Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2008 ПО ДЕЛУ N А43-39/2008-10-2

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2008 г. по делу N А43-39/2008-10-2


Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2008 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Казаковой Н.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морсиной И.С.
при участии в судебном заседании:
- от заявителя (ответчика) - Министерства финансов РФ - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (уведомление N 11396);
- от истца ТСЖ "Щербинки" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела;
- от ответчика Министерства финансов Нижегородской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (уведомление N 11300);
- от третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Территориального органа Департамента социальной защиты населения, труда, и занятости Нижегородской области (Управление социальной защиты Приокского района г. Н. Новгорода) - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (уведомление N 11301),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2008 по делу N А43-39/2008-10-2, принятое судьей Ивановым А.В.,
по иску товарищества собственников жилья "Щербинки" к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Нижегородской области о взыскании убытков в сумме 10 686 рублей 08 копеек
установил:

товарищество собственников жилья "Щербинки" (далее ТСЖ "Щербинки") обратилось в арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее МФ РФ), Министерству финансов Нижегородской области (далее МФ Нижегородской области) о взыскании убытков в сумме 10 686 рублей 08 копеек, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Исковые требования основаны на статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, на нормах Федерального закона "О товариществах собственников жилья", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В обоснование иска указано, что в соответствии с указанными федеральными законами ТСЖ предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг с августа по ноябрь 2004 года льготным категориям граждан. Поскольку сумма расходов сверх лимитов за август - ноябрь 2004 года истцу не возмещена, последний обратился в суд с указанным иском.
Ответчики МФ РФ, МФ Нижегородской области иск не признали.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2008 по делу N А43-39/2008-10-2 исковые требования ТСЖ "Щербинки" удовлетворены: с Российской Федерации в лице МФ РФ (Управления федерального казначейства Нижегородской области) в пользу ТСЖ "Щербинки" за счет казны Российской Федерации взыскана сумма убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и составляющих 10 686 рублей 08 копеек.
МФ РФ, не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суд первой инстанции неправильно определил момент начала течения срока исковой давности, поскольку начало действия срока исковой давности с 01.01.2005 касается, по мнению заявителя, лимитов бюджетных обязательств. В данном случае истец (ТСЖ), не является участником бюджетного процесса, что исключает возможность применения Бюджетного кодекса Российской Федерации при определении начала течения срока исковой давности.
Кроме того, заявитель считает, что правоотношения сторон носили длящийся характер, у ответчика имелась обязанность ежемесячной компенсации льгот, что предполагает исчисление срока давности по каждому платежу в период с августа по декабрь 2004 г.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица по имеющимся доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Установлено, что во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2004 года гражданам, проживающим в Приокском районе г. Нижний Новгород и имеющим право на льготу в соответствии с указанными законами, ТСЖ "Щербинки" предоставлялась льгота по оплате коммунальных услуг.
Предметом настоящего иска явилось возмещение расходов, понесенных ТСЖ "Щербинки" в связи с предоставлением указанных льгот.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалась оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в т.ч. членам их семей, проживающим с ними, в размере 50% квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50% с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот гражданам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации и имеют целевое значение. Федеральный бюджет определен законом как источник финансирования льгот.
Из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что если установившим льготы федеральным законом или в его исполнении иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание осуществляется с Российской Федерации независимо от того, предусмотрены ли соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии с этим, убытки, понесенные ТСЖ "Щербинки" в связи с предоставлением льгот согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования ТСЖ "Щербинки", суд обоснованно отклонил заявление ответчика (МФ РФ) о пропуске истцом трехгодичного срока исковой давности.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
По смыслу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря.
В соответствии со статьей 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.
Денежные средства на компенсацию указанных льгот перечислялись истцу из средств федерального бюджета, а нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, в связи с этим финансирование соответствующих расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года.
Если законом, иными нормативными актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, то течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по такой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
В соответствии с этим, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2004 году ТСЖ "Щербинки" могло и должно было узнать не ранее 01.01.2005, по окончании финансового года. Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации именно с этой даты необходимо исчислять срок исковой давности по заявленным истцом требованиям.
ТСЖ "Щербинки" обратилось с иском в Арбитражный суд Нижегородской области 24.12.2007, следовательно, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не пропущен.
Довод заявителя о том, что правоотношения сторон носили длящийся характер, и у ответчика имелась обязанность ежемесячной компенсации льгот, что предполагает исчисление срока по каждому платежу в заявленный период 2004 года - подлежит отклонению, поскольку данный порядок компенсации расходов истца предусмотрен условиями договора N 41 от 17.02.2004, заключенного между ТСЖ "Щербинки" и Управлением по труду и социальной защите населения администрации Приокского района, в пределах лимитов бюджетных обязательств. В то время, как кредиторская задолженность по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" представляет собой сверхлимитную задолженность. В связи с этим, положения о порядке расчетов, предусмотренные указанным договором, применительно к исчислению срока исковой давности не могут быть применимы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения арбитражного суда Нижегородской области по доводам апелляционной жалобы МФ РФ не имеется.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор между сторонами разрешен правильно. Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с оплатой государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167, 176, 266, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2008 по делу N А43-39/2008-10-2 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Н.А.НАСОНОВА
Судьи
Н.А.КАЗАКОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)