Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился - извещен
от заинтересованного лица: не явился - извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9319/2015) ООО "Жилищно-эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.03.2015 по делу N А42-237/2015 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Жилищно-эксплуатационная компания"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (ОГРН 1115190012960, место нахождения: 183053, г. Мурманск, ул. Крупской, д. 66, далее - Общество, ООО "ЖЭК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН 1025100849850, место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. С.Перовской, д. 25/26, далее - административный орган, Инспекция) N 641/14/25 от 18.12.2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 20.03.2015 оспариваемое постановление Инспекции изменено в части размера административного наказания, размер административного штрафа снижен до 125 000 руб., в остальной части заявленные требования отклонены.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и освободить Общество от административной ответственности, полагая, что при исследовании вины судом не учтено принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства. Кроме того, ООО "ЖЭК" указало на несоразмерность примененного в отношении Общества административного штрафа, допущенному правонарушению. Полагает, что к нему могут быть применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, заявитель указал, что наложение на него административного штрафа в размере 250 000 руб. существенно ограничивает Общество в возможности осуществления такой социально значимой деятельности, как поддержание в надлежащем техническом и санитарном состоянии жилищного фонда города Мурманска и бесперебойное обеспечение граждан коммунальными услугами надлежащего качества.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.10.2014 в Инспекцию поступила жалоба собственника жилого помещения, проживающей по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 19, кв. 30, из которой следовало, что 25.06.2014 года в ООО "ЖЭК" было направлено заявление о предоставлении информации согласно Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации).
В ответ на запрос о предоставлении сведений 22.07.2014 ООО "ЖЭК" направило Калинчевой О.Ю. информацию, в которой указало, что запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте управляющей организации в сети Интернет по адресу http://51жкх.рф/gek; ознакомиться с копиями документов заявитель может по адресу: г. Мурманск, ул. Папанина, д. 14, оф. 43, тел. 45-25-41, с понедельника по пятницу в рабочее время.
Усмотрев в действиях Общества нарушение части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 11, 17, 21 Стандарта раскрытия информации, государственный жилищный инспектор 27.11.2014 в отношении Общества составил протокол N 973 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением N 641/14/25 от 18.12.2014 по делу об административном правонарушении Инспекция признала Общество виновным в правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначила наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, установив доказанным событие и состав вмененного Обществу правонарушения, отсутствие нарушений процедуры и соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, а также отсутствие оснований для освобождения от ответственности, счел необходимым изменить постановление ГЖИ в части размера штрафа, снизив его в два раза, до 125 000 руб.
Проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении порядка, способов или сроков раскрытия информации, установленных стандартом раскрытия информации, раскрытие информации не в полном объеме или предоставление недостоверной информации.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭК" в соответствии с уставом и заключенными договорами осуществляет управление многоквартирными домами.
Частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Пунктом 2 Стандарта установлено, что под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Перечень сведений, подлежащих раскрытию по каждому блоку информации, для управляющих организаций определен пунктами 8 - 14 Стандарта.
Таким образом, являясь организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления, Общество обязано было соблюдать требования, установленные Стандартом.
Пунктом 5 Стандарта определено, что управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- - сайт управляющей организации;
- - сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- - сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно пункту 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 Стандарта. При этом информация должна быть доступна в течение пяти лет.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта обязательное раскрытие информации осуществляется на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.reformagkh.ru.
Управляющая организация обязана сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
При этом пунктом 17 Стандарта раскрытия информации определено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации (пункт 21 Стандарта раскрытия информации в редакции, действовавшей в проверяемом периоде).
Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей).
Как усматривается из материалов дела, собственником жилого помещения МКД N 19 по пр. Ленина в г. Мурманске в адрес Общества 26.06.2014 направлен запрос о предоставлении информации, в котором Калинчева О.Ю. просила предоставить ей:
сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (далее - МКД) (по данным раздельного учета доходов и расходов); проект договора управления, заключаемого собственниками помещений в доме, который должен содержать все существенные условия договора управления; перечень услуг, оказываемых ООО "ЖЭК" в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, из числа услуг, указанных в правилах содержания общего имущества МКД; перечень услуг, связанных с достижением целей управления домом, которые оказываются управляющей компанией, в том числе поставки коммунальных ресурсов; информацию о заключенных от имени собственников помещений договоров с ресурсниками; протокол (очная, заочная форма) общего собрания собственников МКД N 19 по пр. Ленина от 17.10.2013 по вопросу выбора в качестве управляющей компании ООО "ЖЭК"; протокол (очная, заочная форма) общего собрания собственников помещений МКД N 19 по пр. Ленина от 25.02.2014 по вопросу выбора в качестве управляющей компании ООО "ЖЭК"; реестр собственников, принявших голосование в МКД; доверенность собственника, инициатора проведения общего собрания собственников жилых помещений; план работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ; Акт приема дома управляющей компанией ООО "ЖЭК" с участием совета дома или собственниками жилых помещений; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества и правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно входящему штампу на заявлении Калинчевой О.Ю. данный запрос получен Обществом 26.06.2014.
Указанная информация подлежала раскрытию в соответствии с пунктом 21 Стандарта раскрытия информации в срок не позднее 15 июля 2014 года (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что информация по вышеназванному запросу от 26.06.2014 направлена Обществом собственнику жилого помещения 22.07.2014. В своем ответе ООО "ЖЭК" указало, что запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте управляющей организации в сети Интернет по адресу http://51жкх.рф/gek; ознакомиться с копиями документов заявитель может по адресу: г. Мурманск, ул. Папанина, д. 14, оф. 43, тел. 45-25-41, с понедельника по пятницу в рабочее время.
При проведении проверки Инспекцией исследована информация, размещенная на сайте ООО "ЖЭК" в сети Интернет по указанному адресу, и установлено отсутствие в составе размещенной на нем информации плана работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ.
При таких обстоятельствах, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о нарушении Обществом при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами в г. Мурманске части 10 статьи 161 ЖК РФ, пункта 21 Стандарта раскрытия информации (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), выразившемся в превышении срока раскрытия информации, в предоставлении собственнику помещения в МКД информации по запросу не в полном объеме, в предоставлении недостоверной информации в части указания о размещении информации, запрошенной заявителем, на сайте Общества в сети Интернет при ее отсутствии там, что образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует признать правомерным.
Общество со ссылкой на статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просило отменить оспариваемое постановление и освободить от административной ответственности.
Между тем, факт превышения срока раскрытия в полном объеме информации, установленной требованиями Стандарта, установлен Инспекцией в ходе проведения систематического наблюдения и анализа информации с сайта заявителя и подтверждается материалами административного дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как обоснованно установил суд первой инстанции, доказательств наличия исключительных обстоятельств, повлекших нарушение, Обществом в материалы дела не представлено, в конкретных обстоятельствах настоящего дела с учетом объекта посягательства и охраняемых государством отношений, характера и обстоятельств совершения правонарушения не усматривается оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены. Административный орган назначил административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с учетом условий, связанных с совершением правонарушения, характера правонарушения, а также значительного размера предусмотренного штрафа, и исходя из принципов справедливости наказания, его индивидуализации, дифференцированности и соразмерности, а также с учетом положений пунктов 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции правомерно счел возможным изменить оспариваемое постановление, уменьшив административный штраф до 125 000 руб.
Апелляционный суд отмечает, что указанное изменение размера штрафа не было произвольным, мотивированно судом, не нарушает допустимого по действующему закону предела снижения размера штрафа.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20 марта 2015 года по делу N А42-237/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2015 N 13АП-9319/2015 ПО ДЕЛУ N А42-237/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. по делу N А42-237/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился - извещен
от заинтересованного лица: не явился - извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9319/2015) ООО "Жилищно-эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.03.2015 по делу N А42-237/2015 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Жилищно-эксплуатационная компания"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (ОГРН 1115190012960, место нахождения: 183053, г. Мурманск, ул. Крупской, д. 66, далее - Общество, ООО "ЖЭК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН 1025100849850, место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. С.Перовской, д. 25/26, далее - административный орган, Инспекция) N 641/14/25 от 18.12.2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 20.03.2015 оспариваемое постановление Инспекции изменено в части размера административного наказания, размер административного штрафа снижен до 125 000 руб., в остальной части заявленные требования отклонены.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и освободить Общество от административной ответственности, полагая, что при исследовании вины судом не учтено принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства. Кроме того, ООО "ЖЭК" указало на несоразмерность примененного в отношении Общества административного штрафа, допущенному правонарушению. Полагает, что к нему могут быть применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, заявитель указал, что наложение на него административного штрафа в размере 250 000 руб. существенно ограничивает Общество в возможности осуществления такой социально значимой деятельности, как поддержание в надлежащем техническом и санитарном состоянии жилищного фонда города Мурманска и бесперебойное обеспечение граждан коммунальными услугами надлежащего качества.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.10.2014 в Инспекцию поступила жалоба собственника жилого помещения, проживающей по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 19, кв. 30, из которой следовало, что 25.06.2014 года в ООО "ЖЭК" было направлено заявление о предоставлении информации согласно Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации).
В ответ на запрос о предоставлении сведений 22.07.2014 ООО "ЖЭК" направило Калинчевой О.Ю. информацию, в которой указало, что запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте управляющей организации в сети Интернет по адресу http://51жкх.рф/gek; ознакомиться с копиями документов заявитель может по адресу: г. Мурманск, ул. Папанина, д. 14, оф. 43, тел. 45-25-41, с понедельника по пятницу в рабочее время.
Усмотрев в действиях Общества нарушение части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 11, 17, 21 Стандарта раскрытия информации, государственный жилищный инспектор 27.11.2014 в отношении Общества составил протокол N 973 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением N 641/14/25 от 18.12.2014 по делу об административном правонарушении Инспекция признала Общество виновным в правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначила наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, установив доказанным событие и состав вмененного Обществу правонарушения, отсутствие нарушений процедуры и соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, а также отсутствие оснований для освобождения от ответственности, счел необходимым изменить постановление ГЖИ в части размера штрафа, снизив его в два раза, до 125 000 руб.
Проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении порядка, способов или сроков раскрытия информации, установленных стандартом раскрытия информации, раскрытие информации не в полном объеме или предоставление недостоверной информации.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭК" в соответствии с уставом и заключенными договорами осуществляет управление многоквартирными домами.
Частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Пунктом 2 Стандарта установлено, что под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Перечень сведений, подлежащих раскрытию по каждому блоку информации, для управляющих организаций определен пунктами 8 - 14 Стандарта.
Таким образом, являясь организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления, Общество обязано было соблюдать требования, установленные Стандартом.
Пунктом 5 Стандарта определено, что управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- - сайт управляющей организации;
- - сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- - сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно пункту 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 Стандарта. При этом информация должна быть доступна в течение пяти лет.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта обязательное раскрытие информации осуществляется на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.reformagkh.ru.
Управляющая организация обязана сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
При этом пунктом 17 Стандарта раскрытия информации определено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации (пункт 21 Стандарта раскрытия информации в редакции, действовавшей в проверяемом периоде).
Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей).
Как усматривается из материалов дела, собственником жилого помещения МКД N 19 по пр. Ленина в г. Мурманске в адрес Общества 26.06.2014 направлен запрос о предоставлении информации, в котором Калинчева О.Ю. просила предоставить ей:
сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (далее - МКД) (по данным раздельного учета доходов и расходов); проект договора управления, заключаемого собственниками помещений в доме, который должен содержать все существенные условия договора управления; перечень услуг, оказываемых ООО "ЖЭК" в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, из числа услуг, указанных в правилах содержания общего имущества МКД; перечень услуг, связанных с достижением целей управления домом, которые оказываются управляющей компанией, в том числе поставки коммунальных ресурсов; информацию о заключенных от имени собственников помещений договоров с ресурсниками; протокол (очная, заочная форма) общего собрания собственников МКД N 19 по пр. Ленина от 17.10.2013 по вопросу выбора в качестве управляющей компании ООО "ЖЭК"; протокол (очная, заочная форма) общего собрания собственников помещений МКД N 19 по пр. Ленина от 25.02.2014 по вопросу выбора в качестве управляющей компании ООО "ЖЭК"; реестр собственников, принявших голосование в МКД; доверенность собственника, инициатора проведения общего собрания собственников жилых помещений; план работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ; Акт приема дома управляющей компанией ООО "ЖЭК" с участием совета дома или собственниками жилых помещений; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества и правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно входящему штампу на заявлении Калинчевой О.Ю. данный запрос получен Обществом 26.06.2014.
Указанная информация подлежала раскрытию в соответствии с пунктом 21 Стандарта раскрытия информации в срок не позднее 15 июля 2014 года (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что информация по вышеназванному запросу от 26.06.2014 направлена Обществом собственнику жилого помещения 22.07.2014. В своем ответе ООО "ЖЭК" указало, что запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте управляющей организации в сети Интернет по адресу http://51жкх.рф/gek; ознакомиться с копиями документов заявитель может по адресу: г. Мурманск, ул. Папанина, д. 14, оф. 43, тел. 45-25-41, с понедельника по пятницу в рабочее время.
При проведении проверки Инспекцией исследована информация, размещенная на сайте ООО "ЖЭК" в сети Интернет по указанному адресу, и установлено отсутствие в составе размещенной на нем информации плана работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ.
При таких обстоятельствах, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о нарушении Обществом при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами в г. Мурманске части 10 статьи 161 ЖК РФ, пункта 21 Стандарта раскрытия информации (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), выразившемся в превышении срока раскрытия информации, в предоставлении собственнику помещения в МКД информации по запросу не в полном объеме, в предоставлении недостоверной информации в части указания о размещении информации, запрошенной заявителем, на сайте Общества в сети Интернет при ее отсутствии там, что образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует признать правомерным.
Общество со ссылкой на статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просило отменить оспариваемое постановление и освободить от административной ответственности.
Между тем, факт превышения срока раскрытия в полном объеме информации, установленной требованиями Стандарта, установлен Инспекцией в ходе проведения систематического наблюдения и анализа информации с сайта заявителя и подтверждается материалами административного дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как обоснованно установил суд первой инстанции, доказательств наличия исключительных обстоятельств, повлекших нарушение, Обществом в материалы дела не представлено, в конкретных обстоятельствах настоящего дела с учетом объекта посягательства и охраняемых государством отношений, характера и обстоятельств совершения правонарушения не усматривается оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены. Административный орган назначил административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с учетом условий, связанных с совершением правонарушения, характера правонарушения, а также значительного размера предусмотренного штрафа, и исходя из принципов справедливости наказания, его индивидуализации, дифференцированности и соразмерности, а также с учетом положений пунктов 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции правомерно счел возможным изменить оспариваемое постановление, уменьшив административный штраф до 125 000 руб.
Апелляционный суд отмечает, что указанное изменение размера штрафа не было произвольным, мотивированно судом, не нарушает допустимого по действующему закону предела снижения размера штрафа.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20 марта 2015 года по делу N А42-237/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)