Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
- от заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района": не явились;
- от заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 апреля 2015 года
по делу N А60-54087/2014, принятое судьей Мартемьяновым В.Б.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ОГРН 1046603999420, ИНН 6671151256)
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564)
о признании предписания от 10.10.2014 N 29-11-03-89/102 об устранении выявленных нарушений недействительным в части проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 годы,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Управление) от 10.10.2014 N 29-11-03-89/102 об устранении выявленных нарушений в части проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 г. собственникам жилых помещений в многоквартирном доме N 11 по ул. Автомагистральная в г. Екатеринбурге.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2015 года в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что в связи с некорректной работой общедомового прибора учета тепловой энергии рассчитать фактический среднемесячный объем потребленной тепловой энергии на нужды отопления не представлялось возможным. Корректировка платы за отопление не может быть проведена, так как отсутствует показатель Vt (формула N 8), необходимый для начисления платы по формуле N 7 перед проведением корректировки. Общество отмечает, что Управлением в предписании не указан адрес многоквартирного дома, что свидетельствует о неисполнимости предписания, а также в предписании не описаны сами нарушения, мероприятия, подлежащие выполнению, также не конкретны.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что заявитель обладает сведениями об объемах потребления тепловой энергии, зафиксированных общедомовым прибором учета тепловой энергии, следовательно, начисление платы за услугу отопления общество обязано производить исходя из ежемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена внеплановая документарная проверка общества, осуществляющего предоставление коммунальных услуг потребителям по адресу: г. Екатеринбург, ул. Автомагистральная, д. 11.
В ходе проверки установлено, что обществом начисление размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 годы производилось в порядке, предусмотренном подп. "а" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и формулой 1 (подп. 1 п. 1) приложения N 2 к данным Правилам, исходя из норматива потребления, утвержденного постановлением Главы г. Екатеринбурга от 23.12.2005 N 1276 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге".
При этом Управлением сделан вывод о нарушении обществом порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление", а также о непроведении корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2012, 2013 г.
По результатам проверки составлен акт проверки от 10.10.2014 N 29-11-02-102.
Обществу выдано предписание от 10.10.2014 N 29-11-03-89/102, согласно пункту 1 которого общество в срок до 15.12.2014 должно провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 г. по многоквартирному дому N 11 по ул. Автомагистральная в г. Екатеринбурге; обеспечить надлежащее техническое состояние и постоянную работоспособность общедомового прибора учета тепловой энергии.
Считая указанное предписание незаконным, ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании п. 1 предписания незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Апелляционный суд считает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, исходя из следующих мотивов.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме N 11 по ул. Автомагистральная в г. Екатеринбурге, где установлен и допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии с 10.10.2010, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию (т. 1, л.д. 47).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" обязано производить расчет платы за коммунальную услугу в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307, а также проводить корректировку платы за отопление 1 раз в год.
Управлением в ходе проверки установлено, что общество не провело корректировку платы за 2012, 2013 годы в результате чего собственникам жилых помещений была излишне начислена плата за коммунальную услугу "отопление", при этом общество рассчитывалось с ООО "СТК" за тепловую энергию исходя из фактического объема потребления тепловой энергии за услуги отопления и ГВС.
Как отмечено в акте проверки, за 2012-2013 годы общество не представило акты о неисправности узла учета тепловой энергии в проверенном жилом доме.
На основании установленных Управлением обстоятельств, отраженных в акте проверки и подтвержденных документами, собранными в ходе проверки, апелляционный суд приходит к выводу о несостоятельности довода апелляционной жалобы общества о том, что общедомовой прибор учета тепловой энергии работал некорректно, в связи с чем его показания не были приняты теплоснабжающей организацией, что и послужило основанием для начисления платы за услугу отопление исходя из утвержденных нормативов.
В соответствии с п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (п. 6 Правил N 1034).
В силу п. 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (п. 72 Правил N 1034).
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей (п. 73 Правил N 1034).
Действующими в спорный период Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, определяющими допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, порядок его эксплуатации, предусматривалось, что узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла у учета (п. 9.10 Правил).
Надлежащих доказательств, подтверждающих некорректное определение общедомовым прибором учета потребленного объема тепловой энергии, общество Управлению в ходе проверки и суду первой инстанции не представило.
Кроме того, пункты 21 и 22 Правил N 307 не освобождают исполнителя от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в случае:
- - неисправности прибора учета в отдельные месяцы;
- - несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию;
- - непроведения работ по электросбережению и т.д.
В акте от 10.10.2014 (л.д. 19) Инспекцией установлено, что Общество за 2012 год начисляло собственникам многоквартирного дома плату за услугу "отопление" исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв. метр в размере 2 887 839,24 руб. за 2626,86 Гкал.
За 2013 год Общество начисляло собственникам многоквартирного дома плату за услугу "отопление" исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв. метр в размере 3 415 443, 45 руб. за 2672,58 Гкал.
В ходе проверки Управлением установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что ресурсоснабжающая организация ООО "СТК" выставляла заявителю счета за тепловой ресурс, исходя из фактического объема потребления.
В акте проверки приведены расчеты, из которых следует, что корректировка за 2012 год по всему дому составляет "минус" 584 863,84 руб.
По аналогичным расчетам Управлением установлено в акте, что корректировка в 2013 году по всему дому составляет "минус" 860 252,76 руб.
Указанные обстоятельства, установленные Управлением из представленных обществом документов для документальной проверки, послужили фактическим основанием для выдачи предписания.
Оснований не доверять расчетам Управления, базирующимся на первичных данных учета тепловой энергии и применении формул Правил N 307, у апелляционного суда не имеется.
Правовыми основаниями выдачи предписания явились положения ст. 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ, подп. "б" п. 21, подп. 2 и 3 п. 2 Приложения N 2 Правил N 307.
Доказательства проведения корректировки платы за услугу "отопление" за 2012 и 2013 годы обществом не представлены.
Доводы общества о неисправности общедомового прибора учета в проверяемый период были рассмотрены и отклонены судом первой инстанции, так как общество не представило достаточных доказательств неисправности прибора. Кроме того, неисправность общедомового прибора учета не освобождает управляющую компанию от обязанности проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление".
Таким образом, выводы Управления о нарушении в 2012 и 2013 г.г. ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" порядка начисления платы за услугу "отопление" собственникам/нанимателям жилых помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Автомагистральная, 11, предусмотренный подпунктом "б" п. 21, а также подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, являются документально подтвержденными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что основания для признания недействительным п. 1 предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 10.10.2014 отсутствуют.
В предписании от 10.10.2014 установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений - до 15.12.2014, то есть два месяца с даты выдачи предписания.
Общество указывает в апелляционной жалобе, что предписание является неисполнимым, так как не указан адрес дома, по которому необходимо провести корректировку. Данное утверждение противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к акту проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатом проверки документы или их копии.
В оспариваемом предписании указано, что оно выдано по результатам проверки, проведенной на основании приказа от 03.09.2014 N 29-11-01-102 и акта проверки от 10.10.2014 N 29-11-02-102. В приказе о проведении проверки отражено, что проверка проводится в отношении ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" с целю предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации и принятия необходимых мер по их устранению на основании обращения жителя, проживающего по адресу: <...> (т. 1, л.д. 50). В акте указано, что предметом проверки являлось исследование порядка начисления платы за услугу отопление собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, проживающим по адресу: <...> (т. 1, л.д. 13). Таким образом, оспариваемое предписание, выданное на основании вышеуказанных приказа и акта проверки подлежит исполнению именно в отношении многоквартирного жилого дома N 11, расположенного по улице Автомагистральная в г. Екатеринбурге.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены полностью, так как они были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции; доводы общества не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с судебной оценкой.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина обществом не уплачена, с ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2015 года по делу N А60-54087/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ОГРН 1046603999420, ИНН 6671151256) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2015 N 17АП-6684/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-54087/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. N 17АП-6684/2015-АК
Дело N А60-54087/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
- от заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района": не явились;
- от заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 апреля 2015 года
по делу N А60-54087/2014, принятое судьей Мартемьяновым В.Б.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ОГРН 1046603999420, ИНН 6671151256)
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564)
о признании предписания от 10.10.2014 N 29-11-03-89/102 об устранении выявленных нарушений недействительным в части проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 годы,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Управление) от 10.10.2014 N 29-11-03-89/102 об устранении выявленных нарушений в части проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 г. собственникам жилых помещений в многоквартирном доме N 11 по ул. Автомагистральная в г. Екатеринбурге.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2015 года в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что в связи с некорректной работой общедомового прибора учета тепловой энергии рассчитать фактический среднемесячный объем потребленной тепловой энергии на нужды отопления не представлялось возможным. Корректировка платы за отопление не может быть проведена, так как отсутствует показатель Vt (формула N 8), необходимый для начисления платы по формуле N 7 перед проведением корректировки. Общество отмечает, что Управлением в предписании не указан адрес многоквартирного дома, что свидетельствует о неисполнимости предписания, а также в предписании не описаны сами нарушения, мероприятия, подлежащие выполнению, также не конкретны.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что заявитель обладает сведениями об объемах потребления тепловой энергии, зафиксированных общедомовым прибором учета тепловой энергии, следовательно, начисление платы за услугу отопления общество обязано производить исходя из ежемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена внеплановая документарная проверка общества, осуществляющего предоставление коммунальных услуг потребителям по адресу: г. Екатеринбург, ул. Автомагистральная, д. 11.
В ходе проверки установлено, что обществом начисление размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 годы производилось в порядке, предусмотренном подп. "а" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и формулой 1 (подп. 1 п. 1) приложения N 2 к данным Правилам, исходя из норматива потребления, утвержденного постановлением Главы г. Екатеринбурга от 23.12.2005 N 1276 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге".
При этом Управлением сделан вывод о нарушении обществом порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление", а также о непроведении корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2012, 2013 г.
По результатам проверки составлен акт проверки от 10.10.2014 N 29-11-02-102.
Обществу выдано предписание от 10.10.2014 N 29-11-03-89/102, согласно пункту 1 которого общество в срок до 15.12.2014 должно провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 г. по многоквартирному дому N 11 по ул. Автомагистральная в г. Екатеринбурге; обеспечить надлежащее техническое состояние и постоянную работоспособность общедомового прибора учета тепловой энергии.
Считая указанное предписание незаконным, ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании п. 1 предписания незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Апелляционный суд считает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, исходя из следующих мотивов.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме N 11 по ул. Автомагистральная в г. Екатеринбурге, где установлен и допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии с 10.10.2010, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию (т. 1, л.д. 47).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" обязано производить расчет платы за коммунальную услугу в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307, а также проводить корректировку платы за отопление 1 раз в год.
Управлением в ходе проверки установлено, что общество не провело корректировку платы за 2012, 2013 годы в результате чего собственникам жилых помещений была излишне начислена плата за коммунальную услугу "отопление", при этом общество рассчитывалось с ООО "СТК" за тепловую энергию исходя из фактического объема потребления тепловой энергии за услуги отопления и ГВС.
Как отмечено в акте проверки, за 2012-2013 годы общество не представило акты о неисправности узла учета тепловой энергии в проверенном жилом доме.
На основании установленных Управлением обстоятельств, отраженных в акте проверки и подтвержденных документами, собранными в ходе проверки, апелляционный суд приходит к выводу о несостоятельности довода апелляционной жалобы общества о том, что общедомовой прибор учета тепловой энергии работал некорректно, в связи с чем его показания не были приняты теплоснабжающей организацией, что и послужило основанием для начисления платы за услугу отопление исходя из утвержденных нормативов.
В соответствии с п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (п. 6 Правил N 1034).
В силу п. 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (п. 72 Правил N 1034).
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей (п. 73 Правил N 1034).
Действующими в спорный период Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, определяющими допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, порядок его эксплуатации, предусматривалось, что узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла у учета (п. 9.10 Правил).
Надлежащих доказательств, подтверждающих некорректное определение общедомовым прибором учета потребленного объема тепловой энергии, общество Управлению в ходе проверки и суду первой инстанции не представило.
Кроме того, пункты 21 и 22 Правил N 307 не освобождают исполнителя от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в случае:
- - неисправности прибора учета в отдельные месяцы;
- - несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию;
- - непроведения работ по электросбережению и т.д.
В акте от 10.10.2014 (л.д. 19) Инспекцией установлено, что Общество за 2012 год начисляло собственникам многоквартирного дома плату за услугу "отопление" исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв. метр в размере 2 887 839,24 руб. за 2626,86 Гкал.
За 2013 год Общество начисляло собственникам многоквартирного дома плату за услугу "отопление" исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв. метр в размере 3 415 443, 45 руб. за 2672,58 Гкал.
В ходе проверки Управлением установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что ресурсоснабжающая организация ООО "СТК" выставляла заявителю счета за тепловой ресурс, исходя из фактического объема потребления.
В акте проверки приведены расчеты, из которых следует, что корректировка за 2012 год по всему дому составляет "минус" 584 863,84 руб.
По аналогичным расчетам Управлением установлено в акте, что корректировка в 2013 году по всему дому составляет "минус" 860 252,76 руб.
Указанные обстоятельства, установленные Управлением из представленных обществом документов для документальной проверки, послужили фактическим основанием для выдачи предписания.
Оснований не доверять расчетам Управления, базирующимся на первичных данных учета тепловой энергии и применении формул Правил N 307, у апелляционного суда не имеется.
Правовыми основаниями выдачи предписания явились положения ст. 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ, подп. "б" п. 21, подп. 2 и 3 п. 2 Приложения N 2 Правил N 307.
Доказательства проведения корректировки платы за услугу "отопление" за 2012 и 2013 годы обществом не представлены.
Доводы общества о неисправности общедомового прибора учета в проверяемый период были рассмотрены и отклонены судом первой инстанции, так как общество не представило достаточных доказательств неисправности прибора. Кроме того, неисправность общедомового прибора учета не освобождает управляющую компанию от обязанности проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление".
Таким образом, выводы Управления о нарушении в 2012 и 2013 г.г. ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" порядка начисления платы за услугу "отопление" собственникам/нанимателям жилых помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Автомагистральная, 11, предусмотренный подпунктом "б" п. 21, а также подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, являются документально подтвержденными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что основания для признания недействительным п. 1 предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 10.10.2014 отсутствуют.
В предписании от 10.10.2014 установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений - до 15.12.2014, то есть два месяца с даты выдачи предписания.
Общество указывает в апелляционной жалобе, что предписание является неисполнимым, так как не указан адрес дома, по которому необходимо провести корректировку. Данное утверждение противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к акту проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатом проверки документы или их копии.
В оспариваемом предписании указано, что оно выдано по результатам проверки, проведенной на основании приказа от 03.09.2014 N 29-11-01-102 и акта проверки от 10.10.2014 N 29-11-02-102. В приказе о проведении проверки отражено, что проверка проводится в отношении ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" с целю предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации и принятия необходимых мер по их устранению на основании обращения жителя, проживающего по адресу: <...> (т. 1, л.д. 50). В акте указано, что предметом проверки являлось исследование порядка начисления платы за услугу отопление собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, проживающим по адресу: <...> (т. 1, л.д. 13). Таким образом, оспариваемое предписание, выданное на основании вышеуказанных приказа и акта проверки подлежит исполнению именно в отношении многоквартирного жилого дома N 11, расположенного по улице Автомагистральная в г. Екатеринбурге.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены полностью, так как они были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции; доводы общества не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с судебной оценкой.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина обществом не уплачена, с ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2015 года по делу N А60-54087/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ОГРН 1046603999420, ИНН 6671151256) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)