Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шулев А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Великоустюгского межрайонного прокурора на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 26.11.2013, которым исковое заявление Великоустюгского межрайонного прокурора оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., представителей МУП "Водоканал" Б.Н. и М., судебная коллегия
установила:
Великоустюгский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Великий Устюг" (далее администрация МО "Город Великий Устюг") о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной Великоустюгской межрайонной прокуратурой проверки на территории МО "Город Великий Устюг" установлено наличие бесхозяйных участков канализационной сети от канализационного колодца... по ул.... вдоль здания общежития БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по <адрес> до здания жилого дома <адрес>. По результатам проверки собственник вышеуказанных сетей не установлен. В собственности БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" данный участок сети находиться не может, поскольку собственник должен нести расходы и взимать плату за содержание имущества, в то время как Уставом образовательного учреждения извлечение прибыли от использования канализационной сети не предусмотрено. Собственники жилых помещений дома <адрес> также не могут быть собственниками данных сетей, поскольку пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Следствием бесхозяйности участка канализационной сети является его неудовлетворительное состояние, приводящее к аварийным ситуациям и способствующее его дальнейшему ухудшению, что представляет угрозу для здоровья населения и экологической безопасности. Полагал, что могут быть нарушены конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Просил обязать администрацию МО "Город Великий Устюг" обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - бесхозяйных участков канализационной сети от канализационного колодца... по ул.... вдоль здания общежития БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по <адрес> до здания жилого дома <адрес>.
Помощник Великоустюгского межрайонного прокурора Красногорова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по доверенности К., И.Д. исковые требования поддержали. Пояснили, что указанный участок сети колледжу не принадлежит и на его балансе не значится. Строительство канализационной сети рассчитывалось на развитие района в целом, но в настоящее время сеть обслуживает здание общежития колледжа и жилой дом <адрес>. Согласно договору, заключенному между колледжем и МУП "Водоканал" на прием сточных вод, указанный участок канализационной сети находится в границах ответственности колледжа.
Представитель администрации МО "Город Великий Устюг" по доверенности З. исковые требования не признала. Пояснила, что данный участок канализационной сети построен в 80-е годы одновременно со зданием общежития колледжа для его обслуживания. В собственность города данный участок сети не передавался. В настоящее время колледж и его имущество являются собственностью Вологодской области.
Комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района, извещенный надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду отзыве иск не признал. Указал, что в соответствии с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" водоснабжение и водоотведение учреждений и организаций к полномочиям поселений и районов не относится. Полагал, что поскольку канализационные сети строились и предназначались для приема стоков от здания общежития, то не могут считаться бесхозяйным объектом. Здание общежития состоит на балансе колледжа, являющегося собственностью Вологодской области.
Представитель ООО "Коммунальщик" по доверенности И.В. пояснил, что указанный участок канализационной сети общество не обслуживает и в собственность ему не передавался. Разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представители МУП "Водоканал" по доверенности Б.Н., М. полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснили, что указанный участок канализационной сети запроектирован в 1979 году для здания общежития педучилища, которое с момента постройки сети осуществляло ее содержание и обслуживание. Сеть расположена на территории педучилища и находится в нормальном состоянии. Аварии на данном участке сети вызваны неправильной эксплуатацией и желанием колледжа возложить ответственность за ее эксплуатацию на других лиц.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционном представлении Великоустюгский межрайонный прокурор, указывая на прежние доводы, просит решение суда отменить по мотиву неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционное представление МУП "Водоканал" просит отказать в его удовлетворении.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционного представления, обсудив возражения, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (часть 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация в границах поселения и городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 50 названного Федерального закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Аналогичные нормы закреплены в пункте 4 части 1 статьи 4, пункте 1 части 2 статьи 38 Устава муниципального образования "Город Великий Устюг", принятого решением Совета МО "Город Великий Устюг" от 06 августа 2005 года N 9.
Как следует из материалов дела участки сети наружной канализации от канализационного колодца... по ул.... вдоль здания общежития БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по <адрес> до здания жилого дома <адрес> находятся на территории муниципального образования "Город Великий Устюг".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, канализационной сетью - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Следовательно, канализационная сеть предназначена для водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Также в части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в т.ч. бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Из материалов дела следует, что сведения о зарегистрированных правах на сети канализации, расположенные по адресу: <адрес>, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в реестре собственности Великоустюгского муниципального района отсутствуют, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от <ДАТА> N... (л.д. 109), ответом администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области на запрос от <ДАТА> N... (л.д. 9).
Вместе с тем в состав общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> указанный участок канализационной сети входить не может, поскольку обслуживает более одного здания, а также поскольку в общей долевой собственности собственников многоквартирного жилого дома находятся только те инженерные системы и сети, которые находятся внутри жилого дома, что прямо вытекает из положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Спорные участки канализационной сети Вологодской областью, как собственником имущества, переданного на праве оперативного управления БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж", последнему не передавались, на его балансе не значатся, что подтверждается договором от <ДАТА> N... о порядке использования государственного имущества Вологодской области, закрепленного на праве оперативного управления за БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" и приложением к нему N 1 "Перечни недвижимого и движимого имущества, учитываемого на балансе за БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" (л.д. 14-23).
При этом судебная коллегия отмечает, что заключенный <ДАТА> между МУП "Водоканал" г. Великий Устюг и БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и разграничение балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) спорного участка сети канализации не являются основанием для возникновения права собственности колледжа на указанный объект недвижимости, поскольку такое основание приобретения права собственности положениями статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Пунктом 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, установлено, что документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Таким образом, собственник спорных участков канализационной сети отсутствует.
Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, суду первой и апелляционной инстанций не представлено.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что спорные участки канализационной сети является бесхозяйными.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, апелляционное представление - удовлетворению.
Поскольку из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так как законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие на это право, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных участков канализационной сети от канализационного колодца... по ул.... вдоль здания общежития БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по <адрес> до здания жилого дома <адрес> подлежит возложению на администрацию муниципального образования "Город Великий Устюг", как орган местного самоуправления.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 26.11.2013 отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Великоустюгского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Великий Устюг" обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - участков канализационной сети от канализационного колодца... по ул.... вдоль здания общежития БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по <адрес> до здания жилого дома <адрес>.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
Л.М.СЛЕПУХИН
Н.Э.ЧЕРНЫШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.03.2014 N 33-498/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. N 33-498/2014
Судья: Шулев А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Великоустюгского межрайонного прокурора на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 26.11.2013, которым исковое заявление Великоустюгского межрайонного прокурора оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., представителей МУП "Водоканал" Б.Н. и М., судебная коллегия
установила:
Великоустюгский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Великий Устюг" (далее администрация МО "Город Великий Устюг") о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной Великоустюгской межрайонной прокуратурой проверки на территории МО "Город Великий Устюг" установлено наличие бесхозяйных участков канализационной сети от канализационного колодца... по ул.... вдоль здания общежития БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по <адрес> до здания жилого дома <адрес>. По результатам проверки собственник вышеуказанных сетей не установлен. В собственности БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" данный участок сети находиться не может, поскольку собственник должен нести расходы и взимать плату за содержание имущества, в то время как Уставом образовательного учреждения извлечение прибыли от использования канализационной сети не предусмотрено. Собственники жилых помещений дома <адрес> также не могут быть собственниками данных сетей, поскольку пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Следствием бесхозяйности участка канализационной сети является его неудовлетворительное состояние, приводящее к аварийным ситуациям и способствующее его дальнейшему ухудшению, что представляет угрозу для здоровья населения и экологической безопасности. Полагал, что могут быть нарушены конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Просил обязать администрацию МО "Город Великий Устюг" обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - бесхозяйных участков канализационной сети от канализационного колодца... по ул.... вдоль здания общежития БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по <адрес> до здания жилого дома <адрес>.
Помощник Великоустюгского межрайонного прокурора Красногорова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по доверенности К., И.Д. исковые требования поддержали. Пояснили, что указанный участок сети колледжу не принадлежит и на его балансе не значится. Строительство канализационной сети рассчитывалось на развитие района в целом, но в настоящее время сеть обслуживает здание общежития колледжа и жилой дом <адрес>. Согласно договору, заключенному между колледжем и МУП "Водоканал" на прием сточных вод, указанный участок канализационной сети находится в границах ответственности колледжа.
Представитель администрации МО "Город Великий Устюг" по доверенности З. исковые требования не признала. Пояснила, что данный участок канализационной сети построен в 80-е годы одновременно со зданием общежития колледжа для его обслуживания. В собственность города данный участок сети не передавался. В настоящее время колледж и его имущество являются собственностью Вологодской области.
Комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района, извещенный надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду отзыве иск не признал. Указал, что в соответствии с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" водоснабжение и водоотведение учреждений и организаций к полномочиям поселений и районов не относится. Полагал, что поскольку канализационные сети строились и предназначались для приема стоков от здания общежития, то не могут считаться бесхозяйным объектом. Здание общежития состоит на балансе колледжа, являющегося собственностью Вологодской области.
Представитель ООО "Коммунальщик" по доверенности И.В. пояснил, что указанный участок канализационной сети общество не обслуживает и в собственность ему не передавался. Разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представители МУП "Водоканал" по доверенности Б.Н., М. полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснили, что указанный участок канализационной сети запроектирован в 1979 году для здания общежития педучилища, которое с момента постройки сети осуществляло ее содержание и обслуживание. Сеть расположена на территории педучилища и находится в нормальном состоянии. Аварии на данном участке сети вызваны неправильной эксплуатацией и желанием колледжа возложить ответственность за ее эксплуатацию на других лиц.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционном представлении Великоустюгский межрайонный прокурор, указывая на прежние доводы, просит решение суда отменить по мотиву неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционное представление МУП "Водоканал" просит отказать в его удовлетворении.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционного представления, обсудив возражения, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (часть 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация в границах поселения и городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 50 названного Федерального закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Аналогичные нормы закреплены в пункте 4 части 1 статьи 4, пункте 1 части 2 статьи 38 Устава муниципального образования "Город Великий Устюг", принятого решением Совета МО "Город Великий Устюг" от 06 августа 2005 года N 9.
Как следует из материалов дела участки сети наружной канализации от канализационного колодца... по ул.... вдоль здания общежития БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по <адрес> до здания жилого дома <адрес> находятся на территории муниципального образования "Город Великий Устюг".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, канализационной сетью - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Следовательно, канализационная сеть предназначена для водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Также в части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в т.ч. бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Из материалов дела следует, что сведения о зарегистрированных правах на сети канализации, расположенные по адресу: <адрес>, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в реестре собственности Великоустюгского муниципального района отсутствуют, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от <ДАТА> N... (л.д. 109), ответом администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области на запрос от <ДАТА> N... (л.д. 9).
Вместе с тем в состав общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> указанный участок канализационной сети входить не может, поскольку обслуживает более одного здания, а также поскольку в общей долевой собственности собственников многоквартирного жилого дома находятся только те инженерные системы и сети, которые находятся внутри жилого дома, что прямо вытекает из положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Спорные участки канализационной сети Вологодской областью, как собственником имущества, переданного на праве оперативного управления БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж", последнему не передавались, на его балансе не значатся, что подтверждается договором от <ДАТА> N... о порядке использования государственного имущества Вологодской области, закрепленного на праве оперативного управления за БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" и приложением к нему N 1 "Перечни недвижимого и движимого имущества, учитываемого на балансе за БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" (л.д. 14-23).
При этом судебная коллегия отмечает, что заключенный <ДАТА> между МУП "Водоканал" г. Великий Устюг и БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и разграничение балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) спорного участка сети канализации не являются основанием для возникновения права собственности колледжа на указанный объект недвижимости, поскольку такое основание приобретения права собственности положениями статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Пунктом 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, установлено, что документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Таким образом, собственник спорных участков канализационной сети отсутствует.
Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, суду первой и апелляционной инстанций не представлено.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что спорные участки канализационной сети является бесхозяйными.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, апелляционное представление - удовлетворению.
Поскольку из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так как законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие на это право, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных участков канализационной сети от канализационного колодца... по ул.... вдоль здания общежития БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по <адрес> до здания жилого дома <адрес> подлежит возложению на администрацию муниципального образования "Город Великий Устюг", как орган местного самоуправления.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 26.11.2013 отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Великоустюгского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Великий Устюг" обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - участков канализационной сети от канализационного колодца... по ул.... вдоль здания общежития БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" по <адрес> до здания жилого дома <адрес>.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
Л.М.СЛЕПУХИН
Н.Э.ЧЕРНЫШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)