Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2015 N Ф10-1195/2015 ПО ДЕЛУ N А36-2013/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. N Ф10-1195/2015

Дело N А36-2013/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 20.05.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Водоканал", г. Грязи Липецкой области, ОГРН 1084802000799 не явились
от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Липецкой области, г. Липецк, ОГРН 10248408 33456 Новичковой Л.Н. - дов. от 12.01.2015
от третьего лица - Управления по энергетике и тарифам Липецкой области, г. Липецк не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.11.2014 (судья Дружинин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-2013/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - жилищная инспекция) от 07.02.2014 N 10.
Третьим лицом без самостоятельных требований по делу выступало Управление по энергетике и тарифам Липецкой области (далее - Управление по тарифам).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.11.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные решения отменить, заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу жилищная инспекция просит оставить состоявшиеся судебные решения без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы отзыва на жалобу.
Общество и Управление по тарифам надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Общество ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя жилищной инспекции, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, в соответствии с распоряжением руководителя жилищной инспекции от 01.10.2013 N 5013 была проведена внеплановая документарная проверка общества с целью проверки фактов, изложенных в обращении граждан.
По результатам проверки государственным инспектором 04.10.2013 составлен акт, из которого следует, что поставку холодной воды в дом N 6 по ул. Ленинская в г. Грязи осуществляет общество. Дом оснащен прибором учета холодной воды, который учитывает объемы холодной воды, потребленной жителями дома N 6 по ул. Ленинская, и объемы холодной воды, потребленной жителями дома N 78 по ул. Советская в г. Грязи. Инспектором сделан вывод, что применение показаний данного прибора учета к расчетам с жителями дома N 6 по ул. Ленинская противоречит действующему законодательству (т. 1, л.д. 14).
4 октября 2013 г. жилищной инспекцией в адрес общества вынесено предписание N 24, которым общество обязывалось произвести перерасчет размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение жителям дома N 6 по ул. Ленинская за период с сентября 2012 г. по сентябрь 2013 г. с использованием норматива потребления данной коммунальной услуги и в срок до 01.12.2013 представить в инспекцию информацию об исполнении предписания (т. 1, л.д. 12).
На основании распоряжения руководителя жилищной инспекции от 31.01.2014 N 623 была проведена проверка общества на предмет проверки исполнения предписания N 24 от 04.10.2013 (т. 1, л.д. 79).
По результатам проверки 05.02.2014 составлен акт N 576, из которого следует, что предписание от 04.10.2013 не исполнено в полном объеме, общество произвело перерасчет размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение лишь за период с сентября по ноябрь включительно 2012 года (л.д. 80).
7 февраля 2014 г. жилищной инспекцией в адрес общества выдано предписание N 10, которым общество обязывалось в срок до 20.04.2014 произвести перерасчет размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение жителям дома N 6 по ул. Ленинская г. Грязи за период с декабря 2012 г. по сентябрь 2013 г. с использованием норматива потребления данной коммунальной услуги и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление Правительства N 354).
Полагая, что предписание не соответствует требованиям закона, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа заявителю в удовлетворении его требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.
Согласно положениям Правил N 354 расчет размера платы за холодное водоснабжение осуществляется исходя из показаний общедомовых приборов учета при их наличии. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится по нормативам потребления.
Не соглашаясь с предписанием жилищной инспекции от 07.02.2014 N 10, общество ссылалось на то, что дом N 6 по ул. Ленинская в г. Грязи снабжен общедомовым прибором учета холодной воды.
Жилищная инспекция, а затем и суд пришли к выводу о том, что при размере платы за холодное водоснабжение жителям дома N 6 по ул. Ленинская нельзя принимать во внимание наличие общедомового прибора учета у дома N 6 по ул. Ленинская, так как данный прибор учитывает поставляемый объем холодной воды на два дома, в том числе и на дом N 78 по ул. Советская. Эти обстоятельства подтверждаются схемой водоснабжения дома N 6 по ул. Ленинская и дома N 78 по ул. Советская в г. Грязи.
Довод общества о том, что дом N 78 по ул. Советская с декабря 2012 также снабжен общедомовым прибором учета холодной воды и рассчитать объем холодной воды, получаемой домом N 6 по ул. Ленинская, используя показатели двух общедомовых приборов учета, можно по показателям этих приборов, по праву не принят во внимание судами.
Судами установлено, что участок трубопровода холодной воды протяженностью 60 м между общедомовым прибором учета, установленным в подвальном помещении дома N 6 по ул. Ленинская, и общедомовым прибором учета, установленным на вводе данного трубопровода холодной воды в дом N 78 по ул. Советская, предназначен для транспортировки холодной воды в дом N 78 по ул. Советская, однако все технологические, технически неизбежные, аварийные потери холодной воды в указанном трубопроводе при расчете размера платы за холодное водоснабжение будут распределяться только на жителей дома N 6 по ул. Ленинская, что приведен к ущемлению их интересов.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Из пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил N 491 коллективные (общедомовые) приборы учета включаются в состав общего имущества многоквартирного дома. Общедомовой прибор учета холодной воды дома N 78 по ул. Советской не входит в состав общего имущества дома N 6 по ул. Ленинская, поэтому его показания не могут приниматься во внимание при расчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжения по дому N 6 по ул. Ленинская.
Исходя из вышеназванных правовых норм, прибор учета, расположенный в доме N 6 по ул. Ленинская не является общедомовым прибором учета для дома N 6 в соответствии с признаками, предусмотренными определением общедомового прибора учета в Правилах N 354, поскольку в данном случае прибор учета коммунального ресурса обслуживает не один многоквартирный дом, а два самостоятельных многоквартирных дома.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что предписание, обязывающее общество произвести перерасчет размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение жителям дома N 6 по ул. Ленинская в г. Грязи за период с декабря 2012 по сентябрь 2013 с использованием норматива потребления данной коммунальной услуги, является законным и по праву отказал обществу в удовлетворении его заявления.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.11.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу N А36-2013/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)