Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.03.2015 N Ф08-532/2015 ПО ДЕЛУ N А53-13843/2014

Требование: О взыскании задолженности за фактически потребленную тепловую энергию.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Абонент не в полном объеме оплатил поставленную в многоквартирные дома, находящиеся в его управлении, тепловую энергию.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2015 г. по делу N А53-13843/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью фирмы "ТОК" (ИНН 6150016240, ОГРН 1026102223278) - Ермолаевой О.В. (доверенность от 18.04.2014) и Степановой Ю.В. (доверенность от 12.01.2015), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Коммунальщик" (ИНН 6150063321, ОГРН 1106183001583) - Никуленковой О.А. (директор), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Коммунальщик" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2014 (судья Корецкий О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 (судьи Величко М.Г., Еремина О.А., Пономарева И.В.) по делу N А53-13843/2014, установил следующее.
ООО фирма "ТОК" (далее - фирма) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО управляющей компании "Коммунальщик" (далее - компания) о взыскании 412 586 рублей 17 копеек задолженности за фактически потребленную с января по апрель 2014 года тепловую энергию (измененные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).

В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и принять новое решение. По мнению заявителя, суды не указали, каким законодательным актам противоречит представленный ответчиком расчет стоимости потребленной тепловой энергии со ссылкой на показания общедомового прибора учета. Признавая верным расчет истца, суды не приняли во внимание, что он произведен в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936 и предназначенными для коммерческого учета, а не для граждан. Применение названных правил при расчете стоимости потребленной многоквартирным домом тепловой энергии неправомерно, что подтверждено решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2014 по делу N А53-16387/2014. Суды не указали нормы действующего законодательства, регламентирующие обязанность оплаты ответчиком потерь. Истец не представил доказательств того, что хотя бы один из видов потерь имел место быть (порывы, ввод в эксплуатацию новых теплосетей, входящих в состав общего имущества; слив теплоносителя приборами автоматики и т.п.). Суды не оценили доводы ответчика о необходимости представления истцом актов сверки взаимных расчетов. Компания полагает, что взаимные расчеты между сторонами необходимо осуществлять на основании фактических показаний приборов учета за отчетный период без применения средних показателей за предыдущий год.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено, что 01.10.2010 фирма (энергоснабжающая организация) и компания (абонент) заключили договор энергоснабжения N 76Т/10, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту согласованное сторонами количество тепловой энергии в горячей воде в соответствии с температурным графиком в течение срока действия договора, а абонент обязался принимать и оплачивать полученную тепловую энергию.
В пункте 5.1 договора установлено, что учет и расчет потребления тепловой энергии производится в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя. При наличии допущенных в эксплуатацию приборов учета абонент осуществляет снятие показаний приборов учета и ежедневно до 10 часов 00 минут передает в технический отдел энергоснабжающей организации по телефону, а 1-го числа каждого месяца до 12 часов 00 минут эти сведения за месяц представляет на распечатанном бланке или бумажном носителе за подписью ответственного лица (пункт 5.3). При установке приборов учета не на границе раздела энергоснабжающей организации и абонента расчет за полученную тепловую энергию по приборам производится с учетом потерь на участке теплосети от границы балансовой принадлежности до узла учета тепловой энергии и теплоносителя (пункт 5.4).
Согласно пункту 6.4 договора оплата за коммунальные ресурсы производится ответчиком ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Ссылаясь на то, что компания не в полном объеме оплатила поставленную в многоквартирные дома, находящиеся в ее управлении, тепловую энергию с января по май 2014 года, в результате чего образовалась задолженность в размере 412 586 рублей 17 копеек, фирма обратилась в арбитражный суд с иском.
Возражая против заявленных требований, компания сослалась на ошибочность произведенного фирмой расчета, в который включены потери тепловой энергии, и настаивала на том, что расчет стоимости спорного коммунального ресурса должен производиться только на основании показаний приборов учета. Кроме того, ответчик указывает, что при расчете стоимости поставленной тепловой энергии истец использует неправомерно Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 названного Кодекса).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента непосредственно на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 8 Правил N 491 внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из формул, указанных в пункте 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936 и действовавших в спорный период, следует, что, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности, то при определении количества тепловой энергии и теплоносителя, полученного потребителем, учитываются тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета. Эта величина указывается в договоре и учитывается, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности.
Суды установили, что узлы учета в многоквартирных домах под управлением компании расположены не на границе балансовой принадлежности, стороны при заключении договора и его исполнении не составляли какое-либо иное соглашение, определяющее иную границу балансовой принадлежности либо эксплуатационной ответственности, кроме как по внешней границе стены многоквартирного дома.
Следовательно, суды верно определили, что границей эксплуатационной ответственности между истцом (ресурсоснабжающей организацией) и ответчиком (управляющей компанией) не может считаться место соединения общедомового прибора учета с соответствующей сетью, входящей в многоквартирный дом, как это предусмотрено пунктом 8 Правил N 491, и возложение на фирму ответственности за потери тепловой энергии во внутридомовой системе отопления неправомерно.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила N 354. Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденные данным документом, применяются со дня вступления в силу указанных Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 (пункт "б") органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 сообщило, что Правила N 354 вступают в силу с 01.09.2012. Суть изменений, введенных названными Правилами в порядок расчетов за соответствующие коммунальные услуги, состоит в разделении платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.
Названными Правилами также предусмотрено, что оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Для того, чтобы новые Правила могли применяться, с 01.07.2012 изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258. Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 01.07.2012, на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов с 01.07.2012 устанавливаются правила определения и установления норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек.
Правительством Российской Федерации 27.08.2012 принято постановление N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с названным постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагалось применять один из следующих вариантов порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению:
1) применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
2) принять решение, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, оплата коммунальной услуги по отоплению производится равномерно - каждый месяц календарного года;
3) принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, в срок до 15.09.2012.
В случае если до 15.09.2012 органы государственной власти субъектов Российской Федерации не примут решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, то в таком субъекте Российской Федерации применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил.
Постановлением Правительства Ростовской области от 10.09.2012 N 878 установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Ростовской области в 2012-2014 годах следует применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к указанным Правилам.
Согласно пункту 25 Правил N 307 при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к данным Правилам (в редакции, действовавшей в спорный период).
В письме от 29.11.2007 N 21492-СК/07 Министерство регионального развития Российской Федерации подтвердило, что пунктом 8 Правил N 307 для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пунктам 16 - 34 в части порядка расчетов платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы, периодичности внесения такой платы, например, равномерности оплаты потребленной тепловой энергии, исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы.
Судами установлено, что размер задолженности ответчика за спорный период определен по многоквартирным жилым домам, расположенным по адресам: г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 148 и 136/1, в соответствии с Правилами N 354, постановлением Правительства Ростовской области от 10.09.2012 N 878 и письмом Минрегиона России от 28.08.2012 N 22567-ВК/14, из расчета 1/12 среднемесячных показаний прибора учета за предыдущий год, а по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 128а и ул. Буденновская, 213, - по показаниям общедомовых приборов учета с корректировкой на потери во внутридомовых сетях, определенные в соответствии с проектной документацией узлов учета тепловой энергии. Данные расчеты не противоречат пунктам 16 - 34 Правил N 307.
Расчет судом проверен, ответчик его по существу не оспорил, контррасчет не представил. Все оплаты, произведенные ответчиком в счет 2014 года, истец учел, за исключением сумм, поступивших в адрес фирмы после подачи искового заявления (60 тыс. рублей по платежному поручению от 18.06.2014 N 299, 50 тыс. рублей по платежному поручению от 11.07.2014 N 377 и платежи, поступившие непосредственно от населения в счет оплаты за управляющую организацию в размере 82 076 рублей 32 копеек). Данные оплаты отражены истцом в заявлении об уменьшении исковых требований.
При таких обстоятельствах суды правильно удовлетворили требования фирмы и взыскали с компании задолженность за поставленную тепловую энергию, рассчитанную с учетом потерь во внутридомовых сетях, определенных согласно проектной документации на узлы учета тепловой энергии.
С учетом изложенного, довод компании о том, что фирма при расчете стоимости спорного коммунального ресурса использовала не подлежащие применению Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936, не подтвержденные какими-либо доказательствами, противоречит материалам дела.
Иные доводы жалобы основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, которая не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу N А53-13843/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.БАБАЕВА
Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
Ю.В.РЫЖКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)