Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2015 N 07АП-4019/2015 ПО ДЕЛУ N А67-8348/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. по делу N А67-8348/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Кудряшевой Е.В., Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой М.Л.
при участии:
от истца: Смердов С.М. по доверенности от 01.12.2014,
от ответчика: без участия (извещен),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Октябрьского района Города Томска (07АП-4019/2015) на решение Арбитражного суда Томской области от 17.03.2015 по делу N А67-8348/2014 (судья Фертиков М.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное предприятие N 9" (ИНН 7017112509, ОГРН 1057000105348)
к администрации Октябрьского района Города Томска (ИНН 7017131766, ОГРН 1057002654532),
третьи лица: муниципальное бюджетное учреждение "Центр технического надзора" (ИНН 7017201798, ОГРН 108701700740), муниципальное образование в лице департамента финансов администрации города Томска (ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511),
о взыскании 20 000 руб. задолженности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное предприятие N 9" (далее - ООО "ЖЭП N 9", общество) обратилось с иском к администрации Октябрьского района Города Томска (далее - администрация) о взыскании 20 000 руб. задолженности.
К участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Центр технического надзора" (ИНН 7017201798, ОГРН 108701700740), Муниципальное образование в лице департамент финансов администрации города Томска (ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511) (далее - ООО "Аспекты бизнеса").
Решением Арбитражного суда Томской области от 17.03.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, администрация в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование подателем указано, что истцом не доказано представление в администрацию всех документов, подтверждающих расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома. С 01.01.2015 многоквартирный жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Невского, 20, не включен в перечень домов, в отношении которого планируется проведение работ по капитальному ремонту в период 2015-2025 годы. Судом необоснованно отклонен довод о надлежащем ответчике - муниципальном образовании "Город Томск" в лице департамента финансов администрации Города Томска.
ООО "ЖЭП N 9" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, решение просили оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация и третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Города Томска от 10.07.2012 N 811 утверждена Муниципальная программа "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013-2015 гг. В соответствии с разделом VI Муниципальной программы "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013-2015 гг. при реализации настоящей Программы бюджетные средства муниципального образования "Город Томск" предоставляются организациям, осуществляющим управление (обслуживание) МКД, включенными в настоящую Программу, в форме субсидий. Приложением N 4 к постановлению администрации Города Томска 10.07.2012 N 811 утвержден перечень многоквартирных домов Октябрьского района города Томска, в отношении которых планируется проведение работ по капительному ремонту в 2013-2015 г.г.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Невского 20, для проведения выборочного капительного ремонта на сумму 3 403 485 руб., включен в данный перечень, обслуживающей организацией является ООО "ЖЭП N 9".
Постановлением администрации Города Томска от 17.03.2014 N 207 утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий (далее - Порядок) на капитальный ремонт многоквартирных домов жилищного фонда.
В соответствии с Порядком субсидии предоставляются организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами, в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях возмещения затрат по выборочному капитальному ремонту вышеуказанного многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Томск, ул. Невского, 20 между администрацией и ООО "ЖЭП-9" заключен договор N 3 от 06.05.2013 о предоставлении субсидии, в рамках реализации городской долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 г.г.", утвержденной постановлением администрации Города Томска от 10.07.2012 N 811 (пункт 1.2 договора).
Сумма расходов на проведение капитального ремонта данного дома составила 3 403 485 руб. (пункт 2.2 договора).
В связи с увеличением объемов работ, 25.03.2014 между администрацией и ООО "ЖЭП-9" заключен договор N 2 о предоставлении субсидии.
Целью предоставления субсидии является проведение выборочного капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Невского, 20, в рамках реализации городской долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 гг.", утвержденной постановлением администрации Города Томска от 10.07.2012 N 811 (пункт 1.2 договора).
Сумма расходов на проведение капитального ремонта данного дома составила 3 384 000 руб. (пункт 2.2 договора).
На основании пункта 2.6 договора акт приемки работ по капитальному ремонту объекта (КС-2), справка о стоимости выполненного ремонта (КС-3) подписывается получателем, специализированной организацией, подрядчиком и согласовывается Администрацией. Администрация вправе отказаться от согласования акта приемки работ по выборочному капитальному ремонту объекта в случаях нарушения требований, установленных законодательством и настоящим договором.
Технический надзор за выполнением выборочного капитального ремонта объекта осуществляет МБУ "Центр технического надзора" администрации города Томска (специализированная организация) без оплаты, за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск" (пункт 1.5).
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора, администрация обязана перечислить суммы субсидии на расчетный счет получателя после предоставления получателем копий документов, подтверждающих понесенные затраты, связанные с проведением капитального ремонта многоквартирного дома (пункт 4.1.1).
Решением Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4146/2014 от 29.10.2014 с ООО "ЖЭП-9" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" взыскано 3 403 485 руб. основного долга, 2000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, всего 3 405 485 руб.
21.11.2014 платежным поручением N 103 ООО "ЖЭП-9" уплатило ООО "Фаворит" 20 000 руб. в счет частичной оплаты по договору N 11 от 14.05.2013.
24.11.2014 в адрес ответчика было направлено заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих фактическое несение затрат (л.д. 28).
04.12.2014 администрация сообщила о том, что ООО "ЖЭП-9" предусмотренные Порядком документы предоставила не в полном объеме, вопрос о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта жилого дома по адресу: г. Томск, ул. невского, 20 рассмотрен не может (л.д. 29).
Согласно пункт 3.2 договора получатель вправе требовать от администрации перечисления субсидии на расчетный счет получателя.
Администрацией субсидия в размере 20 000 руб. на расчетный счет ООО "ЖЭП-9" не была перечислена, в связи с чем, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика возникла обязанность по перечислению суммы субсидии в целях возмещения затрат по выборочному капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Невского, 20.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Материалами дела подтвержден факт несения истцом затрат по выборочному капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. А. Невского, 20.
Материалами дела также подтверждено, что обществом в адрес администрации в соответствии с договором были предоставлены все необходимые документы, в том числе, подтверждающие факты несения расходов, их размер, копии учредительных документов, копии протоколов общего собрания собственников помещений по адресу: г. Томск, ул. невского, 20 о выборе способа управления и выборе ОРОО "ЖЭП-9" качестве управляющей организации, копию решения Арбитражного суда Томской области от 29.10.2014 по делу А67-4146/2014, платежное поручение от 14.05.2013 N 20, копии протоколов общего собрания собственников помещений в доме N 20 по ул. Невского г. Томска о проведении капитального ремонта и о долевом финансировании за счет средств собственников, то есть выполнены все условия для предоставления субсидии (письмо истца от 24.11.2014 N 621, л.д. 68, ответ ответчика от 04.12.2014 л.д. 29).
То обстоятельство, акты не были подписаны МБУ "Центр технического надзора", как правильно указал суд первой инстанции, не освобождает ответчика от обязанности исполнения договора, а именно от обязанности предоставить субсидию при добросовестном исполнении истцом всех обязательств, предусмотренных договором. Муниципальной программой "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 гг." установлено, что МБУ "Центр технического надзора" на договорной, безвозмездной основе осуществляет технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ при проведении капитального ремонта МКД, то есть МБУ "Центр технического надзора" осуществляет надзор за соответствием выполняемых работ проектно-сметной документации.
В рамках рассмотрения дела N А67-4146/2014, в котором в качестве третьих лиц были привлечены администрация, а также муниципальное бюджетное учреждение "Центр технического надзора", установлено, что 23.05.2013 ООО "ЖЭП-9" и МБУ "Центр технического надзора" заключили договор N 811-10 ТНо на оказание безвозмездных услуг, в соответствии с которым МБУ "Центр технического надзора" обязуется осуществлять технический надзор за выполнением работ по договору подряда N 11 от 14.05.2013 на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Невского, 20.
По результатам выполнения работ истец в одностороннем порядке составил акт о приемке выполненных работ N 1 от 25.11.2013 г. (КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат от 25.11.2013 г. (КС-3) на сумму 123 652,79 руб., акт N 2 (КС-2), справку N 2 (КС-3) на сумму 481 199,60 руб., акт N 1 (КС-2), справку N 1 (КС-3) на сумму 2 939 581,77 руб., а всего на 3 544 434,16 руб.
Указанные акты выполненных работ с уведомлением о завершении работ были направлены ответчику письмами от 25.11.2013 г. за N 22, от 14.03.2014 г. N 1.
Ответчик не отреагировал на поступившие акты не приступил к приемке, акты не подписал, не возвратил и не произвел оплату. Мотивированного отказа от подписания актов не представил. Следовательно, работы являются принятыми на основании односторонних актов приемки выполненных работ формы КС-2.
Арбитражный суд обоснованно отклонил довод ответчик о том, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование "Город Томск" в лице департамент финансов администрации города Томска.
В соответствии с Положением о Департаменте финансов Администрации г. Томска, утв. Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1001 Департамент финансов является финансовым органом администрации Города Томска, обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления (пункт 1.2. положения). Департамент имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации г. Томска и муниципального образования Город Томск, выступать истцом и ответчиком в судах в пределах своей компетенции (пункты 1.3, 1.6. положения), осуществляет предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за использованием средств бюджета муниципального образования, устанавливает порядок и организует исполнение бюджета муниципального образования (пункт 3.6 положения), осуществляет управление средствами на едином счете бюджета образования г. Томск (пункт 3.7. положения). Согласно пунктам 3.57 и 3.58 Департамент финансов составляет и ведет реестр походных обязательств г. Томска, представляет интересы муниципального образования Города Томска по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств.
Кроме того, обязательство по предоставлению субсидии возникло из договора, стороной которого является администрация.
Апелляционный суд отклоняет ссылку ответчика о том, что с 01.01.2015 многоквартирный жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Невского, 20, не включен в перечень домов, в отношении которого планируется проведение работ по капитальному ремонту в период 2015-2025 годы, поскольку настоящие требования возникли из ненадлежащего исполнения администрацией обязательств из ранее действующей программы и заключенного на ее основе договора.
Требование истца о взыскании с ответчика 20 000 руб. задолженности обоснованно удовлетворены в заявленном размере.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 17.03.2015 по делу N А67-8348/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА

Судьи
Е.В.КУДРЯШЕВА
Н.Н.ФРОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)