Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент" Романюк Вероники Игоревны (доверенность от 05.05.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 мая 2014 года по делу N А33-21916/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Крицкая И.П., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Континент" (ОГРН 1062465079181, г. Красноярск) (далее - ООО УК "Континент", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 3 предписания от 23.10.2013 N 1886/1 Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ОГРН 1052460100582, г. Красноярск) (далее - Служба, административный орган).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО УК "Континент" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пункта 6 Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п (далее - Перечень N 290-п), пунктов 2, 4, 9, 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 12 статьи 2, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности предписания административного органа, ссылаясь на то, что Перечнем N 290 предусмотрена установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды, а не установка коллективного (общедомового) прибора учета расхода горячей воды, как это предписано обществу; исходя из определения коллективного (общедомового) прибора учета, данного в Правилах N 354, данный прибор имеет своей целью измерить объем поступившего коммунального ресурса, а объем израсходованного жителями дома объема коммунального ресурса измеряют индивидуальные приборы учета коммунальных услуг в квартирах жителей; в указанном в предписании доме отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, поэтому горячая вода не поступает в дом как коммунальный ресурс, в дом поступают холодная вода и тепловая энергия, которые учитываются приборами учета холодной воды и тепловой энергии, из этих ресурсов готовится горячая вода, которая в качестве коммунальной услуги направляется потребителю, в связи с чем Служба незаконно обязывает установить прибор учета, который будет учитывать расход горячей воды как коммунальной услуги; в таком случае потребители коммунальных услуг оплачивают горячую воду исходя из соответствующих государственных регулируемых тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций; выполнение оспариваемого предписания препятствует правильности расчетов с потребителями, поскольку при отсутствии установленного тарифа в городе Красноярске на горячую воду общество будет вынуждено производить расчет в нарушение пункта 22 приложения N 2 к Правилам N 354; суды не учли нецелесообразность установки требуемого прибора учета, который не будет учитывать поступающий в дом ресурс в силу отсутствия такого ресурса.
В отзыве на кассационную жалобу Служба считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), Служба своих представителей в суд кассационной инстанции не направила, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ООО УК "Континент" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 23.08.2013 N 1889-пр Службой проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО УК "Континент".
В ходе проведения проверки административным органом выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (предписания от 19.04.2013 N 478), в том числе, что в нарушение части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении, пункта 6 Перечня N 290-п в многоквартирном доме по адресу: г. Красноярск, бул. Солнечный, д. 5 не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета расхода горячей воды.
Результаты проверки отражены в акте от 23.10.2013 N 1886/1.
Пунктом 3 предписания от 23.10.2013 N 1886/1 Службой предписано обществу в срок до 16.12.2013 установить в жилом доме по адресу: г. Красноярск, бул. Солнечный, д. 5 коллективный (общедомовой) прибор учета расхода горячей воды в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении, пунктом 6 Перечня N 290-п.
ООО УК "Континент", полагая, что в названной части предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что в оспариваемой части ненормативный правовой акт административного органа не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 7 статьи 9 Закона об энергосбережении предусмотрено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Под лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, следует понимать лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (пункт 11 статьи 2 Закона об энергосбережении).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (части 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент вынесения предписания).
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий (часть 4 статьи 12 Закона об энергосбережении).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 6 Перечня N 290-п, утвержденного в соответствии с Законом об энергосбережении, предусмотрена обязанность ответственного лица по установке коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды. В качестве ответственного лица указана управляющая организация.
С учетом приведенных норм права суды пришли к мотивированным выводам о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Судами установлено, что общество управляет жилым домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, Солнечный бульвар, д. 5, на основании договора управления многоквартирным домом от 28.01.2009, следовательно, суды правильно признали, что общество является лицом, ответственным за содержание названного многоквартирного дома и обязанным установить в нем общедомовые приборы учета используемых энергетических ресурсов.
Судами обоснованно отклонены доводы общества о том, что выполнение оспариваемого предписания препятствует правильности расчетов с потребителями, учитывая, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Перечнем N 290 предусмотрена установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды, а не установка коллективного (общедомового) прибора учета расхода горячей воды, как это предписано обществу, не может являться основанием для отмены судебных актов, признавших законным оспариваемое предписание, поскольку в предписании указано на установку прибора учета в соответствии Законом об энергосбережении и Перечнем N 290-п, которым предусмотрена установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды.
Кроме того, суды приняли во внимание положения Свода правил "СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов", разработанного Техническим комитетом Ассоциации инженеров по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике (АВОК), Агентством по энергосбережению Правительства Москвы, Минстроем России, ВНИПИэнергопромом Минтопэнерго России, согласованного Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России, введенного в действие 01 июля 1996 года, содержащего дополнительные требования, рекомендации и справочные материалы к действующему нормативному документу - СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети", что не оспаривается заявителем.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в многоквартирном доме по адресу г. Красноярск, Солнечный бульвар, д. 5 отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, поэтому горячая вода не поступает в дом как коммунальный ресурс, в дом поступают холодная вода и тепловая энергия, которые учитываются приборами учета холодной воды и тепловой энергии, в доме установлены индивидуальные тепловые пункты и в этом случае установка прибора учета горячей воды технически невозможна и нецелесообразна, проверены и не могут быть учтены судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных по данному вопросу судебными инстанциями, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кроме того, как правильно отметили суды, названные положения жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении закрепляют обязанность ответственного лица (управляющей организации) по установке коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды, при отсутствии каких-либо разграничений в зависимости от вида горячего водоснабжения (централизованного/нецентрализованного) в многоквартирном доме.
Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки приведенных суждений судебных инстанций.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 мая 2014 года по делу N А33-21916/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2014 ПО ДЕЛУ N А33-21916/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2014 г. по делу N А33-21916/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент" Романюк Вероники Игоревны (доверенность от 05.05.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Континент" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 мая 2014 года по делу N А33-21916/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Крицкая И.П., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Континент" (ОГРН 1062465079181, г. Красноярск) (далее - ООО УК "Континент", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 3 предписания от 23.10.2013 N 1886/1 Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ОГРН 1052460100582, г. Красноярск) (далее - Служба, административный орган).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО УК "Континент" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пункта 6 Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п (далее - Перечень N 290-п), пунктов 2, 4, 9, 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 12 статьи 2, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности предписания административного органа, ссылаясь на то, что Перечнем N 290 предусмотрена установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды, а не установка коллективного (общедомового) прибора учета расхода горячей воды, как это предписано обществу; исходя из определения коллективного (общедомового) прибора учета, данного в Правилах N 354, данный прибор имеет своей целью измерить объем поступившего коммунального ресурса, а объем израсходованного жителями дома объема коммунального ресурса измеряют индивидуальные приборы учета коммунальных услуг в квартирах жителей; в указанном в предписании доме отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, поэтому горячая вода не поступает в дом как коммунальный ресурс, в дом поступают холодная вода и тепловая энергия, которые учитываются приборами учета холодной воды и тепловой энергии, из этих ресурсов готовится горячая вода, которая в качестве коммунальной услуги направляется потребителю, в связи с чем Служба незаконно обязывает установить прибор учета, который будет учитывать расход горячей воды как коммунальной услуги; в таком случае потребители коммунальных услуг оплачивают горячую воду исходя из соответствующих государственных регулируемых тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций; выполнение оспариваемого предписания препятствует правильности расчетов с потребителями, поскольку при отсутствии установленного тарифа в городе Красноярске на горячую воду общество будет вынуждено производить расчет в нарушение пункта 22 приложения N 2 к Правилам N 354; суды не учли нецелесообразность установки требуемого прибора учета, который не будет учитывать поступающий в дом ресурс в силу отсутствия такого ресурса.
В отзыве на кассационную жалобу Служба считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), Служба своих представителей в суд кассационной инстанции не направила, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ООО УК "Континент" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 23.08.2013 N 1889-пр Службой проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО УК "Континент".
В ходе проведения проверки административным органом выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (предписания от 19.04.2013 N 478), в том числе, что в нарушение части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении, пункта 6 Перечня N 290-п в многоквартирном доме по адресу: г. Красноярск, бул. Солнечный, д. 5 не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета расхода горячей воды.
Результаты проверки отражены в акте от 23.10.2013 N 1886/1.
Пунктом 3 предписания от 23.10.2013 N 1886/1 Службой предписано обществу в срок до 16.12.2013 установить в жилом доме по адресу: г. Красноярск, бул. Солнечный, д. 5 коллективный (общедомовой) прибор учета расхода горячей воды в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении, пунктом 6 Перечня N 290-п.
ООО УК "Континент", полагая, что в названной части предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что в оспариваемой части ненормативный правовой акт административного органа не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 7 статьи 9 Закона об энергосбережении предусмотрено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Под лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, следует понимать лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (пункт 11 статьи 2 Закона об энергосбережении).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (части 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент вынесения предписания).
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий (часть 4 статьи 12 Закона об энергосбережении).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 6 Перечня N 290-п, утвержденного в соответствии с Законом об энергосбережении, предусмотрена обязанность ответственного лица по установке коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды. В качестве ответственного лица указана управляющая организация.
С учетом приведенных норм права суды пришли к мотивированным выводам о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Судами установлено, что общество управляет жилым домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, Солнечный бульвар, д. 5, на основании договора управления многоквартирным домом от 28.01.2009, следовательно, суды правильно признали, что общество является лицом, ответственным за содержание названного многоквартирного дома и обязанным установить в нем общедомовые приборы учета используемых энергетических ресурсов.
Судами обоснованно отклонены доводы общества о том, что выполнение оспариваемого предписания препятствует правильности расчетов с потребителями, учитывая, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Перечнем N 290 предусмотрена установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды, а не установка коллективного (общедомового) прибора учета расхода горячей воды, как это предписано обществу, не может являться основанием для отмены судебных актов, признавших законным оспариваемое предписание, поскольку в предписании указано на установку прибора учета в соответствии Законом об энергосбережении и Перечнем N 290-п, которым предусмотрена установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды.
Кроме того, суды приняли во внимание положения Свода правил "СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов", разработанного Техническим комитетом Ассоциации инженеров по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике (АВОК), Агентством по энергосбережению Правительства Москвы, Минстроем России, ВНИПИэнергопромом Минтопэнерго России, согласованного Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России, введенного в действие 01 июля 1996 года, содержащего дополнительные требования, рекомендации и справочные материалы к действующему нормативному документу - СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети", что не оспаривается заявителем.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в многоквартирном доме по адресу г. Красноярск, Солнечный бульвар, д. 5 отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, поэтому горячая вода не поступает в дом как коммунальный ресурс, в дом поступают холодная вода и тепловая энергия, которые учитываются приборами учета холодной воды и тепловой энергии, в доме установлены индивидуальные тепловые пункты и в этом случае установка прибора учета горячей воды технически невозможна и нецелесообразна, проверены и не могут быть учтены судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных по данному вопросу судебными инстанциями, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кроме того, как правильно отметили суды, названные положения жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении закрепляют обязанность ответственного лица (управляющей организации) по установке коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды, при отсутствии каких-либо разграничений в зависимости от вида горячего водоснабжения (централизованного/нецентрализованного) в многоквартирном доме.
Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки приведенных суждений судебных инстанций.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 мая 2014 года по делу N А33-21916/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)