Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бобылева Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.,
судей Хаировой А.Х., Евдокимпнко А.А.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представители Л. по доверенностям Н. и Г. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 29 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Л. к ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области", Управлению Росреестра по Самарской области, Министерству строительства Самарской области об образовании земельных участков путем раздела, признании права собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения представителей Л. по доверенностям Н. И Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения третьего лица М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Л. обратилась в суд с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, Министерству строительства Самарской области, просила суд образовать земельный участок с кадастровым номером 63:01:0703005:1104, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г<адрес> вид разрешенного пользования: под многоквартирным домом с прилегающей территорией, согласно прилагаемым координатам, и образовать земельный участок с кадастровым номером 63:01:0703005:1105, расположенный по адресу: <адрес> кв. м, вид разрешенного пользования: для строительства индивидуальной малоэтажной жилой застройки, согласно прилагаемым координатам, признать за Л. право долевой собственности, соответствующей площади, занимаемого жилого помещения на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г.Самара, 8 Просека, д. 34, корп. 3, с кадастровым номером 63:01:0703005:1104.
В обоснование требований указано, что истице принадлежит на праве собственности квартира N 1 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>
Собственниками квартир в данном многоквартирном доме было принято решение оформить в долевую собственность землю под многоквартирным домом, что подтверждается протоколом общего собрания собственников квартир (жилых помещений), расположенных в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>
Л. обратилась в органы государственной власти и органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом. 22.09.2011 г. был образован (сформирован) и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 1194 кв. м, расположенный по адресу<адрес>
В ходе оформления земельного участка под многоквартирным домом 27.06.2011 г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области издало приказ за N 186-п о наделении Л. правом на обращение в органы государственного кадастра недвижимости с заявлением о проведении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.
30.12.2011 года Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары было издано Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> под многоквартирный жилой дом с прилегающей территорией.
Обратившись в Управление Росреестра по Самарской области в 2012 году, истица получила отказ в регистрации права общей долевой собственности по причине несоответствия вида разрешенного использования земельного участка. Обратившись в органы кадастрового учета с целью изменить вид разрешенного использования земельного участка, истица также получила отказ с формулировкой, что необходимо получить приказ Министерства строительства и ЖКХ Самарской области о наделении полномочиями собственника квартиры правом на внесение изменений.
Министерством строительства и ЖКХ Самарской области истцу также было отказано в наделении полномочиями на внесение изменений, следовательно, завершить процесс оформления земельного участка под многоквартирным домом в долевую собственность не представляется возможным.
Истица считает указанные отказы незаконными и необоснованными, поскольку согласно закону, с момента формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, она является сособственником указанного земельного участка и оформление участка в собственность носит правоподтверждающий характер.
Истица в ходе разбирательства дела уточнила исковые требования, просила суд образовать следующие земельные участки (путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703005:812), земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: <адрес> площадью 1194 кв. м, вид разрешенного землепользования: под многоквартирным домом с прилегающей территорией, согласно прилагаемых координат, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.м., вид разрешенного использования для строительства индивидуальной малоэтажной жилой застройки, согласно прилагаемых координат, признать за Л. право общей долевой собственности, соответствующей площади занимаемого жилого помещения на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: <адрес>
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении исковых требований, об отмене которого просят в апелляционной жалобе представители Л. по доверенностям Н. и Г. Ссылается на то, что разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного суда РФ N 10 и Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г., о том, что, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственника в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ N 189-ФЗ). Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется (ч. 2, ч. 5 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ N 189-ФЗ).
Оспаривается вывод суда о том, что земельный участок под многоквартирным домом можно оформить во внесудебном порядке. Истица более двух лет занималась оформлением земельного участка под многоквартирным домом и процесс оформления так и не был завершен по причине отсутствия в Законах и в подзаконных актах четкой процедуры оформления и не определен специальный порядок постановки на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами, а также отсутствуют какие-либо ограничения на отдельные характеристики указанных земельных участков, в частности, нигде не указано какой должен быть вид использования земельного участка, который ставится на кадастровый учет под многоквартирным домом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Л. на праве собственности принадлежит квартира N 1, расположенная по адресу<адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.12.2009 г. 63-АД 348094. Данный многоквартирный жилой дом был расположен на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0703005:1104, образованном путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703005:812.
Судом первой инстанции установлено, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0703005:1104 и 63:01:0703005:1105, площадью 1194 кв. м и 8815 кв. м, расположенных по адресу: <адрес> - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства индивидуальной малоэтажной жилой застройки, были внесены в государственный кадастр недвижимости 22.09.2011 года по заявлению от 06.07.2011 г. N 63-01-118/11-5992 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, поданным представителями Л. по доверенности. Указанным земельным участкам при постановке на учет был присвоен статус "временный".
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0703005:1104, 63:01:0703005:1105, имеющих статус "временный", были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости 24.09.2013 года в соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.10.2013 года), в связи с истечением двухлетнего срока действия временного статуса сведений, и в связи с не поступлением сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки.
Данные земельные участки прекратили свое существование как объекты недвижимости.
Истицей заявлены требования об образовании земельных участков (путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703005:812), земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г. Самара, Промышленный район, 8 просека, 34 корп. 3 площадью 1194 кв. м, вид разрешенного землепользования: под многоквартирным домом с прилегающей территорией, согласно прилагаемых координат, земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, 8 просека/переулок Балашовский, площадью 8815 кв. м, вид разрешенного использования для строительства индивидуальной малоэтажной жилой застройки, согласно прилагаемых координат.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что образование земельных участков может быть осуществлено во внесудебном порядке, права истицы ответчиками не нарушены, поскольку осуществление кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703005:812 возможно при условии обращения в орган кадастрового учета с заявлением и представлением необходимых для учета документов в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре.
Как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3); для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36).
Судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требования истицы об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Самара, Промышленный район, 8 просека, 34 корп. 3 площадью 1194 кв. м.
Пунктом 2 ст. 7 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
При этом в соответствии с п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 4 Федерального Закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Из материалов дела видно, что в сведениях государственного кадастра содержались сведения о рассматриваемом земельном участке с иным видом разрешенного использования: для строительства индивидуальной малоэтажной жилой застройки. При С учетом изложенного выше судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка на: земельный участок под многоквартирным домом с прилегающей территорией возможно на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а не в результате обращения в суд с исковым заявлением.
Истица не оспаривает действие, бездействие, решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, обращаясь в суд, заявляет, что отсутствует отрегулированная законом процедура оформления земельных участков под многоквартирным домом, органы власти предъявляют взаимоисключающие требования к документам истицы, в связи с чем она лишена возможности оформить земельный участок под многоквартирным домом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения, влияли ли бы либо опровергали бы изложенные выводы. С учетом этого эти доводы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителей Л. по доверенности Н. и Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1716/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. по делу N 33-1716/2014
Судья: Бобылева Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.,
судей Хаировой А.Х., Евдокимпнко А.А.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представители Л. по доверенностям Н. и Г. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 29 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Л. к ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области", Управлению Росреестра по Самарской области, Министерству строительства Самарской области об образовании земельных участков путем раздела, признании права собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения представителей Л. по доверенностям Н. И Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения третьего лица М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Л. обратилась в суд с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, Министерству строительства Самарской области, просила суд образовать земельный участок с кадастровым номером 63:01:0703005:1104, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г<адрес> вид разрешенного пользования: под многоквартирным домом с прилегающей территорией, согласно прилагаемым координатам, и образовать земельный участок с кадастровым номером 63:01:0703005:1105, расположенный по адресу: <адрес> кв. м, вид разрешенного пользования: для строительства индивидуальной малоэтажной жилой застройки, согласно прилагаемым координатам, признать за Л. право долевой собственности, соответствующей площади, занимаемого жилого помещения на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г.Самара, 8 Просека, д. 34, корп. 3, с кадастровым номером 63:01:0703005:1104.
В обоснование требований указано, что истице принадлежит на праве собственности квартира N 1 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>
Собственниками квартир в данном многоквартирном доме было принято решение оформить в долевую собственность землю под многоквартирным домом, что подтверждается протоколом общего собрания собственников квартир (жилых помещений), расположенных в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>
Л. обратилась в органы государственной власти и органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом. 22.09.2011 г. был образован (сформирован) и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 1194 кв. м, расположенный по адресу<адрес>
В ходе оформления земельного участка под многоквартирным домом 27.06.2011 г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области издало приказ за N 186-п о наделении Л. правом на обращение в органы государственного кадастра недвижимости с заявлением о проведении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.
30.12.2011 года Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары было издано Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> под многоквартирный жилой дом с прилегающей территорией.
Обратившись в Управление Росреестра по Самарской области в 2012 году, истица получила отказ в регистрации права общей долевой собственности по причине несоответствия вида разрешенного использования земельного участка. Обратившись в органы кадастрового учета с целью изменить вид разрешенного использования земельного участка, истица также получила отказ с формулировкой, что необходимо получить приказ Министерства строительства и ЖКХ Самарской области о наделении полномочиями собственника квартиры правом на внесение изменений.
Министерством строительства и ЖКХ Самарской области истцу также было отказано в наделении полномочиями на внесение изменений, следовательно, завершить процесс оформления земельного участка под многоквартирным домом в долевую собственность не представляется возможным.
Истица считает указанные отказы незаконными и необоснованными, поскольку согласно закону, с момента формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, она является сособственником указанного земельного участка и оформление участка в собственность носит правоподтверждающий характер.
Истица в ходе разбирательства дела уточнила исковые требования, просила суд образовать следующие земельные участки (путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703005:812), земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: <адрес> площадью 1194 кв. м, вид разрешенного землепользования: под многоквартирным домом с прилегающей территорией, согласно прилагаемых координат, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.м., вид разрешенного использования для строительства индивидуальной малоэтажной жилой застройки, согласно прилагаемых координат, признать за Л. право общей долевой собственности, соответствующей площади занимаемого жилого помещения на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: <адрес>
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении исковых требований, об отмене которого просят в апелляционной жалобе представители Л. по доверенностям Н. и Г. Ссылается на то, что разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного суда РФ N 10 и Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г., о том, что, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственника в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ N 189-ФЗ). Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется (ч. 2, ч. 5 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ N 189-ФЗ).
Оспаривается вывод суда о том, что земельный участок под многоквартирным домом можно оформить во внесудебном порядке. Истица более двух лет занималась оформлением земельного участка под многоквартирным домом и процесс оформления так и не был завершен по причине отсутствия в Законах и в подзаконных актах четкой процедуры оформления и не определен специальный порядок постановки на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами, а также отсутствуют какие-либо ограничения на отдельные характеристики указанных земельных участков, в частности, нигде не указано какой должен быть вид использования земельного участка, который ставится на кадастровый учет под многоквартирным домом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Л. на праве собственности принадлежит квартира N 1, расположенная по адресу<адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.12.2009 г. 63-АД 348094. Данный многоквартирный жилой дом был расположен на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0703005:1104, образованном путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703005:812.
Судом первой инстанции установлено, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0703005:1104 и 63:01:0703005:1105, площадью 1194 кв. м и 8815 кв. м, расположенных по адресу: <адрес> - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства индивидуальной малоэтажной жилой застройки, были внесены в государственный кадастр недвижимости 22.09.2011 года по заявлению от 06.07.2011 г. N 63-01-118/11-5992 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, поданным представителями Л. по доверенности. Указанным земельным участкам при постановке на учет был присвоен статус "временный".
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0703005:1104, 63:01:0703005:1105, имеющих статус "временный", были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости 24.09.2013 года в соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.10.2013 года), в связи с истечением двухлетнего срока действия временного статуса сведений, и в связи с не поступлением сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки.
Данные земельные участки прекратили свое существование как объекты недвижимости.
Истицей заявлены требования об образовании земельных участков (путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703005:812), земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г. Самара, Промышленный район, 8 просека, 34 корп. 3 площадью 1194 кв. м, вид разрешенного землепользования: под многоквартирным домом с прилегающей территорией, согласно прилагаемых координат, земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, 8 просека/переулок Балашовский, площадью 8815 кв. м, вид разрешенного использования для строительства индивидуальной малоэтажной жилой застройки, согласно прилагаемых координат.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что образование земельных участков может быть осуществлено во внесудебном порядке, права истицы ответчиками не нарушены, поскольку осуществление кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703005:812 возможно при условии обращения в орган кадастрового учета с заявлением и представлением необходимых для учета документов в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре.
Как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3); для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36).
Судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требования истицы об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Самара, Промышленный район, 8 просека, 34 корп. 3 площадью 1194 кв. м.
Пунктом 2 ст. 7 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
При этом в соответствии с п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 4 Федерального Закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Из материалов дела видно, что в сведениях государственного кадастра содержались сведения о рассматриваемом земельном участке с иным видом разрешенного использования: для строительства индивидуальной малоэтажной жилой застройки. При С учетом изложенного выше судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка на: земельный участок под многоквартирным домом с прилегающей территорией возможно на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а не в результате обращения в суд с исковым заявлением.
Истица не оспаривает действие, бездействие, решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, обращаясь в суд, заявляет, что отсутствует отрегулированная законом процедура оформления земельных участков под многоквартирным домом, органы власти предъявляют взаимоисключающие требования к документам истицы, в связи с чем она лишена возможности оформить земельный участок под многоквартирным домом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения, влияли ли бы либо опровергали бы изложенные выводы. С учетом этого эти доводы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителей Л. по доверенности Н. и Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)