Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на спорный период времени договор на предоставление бюджетной субсидии с ответчиком не был заключен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей: Нечаева С.В., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца: Медведев В.А., доверенность от 12.01.2015
от ответчика: Каверина С.Е., доверенность от 12.01.2015, Анисифоров Т.С., доверенность от 20.04.2015
от третьего лица: извещен, представитель не явился
рассмотрев 23 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГКУ "ДЗ ЖКХиБ ЮЗАО"
на решение от 25 ноября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление от 12 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яремчуком Л.А., Баниным И.Н., Сазоновой Е.А.,
по иску ЗАО "ВК Комфорт" (ОГРН 1097746503106)
к ГКУ "ДЗ ЖКХиБ ЮЗАО" (ОГРН 1087746254606)
третье лицо: Департамент финансов города Москвы
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Закрытое акционерное общество "ВК Комфорт" (далее - ЗАО "ВК Комфорт") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к государственному казенному учреждению "Дирекция ЖКХиБ ЮЗАО" (далее - Дирекция) с иском о взыскании разницы в тарифах на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в сумме 859 223 руб. 04 коп.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечен Департамент финансов города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015, исковые требования удовлетворены.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Дирекции. Заявитель просит отменить решение и постановление, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
ЗАО "ВК Комфорт" представило письменный отзыв, в котором считает доводы кассационной жалобы необоснованными и просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
В заседании суда кассационной инстанции представители Дирекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ЗАО "ВК Комфорт" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Департамент финансов города Москвы, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направил.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Как установлено судом, ЗАО "ВК Комфорт" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Москва, ул. Болотниковская, д. 36, корп. 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
В обоснование заявленных требований ЗАО "ВК Комфорт" ссылалось на то, что на 2013 год договор на предоставление бюджетной субсидии с Дирекцией не заключен.
Руководствуясь пунктом 3.1.11 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП для подтверждения понесенных в 2013 году расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе услуг по вывозу ТБО (твердых бытовых отходов) и КБМ (крупногабаритного мусора), управляющая организация 20.02.2014 предоставила ответчику копии актов выполненных работ, отчеты, платежные документы.
Уклонение Дирекции от выплаты бюджетной субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов за 2013 год явилось основанием обращения ЗАО "ВК Комфорт" в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд сослался на статьи 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и пришел к выводу о том, ЗАО "ВК Комфорт", являясь управляющей организацией, в управлении которой находятся несколько многоквартирных домов, в 2013 году в соответствии с требованиями закона оказывало собственникам помещений в этих домах услуги по вывозу (транспортировке) и размещению для утилизации (захоронения) отходов (ТБО и КГМ), которые относятся к услугам по содержанию общего имущества, понесло фактические расходы, связанные с оказанием этих услуг, в сумме 1 990 870 руб., начисления за предоставленные услуги производило по ставкам, установленным Правительством Москвы, и вправе получить бюджетную субсидию в заявленном размере.
При этом, как указал суд, истец не являлся участником эксперимента по обращению с отходами, проводившегося в 2013 году в Юго-Западном административном округе города Москвы, участие в котором освободило бы управляющую организацию от обязанности оказывать спорные услуги.
Между тем, арбитражным судом не учтено следующее.
Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" утвержден Временный порядок предоставления бюджетных субсидий, согласно которому предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах на основании договора с управляющей организацией.
Управляющая организация, не оформившая своевременно договор на предоставление бюджетной субсидии, имеет право на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг населению по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы, рассчитанных со дня официального письменного обращения в ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО о заключении договора на предоставление бюджетной субсидии, но не ранее вступления в силу документа, подтверждающего полномочия организации по управлению многоквартирным домом.
Фактически состоявшиеся расходы подтверждаются копиями актов выполненных работ, иных первичных документов, нашедших отражение в бухгалтерской отчетности управляющей организации.
Для подтверждения фактических расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов за 2013 год ЗАО "ВК Комфорт" представило копии договоров, копии актов выполненных работ, согласно которым фактический расход управляющей организации за указанный период составил 22 346 048 руб. 52 коп. (вместе с расходами по мусору).
При рассмотрении спора суд не принял во внимание, что сумма бюджетной субсидии определяется как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода. Доход управляющей организации для целей получения бюджетной субсидии (доход) рассчитывается как сумма средств, начисленных определенным Правительством Москвы категориям нанимателей и собственников жилых помещений по оплате содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в порядке, определенном Правительством Москвы, и по ценам за содержание и ремонт жилых помещений, регулируемым Правительством Москвы, т.е. субсидия предоставляется в случае если управляющая организация провела весь комплекс работ определенных нормативно правовыми актами Правительства Москвы и понесла расходы в пределах ставки планово-нормативного расхода, но денежных средств, начисленных гражданам и юридическим лицам, проживающим в доме, на оплату услуг оказанных управляющей организации не хватило.
Суд не принял во внимание, то обстоятельство, что фактические доходы (22 359 413 руб. 28 коп.) за 2013 год ЗАО "ВК Комфорт" значительно превышают фактические расходы за тот же период (22 346 048 руб. 52 коп., вместе с расходами по мусору).
На 2013 год цены за содержание и ремонт жилых помещений устанавливались постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", согласно которому для граждан - собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, с 1 января 2013 года плата установлена в следующем размере: 13 руб. 50 коп. за 1 кв. м - за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для граждан-собственников помещений, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем; 24 руб. 53 коп. - за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для граждан-собственников жилых помещений, имеющих единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем, граждан-собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем.
С 1 июля 2013 года плата установлена в размере 15 руб. 52 коп. за 1 кв. м - за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для граждан-собственников помещений, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем; 24 руб. 53 коп. - за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для граждан-собственников жилых помещений, имеющих единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем, граждан-собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем.
Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП предусмотрено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период в форме субсидий на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, за исключением средств, направляемых на цели, указанные в пункте 3.1.4 постановления, направляются на предоставление бюджетных субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам (ТСЖ, ЖК, ЖСК) на условиях и в порядке, установленных данным постановлением (пункт 11).
В пункте 3.1.4 постановления перечисляются такие цели, как: содержание дворовых территорий (включая расположенные на них объекты озеленения и благоустройства, контейнеры для мусора, переданные на баланс ГКУ ИС районов, и контейнерные площадки), не включенных в установленном порядке в состав общего имущества многоквартирного дома; содержание и текущий ремонт общедомового оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности с учетом услуг операторов по обслуживанию данного оборудования, а также внутриквартирного оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, установленного за счет средств бюджета города Москвы; обеспечение эксплуатации и функционирования инженерно-технических центров районов, включая технический контроль за работой объектов инженерного и коммунального назначения жилых домов; эксплуатация и содержание помещений локальных центров мониторинга районов; содержание и ремонт общедомового оборудования, входящего в систему автоматизированного учета ресурсов, установленного за счет средств городского бюджета и не включенного в состав общего имущества многоквартирного дома; содержание, техническое обслуживание и ремонт защитных сооружений гражданской обороны жилого сектора; временное содержание объектов строительства жилищного фонда города Москвы до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; содержание и ремонт объектов дорожного хозяйства 3 и 4 категорий, объектов озеленения вне зависимости от категории, ранее бесхозяйных территорий, принятых в установленном порядке в собственность города Москвы и не входящих в состав дворовых территорий, и иных объектов, переданных в установленном порядке в оперативное управление ГКУ ИС районов от префектуры соответствующего административного округа города Москвы.
Оплата расходов на эти цели производится ГКУ ИС районов как заказчиками и получателями бюджетных средств по соответствующим целевым статьям расходов с направлением их на оплату перечисленных работ, выполняемых по государственному заказу города Москвы на конкурсной основе.
Методика расчета размера (суммы) бюджетной субсидии изменена постановлением Правительства Москвы от 13.09.2012 N 485-ПП "О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП".
Согласно пункту 1 вышеназванного постановления, Правительство Москвы приняло решение провести с 1 января по 31 декабря 2013 года на территории Юго-Западного административного округа города Москвы эксперимент по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, согласно которому на территории Юго-Западного административного округа Москвы для обеспечения комплекса работ по обращению с отходами выбрана одна специализированная организация, получившая такое право на основании проведенных в 2012 году торгов. Эта организация и является получателем части бюджетных субсидий, изначально предназначавшихся управляющим компаниям.
Как следует из материалов дела, размер бюджетной субсидии для всех управляющих организаций Юго-Западного административного округа Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется для каждого месяца по каждому дому как разница между ставкой ПНР и произведения общей площади жилых и нежилых помещений на величину расходов на обращение с отходами вне зависимости от участия управляющей организации в эксперименте.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выделение субсидий не установлено федеральным законодательством, является правом города Москвы, который и определяет порядок предоставления субсидий, требования управляющей организации о взыскании недополученных доходов за 2013 год на содержание и управление общим имуществом многоквартирных домов не подлежали удовлетворению.
С учетом изложенного принятые по делу решение и постановление подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 25 ноября 2014 года Арбитражного суда города Москвы, постановление от 12 февраля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-27171/14 отменить, в иске ЗАО "ВК Комфорт" о взыскании 859 223 руб. отказать.
Взыскать с ЗАО "ВК Комфорт" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий судья
Л.В.ЗАВИРЮХА
Судьи
С.В.НЕЧАЕВ
Л.А.ТУТУБАЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2015 N Ф05-2865/2015 ПО ДЕЛУ N А40-27171/14
Требование: О взыскании разницы в тарифах на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на спорный период времени договор на предоставление бюджетной субсидии с ответчиком не был заключен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N А40-27171/14
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей: Нечаева С.В., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца: Медведев В.А., доверенность от 12.01.2015
от ответчика: Каверина С.Е., доверенность от 12.01.2015, Анисифоров Т.С., доверенность от 20.04.2015
от третьего лица: извещен, представитель не явился
рассмотрев 23 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГКУ "ДЗ ЖКХиБ ЮЗАО"
на решение от 25 ноября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление от 12 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яремчуком Л.А., Баниным И.Н., Сазоновой Е.А.,
по иску ЗАО "ВК Комфорт" (ОГРН 1097746503106)
к ГКУ "ДЗ ЖКХиБ ЮЗАО" (ОГРН 1087746254606)
третье лицо: Департамент финансов города Москвы
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Закрытое акционерное общество "ВК Комфорт" (далее - ЗАО "ВК Комфорт") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к государственному казенному учреждению "Дирекция ЖКХиБ ЮЗАО" (далее - Дирекция) с иском о взыскании разницы в тарифах на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в сумме 859 223 руб. 04 коп.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечен Департамент финансов города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015, исковые требования удовлетворены.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Дирекции. Заявитель просит отменить решение и постановление, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
ЗАО "ВК Комфорт" представило письменный отзыв, в котором считает доводы кассационной жалобы необоснованными и просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
В заседании суда кассационной инстанции представители Дирекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ЗАО "ВК Комфорт" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Департамент финансов города Москвы, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направил.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Как установлено судом, ЗАО "ВК Комфорт" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Москва, ул. Болотниковская, д. 36, корп. 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
В обоснование заявленных требований ЗАО "ВК Комфорт" ссылалось на то, что на 2013 год договор на предоставление бюджетной субсидии с Дирекцией не заключен.
Руководствуясь пунктом 3.1.11 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП для подтверждения понесенных в 2013 году расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе услуг по вывозу ТБО (твердых бытовых отходов) и КБМ (крупногабаритного мусора), управляющая организация 20.02.2014 предоставила ответчику копии актов выполненных работ, отчеты, платежные документы.
Уклонение Дирекции от выплаты бюджетной субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов за 2013 год явилось основанием обращения ЗАО "ВК Комфорт" в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд сослался на статьи 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и пришел к выводу о том, ЗАО "ВК Комфорт", являясь управляющей организацией, в управлении которой находятся несколько многоквартирных домов, в 2013 году в соответствии с требованиями закона оказывало собственникам помещений в этих домах услуги по вывозу (транспортировке) и размещению для утилизации (захоронения) отходов (ТБО и КГМ), которые относятся к услугам по содержанию общего имущества, понесло фактические расходы, связанные с оказанием этих услуг, в сумме 1 990 870 руб., начисления за предоставленные услуги производило по ставкам, установленным Правительством Москвы, и вправе получить бюджетную субсидию в заявленном размере.
При этом, как указал суд, истец не являлся участником эксперимента по обращению с отходами, проводившегося в 2013 году в Юго-Западном административном округе города Москвы, участие в котором освободило бы управляющую организацию от обязанности оказывать спорные услуги.
Между тем, арбитражным судом не учтено следующее.
Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" утвержден Временный порядок предоставления бюджетных субсидий, согласно которому предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах на основании договора с управляющей организацией.
Управляющая организация, не оформившая своевременно договор на предоставление бюджетной субсидии, имеет право на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг населению по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы, рассчитанных со дня официального письменного обращения в ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО о заключении договора на предоставление бюджетной субсидии, но не ранее вступления в силу документа, подтверждающего полномочия организации по управлению многоквартирным домом.
Фактически состоявшиеся расходы подтверждаются копиями актов выполненных работ, иных первичных документов, нашедших отражение в бухгалтерской отчетности управляющей организации.
Для подтверждения фактических расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов за 2013 год ЗАО "ВК Комфорт" представило копии договоров, копии актов выполненных работ, согласно которым фактический расход управляющей организации за указанный период составил 22 346 048 руб. 52 коп. (вместе с расходами по мусору).
При рассмотрении спора суд не принял во внимание, что сумма бюджетной субсидии определяется как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода. Доход управляющей организации для целей получения бюджетной субсидии (доход) рассчитывается как сумма средств, начисленных определенным Правительством Москвы категориям нанимателей и собственников жилых помещений по оплате содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в порядке, определенном Правительством Москвы, и по ценам за содержание и ремонт жилых помещений, регулируемым Правительством Москвы, т.е. субсидия предоставляется в случае если управляющая организация провела весь комплекс работ определенных нормативно правовыми актами Правительства Москвы и понесла расходы в пределах ставки планово-нормативного расхода, но денежных средств, начисленных гражданам и юридическим лицам, проживающим в доме, на оплату услуг оказанных управляющей организации не хватило.
Суд не принял во внимание, то обстоятельство, что фактические доходы (22 359 413 руб. 28 коп.) за 2013 год ЗАО "ВК Комфорт" значительно превышают фактические расходы за тот же период (22 346 048 руб. 52 коп., вместе с расходами по мусору).
На 2013 год цены за содержание и ремонт жилых помещений устанавливались постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", согласно которому для граждан - собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, с 1 января 2013 года плата установлена в следующем размере: 13 руб. 50 коп. за 1 кв. м - за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для граждан-собственников помещений, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем; 24 руб. 53 коп. - за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для граждан-собственников жилых помещений, имеющих единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем, граждан-собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем.
С 1 июля 2013 года плата установлена в размере 15 руб. 52 коп. за 1 кв. м - за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для граждан-собственников помещений, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем; 24 руб. 53 коп. - за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для граждан-собственников жилых помещений, имеющих единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем, граждан-собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем.
Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП предусмотрено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период в форме субсидий на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, за исключением средств, направляемых на цели, указанные в пункте 3.1.4 постановления, направляются на предоставление бюджетных субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам (ТСЖ, ЖК, ЖСК) на условиях и в порядке, установленных данным постановлением (пункт 11).
В пункте 3.1.4 постановления перечисляются такие цели, как: содержание дворовых территорий (включая расположенные на них объекты озеленения и благоустройства, контейнеры для мусора, переданные на баланс ГКУ ИС районов, и контейнерные площадки), не включенных в установленном порядке в состав общего имущества многоквартирного дома; содержание и текущий ремонт общедомового оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности с учетом услуг операторов по обслуживанию данного оборудования, а также внутриквартирного оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, установленного за счет средств бюджета города Москвы; обеспечение эксплуатации и функционирования инженерно-технических центров районов, включая технический контроль за работой объектов инженерного и коммунального назначения жилых домов; эксплуатация и содержание помещений локальных центров мониторинга районов; содержание и ремонт общедомового оборудования, входящего в систему автоматизированного учета ресурсов, установленного за счет средств городского бюджета и не включенного в состав общего имущества многоквартирного дома; содержание, техническое обслуживание и ремонт защитных сооружений гражданской обороны жилого сектора; временное содержание объектов строительства жилищного фонда города Москвы до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; содержание и ремонт объектов дорожного хозяйства 3 и 4 категорий, объектов озеленения вне зависимости от категории, ранее бесхозяйных территорий, принятых в установленном порядке в собственность города Москвы и не входящих в состав дворовых территорий, и иных объектов, переданных в установленном порядке в оперативное управление ГКУ ИС районов от префектуры соответствующего административного округа города Москвы.
Оплата расходов на эти цели производится ГКУ ИС районов как заказчиками и получателями бюджетных средств по соответствующим целевым статьям расходов с направлением их на оплату перечисленных работ, выполняемых по государственному заказу города Москвы на конкурсной основе.
Методика расчета размера (суммы) бюджетной субсидии изменена постановлением Правительства Москвы от 13.09.2012 N 485-ПП "О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП".
Согласно пункту 1 вышеназванного постановления, Правительство Москвы приняло решение провести с 1 января по 31 декабря 2013 года на территории Юго-Западного административного округа города Москвы эксперимент по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, согласно которому на территории Юго-Западного административного округа Москвы для обеспечения комплекса работ по обращению с отходами выбрана одна специализированная организация, получившая такое право на основании проведенных в 2012 году торгов. Эта организация и является получателем части бюджетных субсидий, изначально предназначавшихся управляющим компаниям.
Как следует из материалов дела, размер бюджетной субсидии для всех управляющих организаций Юго-Западного административного округа Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется для каждого месяца по каждому дому как разница между ставкой ПНР и произведения общей площади жилых и нежилых помещений на величину расходов на обращение с отходами вне зависимости от участия управляющей организации в эксперименте.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выделение субсидий не установлено федеральным законодательством, является правом города Москвы, который и определяет порядок предоставления субсидий, требования управляющей организации о взыскании недополученных доходов за 2013 год на содержание и управление общим имуществом многоквартирных домов не подлежали удовлетворению.
С учетом изложенного принятые по делу решение и постановление подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 25 ноября 2014 года Арбитражного суда города Москвы, постановление от 12 февраля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-27171/14 отменить, в иске ЗАО "ВК Комфорт" о взыскании 859 223 руб. отказать.
Взыскать с ЗАО "ВК Комфорт" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий судья
Л.В.ЗАВИРЮХА
Судьи
С.В.НЕЧАЕВ
Л.А.ТУТУБАЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)