Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению управляющей компании, единовременное взыскание с нее расходов на установку приборов учета нарушает предусмотренные ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" права собственников помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при ведении протокола помощником судьи Курбаковым В.Ю. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, от истца - открытого акционерного общества "Теплосеть" (ОГРН 1062635140446, ИНН 2635095930) - Молодых Н.В. (доверенность от 09.01.2014), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок-15" города Ставрополя (ОГРН 1062635102903, ИНН 2634069969) - Атрощенко С.В. (доверенность от 10.02.2014), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок-15" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2014 (судья Кузьмина М.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 (судья Годило Н.Н.) по делу N А63-6377/2014, установил следующее.
ОАО "Теплосеть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок-15" (далее - компания) о взыскании 222 126 рублей 74 копеек расходов на установку прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по ул. Морозова, 36 в г. Ставрополе.
Иск на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принят судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением от 05.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.10.2014, иск удовлетворен. Судебные инстанции исходили из того, что обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах (МКД) возложена на лиц, ответственных за их содержание. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в иске, считая, что суды приняли решение о правах и обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме N 36 по ул. Морозова в городе Ставрополе, не привлеченных к участию в деле и являющихся лицами, которые обязаны самостоятельно оплачивать установку коллективного (общедомового) прибора учета. По мнению компании, единовременное взыскание с нее расходов на установку приборов учета нарушает предусмотренные Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ) права собственников помещений МКД, в том числе право на заключение договора, содержащего условие об оплате установки приборов учета в рассрочку равными долями в течение пяти лет.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Статьей 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В статье 161 ЖК РФ указаны способы управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать, в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 162 ЖК РФ в заключаемом с управляющей организацией договоре управления многоквартирным домом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора и именно по заданию этой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), а не отдельных собственников, управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из приведенных норм следует, что с момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она в силу закона является полномочным представителем (статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации) собственников помещений в многоквартирном доме во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием - управление многоквартирным домом, в которое входит и оборудование такого дома приборами учета.
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 01.06.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В статье 2 Закона N 261-ФЗ наряду с другими используемыми в Законе основными понятиями введено понятие лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, - это лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Договор, регулирующий условия установки прибора учета и заключаемый с гражданином -собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи (обязанностей по установке приборов учета должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
До 1 июля 2013 года в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета присоединенных к их сетям объектов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок указанных обязанностей, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки (часть 12 статьи 13 Закона).
По смыслу приведенных норм Закона N 261-ФЗ лицами, обязанными установить приборы учета до 01.06.2012, являются либо граждане - собственники помещений в многоквартирном доме либо лица, ответственные за содержание многоквартирного дома (управляющие организации). Определение ответственного лица зависит от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом. Таким образом, в данном случае лицом, обязанным установить приборы учета до 01.06.2012, являлось ООО "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок-15", а не собственники помещений в многоквартирном доме.
Право заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета с ресурсоснабжающей организацией принадлежало указанным ответственным лицам на условиях рассрочки оплаты только при условии их обращения с таким требованием к ресурсоснабжающей организации до 01.06.2012.
Лица, не исполнившие в установленный срок обязанности по установке приборов учета, права на заключение указанного договора лишаются и при этом должны оплатить ресурсоснабжающей организации расходы на установку приборов учета, а при отказе от оплаты расходов должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Указание в Законе на принудительное взыскание исключает право на урегулирование данных отношений в договорном порядке.
Льготный порядок оплаты расходов (в рассрочку) сохраняется при этом в силу прямого указания в части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ только для граждан - собственников помещений в многоквартирном доме, выбравших способ управления - самоуправление, но не для управляющих организаций, которым право на оплату ресурсоснабжающим организациям расходов на установку приборов учета в рассрочку предоставлено только до 01.06.2012.
Таким образом, по настоящему делу решение о правах и обязанностях не привлеченных к участию в деле лиц не принималось. Расходы взысканы с надлежащего ответчика - обязанного лица.
Иных безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов компания в кассационной жалобе не указала.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу N А63-6377/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2015 N Ф08-10826/2014 ПО ДЕЛУ N А63-6377/2014
Требование: О взыскании расходов на установку прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению управляющей компании, единовременное взыскание с нее расходов на установку приборов учета нарушает предусмотренные ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" права собственников помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. по делу N А63-6377/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при ведении протокола помощником судьи Курбаковым В.Ю. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, от истца - открытого акционерного общества "Теплосеть" (ОГРН 1062635140446, ИНН 2635095930) - Молодых Н.В. (доверенность от 09.01.2014), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок-15" города Ставрополя (ОГРН 1062635102903, ИНН 2634069969) - Атрощенко С.В. (доверенность от 10.02.2014), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок-15" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2014 (судья Кузьмина М.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 (судья Годило Н.Н.) по делу N А63-6377/2014, установил следующее.
ОАО "Теплосеть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок-15" (далее - компания) о взыскании 222 126 рублей 74 копеек расходов на установку прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по ул. Морозова, 36 в г. Ставрополе.
Иск на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принят судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением от 05.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.10.2014, иск удовлетворен. Судебные инстанции исходили из того, что обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах (МКД) возложена на лиц, ответственных за их содержание. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в иске, считая, что суды приняли решение о правах и обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме N 36 по ул. Морозова в городе Ставрополе, не привлеченных к участию в деле и являющихся лицами, которые обязаны самостоятельно оплачивать установку коллективного (общедомового) прибора учета. По мнению компании, единовременное взыскание с нее расходов на установку приборов учета нарушает предусмотренные Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ) права собственников помещений МКД, в том числе право на заключение договора, содержащего условие об оплате установки приборов учета в рассрочку равными долями в течение пяти лет.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Статьей 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В статье 161 ЖК РФ указаны способы управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать, в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 162 ЖК РФ в заключаемом с управляющей организацией договоре управления многоквартирным домом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора и именно по заданию этой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), а не отдельных собственников, управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из приведенных норм следует, что с момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она в силу закона является полномочным представителем (статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации) собственников помещений в многоквартирном доме во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием - управление многоквартирным домом, в которое входит и оборудование такого дома приборами учета.
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 01.06.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В статье 2 Закона N 261-ФЗ наряду с другими используемыми в Законе основными понятиями введено понятие лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, - это лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Договор, регулирующий условия установки прибора учета и заключаемый с гражданином -собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи (обязанностей по установке приборов учета должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
До 1 июля 2013 года в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета присоединенных к их сетям объектов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок указанных обязанностей, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки (часть 12 статьи 13 Закона).
По смыслу приведенных норм Закона N 261-ФЗ лицами, обязанными установить приборы учета до 01.06.2012, являются либо граждане - собственники помещений в многоквартирном доме либо лица, ответственные за содержание многоквартирного дома (управляющие организации). Определение ответственного лица зависит от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом. Таким образом, в данном случае лицом, обязанным установить приборы учета до 01.06.2012, являлось ООО "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок-15", а не собственники помещений в многоквартирном доме.
Право заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета с ресурсоснабжающей организацией принадлежало указанным ответственным лицам на условиях рассрочки оплаты только при условии их обращения с таким требованием к ресурсоснабжающей организации до 01.06.2012.
Лица, не исполнившие в установленный срок обязанности по установке приборов учета, права на заключение указанного договора лишаются и при этом должны оплатить ресурсоснабжающей организации расходы на установку приборов учета, а при отказе от оплаты расходов должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Указание в Законе на принудительное взыскание исключает право на урегулирование данных отношений в договорном порядке.
Льготный порядок оплаты расходов (в рассрочку) сохраняется при этом в силу прямого указания в части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ только для граждан - собственников помещений в многоквартирном доме, выбравших способ управления - самоуправление, но не для управляющих организаций, которым право на оплату ресурсоснабжающим организациям расходов на установку приборов учета в рассрочку предоставлено только до 01.06.2012.
Таким образом, по настоящему делу решение о правах и обязанностях не привлеченных к участию в деле лиц не принималось. Расходы взысканы с надлежащего ответчика - обязанного лица.
Иных безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов компания в кассационной жалобе не указала.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу N А63-6377/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.В.РОГАЛЬСКИЙ
С.В.РОГАЛЬСКИЙ
Судьи
Л.И.САВЕНКО
Н.В.ЧЕСНЯК
Л.И.САВЕНКО
Н.В.ЧЕСНЯК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)