Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1872/2014

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. по делу N 33-1872/2014


Судья: Воронежская О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.
при секретаре судебного заседания Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 июля 2014 года
гражданское дело по исковому заявлению З.Л. к Филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Отделу социальной защиты населения по Белозерскому району о взыскании денежных средств, возложении обязанности
по апелляционной жалобе З.Л.
на решение Белозерского районного суда Курганской области от 9 апреля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований З. к отделу социальной защиты населения по Белозерскому району о взыскании незаконно удержанной суммы, возложении обязанности принятия документов для предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отказать.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения представителя Главного управления социальной защиты населения Курганской области - З.А.М., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

установила:

З.Л. обратился в суд с иском к филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Отделу социальной защиты населения по Белозерскому району (далее по тексту - ОСЗН по Белозерскому району) о взыскании денежных средств, возложении обязанности. В обоснование заявленных исковых требований указывал, что в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области с 01.01.2013 установлены новые правила осуществления жилищно-коммунальной выплаты (далее по тексту - ЖКВ). В первом квартале 2013 года ответчиком произведена выплата ЖКВ по старым правилам, истцом получено руб. коп. В дальнейшем данная сумма ответчиком удержана, что З.Л. полагал незаконным. Кроме того указывал, что ОСЗН по Белозерскому району необоснованно не принял документы по приобретению им у ИП Т. сжиженного газа для газовой плиты в количестве 7 баллонов на общую сумму руб. Просил взыскать с ОСЗН по Белозерскому району денежные средства в сумме руб. коп., возложить на ответчика обязанность принять документы по приобретению сжиженного газа на сумму руб. для предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
В судебном заседании З.Л. на исковых требованиях настаивал, дав пояснения согласно изложенным в иске доводам, дополнительно пояснял, что как инвалид 3 группы пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, которая выплачивалась ему в твердой денежной сумме в размере около 290 руб. ежемесячно. В первом квартале начисленные суммы с него были незаконно удержаны, с апреля 2013 года ЖКВ не получал. Считал необоснованным отказ ответчика в принятии у него документов по приобретению у ИП Т. газа, используемого им для газовой плиты. Услугами ОАО "Курганоблгаз" по доставке газовых баллонов не пользуется ввиду более высокой стоимости газа в сравнении с газовой заправкой и плохим горением газа при низких температурах.
Представитель ответчика ОСЗН по Белозерскому району - К. с исковыми требованиями не соглашалась, поясняла, что до 01.01.2013 истцу предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения в виде ежемесячной денежной выплаты, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в размере руб. коп. ежемесячно. В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 11.12.2012 N 594 с 01.01.2013 - исходя из фактически понесенных затрат. Отдельным категориям граждан начисление и выплата ЖКВ были произведены по старым правилам, в последующем произведен перерасчет. В связи с этим излишне выплаченная З.Л. сумма была удержана на законных основаниях. Указывала, что представленные истцом квитанции о приобретении им сжиженного газа на газовой заправке не подтверждают несение именно истцом расходов по приобретению газа для бытовых нужд, ввиду чего данные документы не были приняты ОСЗН по Белозерскому району.
Белозерским районным судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе истец З.А.А. просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что за январь, февраль, март 2013 года документов, подтверждающих расходы по оплате коммунальных услуг, ответчик не требовал, поэтому в ОСЗН по Белозерскому району З.Л. данные документы не были представлены. Кроме того, ответчик об осуществлении ЖКВ за 2013 год не представил документов. Выражает несогласие с выводом суда о том, что представленные им документы по оплате газа не подтверждают расходы по приобретению газа именно для бытовых нужд. Данные расходы подтвердили свидетели при рассмотрении дела. Суд исказил информацию, отраженную в абонентской книжке: 16.07.2012 произведена не замена баллона, а техническое обслуживание плиты.
В суд апелляционной инстанции З.А.А. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Из материалов дела следует, что З.Л. в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 01.05.2012 является получателем жилищно-коммунальной выплаты как инвалид III группы.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
На уровне Российской Федерации правовое регулирование отношений в области социальной поддержки инвалидов осуществляется Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В силу ст. 28.2 вышеназванного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Осуществление субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает проведение ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Так в целях реализации названного полномочия Администрацией (Правительством) Курганской области 08.02.2005 было принято постановление N 33, которым утверждено Положение о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее по тексту - Положение).
Положение регулировало вопросы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг.
Указанным нормативным правовым актом субъекта была определена форма предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, установлен заявительный порядок назначения данной выплаты органами социальной защиты населения, определены место и способ выплаты.
В п. 7 Положения предусматривалось, что ЖКВ назначается, в том числе инвалидам, проживающим в семьях, - в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из количества кв. метров площади жилого помещения, приходящихся на его долю, и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр, определяемой путем деления соответствующего составу семьи регионального стандарта на региональный стандарт нормативной площади жилого помещения.
С 01.01.2013 постановлением Правительства Курганской области от 11.12.2012 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 08.02.2005 N 33 признано утратившим силу с 01.01.2013.
Исходя из содержания п. 1 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее по тексту - Правила) следует, что данные Правила определяют порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Курганской области в виде ЖКВ.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ЖКВ назначается инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в размере 50% оплаты жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (п. 3 Правил).
Согласно п. 6. Правил заявителям, проживающим в семьях, членам которых в соответствии с законодательством Курганской области предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ЖКВ производится за вычетом возмещенных за счет областного бюджета средств на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
ЖКВ предоставляется филиалом Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделом социальной защиты населения по месту жительства заявителя.
ЖКВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитывается на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, произведенных за месяц, предшествующий месяцу обращения гражданина за назначением ЖКВ, в размере 50% оплаты занимаемой общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и коммунальных услуг и с учетом социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг в предусмотренных федеральным законодательством случаях.
ЖКВ предоставляется за текущий месяц и выплачивается в установленном размере в течение трех последующих месяцев после месяца ее назначения.
ЖКВ подлежит перерасчету каждые три месяца начиная с месяца назначения ЖКВ на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, полученных от заявителя за последние три месяца, предшествующие месяцу проведения перерасчета ЖКВ.
Размер ЖКВ на последующие три месяца рассчитывается по сведениям о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за последний месяц, предшествующий месяцу проведения перерасчета, и с учетом социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг в предусмотренных федеральным законодательством случаях.
Разница между выплаченным заявителю ЖКВ за три месяца и фактическими начислениями на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за этот период суммируется. В случае недоплаты (переплаты) размер ЖКВ увеличивается (уменьшается) на сумму недоплаты (переплаты) во втором месяце следующего выплатного периода.
Из материалов дела следует, что за первый квартал 2013 года З.Л. была начислена и произведена ЖКВ в сумме по руб. коп. ежемесячно в порядке, установленном Положением о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 08.02.2005 N 33, из расчета регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных выплат, что в судебном заседании подтвердила представитель ответчика, пояснив, что ЖКВ отдельным категориям граждан была начислена и произведена за январь, февраль, март 2013 года исходя из регионального стандарта, после поступления документов, подтверждающих расходы по оплате коммунальных услуг, был произведен перерасчет.
Согласно п. 15 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан заявителю, получавшему ЖКВ, рассчитанную в порядке, действовавшем до вступления в силу Правил, и имеющему право на получение ЖКВ в соответствии с Правилами, ЖКВ назначается на основании имеющихся в органе социальной защиты населения документов в ранее назначенном размере и выплачивается в течение трех последующих месяцев до месяца проведения перерасчета ЖКВ в соответствии с Правилами.
В связи с тем, что с 01.01.2013 вступили в силу Правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а названное выше Положение утратило силу, органом социальной защиты, с 01.04.2013 в соответствии с п. 15 Правил и на основании имеющихся сведений от поставщиков коммунальных услуг о расходах, понесенных истцом по их оплате, ОСЗН по Белозерскому району произвел перерасчет ЖКВ за истекший период, начиная с 01.01.2013, исходя из фактических расходов З.Л. по оплате коммунальных услуг.
По данным ОСЗН по Белозерскому району З.Л. в связи с наличием переплаты по ЖКВ в период с 01.01.2013 по 01.04.2013 начисления ЖКВ производились, излишне выплаченные суммы были удержаны ответчиком, с октября 2013 года осуществление ЖКВ истцу возобновлено в соответствии с представленными им документами и сведениями от поставщиков коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах факт незаконного удержания ОСЗН по Белозерскому району денежных средств с 01.04.2013 не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Сведения о начисленных и выплаченных истцу в 2013 году ЖКВ имеются в материалах дела и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Суд первой инстанции также правомерно отказал в удовлетворении требований З.Л. о возложении на ОСЗН по Белозерскому району обязанности принять документы о приобретении истцом газа на общую сумму 3140 руб. для начисления и осуществления ЖКВ по следующим основаниям.
Истцу предоставлено право эксплуатации газовой плиты, ванной колонки на сжиженном газе, разрешено производить замену газового баллона емкостью 50 л.
В соответствии с п. 9 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, заявителям, проживающим в индивидуальных жилых домах, оборудованных газовыми плитами, ЖКВ на оплату сжиженного баллонного газа предоставляется на основании платежных документов, подтверждающих произведенные расходы, предоставленных заявителями.
Для назначения ЖКВ заявитель представляет в орган социальной защиты населения в том числе копию документа, содержащего сведения о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за последний перед подачей заявления о назначении ЖКВ месяц, а также о наличии или отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 12 Правил).
В материалы дела З.Л. представлены товарные чеки и квитанции к ним об оплате сжиженного газа: от 19.11.2013 на сумму руб., от 18.10.2013 на сумму руб., от 23.09.2013 б/н на сумму руб., от 22.05.2013 б/н на сумму руб., от 05.02.2014 на сумму руб., на сумму руб., от 20.06.2013 б/н на сумму руб.
Вместе с тем, данные товарные чеки и квитанции не могут с достоверностью подтвердить внесение З.Л. денежных средств за оплату газа в силу положений ч. 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая гласит, что суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, поскольку они не содержат сведения о лице, приобретшим газ.
Указанные товарные чеки о приобретении сжиженного газа у ИП Т. не могут быть расценены как доверенные доказательства понесенных именно истцом расходов и именно на приобретение газа для бытовых нужд (газовой плиты).
Из представленных истцом документов не возможно установить количество литров газа, израсходованного З.Л. на бытовые нужды, а также размер платы по оплате услуги по заправке баллонов газом.
Кроме того, распоряжением губернатора Курганской области от 12.11.2013 N 352-р "Об уполномоченных на поставки сжиженных углеводородных газов газораспределительных организациях Курганской области на 2014 год" уполномоченными газораспределительными организациями Курганской области на поставки сжиженных углеводородных газов для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области на 2014 год определены: ОАО "Кургангоргаз". ОАО "Кургноблгаз" и ОАО "Шадринскмежрайгаз".
По сообщению Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 07.04.2014 N 06-01/848 ИП Т. не имеет права заниматься реализацией сжиженного газа населению (в баллонах) для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств).
Согласно копии абонентской книжки на бытовую газовую установку, газовый баллон был заменен уполномоченной организацией последний раз - 16.07.2012, о чем в книжке имеется отметка.
В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что газовая заправка ИП Т. не является организацией, предоставляющей коммунальные услуги, а З.Л. в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, не представлено надлежащих доказательств, которые бы с достоверностью подтверждали понесенные истцом расходы по приобретению сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд (газовой плиты) у уполномоченной организации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения данных исковых требований у суда не имелось.
Учитывая вышеизложенное, доводы, приведенные З.Л. в апелляционной жалобе, касающиеся необоснованного отказа в удовлетворении его требований о возложении на ответчика обязанности по принятию товарных чеков об оплате сжиженного газа для начисления ЖКВ, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит, поэтому не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в решении мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда Курганской области от 9 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)