверждения ответчиком требуемого истцом технического задания.
С учетом изложенного, решение суда в данной части является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы Администрации МО "Морозовское городское поселение" правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Кроме того, доводы жалобы направлены на неверное толкование норм действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2013 года в части требований об обязании МП "ЖКХ пос. им. Морозова" обеспечить бесперебойное водоснабжение на территории п. им. Морозова отменить с принятием в данной части нового решения об отказе в иске.
В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации МО "Морозовское городское поселение" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)