Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23622/2013) ООО "ГрандВодСервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.09.2013 по делу N А21-5597/2013 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "ГрандВодСервис"
к Государственной жилищной инспекции (Службе) Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГрандВодСервис" (Калининград, ул. Гайдара, д. 95, ОГРН 1073906007284, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции (Службы) Калининградской области (236040, Калининград, ул. Барнаульская, 4, далее - ГЖИ, Инспекция) по делу об административном правонарушении N 183 от 16.05.2013.
Решением от 18.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 18.09.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что совершенное правонарушение по своему характеру является малозначительным, и обращает внимание, что Приказ от 10.12.2012 N 535, устанавливающий обязанность организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, раскрывать информацию на сайте www.reformagkh.ru не был опубликован и признан утратившим силу Приказом от 03.06.2013 N 237.
Податель жалобы в судебное заседание не явился, направил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя заявителя.
Апелляционная инстанция, учитывая характер спора и сроки рассмотрения дела в апелляционном суде, не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, помощником прокурора Ленинградского района г. Калининграда в ходе проведенного мониторинга сайта в сети Интернет www. reformagh.ru установлено, что ООО "ГрандВодСервис", являющееся управляющей компанией, не опубликовало сведения, предусмотренные Стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731.
Выявленные нарушения послужили прокурору основанием для возбуждения 15.04.2013 в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Указанное постановление и материалы проверки направлены для рассмотрения по существу в Жилищную инспекцию (Службу) Калининградской области.
Постановлением ГЖИ N 138 от 16.05.2013 ООО "ГрандВодСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, установила следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Пунктом 3 Стандарта предусмотрено, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Перечень сведений, подлежащих раскрытию по каждому блоку информации, для управляющих организаций определен пунктами 8 - 14 Стандарта.
В силу пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (подпункт "а").
Из анализа вышеуказанных норм следует, что размещение в сети Интернет информации, поименованной в Стандарте, является обязательным, поскольку такая информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц, а не только жильцам многоквартирных домом, обслуживаемых управляющей компанией.
Как следует из оспариваемого постановления, основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, послужил факт не опубликования сведений, предусмотренных Стандартом раскрытия информации, на сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru, являющемся на основании приказа Министерства Регионального развития РФ от 10.12.2012 N 535 официальным сайтом, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно абзацу 2 пункта 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 и пункту 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Пунктом 19 вышеназванных Правил установлено, что при нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Пунктом 10 Указа Президента РФ определено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Приказ N 535 от 10.12.2012, определяющий в качестве сайта, предназначенного для раскрытия информации, www.reformagkh.ru, а также приказ N 543 от 24.11.2011, как правомерно отметил податель жалобы, опубликованы не были. Указание суда о том, что общество, являясь профессиональным участником отношений по управлению домами, должно было знать соответствующие требования законодательства, следить за их изменениями, апелляционная инстанция считает ошибочным.
Судом первой инстанции не учтено, что приказ Министерства регионального развития РФ от 02.04.2013 N 124, пунктом 2 которого определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами - www.reformagkh.ru, опубликован только 28.06.2013, вступил в силу - 09.07.2013.
Учитывая изложенное, у Инспекции не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности за не раскрытие информации на сайте www.reformagkh.ru.
К аналогичному выводу пришел Калининградский областной суд при рассмотрении жалобы директора общества на постановление Инспекции о привлечении его административной ответственности за не опубликование информации о деятельности общества на сайте www.reformagkh.ru.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18 сентября 2013 года по делу N А21-5597/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Калининградской области (236040, Калининград, ул. Барнаульская, 4) по делу об административном правонарушении N 138 от 16.05.2013, которым общество с ограниченной ответственностью "ГрандВодСервис" (Калининград, ул. Гайдара, д. 95, ОГРН 1073906007284) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N А21-5597/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N А21-5597/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23622/2013) ООО "ГрандВодСервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.09.2013 по делу N А21-5597/2013 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "ГрандВодСервис"
к Государственной жилищной инспекции (Службе) Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГрандВодСервис" (Калининград, ул. Гайдара, д. 95, ОГРН 1073906007284, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции (Службы) Калининградской области (236040, Калининград, ул. Барнаульская, 4, далее - ГЖИ, Инспекция) по делу об административном правонарушении N 183 от 16.05.2013.
Решением от 18.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 18.09.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что совершенное правонарушение по своему характеру является малозначительным, и обращает внимание, что Приказ от 10.12.2012 N 535, устанавливающий обязанность организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, раскрывать информацию на сайте www.reformagkh.ru не был опубликован и признан утратившим силу Приказом от 03.06.2013 N 237.
Податель жалобы в судебное заседание не явился, направил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя заявителя.
Апелляционная инстанция, учитывая характер спора и сроки рассмотрения дела в апелляционном суде, не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, помощником прокурора Ленинградского района г. Калининграда в ходе проведенного мониторинга сайта в сети Интернет www. reformagh.ru установлено, что ООО "ГрандВодСервис", являющееся управляющей компанией, не опубликовало сведения, предусмотренные Стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731.
Выявленные нарушения послужили прокурору основанием для возбуждения 15.04.2013 в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Указанное постановление и материалы проверки направлены для рассмотрения по существу в Жилищную инспекцию (Службу) Калининградской области.
Постановлением ГЖИ N 138 от 16.05.2013 ООО "ГрандВодСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, установила следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Пунктом 3 Стандарта предусмотрено, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Перечень сведений, подлежащих раскрытию по каждому блоку информации, для управляющих организаций определен пунктами 8 - 14 Стандарта.
В силу пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (подпункт "а").
Из анализа вышеуказанных норм следует, что размещение в сети Интернет информации, поименованной в Стандарте, является обязательным, поскольку такая информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц, а не только жильцам многоквартирных домом, обслуживаемых управляющей компанией.
Как следует из оспариваемого постановления, основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, послужил факт не опубликования сведений, предусмотренных Стандартом раскрытия информации, на сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru, являющемся на основании приказа Министерства Регионального развития РФ от 10.12.2012 N 535 официальным сайтом, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно абзацу 2 пункта 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 и пункту 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Пунктом 19 вышеназванных Правил установлено, что при нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Пунктом 10 Указа Президента РФ определено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Приказ N 535 от 10.12.2012, определяющий в качестве сайта, предназначенного для раскрытия информации, www.reformagkh.ru, а также приказ N 543 от 24.11.2011, как правомерно отметил податель жалобы, опубликованы не были. Указание суда о том, что общество, являясь профессиональным участником отношений по управлению домами, должно было знать соответствующие требования законодательства, следить за их изменениями, апелляционная инстанция считает ошибочным.
Судом первой инстанции не учтено, что приказ Министерства регионального развития РФ от 02.04.2013 N 124, пунктом 2 которого определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами - www.reformagkh.ru, опубликован только 28.06.2013, вступил в силу - 09.07.2013.
Учитывая изложенное, у Инспекции не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности за не раскрытие информации на сайте www.reformagkh.ru.
К аналогичному выводу пришел Калининградский областной суд при рассмотрении жалобы директора общества на постановление Инспекции о привлечении его административной ответственности за не опубликование информации о деятельности общества на сайте www.reformagkh.ru.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18 сентября 2013 года по делу N А21-5597/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Калининградской области (236040, Калининград, ул. Барнаульская, 4) по делу об административном правонарушении N 138 от 16.05.2013, которым общество с ограниченной ответственностью "ГрандВодСервис" (Калининград, ул. Гайдара, д. 95, ОГРН 1073906007284) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)