Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Киреевой
судей Е.И. Захарчука. О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Бабенковой
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились (извещены)
от заинтересованного лица: не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 17" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2014 года по делу N А45-397/2014(07АП-3383/2014)
по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области
к заинтересованному лицу: обществу с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 17", (ОГРН 1035402503091)
о приостановлении деятельности
установил:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о приостановлении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление-17" (далее - ООО "СУ-17"), связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, Советский район, ул. Печатников, 12 стр. сроком на один год.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2014 года (резолютивная часть объявлена 05 марта 2014 года) деятельность ООО "Строительное управление N 17" (ОГРН 1035402503091), связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, Советский район, улица Печатников, 12 стр. приостановлена на один год.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СУ-17" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
ООО "СУ-17" указывает, что истец необоснованно ссылается в обоснование своего требования на то, что Общество представляет отчетность застройщика со значительным нарушением сроков, так как единственным нарушением сроков является предоставлением отчетности за 3 квартал 2012 года, за которое уже вынесено административное взыскание. Все последующие отчеты были сданы своевременно.
Ссылаясь на привлечение ООО "СУ-17" и его руководителя к административной ответственности в виде штрафов по п. 4 ст. 14.28 КоАП РФ, устранение нарушений законодательства по представлению прокуратуры Советского района г. Новосибирска от 27.11.2013, апеллянт полагает, что оснований для удовлетворения иска не было.
Суд был введен в заблуждение истцом относительно срока сдачи объекта (1 квартал 2014 года), так как он был продлен до 4 квартала 2014 года.
При этом апеллянт указывает, что приостановка строительства объекта связана с тем, что мэрия города Новосибирска сознательно не продлевает договор аренды земельного участка до полного погашения задолженности по арендным платежам; с момента окончания срока действия договора аренды земельного участка ответчиком не привлекались денежные средства, поскольку это противоречит ФЗ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве".
Апеллянт также указывает на введение процедуры наблюдения, что не ограничивает возможности строительства.
Министерство строительства в отзыве на апелляционную жалобу считает, что решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2014 года является законным и обоснованным, указывает, что в материалах дела имеются документы, подтверждающие наличие оснований для приостановления деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2014 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, ООО "СУ-17" осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства при строительстве многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения и автостоянкой, расположенного по адресу: город Новосибирск, Советский район, улица Печатников, стр. 12 (далее - объект долевого строительства). Общая площадь объекта - 10192,25 кв. м, площадь земельного участка - 3873,0 кв. м, количество этажей - 17, строительный объем - 37127,5 кв. м, в том числе подземной части - 3880, 51 кв. м, количество кввартир - 154, общая площадь квартир - 7473,09 кв. м, имеется 13 помещений общественного назначения, площадью 1054,34 кв. м, количество машино-мест - 3.
Полагая, что имеются основания для приостановления деятельности ответчика по привлечению денежных средств в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), истец обратился с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, и приостанавливая деятельность ООО "СУ-17", связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства, суд пришел к выводу, что заявителем доказано наличие обстоятельств, позволяющих приостановить деятельность ответчика по привлечению денежных средств, требования предписания не устранены; приостановление деятельности Общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, является законной, разумной и адекватной мерой, направленной на защиту интересов потенциальных дольщиков.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства, гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства урегулированы Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Нормами пункта 3 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ, пунктов 2 - 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства от 27.10.2005 N 645, установлено, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
В силу пункта 2 Правил представления отчетности в состав отчетности включаются:
- - отчеты по формам согласно приложениям к этим Правилам (отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства; сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства; сведения об использовании застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства; сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика);
- - справки, представляемые в случаях, установленных данными Правилами (например, справка с указанием причин расторжения договоров участия в долевом строительстве и справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств по таким договорам);
- - ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "СУ-17" заключило первый договор участия в долевом строительстве 22 августа 2012 года (л.д. 14).
Следовательно, оно обязано было не позднее 30 октября 2012 года представить указанную в уполномоченный контролирующий орган Новосибирской области (Министерство строительства) указанную отчетность за третий квартал 2012 года.
Общество в установленный срок данную обязанность не исполнило, что им по существу не оспаривается.
В связи с чем, Министерством строительства вынесено предписание N 62/13 об устранении допущенных нарушений законодательства.
Во исполнение предписания N 62/13 об устранении допущенных нарушений законодательства, отчетность за третий квартал 2012 года была представлена Обществом только 21 марта 2013 года исх. 12 (л.д. 12).
Таким образом, застройщиком представлена отчетность заявителю за 3 квартал 2012 года с нарушением установленного срока на 141 день.
Согласно последней представленной отчетности общее количество заключенных договоров с начала строительства составляет 124 штуки на общую сумму 167 000 000 рублей, количество расторгнутых договоров - 3 штуки.
Таким образом, у общества существует возможность привлечения денежных средств участников долевого строительства за реализацию 43 самостоятельных частей в составе объекта строительства.
В соответствии с приказом Министерства от 23 августа 2013 года N 291-в, на основании обращения участника долевого строительства многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения и автостоянкой, расположенного по адресу: город Новосибирск, Советский район, улица Печатников, стр. 12, проведена внеплановая проверка в отношении застройщика, согласно который в проектной документации в нарушение части 5 статьи 19 Закона о долевом участии в строительстве указана неполная и недостоверная информация о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности; отчетность за второй квартал 2013 года содержит недостоверную информацию об использовании застройщиком денежных средств и об их остатке и т.д. В ходе проверки невозможно было определить целевое (нецелевое) использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору из-за непредставления всех истребуемых документов.
ООО "СУ-17" выдано предписание N 193/13 от 29 сентября 2013 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки соблюдения законодательства в области долевого строительства
Обществом указанное выше предписание не исполнено (акт проверки от 03 февраля 2014).
В материалы дела также представлены протоколы N 11/14 от 03.02.2014 и N 12/14 от 03.02.2014 об административном правонарушении, совершенном должностным лицом по ч. 4 ст. 14.28 КоАП и ч. 4 ст. 19.5 КоАП.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В соответствии со ст. 23 Закона N 124-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если:
1) более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
2) застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации;
3) застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 1 статьи 12.1 настоящего Федерального закона, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее чем 100 тысяч рублей;
4) застройщиком не исполнялись требования настоящего Федерального закона, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что за неисполнение положений Федерального закона N 214-ФЗ об участии в долевом строительстве в отношении ООО "СУ-17" вынесены предписания N 62/13 от 13.03.2013 (представление отчетности задержано на 141 день) и предписание N 193/13 от 29.09.2013, которое не исполнено ответчиком. Также представлены протоколы об административных правонарушениях. Ответчик в апелляционной жалобе также подтверждает, что ООО "СУ-17" привлекалось к административной ответственности по результатам проверки от 20.09.2013.
Кроме того, судом первой инстанции были приняты во внимание пояснения представителя истца о том, что согласно отчетности многоквартирный жилой дом подлежит сдаче в 1 квартале 2014 года (указанное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела в суде первой инстанции ежеквартальной отчетностью за 2 квартал 2013 года), однако в настоящее время указанный дом построен только в пределах 2 этажа и работы по нему не ведутся. В отношении общества введена процедура банкротства.
Принимая решение о приостановлении осуществления деятельности ООО "СУ-17", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного жилого дома, суд первой инстанции правомерно исходил того, что ответчиком не исполнялись положения Федерального закона N 214-ФЗ, в связи с чем, к ответчику применялись меры воздействия более двух раз в течение 2013 года, застройщиком более чем на 30 дней задержано предоставление отчетности.
Довод общества о том, что в связи с допущенными нарушениями он уже был привлечен к административной ответственности, отклоняется, поскольку заявленное требование представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
При этом апелляционный суд отмечает, что данное приостановление не означает приостановление деятельности по самому строительству жилого дома.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для приостановления деятельности ООО "СУ N 17", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта недвижимости, удовлетворив заявленное требование.
Учитывая изложенное, принятое судом решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей относятся на ООО "СУ N 17".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2014 по делу N А45-398/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округ.
Председательствующий
О.Ю.КИРЕЕВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРЧУК
О.Б.НАГИШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2014 ПО ДЕЛУ N А45-398/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу N А45-398/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Киреевой
судей Е.И. Захарчука. О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Бабенковой
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились (извещены)
от заинтересованного лица: не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 17" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2014 года по делу N А45-397/2014(07АП-3383/2014)
по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области
к заинтересованному лицу: обществу с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 17", (ОГРН 1035402503091)
о приостановлении деятельности
установил:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о приостановлении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление-17" (далее - ООО "СУ-17"), связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, Советский район, ул. Печатников, 12 стр. сроком на один год.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2014 года (резолютивная часть объявлена 05 марта 2014 года) деятельность ООО "Строительное управление N 17" (ОГРН 1035402503091), связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, Советский район, улица Печатников, 12 стр. приостановлена на один год.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СУ-17" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
ООО "СУ-17" указывает, что истец необоснованно ссылается в обоснование своего требования на то, что Общество представляет отчетность застройщика со значительным нарушением сроков, так как единственным нарушением сроков является предоставлением отчетности за 3 квартал 2012 года, за которое уже вынесено административное взыскание. Все последующие отчеты были сданы своевременно.
Ссылаясь на привлечение ООО "СУ-17" и его руководителя к административной ответственности в виде штрафов по п. 4 ст. 14.28 КоАП РФ, устранение нарушений законодательства по представлению прокуратуры Советского района г. Новосибирска от 27.11.2013, апеллянт полагает, что оснований для удовлетворения иска не было.
Суд был введен в заблуждение истцом относительно срока сдачи объекта (1 квартал 2014 года), так как он был продлен до 4 квартала 2014 года.
При этом апеллянт указывает, что приостановка строительства объекта связана с тем, что мэрия города Новосибирска сознательно не продлевает договор аренды земельного участка до полного погашения задолженности по арендным платежам; с момента окончания срока действия договора аренды земельного участка ответчиком не привлекались денежные средства, поскольку это противоречит ФЗ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве".
Апеллянт также указывает на введение процедуры наблюдения, что не ограничивает возможности строительства.
Министерство строительства в отзыве на апелляционную жалобу считает, что решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2014 года является законным и обоснованным, указывает, что в материалах дела имеются документы, подтверждающие наличие оснований для приостановления деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2014 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, ООО "СУ-17" осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства при строительстве многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения и автостоянкой, расположенного по адресу: город Новосибирск, Советский район, улица Печатников, стр. 12 (далее - объект долевого строительства). Общая площадь объекта - 10192,25 кв. м, площадь земельного участка - 3873,0 кв. м, количество этажей - 17, строительный объем - 37127,5 кв. м, в том числе подземной части - 3880, 51 кв. м, количество кввартир - 154, общая площадь квартир - 7473,09 кв. м, имеется 13 помещений общественного назначения, площадью 1054,34 кв. м, количество машино-мест - 3.
Полагая, что имеются основания для приостановления деятельности ответчика по привлечению денежных средств в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), истец обратился с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, и приостанавливая деятельность ООО "СУ-17", связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства, суд пришел к выводу, что заявителем доказано наличие обстоятельств, позволяющих приостановить деятельность ответчика по привлечению денежных средств, требования предписания не устранены; приостановление деятельности Общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, является законной, разумной и адекватной мерой, направленной на защиту интересов потенциальных дольщиков.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства, гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства урегулированы Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Нормами пункта 3 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ, пунктов 2 - 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства от 27.10.2005 N 645, установлено, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
В силу пункта 2 Правил представления отчетности в состав отчетности включаются:
- - отчеты по формам согласно приложениям к этим Правилам (отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства; сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства; сведения об использовании застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства; сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика);
- - справки, представляемые в случаях, установленных данными Правилами (например, справка с указанием причин расторжения договоров участия в долевом строительстве и справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств по таким договорам);
- - ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "СУ-17" заключило первый договор участия в долевом строительстве 22 августа 2012 года (л.д. 14).
Следовательно, оно обязано было не позднее 30 октября 2012 года представить указанную в уполномоченный контролирующий орган Новосибирской области (Министерство строительства) указанную отчетность за третий квартал 2012 года.
Общество в установленный срок данную обязанность не исполнило, что им по существу не оспаривается.
В связи с чем, Министерством строительства вынесено предписание N 62/13 об устранении допущенных нарушений законодательства.
Во исполнение предписания N 62/13 об устранении допущенных нарушений законодательства, отчетность за третий квартал 2012 года была представлена Обществом только 21 марта 2013 года исх. 12 (л.д. 12).
Таким образом, застройщиком представлена отчетность заявителю за 3 квартал 2012 года с нарушением установленного срока на 141 день.
Согласно последней представленной отчетности общее количество заключенных договоров с начала строительства составляет 124 штуки на общую сумму 167 000 000 рублей, количество расторгнутых договоров - 3 штуки.
Таким образом, у общества существует возможность привлечения денежных средств участников долевого строительства за реализацию 43 самостоятельных частей в составе объекта строительства.
В соответствии с приказом Министерства от 23 августа 2013 года N 291-в, на основании обращения участника долевого строительства многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения и автостоянкой, расположенного по адресу: город Новосибирск, Советский район, улица Печатников, стр. 12, проведена внеплановая проверка в отношении застройщика, согласно который в проектной документации в нарушение части 5 статьи 19 Закона о долевом участии в строительстве указана неполная и недостоверная информация о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности; отчетность за второй квартал 2013 года содержит недостоверную информацию об использовании застройщиком денежных средств и об их остатке и т.д. В ходе проверки невозможно было определить целевое (нецелевое) использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору из-за непредставления всех истребуемых документов.
ООО "СУ-17" выдано предписание N 193/13 от 29 сентября 2013 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки соблюдения законодательства в области долевого строительства
Обществом указанное выше предписание не исполнено (акт проверки от 03 февраля 2014).
В материалы дела также представлены протоколы N 11/14 от 03.02.2014 и N 12/14 от 03.02.2014 об административном правонарушении, совершенном должностным лицом по ч. 4 ст. 14.28 КоАП и ч. 4 ст. 19.5 КоАП.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В соответствии со ст. 23 Закона N 124-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если:
1) более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
2) застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации;
3) застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 1 статьи 12.1 настоящего Федерального закона, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее чем 100 тысяч рублей;
4) застройщиком не исполнялись требования настоящего Федерального закона, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что за неисполнение положений Федерального закона N 214-ФЗ об участии в долевом строительстве в отношении ООО "СУ-17" вынесены предписания N 62/13 от 13.03.2013 (представление отчетности задержано на 141 день) и предписание N 193/13 от 29.09.2013, которое не исполнено ответчиком. Также представлены протоколы об административных правонарушениях. Ответчик в апелляционной жалобе также подтверждает, что ООО "СУ-17" привлекалось к административной ответственности по результатам проверки от 20.09.2013.
Кроме того, судом первой инстанции были приняты во внимание пояснения представителя истца о том, что согласно отчетности многоквартирный жилой дом подлежит сдаче в 1 квартале 2014 года (указанное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела в суде первой инстанции ежеквартальной отчетностью за 2 квартал 2013 года), однако в настоящее время указанный дом построен только в пределах 2 этажа и работы по нему не ведутся. В отношении общества введена процедура банкротства.
Принимая решение о приостановлении осуществления деятельности ООО "СУ-17", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного жилого дома, суд первой инстанции правомерно исходил того, что ответчиком не исполнялись положения Федерального закона N 214-ФЗ, в связи с чем, к ответчику применялись меры воздействия более двух раз в течение 2013 года, застройщиком более чем на 30 дней задержано предоставление отчетности.
Довод общества о том, что в связи с допущенными нарушениями он уже был привлечен к административной ответственности, отклоняется, поскольку заявленное требование представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
При этом апелляционный суд отмечает, что данное приостановление не означает приостановление деятельности по самому строительству жилого дома.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для приостановления деятельности ООО "СУ N 17", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта недвижимости, удовлетворив заявленное требование.
Учитывая изложенное, принятое судом решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей относятся на ООО "СУ N 17".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 марта 2014 по делу N А45-398/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округ.
Председательствующий
О.Ю.КИРЕЕВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРЧУК
О.Б.НАГИШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)