Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция считала, что кооператив осуществляет начисление платы за лифт и вывоз твердых бытовых отходов из расчета количества проживающих людей, а не из доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Черных Андрея Александровича (доверенность от 11.07.2013 N 75-8623/1301-16), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Жилищно-строительного кооператива N 180 (ИНН 2312045032, ОГРН 1032307165923), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-47993/2014, установил следующее.
Жилищно-строительный кооператив N 180 (далее - ЖСК-180, кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 19.11.2014 N 003102.
Решением суда от 27.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что нарушение, изложенное в предписании, является установленным, подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, оспариваемое предписание от 19.11.2014 N 003102 признал недействительным. При этом в постановлении суда апелляционной инстанции от 02.06.2015 указано, что исчисление и взимание кооперативом платы за вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и техническое обслуживание лифта, исходя из количества проживающих человек, является правомерным.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и является законным.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя заинтересованного лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ЖСК-180 осуществляет управление многоквартирным домом, находящимся по адресу: г. Краснодар, ул. Тюляева 1.
Инспекцией в отношении кооператива проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что кооператив осуществляет начисление платы за лифт и вывоз ТБО из расчета количества проживающих людей, а не из доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
По результатам проверки составлен акт от 19.11.2014 N 004419 и выдано предписание от 19.11.2014 N 003102, которым на кооператив возложена обязанность в срок до 22.01.2015 принять меры к устранению нарушения.
Указанное предписание обжаловано ЖСК-180 в судебном порядке.
Удовлетворяя требования кооператива, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 2 статьи 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 8 статьи 156 Кодекса размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13 и 14 Кодекса не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Подпунктом "д" пункта 11 Правил закреплено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 06.03.2009 N 6177-АД/14 разъяснило, что сбор и вывоз ТБО, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Кодекса) или в случае, указанном в пункте 34 Правил, органом местного самоуправления как одна величина.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также плата за пользование лифтом, не отнесены к коммунальным услугам. Плата за соответствующие услуги входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Материалы дела свидетельствуют о том, что решением общего собрания членов ЖСК-180 от 11.11.2012 установлено, что оплата за техническое обслуживание лифтов, вывоз мусора производится с человека по тарифу согласно заключенным договорам.
Аналогичное решение принято на общем собрании членов ЖСК-180 от 25.05.2014. Данные решения общих собраний не оспорены, в судебном порядке не соответствующими закону не признаны.
Следовательно, исчисление и взимание ЖСК-180 платы за вывоз ТБО и техническое обслуживание лифта исходя из количества проживающих в квартире людей является правомерным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А32-47993/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.09.2015 N Ф08-5984/2015 ПО ДЕЛУ N А32-47993/2014
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция считала, что кооператив осуществляет начисление платы за лифт и вывоз твердых бытовых отходов из расчета количества проживающих людей, а не из доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2015 г. по делу N А32-47993/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Черных Андрея Александровича (доверенность от 11.07.2013 N 75-8623/1301-16), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Жилищно-строительного кооператива N 180 (ИНН 2312045032, ОГРН 1032307165923), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-47993/2014, установил следующее.
Жилищно-строительный кооператив N 180 (далее - ЖСК-180, кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 19.11.2014 N 003102.
Решением суда от 27.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что нарушение, изложенное в предписании, является установленным, подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, оспариваемое предписание от 19.11.2014 N 003102 признал недействительным. При этом в постановлении суда апелляционной инстанции от 02.06.2015 указано, что исчисление и взимание кооперативом платы за вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и техническое обслуживание лифта, исходя из количества проживающих человек, является правомерным.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и является законным.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя заинтересованного лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ЖСК-180 осуществляет управление многоквартирным домом, находящимся по адресу: г. Краснодар, ул. Тюляева 1.
Инспекцией в отношении кооператива проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что кооператив осуществляет начисление платы за лифт и вывоз ТБО из расчета количества проживающих людей, а не из доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
По результатам проверки составлен акт от 19.11.2014 N 004419 и выдано предписание от 19.11.2014 N 003102, которым на кооператив возложена обязанность в срок до 22.01.2015 принять меры к устранению нарушения.
Указанное предписание обжаловано ЖСК-180 в судебном порядке.
Удовлетворяя требования кооператива, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 2 статьи 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 8 статьи 156 Кодекса размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13 и 14 Кодекса не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Подпунктом "д" пункта 11 Правил закреплено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 06.03.2009 N 6177-АД/14 разъяснило, что сбор и вывоз ТБО, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Кодекса) или в случае, указанном в пункте 34 Правил, органом местного самоуправления как одна величина.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также плата за пользование лифтом, не отнесены к коммунальным услугам. Плата за соответствующие услуги входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Материалы дела свидетельствуют о том, что решением общего собрания членов ЖСК-180 от 11.11.2012 установлено, что оплата за техническое обслуживание лифтов, вывоз мусора производится с человека по тарифу согласно заключенным договорам.
Аналогичное решение принято на общем собрании членов ЖСК-180 от 25.05.2014. Данные решения общих собраний не оспорены, в судебном порядке не соответствующими закону не признаны.
Следовательно, исчисление и взимание ЖСК-180 платы за вывоз ТБО и техническое обслуживание лифта исходя из количества проживающих в квартире людей является правомерным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А32-47993/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ТРИФОНОВА
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ТРИФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)