Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Клочковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умаровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2014 года по делу N А57-4190/2014 (судья Д.Ю. Игнатьев),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (ОГРН 1076453005430, г. Саратов)
к муниципальному образованию "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344, г. Саратов)
третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, г. Саратов), комитет по управлению имуществом г. Саратова, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Бизар", г. Саратов, индивидуальный предприниматель Шалунова Ю.Ю., г. Саратов, индивидуальный предприниматель Шишкова И.Е., г. Саратов, муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества Ленинского района", г. Саратов, муниципальное казенное учреждение "Транспортное управление", г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "БАТЛЛИГА", г. Саратов,
о взыскании 1505518 руб.,
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - представителя Макаренко М.Н. по доверенности от 22.01.2014 N 21-03/21,
от сторон и иных третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее - истец, ООО "УК Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее ответчик, комитет по финансам администрации МО "Город Саратов"), третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом г. Саратова (далее - третьи лица, администрация МО "Город Саратов", КУИ г. Саратова) о взыскании 1505518 руб.
Судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", общество с ограниченной ответственностью "Бизар", ИП Шалунова Ю.Ю., ИП Шишкова И.Е., МОУ ДОД "Центр детского творчества Ленинского района", МКУ "Транспортное управление", ООО "БАТЛЛИГА".
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец неоднократно уточнял исковые требованиям, согласно последним уточнениям, истец отказался от исковых требований, в том числе и с учетом заявленного ходатайства о пропуске срока исковой давности, в части взыскания задолженности за теплоснабжение, содержание, ремонт и капитальный ремонт за спорный период в отношении спорных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая Компания Ленинского района", в следующей части: 74146,55 рублей - задолженность по нежилым помещениям площадью 178,5 кв. м, в доме N 14 по ул. Строителей поселка Жасминный в г. Саратове за период с 01.10.2012 по 30.09.2013, из которых 16530,83 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 30.09.2013, 11566,8 рублей - задолженность за капитальный ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 30.09.2013, 46048,92 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилых помещений за период с 01.10.2012 по 30.09.2013, и просит взыскать с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет казны МО "Город Саратов" задолженность за жилищно-коммунальные услуги в сумме 1098835 рублей 67 коп., Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2014 года по делу N А57-4190/2014 с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ООО "УК Ленинского района" взысканы денежные средства в размере 1098835 руб. 67 коп. В остальной части иска производство по делу прекращено.
Комитет по финансам, администрация МО "Город Саратов" не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 17 сентября 2014 года по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявители апелляционных жалоб считают, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Кроме того, ответчик полагает, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку он не наделен полномочиями по управлению, распоряжению муниципальным имуществом и содержанию муниципального имущества. Считает надлежащим ответчиком по делу комитет по управлению имуществом города.
По мнению администрации МО "Город Саратов", истец не доказал факт оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества спорных домов, платежные документы истцом не выставлялись.
Представители комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", администрации Ленинского района МО "Город Саратов" в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель администрации МО "Город Саратов" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителя администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в управлении ООО "УК Ленинского района" находятся многоквартирные жилые дома N 29 б, N 18, 84 по пр-ту Строителей г. Саратова, N 36 по ул. Шехурдина, N 8 по ул. Ипподромная. С 01.10.2012 дома N 10, N 14 по ул. Строителей в поселке Жасминный г. Саратова. С 30.07.2011 дом N 9 по ул. Таганрогский переулок в г. Саратове.
В указанных жилых домах имеются нежилые помещения, находящиеся в собственности МО "Город Саратов" площадью 107,8 кв. м в доме N 29-Б пр. Строителей, 30 кв. м в доме 318 по пр. Строителей, 16,6 кв. м в доме N 84 по пр. Строителей, 60 кв. м в доме N 36 по ул. Шехурдина, 166 кв. м в доме N 8 по ул. Ипподромной, 537 кв. м в доме N 9 по Таганрогскому переулку. 298 кв. м в доме N 10 по ул. Строителей пос. Жасминный, 181,5 кв. м в доме 310 по ул. Строителей поселка Жасминный г. Саратова, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Из представленных в материалы дела документов следует, истец оказывал услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома по содержанию и ремонту, а также теплоснабжению в размере 1098835,67 руб.
Однако ответчик плату за содержание и ремонт, а также по теплоснабжению не оплатил, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 1098835,67 руб., из которых:
- 94438,83 рубля - задолженность по нежилому помещению площадью 107,8 кв. м, в доме N 29-Б по проспекту Строителей в г. Саратове за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, из которых 38593,89 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, 55844,94 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилого помещения за период с 06.03.2011 по 31.10.2013.
- 23560,91 рубля - задолженность по нежилому помещению площадью 30 кв. м, в доме N 18 по проспекту Строителей в г. Саратове за период с 01.01.2013 по 31.10.2013, из которых 3912 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.01.2013 по 31.10.2013, 19648,91 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилого помещения за период с 01.01.2013 по 31.10.2013,
- 13832,4 рубля - задолженность по нежилому помещению площадью 16,6 кв. м, в доме N 84 по проспекту Строителей в г. Саратове за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, из которых 5269,30 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества, за период с 01.01.2013 по 31.10.2013, 8563,10 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилого помещения за период с 01.01.2013 по 31.10.2013,
- 50492,9 рубля - задолженность по нежилому помещению площадью 60 кв. м, в доме N 36 по ул. Щехурдина в г. Саратове за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, из которых 19542,6 руб. задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, 30950,30 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилого помещения за период с 06.03.2011 по 31.10.2013,
- 148687,71 рубля - задолженность по нежилому помещению площадью 166 кв. м, в доме N 8 по ул. Ипподромная в г. Саратове за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, из которых 63056,58 руб. задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период 06.03.2011 по 31.10.2013, 85631,10 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилого помещения за период с 06.03.2011 по 31.10.2013,
- 489340,43 рубля - задолженность по нежилым помещениям площадью 537,4 кв. м, в доме N 9 по ул. Таганрогский переулок в г. Саратове за период с 01.07.2011 по 31.10.2013, из которых 187336,8 руб. задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.07.2011 по 31.10.2013, 60188,8 рублей задолженность за капитальный ремонт общего имущества за период с 01.07.2011 по 31.10.2013, 241814,83 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилых помещений за период с 01.07.2011 по 31.10.2013,
- 197942,45 рублей - задолженность по нежилым помещениям площадью 298 кв. м, в доме N 10 по ул. Строителей поселка Жасминный в г. Саратове за период с 01.10.2012 по 28.02.2014, из которых 42387,52 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 28.02.2014, 25747,2 рубля - задолженность за капитальный ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 28.02.2014, 129807,73 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилых помещений за период с 01.10.2012 по 28.02.2014,
- 80540,04 рубля - задолженность по не жилым помещениям площадью 181,5 кв. м, в доме N 10 по ул. Строителей поселка Жасминный в г. Саратове за период с 01.10.2012 по 31.10.2013, из которых 20975,5 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 31.10.2013, 12741,3 руб. - задолженность за капитальный ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 31.10.2013, 46823,6 руб. задолженность за теплоснабжение по нежилым помещениям за период с 01.10.2012 по 31.10.2013.
Неоплата МО "Город Саратов" расходов за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах послужила основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирных домах, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящего в состав управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Согласно жилищному законодательству Российской Федерации МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
МО "Город Саратов" является собственником муниципальных квартир в жилых домах доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, которые находятся в управлении ООО "УК Ленинского района".
Однако МО "Город Саратов" не производит соответствующую оплату.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Указанные обязанности также установлены в пунктах 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Из пунктов 1 и 2 статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе отопление). Неиспользование помещений не является основанием невнесения собственниками платы. По общему правилу плата вносится управляющей организации на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Пунктами 29 - 36 Правил N 491 и пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковой для всех собственников помещений в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Решение о размере платы принимает общее собрание собственников помещений в таком доме на срок не менее чем один год либо органами управления товарищества собственников жилья или аналогичных объединений граждан, если таковые созданы. Если такое решение собственниками не принято, то применяется размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В соответствии с пунктом 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенных норм права собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества дома. Размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения исходя из установленной платы.
Факт передачи спорных нежилых помещений в вышеуказанных жилых домах в аренду (пользование) третьим лицам не освобождает орган местного самоуправления, как собственника таких помещений, от обязанности по несению расходов по содержанию общего имущества таких жилых домов.
Пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несение арендатором расходов на содержание арендованного имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11, на арендатора нежилого помещения в многоквартирном доме в силу правил статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложены быть не могут.
Судом установлено, что спорные нежилые помещения, расположенные в вышеуказанных жилых домах, являются объектом муниципальной собственности.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет нежилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Истец информировал ответчика об образовавшейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предлагал погасить ее в досудебном порядке. Однако ответчиком данные требования проигнорированы, задолженность перед истцом на настоящий момент не погашена.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционной коллегией судей по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником нежилых помещений в многоквартирных домах, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "УК Ленинского района".
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам МО "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "УК Ленинского района".
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся под управлением управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений. Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думой, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007, комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы администрации о том, что платежные документы истцом не выставлялись, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку выставление счетов на оплату не предусмотрено для такого вида обязательств.
Довод администрации о том, что истец не представил доказательств фактически оказанных услуг по управлению многоквартирными домами не нашел своего подтверждения, поскольку факт управления подтвержден, в том числе представленными с контрагентами договорами. Ответчик же напротив не представил доказательств, что ООО "УК Ленинского района" таких услуг не оказывало.
Кроме того, в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей компании и размер платы собственника помещений не совпадает, она не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества по отношению к другому собственнику помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом изложенных норм права и обстоятельств дела судебная коллегия считает, что истцом доказан факт наличия неосновательного обогащения у ответчика и его размер, а потому исковое требование о взыскании с комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" в пользу истца неосновательного обогащения в размере 1098835 руб. 67 коп. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционные жалобы комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", администрации МО "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2014 года по делу N А57-4190/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Н.А.КЛОЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2014 ПО ДЕЛУ N А57-4190/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2014 г. по делу N А57-4190/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Клочковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умаровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2014 года по делу N А57-4190/2014 (судья Д.Ю. Игнатьев),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (ОГРН 1076453005430, г. Саратов)
к муниципальному образованию "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344, г. Саратов)
третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, г. Саратов), комитет по управлению имуществом г. Саратова, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Бизар", г. Саратов, индивидуальный предприниматель Шалунова Ю.Ю., г. Саратов, индивидуальный предприниматель Шишкова И.Е., г. Саратов, муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества Ленинского района", г. Саратов, муниципальное казенное учреждение "Транспортное управление", г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "БАТЛЛИГА", г. Саратов,
о взыскании 1505518 руб.,
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - представителя Макаренко М.Н. по доверенности от 22.01.2014 N 21-03/21,
от сторон и иных третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее - истец, ООО "УК Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее ответчик, комитет по финансам администрации МО "Город Саратов"), третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом г. Саратова (далее - третьи лица, администрация МО "Город Саратов", КУИ г. Саратова) о взыскании 1505518 руб.
Судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", общество с ограниченной ответственностью "Бизар", ИП Шалунова Ю.Ю., ИП Шишкова И.Е., МОУ ДОД "Центр детского творчества Ленинского района", МКУ "Транспортное управление", ООО "БАТЛЛИГА".
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец неоднократно уточнял исковые требованиям, согласно последним уточнениям, истец отказался от исковых требований, в том числе и с учетом заявленного ходатайства о пропуске срока исковой давности, в части взыскания задолженности за теплоснабжение, содержание, ремонт и капитальный ремонт за спорный период в отношении спорных домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая Компания Ленинского района", в следующей части: 74146,55 рублей - задолженность по нежилым помещениям площадью 178,5 кв. м, в доме N 14 по ул. Строителей поселка Жасминный в г. Саратове за период с 01.10.2012 по 30.09.2013, из которых 16530,83 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 30.09.2013, 11566,8 рублей - задолженность за капитальный ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 30.09.2013, 46048,92 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилых помещений за период с 01.10.2012 по 30.09.2013, и просит взыскать с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет казны МО "Город Саратов" задолженность за жилищно-коммунальные услуги в сумме 1098835 рублей 67 коп., Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2014 года по делу N А57-4190/2014 с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ООО "УК Ленинского района" взысканы денежные средства в размере 1098835 руб. 67 коп. В остальной части иска производство по делу прекращено.
Комитет по финансам, администрация МО "Город Саратов" не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 17 сентября 2014 года по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявители апелляционных жалоб считают, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Кроме того, ответчик полагает, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку он не наделен полномочиями по управлению, распоряжению муниципальным имуществом и содержанию муниципального имущества. Считает надлежащим ответчиком по делу комитет по управлению имуществом города.
По мнению администрации МО "Город Саратов", истец не доказал факт оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества спорных домов, платежные документы истцом не выставлялись.
Представители комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", администрации Ленинского района МО "Город Саратов" в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель администрации МО "Город Саратов" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителя администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в управлении ООО "УК Ленинского района" находятся многоквартирные жилые дома N 29 б, N 18, 84 по пр-ту Строителей г. Саратова, N 36 по ул. Шехурдина, N 8 по ул. Ипподромная. С 01.10.2012 дома N 10, N 14 по ул. Строителей в поселке Жасминный г. Саратова. С 30.07.2011 дом N 9 по ул. Таганрогский переулок в г. Саратове.
В указанных жилых домах имеются нежилые помещения, находящиеся в собственности МО "Город Саратов" площадью 107,8 кв. м в доме N 29-Б пр. Строителей, 30 кв. м в доме 318 по пр. Строителей, 16,6 кв. м в доме N 84 по пр. Строителей, 60 кв. м в доме N 36 по ул. Шехурдина, 166 кв. м в доме N 8 по ул. Ипподромной, 537 кв. м в доме N 9 по Таганрогскому переулку. 298 кв. м в доме N 10 по ул. Строителей пос. Жасминный, 181,5 кв. м в доме 310 по ул. Строителей поселка Жасминный г. Саратова, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Из представленных в материалы дела документов следует, истец оказывал услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома по содержанию и ремонту, а также теплоснабжению в размере 1098835,67 руб.
Однако ответчик плату за содержание и ремонт, а также по теплоснабжению не оплатил, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 1098835,67 руб., из которых:
- 94438,83 рубля - задолженность по нежилому помещению площадью 107,8 кв. м, в доме N 29-Б по проспекту Строителей в г. Саратове за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, из которых 38593,89 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, 55844,94 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилого помещения за период с 06.03.2011 по 31.10.2013.
- 23560,91 рубля - задолженность по нежилому помещению площадью 30 кв. м, в доме N 18 по проспекту Строителей в г. Саратове за период с 01.01.2013 по 31.10.2013, из которых 3912 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.01.2013 по 31.10.2013, 19648,91 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилого помещения за период с 01.01.2013 по 31.10.2013,
- 13832,4 рубля - задолженность по нежилому помещению площадью 16,6 кв. м, в доме N 84 по проспекту Строителей в г. Саратове за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, из которых 5269,30 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества, за период с 01.01.2013 по 31.10.2013, 8563,10 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилого помещения за период с 01.01.2013 по 31.10.2013,
- 50492,9 рубля - задолженность по нежилому помещению площадью 60 кв. м, в доме N 36 по ул. Щехурдина в г. Саратове за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, из которых 19542,6 руб. задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, 30950,30 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилого помещения за период с 06.03.2011 по 31.10.2013,
- 148687,71 рубля - задолженность по нежилому помещению площадью 166 кв. м, в доме N 8 по ул. Ипподромная в г. Саратове за период с 06.03.2011 по 31.10.2013, из которых 63056,58 руб. задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период 06.03.2011 по 31.10.2013, 85631,10 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилого помещения за период с 06.03.2011 по 31.10.2013,
- 489340,43 рубля - задолженность по нежилым помещениям площадью 537,4 кв. м, в доме N 9 по ул. Таганрогский переулок в г. Саратове за период с 01.07.2011 по 31.10.2013, из которых 187336,8 руб. задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.07.2011 по 31.10.2013, 60188,8 рублей задолженность за капитальный ремонт общего имущества за период с 01.07.2011 по 31.10.2013, 241814,83 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилых помещений за период с 01.07.2011 по 31.10.2013,
- 197942,45 рублей - задолженность по нежилым помещениям площадью 298 кв. м, в доме N 10 по ул. Строителей поселка Жасминный в г. Саратове за период с 01.10.2012 по 28.02.2014, из которых 42387,52 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 28.02.2014, 25747,2 рубля - задолженность за капитальный ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 28.02.2014, 129807,73 руб. - задолженность за теплоснабжение нежилых помещений за период с 01.10.2012 по 28.02.2014,
- 80540,04 рубля - задолженность по не жилым помещениям площадью 181,5 кв. м, в доме N 10 по ул. Строителей поселка Жасминный в г. Саратове за период с 01.10.2012 по 31.10.2013, из которых 20975,5 руб. - задолженность за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 31.10.2013, 12741,3 руб. - задолженность за капитальный ремонт общего имущества за период с 01.10.2012 по 31.10.2013, 46823,6 руб. задолженность за теплоснабжение по нежилым помещениям за период с 01.10.2012 по 31.10.2013.
Неоплата МО "Город Саратов" расходов за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах послужила основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирных домах, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящего в состав управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Согласно жилищному законодательству Российской Федерации МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
МО "Город Саратов" является собственником муниципальных квартир в жилых домах доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, которые находятся в управлении ООО "УК Ленинского района".
Однако МО "Город Саратов" не производит соответствующую оплату.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Указанные обязанности также установлены в пунктах 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Из пунктов 1 и 2 статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе отопление). Неиспользование помещений не является основанием невнесения собственниками платы. По общему правилу плата вносится управляющей организации на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Пунктами 29 - 36 Правил N 491 и пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковой для всех собственников помещений в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Решение о размере платы принимает общее собрание собственников помещений в таком доме на срок не менее чем один год либо органами управления товарищества собственников жилья или аналогичных объединений граждан, если таковые созданы. Если такое решение собственниками не принято, то применяется размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В соответствии с пунктом 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенных норм права собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества дома. Размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения исходя из установленной платы.
Факт передачи спорных нежилых помещений в вышеуказанных жилых домах в аренду (пользование) третьим лицам не освобождает орган местного самоуправления, как собственника таких помещений, от обязанности по несению расходов по содержанию общего имущества таких жилых домов.
Пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несение арендатором расходов на содержание арендованного имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11, на арендатора нежилого помещения в многоквартирном доме в силу правил статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложены быть не могут.
Судом установлено, что спорные нежилые помещения, расположенные в вышеуказанных жилых домах, являются объектом муниципальной собственности.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет нежилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Истец информировал ответчика об образовавшейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предлагал погасить ее в досудебном порядке. Однако ответчиком данные требования проигнорированы, задолженность перед истцом на настоящий момент не погашена.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционной коллегией судей по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником нежилых помещений в многоквартирных домах, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "УК Ленинского района".
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам МО "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "УК Ленинского района".
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся под управлением управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений. Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думой, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007, комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы администрации о том, что платежные документы истцом не выставлялись, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку выставление счетов на оплату не предусмотрено для такого вида обязательств.
Довод администрации о том, что истец не представил доказательств фактически оказанных услуг по управлению многоквартирными домами не нашел своего подтверждения, поскольку факт управления подтвержден, в том числе представленными с контрагентами договорами. Ответчик же напротив не представил доказательств, что ООО "УК Ленинского района" таких услуг не оказывало.
Кроме того, в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей компании и размер платы собственника помещений не совпадает, она не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества по отношению к другому собственнику помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом изложенных норм права и обстоятельств дела судебная коллегия считает, что истцом доказан факт наличия неосновательного обогащения у ответчика и его размер, а потому исковое требование о взыскании с комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" в пользу истца неосновательного обогащения в размере 1098835 руб. 67 коп. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционные жалобы комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", администрации МО "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2014 года по делу N А57-4190/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Н.А.КЛОЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)