Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.04.2014 ПО ДЕЛУ N А60-9960/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2014 г. по делу N А60-9960/2014


Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.Е. Ерофеевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" (ИНН 6674170306)
к Административной комиссии Чкаловского района МО "город Екатеринбург" (ИНН 6661004661)
о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: М.Н. Муравьева, представитель по доверенности от 17.01.2014,
от заинтересованного лица: Н.Е. Гардер, представитель по доверенности от 16.01.2014
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Административной комиссии Чкаловского района Муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - заинтересованное лицо):
- от 13.03.2014 N 1403.0116.8 о привлечении к административной ответственности по ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
- от 13.03.2014 N 1402.0109.8 о привлечении к административной ответственности по ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Оспаривая постановления, заявитель указывает, что управляющая компания содержит контейнерную площадку в ее пределах, территория, прилегающая к бункерам, домам не является общим имуществом дома, следовательно, уборку данной территории управляющая компания не обязана осуществлять.
Заинтересованное лицо предоставило отзыв, заверенные копии административных дел, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на доказанность в действиях общества состава административного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

На основании приказа заместителя главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии N 20/0139 от 28.12.2012 специалистами МБУ "Инспекция ООС" 02.03.2014 в 10 часов 53 минуты, 02.03.2014 в 14 часов 18 минут, 03.03.2014 в 8 часов 36 минут при проведении обследования территории района было установлено, что контейнерная площадка для сбора мусора, расположенная по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новосибирская, 109, не обеспечило уборку прилегающей территории к контейнерной площадке от бытового и строительного мусора (доски, остатки гипсокартона, пакеты с мусором, фрагменты мебели), чем нарушены абз. 2 п. 6 и п. 38 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думой от 26.06.2012 N 29/61.
Поскольку согласно информации, размещенной на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга, и информации, размещенной на официальном сайте ООО "УК РЭМП УЭСК", данная территория, прилегающая к многоквартирному жилому дому, относится к ведению ООО "УК РЭМП УЭСК", в отношении данной организации был составлен протокол об административном правонарушении от 04.03.2014 N 07/05/07, который вместе с материалами административного дела передан для рассмотрения в Административную комиссию Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург".
Постановлением административной комиссии от 13.03.2014 N 1403.0116.8 общество привлечено к административной ответственности по ст. 15 Закона N 52-ОЗ в виде штрафа в размере 25 000 руб.
На основании приказа заместителя главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии N 20/0139 от 28.12.2012 специалистами МБУ "Инспекция ООС" 19.02.2014 в 10 часов 28 минуты, 19.02.2014 в 19 часов 07 минут при проведении обследования территории района было установлено, что ООО "УК РЭМП УЖСК не обеспечило уборку прилегающей территории к дому от мусора (5 мешков) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Агрономическая, 63, чем нарушило абз. 2 п. 6 и п. 38 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думой от 26.06.2012 N 29/61.
Поскольку согласно информации, размещенной на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга, и информации, размещенной на официальном сайте ООО "УК РЭМП УЭСК", данная территория, прилегающая к многоквартирному жилому дому, относится к ведению ООО "УК РЭМП УЭСК", в отношении данной организации был составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2014 N 07/05/06, который вместе с материалами административного дела передан для рассмотрения в Административную комиссию Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург".
Постановлением административной комиссии от 13.03.2014 N 1402.0109.8 общество привлечено к административной ответственности по ст. 15 Закона N 52-ОЗ в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Полагая, что указанные постановления заинтересованного лица являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 15 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ нарушение порядка проведения работ по уборке территории, установленного муниципальными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Правила).
В силу п. 6 Правил собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить: уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающей территории, а также очистку этих территорий от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений; устройство и содержание контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, ремонта и покраски; сбор, в том числе раздельный, временное складирование на контейнерных площадках вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина, реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование, электротехническое и электронное оборудование, электрические батарейки, ртутные термометры, энергосберегающие лампы, продукты сельского хозяйства и иные виды вторичных материальных ресурсов); вывоз бытового мусора, природного и строительного мусора, пищевых отходов, вторичных материальных ресурсов и других загрязнителей, а также вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора.
Согласно п. 4 Правил вывоз твердых бытовых отходов (крупногабаритного мусора) представляет собой выгрузку твердых бытовых отходов из контейнеров (загрузка бункеров-накопителей с крупногабаритным мусором) в специальный транспорт, очистку контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпавшегося мусора и транспортировку отходов с места сбора мусора к месту размещения отходов. При этом крупногабаритный мусор - отходы производства и хозяйственной деятельности, утратившие свои потребительские свойства, по размеру и характеру не помещающиеся в контейнер, собираются в бункеры-накопители или размещаются на специально отведенных площадках.
На территории муниципального образования "город Екатеринбург" запрещается: несанкционированная свалка мусора на отведенных и (или) прилегающих территориях (п. 7 Правил).
На основании п. 41 Правил контейнерные площадки должны содержаться в соответствии с санитарными нормами и правилами. Вывоз мусора с контейнерных площадок осуществляется в летний период ежедневно, в зимний - не реже одного раза в три дня. Уборка контейнерных площадок производится ежедневно.
Уборка придомовых, отведенных и прилегающих территорий производится в дневное время (п. 38 Правил).
Административной комиссией установлено, что в нарушение п. 6, п. 38 Правил контейнерная площадка и территория, прилегающая к ней, находятся в неудовлетворительном состоянии, на прилегающей территории не обеспечена уборка несанкционированной свалки отходов, не обеспечило уборку на прилегающей территории к жилому дома в течение нескольких дней.
Указанные нарушения зафиксированы в актах обследования экологического состояния территории от 02.03.2014 в 10 часов 53 минуты, 02.03.2014 в 14 часов 18 минут, 03.03.2014 в 8 часов 36 минут, 19.02.2014 в 10 часов 28 минуты, 19.02.2014 в 19 часов 07 минут, в протоколах об административных правонарушениях, произведена фотофиксация перечисленных нарушений.
Таким образом, указанные нарушения образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15 Закона N 52-ОЗ.
Ссылка общества на то, что ООО "УК РЭМП УЭСК" не обязано осуществлять уборку данной территории, поскольку земельный участок, на котором расположены контейнеры, не является общим имуществом собственников дома, является несостоятельной.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из частей 2 - 5 ст. 16 Вводного закона с учетом разъяснений, данных в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в которой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ в числе прочего имущества собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора ТБО (контейнеры, специально оборудованные площадки и т.п.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Следовательно, сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Данные Правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, дом N 63 по ул. Агрономическая и дом N 109 по ул. Новосибирской, на чьей территории расположена контейнерная площадка, находится в управлении заявителя, что обществом не оспаривается.
Таким образом, действующим законодательством возложена обязанность по содержанию прилегающей к дому территории на ООО "УК РЭМП УЭСК" как на организацию, осуществляющую обслуживание указанных жилых домов, независимо от определения границ земельного участка дома и постановки участка на кадастровый учет.
В рассматриваемом случае управляющая компания не выполнила требования муниципального нормативного правового акта г. Екатеринбурга, ответственность за неисполнение которого предусмотрена законом субъекта РФ Свердловской области.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры административного производства суд не установлено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого велись производства по делам об административных правонарушениях. О времени и месте составления протоколов об административном правонарушении, вынесения постановлений по делу об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Наказание назначение в минимальном размере санкции ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановления отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)