Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Савицкой И.Г., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Назарова В.А. по доверенности от 05.08.2013
от заинтересованного лица: Горбовского Д.В. по доверенности от 10.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23947/2013) ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2013 по делу N А56-49425/2013 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" (199226, Санкт-Петербург, ул. Наличная, д. 30, лит. А., пом. 4-Н, ОГРН 1037867000115, далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр. д. 68, административный орган) от 07.08.2013 N 1690/13 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что заявителем устранены выявленные инспекцией нарушения, информация размещена на сайте, выбранном обществом, в соответствии с требованиями Стандарта. В данном случае совершенное правонарушение можно признать малозначительным, поскольку данная информация была размещена и на ином сайте.
Представитель административного органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 11.06.2013 Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга в порядке осуществления контроля проведена проверка соблюдения требований Стандарта по раскрытию информации ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис", осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами в микрорайоне "Сосновая поляна".
По результатам проверки составлен акт от 11.06.2013 N 02/85, из которого следует, что при исследовании официального сайта общества установлено, что:
1. в нарушение пункта 8 Стандарта в рамках общей информации об управляющей организации не раскрыты следующие сведения:
- - фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации;
- - почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
- - режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб (данная информация размещена не в полном объеме: отсутствует информация о часах работы общества и диспетчерской службы);
- - перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
- 2. в нарушение пункта 9 Стандарта в рамках раскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации не раскрыты подлежащие раскрытию следующие сведения:
- - годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему за 2012 год;
- - сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами за 2012 год;
- - сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами за 2012 год;
- 3. в нарушение пункта 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, не раскрыты следующие сведения:
- - услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (отсутствует информация о выполняемых работах и услугах по каждому многоквартирному дому, находящемуся в управлении общества согласно приложению N А);
- - услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией: информация об услугах в отношении каждого многоквартирного дома, находящегося в управлении общества согласно приложению N А;
- 4. в нарушение пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты следующие сведения:
- - проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
- - не размещены сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, находящегося в управлении общества, которые должны содержать:
- - план работ на 2013 год по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении общества;
- - меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг);
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний (2012 год) календарный год в отношении каждого многоквартирного дома, находящегося в управлении общества;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний (2012 год) календарный год;
- - сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
5. в нарушение пункта 12 Стандарта на сайте не размещена информация о привлечении общества в 2012 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами: не размещена копия постановления инспекции N 2926/12, а также информация о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
6. в нарушение пункта 13 Стандарта на сайте не размещена информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации, которая должна содержать:
- - описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
- - стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.);
- 7. в нарушение пункта 14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы на сайте не раскрыты следующие сведения:
- - перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
- - тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы; отсутствуют реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены);
- - тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.
В отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 02/85 от 13.06.2013, на основании которого вынесено постановление от 07.08.2013 N 1690/13 о привлечении ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" с указанным постановлением административного органа не согласилось по тем основаниям, что обществом устранены выявленные инспекцией нарушения, информация размещена на сайте, выбранном обществом, в соответствии с требованиями Стандарта. В данном случае совершенное правонарушение можно признать малозначительным, поскольку данная информация была размещена и на ином сайте. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (административный орган) от 07.08.2013 N 1690/13 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Согласно пункту 2 Стандарта под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Пунктом 3 Стандарта установлена обязанность управляющей организации раскрывать следующую информацию:
- 1. общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
- 2. основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
- 3. сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 4. порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 5. сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 6. сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Перечень сведений, подлежащих раскрытию по каждому из указанных подпунктов пункта 3 Стандарта, определен для управляющих организаций в пунктах 8 - 14 Стандарта.
В силу пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
- обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
- - опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
- - размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
- - предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно пункту 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 Стандарта. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
За нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет раскрытие информации на сайте в сети Интернет по адресу: http://www.staks-gr.ru (справка заявителя от 24.07.2013 N 899).
Нераскрытие заявителем в полном объеме информации, установленной требованиями подпунктов "а", "в", "г", "д" пункта 8, подпунктов "а", "б", "в" пункта 9, подпунктов "а", "б" пункта 10, подпунктов "а", "б" пункта 11, пунктов 12, 13, 14 Стандарта, подтверждено материалами проверки (акт проверки от 11.06.2013 N 02/85 с приложением распечатки страниц сайта, протоколом об административном правонарушении от 13.06.2013 N 02/85) и обществом не отрицается.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доводы представителя общества о том, что отсутствие информации на сайте http://www.staks-gr.ru вызвано необходимостью разгрузки сайта подробной информацией, дублированной на сайте www.reformagkh.ru, обоснованно отклонены судом, поскольку требование размещения полной указанной информации установлено нормативными правовыми актами.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Стандарта раскрытие информации на сайте управляющей организации является отдельным способом раскрытия информации, установленным независимо от иных способов раскрытия информации. Следовательно, размещение информации о деятельности организации другим способом, в том числе на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не освобождает заявителя от обязанности размещать такую информацию на своем сайте в соответствии с требованиями Стандарта.
Материалами дела подтверждается, что общество 04.10.2012 заключило 135 договоров управления и обладало информацией в отношении каждого многоквартирного дома, раскрытие которой предусмотрено Стандартом, и могло разместить данную информацию на сайте. Факт нарушения требований Стандарта выявлен инспекцией 11.06.2013, то есть спустя 8 месяцев после начала управления заявителем многоквартирными домами.
Таким образом, у общества было достаточно времени для размещения необходимой информации на сайте, доказательства принятия им мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения в деле отсутствуют и заявителем не представлены.
Суд, оценив указанные обстоятельства, сделал правильный вывод о наличии вины общества применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в совершении правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
При этом следует отметить, что при назначении административного наказания административным органом были учтены характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение общества, смягчающие и отягчающие ответственность общества обстоятельства, в связи с чем штраф назначен в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд, оценив обстоятельства дела, обоснованно не усмотрел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку нераскрытие обществом информации об осуществлении деятельности в сфере управления многоквартирными домами посягает на установленный в Российской Федерации порядок надлежащего обеспечении доступа неограниченного круга лиц к данной информации. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в необеспечении доступа неограниченного круга лиц к информации, подлежащей раскрытию в силу норм действующего законодательства в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 октября 2013 по делу N А56-49425/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2013 ПО ДЕЛУ N А56-49425/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. по делу N А56-49425/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Савицкой И.Г., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Назарова В.А. по доверенности от 05.08.2013
от заинтересованного лица: Горбовского Д.В. по доверенности от 10.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23947/2013) ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2013 по делу N А56-49425/2013 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" (199226, Санкт-Петербург, ул. Наличная, д. 30, лит. А., пом. 4-Н, ОГРН 1037867000115, далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр. д. 68, административный орган) от 07.08.2013 N 1690/13 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что заявителем устранены выявленные инспекцией нарушения, информация размещена на сайте, выбранном обществом, в соответствии с требованиями Стандарта. В данном случае совершенное правонарушение можно признать малозначительным, поскольку данная информация была размещена и на ином сайте.
Представитель административного органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 11.06.2013 Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга в порядке осуществления контроля проведена проверка соблюдения требований Стандарта по раскрытию информации ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис", осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами в микрорайоне "Сосновая поляна".
По результатам проверки составлен акт от 11.06.2013 N 02/85, из которого следует, что при исследовании официального сайта общества установлено, что:
1. в нарушение пункта 8 Стандарта в рамках общей информации об управляющей организации не раскрыты следующие сведения:
- - фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации;
- - почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
- - режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб (данная информация размещена не в полном объеме: отсутствует информация о часах работы общества и диспетчерской службы);
- - перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
- 2. в нарушение пункта 9 Стандарта в рамках раскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации не раскрыты подлежащие раскрытию следующие сведения:
- - годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему за 2012 год;
- - сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами за 2012 год;
- - сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами за 2012 год;
- 3. в нарушение пункта 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, не раскрыты следующие сведения:
- - услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (отсутствует информация о выполняемых работах и услугах по каждому многоквартирному дому, находящемуся в управлении общества согласно приложению N А);
- - услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией: информация об услугах в отношении каждого многоквартирного дома, находящегося в управлении общества согласно приложению N А;
- 4. в нарушение пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты следующие сведения:
- - проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
- - не размещены сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, находящегося в управлении общества, которые должны содержать:
- - план работ на 2013 год по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении общества;
- - меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг);
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний (2012 год) календарный год в отношении каждого многоквартирного дома, находящегося в управлении общества;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний (2012 год) календарный год;
- - сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
5. в нарушение пункта 12 Стандарта на сайте не размещена информация о привлечении общества в 2012 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами: не размещена копия постановления инспекции N 2926/12, а также информация о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
6. в нарушение пункта 13 Стандарта на сайте не размещена информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации, которая должна содержать:
- - описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
- - стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.);
- 7. в нарушение пункта 14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы на сайте не раскрыты следующие сведения:
- - перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
- - тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы; отсутствуют реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены);
- - тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.
В отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 02/85 от 13.06.2013, на основании которого вынесено постановление от 07.08.2013 N 1690/13 о привлечении ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" с указанным постановлением административного органа не согласилось по тем основаниям, что обществом устранены выявленные инспекцией нарушения, информация размещена на сайте, выбранном обществом, в соответствии с требованиями Стандарта. В данном случае совершенное правонарушение можно признать малозначительным, поскольку данная информация была размещена и на ином сайте. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (административный орган) от 07.08.2013 N 1690/13 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Согласно пункту 2 Стандарта под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Пунктом 3 Стандарта установлена обязанность управляющей организации раскрывать следующую информацию:
- 1. общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
- 2. основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
- 3. сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 4. порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 5. сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 6. сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Перечень сведений, подлежащих раскрытию по каждому из указанных подпунктов пункта 3 Стандарта, определен для управляющих организаций в пунктах 8 - 14 Стандарта.
В силу пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
- обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
- - опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
- - размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
- - предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно пункту 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 Стандарта. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
За нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет раскрытие информации на сайте в сети Интернет по адресу: http://www.staks-gr.ru (справка заявителя от 24.07.2013 N 899).
Нераскрытие заявителем в полном объеме информации, установленной требованиями подпунктов "а", "в", "г", "д" пункта 8, подпунктов "а", "б", "в" пункта 9, подпунктов "а", "б" пункта 10, подпунктов "а", "б" пункта 11, пунктов 12, 13, 14 Стандарта, подтверждено материалами проверки (акт проверки от 11.06.2013 N 02/85 с приложением распечатки страниц сайта, протоколом об административном правонарушении от 13.06.2013 N 02/85) и обществом не отрицается.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доводы представителя общества о том, что отсутствие информации на сайте http://www.staks-gr.ru вызвано необходимостью разгрузки сайта подробной информацией, дублированной на сайте www.reformagkh.ru, обоснованно отклонены судом, поскольку требование размещения полной указанной информации установлено нормативными правовыми актами.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Стандарта раскрытие информации на сайте управляющей организации является отдельным способом раскрытия информации, установленным независимо от иных способов раскрытия информации. Следовательно, размещение информации о деятельности организации другим способом, в том числе на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не освобождает заявителя от обязанности размещать такую информацию на своем сайте в соответствии с требованиями Стандарта.
Материалами дела подтверждается, что общество 04.10.2012 заключило 135 договоров управления и обладало информацией в отношении каждого многоквартирного дома, раскрытие которой предусмотрено Стандартом, и могло разместить данную информацию на сайте. Факт нарушения требований Стандарта выявлен инспекцией 11.06.2013, то есть спустя 8 месяцев после начала управления заявителем многоквартирными домами.
Таким образом, у общества было достаточно времени для размещения необходимой информации на сайте, доказательства принятия им мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения в деле отсутствуют и заявителем не представлены.
Суд, оценив указанные обстоятельства, сделал правильный вывод о наличии вины общества применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в совершении правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
При этом следует отметить, что при назначении административного наказания административным органом были учтены характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение общества, смягчающие и отягчающие ответственность общества обстоятельства, в связи с чем штраф назначен в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд, оценив обстоятельства дела, обоснованно не усмотрел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку нераскрытие обществом информации об осуществлении деятельности в сфере управления многоквартирными домами посягает на установленный в Российской Федерации порядок надлежащего обеспечении доступа неограниченного круга лиц к данной информации. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в необеспечении доступа неограниченного круга лиц к информации, подлежащей раскрытию в силу норм действующего законодательства в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 октября 2013 по делу N А56-49425/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)