Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2015 N 11АП-459/2015 ПО ДЕЛУ N А55-17368/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N А55-17368/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "УК N 1 ЖКХ" - представителя Кирилиной М.В. (доверенность N 216 от 29.12.2014),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещена,
от Мэрии городского округа Тольятти Самарской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК N 1 ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 2014 по делу N А55-17368/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК N 1 ЖКХ", Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, Самарская область, г. Самара
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Мэрии городского округа Тольятти Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным предписания N ТАВз-11341 от 10.07.2014 года,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УК N 1 ЖКХ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ) о признании незаконным предписания N ТАВз-11341 от 10.07.2014 года.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Мэрия городского округа Тольятти Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 2014 по делу N А55-17368/2014 полностью и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования ООО "УК N 1 ЖКХ".
Судом апелляционной инстанции на основании статей 67, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклонено ходатайство подателя жалобы о приобщении к материалам дела копий актов осмотра и фотографий жилищного фонда.
В материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица на апелляционную жалобу заявителя, в котором ГЖИ просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 2014 по делу N А55-17368/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, отзыва на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие ГЖИ и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом по итогам проведения внеплановой выездной проверки при эксплуатации дома N 55, расположенного по ул. Ворошилова г. Тольятти Самарской области, выявлены следующие нарушения требований жилищного законодательства:
- - не устранение повреждений стен по мере выявления, допуская их дальнейшей развитие - наличие трещин между стыками стеновых панелей на 4 и 7 этажах подъезда N 3;
- - не устранение повреждений стен по мере выявления, допуская их дальнейшее развитие - наличие трещин между стыками плит перекрытия и внутренних стеновых панелей (трещины горизонтальные и вертикальные) на 4 и 7 этажах в подъезде N 3;
- - не устранение повреждений стен по мере выявления, допуская их дальнейшее развитие - наличие трещин между лестничным маршем и стеновых панелей на 1 и 7 этажах подъезда N 3, на 1 и 2 этажах подъезда N 2;
- - наличие трещин в стенах в помещении квартир - наличие трещин (вертикальные) в коридоре квартир N 73 и 99;
- - наличие трещин наружных стен - трещины на стеновых панелях фасада жилого дома со стороны двора квартир N 112, 40 и 37 (установлены маячки под окнами квартир N 37 и 40);
- - наличие трещин наружных стен - неисправность стыка межстеновых панелей цокольного этажа, выкрашивание межблочного стыка панелей цокольного этажа под квартирой N 112, со стороны главного фасада под квартирой N 38, что отражено в акте проверки от 10.07.2014 (л.д. 36-37).
Государственной жилищной инспекции Самарской области в адрес Общества вынесено оспариваемое предписание от 10.07.2014 N ТАвз-11341 которым заявителю предписано устранить допущенные нарушения в срок до 11.11.2014 года.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. Заявитель указывает, что предписание не может быть ему адресовано, поскольку дом является аварийным, устранением нарушений, проведением работ по укреплению фундамента, которые требуются, должны заниматься специализированные организации, но не управляющая компания.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Судом установлено, что ООО "УК N 1 ЖКХ" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом N 55 по Ворошилова в г. Тольятти на основании договора управления, заключенного с собственниками помещений в данном многоквартирном доме.
В соответствии с условиями указанного договора заявитель принял на себя обязательства по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, выполнению работ по технической эксплуатации, ремонту, содержанию жилищного и нежилого фондов и придомовой территории в соответствии с целями своей деятельности.
В силу положений части 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) влечение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполняв работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в гаком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Пунктом 10 указанных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом: соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подпунктами а) и з) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
- - осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил содержания ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- - текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил содержания, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пунктов 13 и 14 указанных Правил, осмотры общего имущества проводятся управляющей организацией, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания - управляющие организации и лица, оказывающие и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Так, согласно п. 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), а также устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В соответствии с п. 4.2.1.14 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 года N 6464/10 отмечено, что требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены ПиН ТЭЖФ и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживании, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с п. 3 части 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, учитывая, что ответственность за содержание и ремонт многоквартирного дома, явившегося объектом проверки, а также за его надлежащее техническое состояние возложена на ООО "УК N 1 ЖКХ", а последнее допустило нарушение положений обязательных требований, Инспекция обоснованно пришла к выводу о необходимости выдачи управляющей организации предписания об устранении выявленных нарушений.
С позиции изложенных обстоятельств, не может быть признан состоятельным довод апелляционной жалобы заявителя о том, что предписание не может быть адресовано управляющей организации.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание является незаконным ввиду того, что дом признан аварийным, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены судом.
Согласно постановлению мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 06.09.2011 произведено отселение жильцов 36 квартир 1 подъезда дома N 55 по ул. Ворошилова в г. Тольятти Самарской области. Предусмотренный постановлением снос первого подъезда производиться не будет в связи с тем, что мероприятиями мэрии предусмотрено проведение работ по укреплению фундамента 1 подъезда и включению помещений данного подъезда в состав маневренного жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что проверка жилищной инспекцией проводилась в отношении второго и третьего подъездов указанного дома, на которые стали распространяться многочисленные трещины между стыками стеновых панелей, плит перекрытия, лестничных маршей, а также в помещениях квартир.
В отношении данной части дома управляющей организацией никаких действий по мониторингу состояния стен и предотвращению их появления произведено не было, а именно: не организовано систематическое наблюдение с установлением маячков и в случае отсутствия деформаций и изменения трещин - осуществление их заделки.
Указание подателем апелляционной жалобы на установку указанных маячков, а также на то, что после установки маячков какого-либо изменения (деформации) несущих стен не произошло и обществом ведется постоянное наблюдение, не свидетельствует об отсутствии управляющей организации обязанности по устранению нарушений, указанных в акте проверки и оспариваемом предписании, по выполнению требований законодательства и проведению работ по поддержанию жилого фонда в надлежащем техническом состоянии.
Указание заявителем, что появление трещин связано со строительством дома (вставки) между домом N 55 по ул. Ворошилова и N 104 по ул. 40 лет Победы и не связано с какими-либо противоправными действиями (бездействиями) управляющей организации, не влияет на изложенную выше оценку судом обстоятельств настоящего дела, не свидетельствует об отсутствии у управляющей организации обязанности по выполнению требований пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.14 Правил и норм технической эксплуатации организация по обслуживанию жилищного и о незаконности оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В силу того, что обществом уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей при подаче апелляционной жалобы, при том, что п. 3, 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по данным делам за подачу апелляционной жалобы до 01.01.2015 составляла 1 000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 2014 по делу N А55-17368/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "УК N 1 ЖКХ" (ОГРН 1136320007163, ИНН 6321309480), Самарская область, г. Тольятти, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 1888 от 24.12.2014 государственную пошлину в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)