Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2015 N 07АП-1874/2015 ПО ДЕЛУ N А67-982/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2015 г. по делу N А67-982/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Кривошеиной С.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании: от заявителя без участия (извещен)
от заинтересованного лица Гореликова О.Г. по доверенности от 12.01.2015, Игнатьева О.А. по доверенности от 12.01.2015
от третьих лиц: от ООО "Горсети" - Курбетьева М.П. по доверенности от 23.11.2014, от иных третьих лиц без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горсети" на решение Арбитражного суда Томской области от 20 января 2015 года по делу N А67-982/2014 (судья Сулимская Ю.М.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (г. Томск, ул. Котовского, 19, ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (634021, г. Томск, пр. Фрунзе, дом 103а, ИНН 7017113608, ОГРН 1057000120100)
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Шестакова В.Н. (г. Томск), Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (г. Томск, пр. Кирова, 41, ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944), Общества с ограниченной ответственностью "Горсети" (ОГРН 1037000158513 ИНН 7017081040, г. Томск, ул. Шевченко, 62 "а"),
о признании незаконным и отмене Предписания N 10 от 28.01.2014 г., о признании незаконным и отмене Постановления N 20 от 11.02.2014 г.,

установил:

Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) с заявлением о признании незаконными и отмене предписания N 10 от 28.01.2014 г. и постановления N 20 от 11.02.2014 г. по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Томской области от 20 января 2015 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ООО "Горсети" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области изменить в части признания неправомерным применения показаний установленного общедомового прибора учета при расчете платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды (далее ОДН), и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указано, что спорный общедомовой прибор учета электрической энергии (далее - ОДПУ) установлен ООО "Горсети" во исполнение требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530); Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442) не применимы к рассматриваемому спору; ООО "Горсети" имело право на установку ОДПУ в многоквартирном доме; ОДПУ используется на законных основаниях, доказательств его неисправности нет; действующим законодательством не предусмотрено участие собственников помещений в многоквартирном доме при приемке ОДПУ в качестве расчетного; гарантирующий поставщик энергии - ОАО "Томскэнергосбыт", как представитель потребителей, был уведомлен об установке ОДПУ.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Представитель апеллянта в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на ее удовлетворении, просит изменить мотивировочную часть судебного акта, полагает выводы суда, изложенные на странице 16 решения, незаконны, поскольку прибор учета может использоваться в отношениях между ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "Горсети".
Управление Роспотребнадзора в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят отказать в ее удовлетворении, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ОАО "Томскэнергосбыт" в отзыве на апелляционную жалобу считает ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Заявитель, третьи лица Шестакова В.Н. и Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области выявлены нарушения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а именно статей 8, 10, 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992, N 2300-1; пунктов 31, 33, 40, 45, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при оформлении ОАО "Томскэнергосбыт" платежных документов, о чем Департаментом составлен акт проверки от 13.12.2013 N 3540 (т.д.1 л.д. 83-84).
Рассмотрев материалы проверки, главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора Томской области 29.01.2014 г. главным специалистом Управления Роспотребнадзора по Томской области Гореликовой О.Г. в присутствии представителя Общества составлен Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, выразившемся в том, что ОАО "Томская энергосбытовая компания" нарушены права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об объемах потребленной энергии по строке ОДН в платежных документах на оплату энергии.
28.01.2014 г. выдано предписание N 10, которым ОАО "Томскэнергосбыт" предложено обеспечить исполнение требований законодательства о защите прав потребителей при оформлении платежных документов, а именно, информацию, предоставленную в платежных документах, предъявленных к оплате потребителям проживающим в доме по ул. Рузского, 17, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства, с учетом требований, определенных в ст. ст. 8, 10, 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1; пунктов 31, 33, 40, 45, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и фактическим потреблением.
На основании протокола и материалов административного дела 11.02.2014 г. заместителем руководителя управления вынесено Постановление N 20, согласно которого ОАО "Томская энергосбытовая компания" назначено административное наказание по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере семь тысяч рублей (с учетом наличия отягчающих вину обстоятельств).
Считая предписание N 10 от 28.01.2014 г. и постановление N 20 от 11.02.2014 г. незаконными, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и вины в его совершении, а также законности вынесенного Управлением предписания.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) даны определения: внутридомовым инженерным сетям; внутриквартирному оборудованию; индивидуальным приборам учета; коллективному (общедомовому) прибору учета.
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из названных норм права при наличии в жилом доме электрического оборудования, предназначенного для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (внутридомовые инженерные сети), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии в указанном жилом доме имеется имущество, относящееся к общему имуществу собственников. Установление в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии уже предполагает наличие в жилом доме общего имущества и общедомовых нужд на его содержание.
Пунктом 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, а также производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные услуги, в том числе и за ОДН; непосредственно при обращении потребителя производить проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета любыми способами и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который сняты показания, а также проверять достоверность переданных сведений; осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых помещений; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи; при наличии общедомового прибора учета ежемесячно снимать его показания и заносить в журнал учета, предоставить сведения о показаниях прибора по требованию потребителя в течение 1 рабочего дня; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета любыми способами, в том числе допускающими возможность удаленной передачи (телефон, интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который сняты показания, а также проверять достоверность переданных сведений и др.
Согласно пункту 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества, получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45 Правил N 354).
Таким образом, объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, представляет собой объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что на основании акта визуального осмотра жилого дома от 05.12.2013 г. (т.д.1 л.д. 85), проведенного государственным жилищным инспектором Томской области установлено, что дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Рузского, 17, двухэтажный с цокольном этажом, шестиквартирный, деревянный дом. Оборудован центральными системами холодного водоснабжения, электроснабжения. Печное отопление. Обслуживающая/управляющая организация: отсутствует. Электроснабжение жилого дома осуществляется по двум кабельным линиям: от опоры N 2-4 ВЛ-0,4кВ ТП 604-21; от опоры N 2-5 ВЛ-0,4кВ ТП 604-21. На стене установлены два общедомовых прибора учета электрической энергии типа ДДМ РИМ 114.01 зав. N 765570, N 765575. Индивидуальные приборы учета электрической энергии установлены внутри жилых помещений. Квартиры NN 3, 4 оборудованы отдельными входами. Квартиры NN 1, 2 имеют общий вход. Квартиры NN 5, 6 имеют общий вход. На цокольном этаже расположены квартиры NN 5, 6. На первом этаже расположены квартиры NN 3, 4. На втором этаже расположены квартиры NN 1,2. Уличное освещение отсутствует. Электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения отсутствует.
Как следует из пояснений ООО "Горсети", в жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Рузского, 17, согласно актам приемки электроучета N А544 и N 545 от 17.02.2011 г. общедомовые приборы учета СОЭБ-2ПР/1-65.01 N 026029 и N 021988 установлены в 2007 г. 17.02.2011 г. приборы учета СОЭБ-2ПР/1-65.01 N 026029 и N 021988 сняты (демонтированы) и установлены новые общедомовые приборы учета типа РиМ 114.01. N 765570 и N 765575.
Как следует из материалов дела, акт приемки электроучета N А544 от 17.02.2011 г., подписан представителями ООО "Горсети" и ОАО "Томскэнергосбыт" (т.д.1 л.д. 103-104). Согласно указанному акту общедомовые приборы учета смонтированы на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - на изоляторах жилого дома по ул. Рузского, 17 в г. Томске.
Согласно однолинейной схеме электроснабжения жилого дома по адресу: ул. Рузского, 17 (ввод N 1, N 2) граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон также определена на изоляторах жилого дома. При этом данная схема также подписана представителями ООО "Горсети" и ОАО "Томскэнергосбыт" (т. д. 1 л.д. 104).
В суде первой инстанции ответчик пояснил, что вышеуказанные документы не подписаны потребителями.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 установлено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Таким образом, условия предоставления услуг ставятся в зависимость от выбранного способа управления многоквартирным домом и в данном случае, поскольку способ управления домом не выбран, условия предоставления коммунальных услуг (энергоснабжения) должны быть отражены в договоре энергоснабжения.
Так, в соответствии с п. п. 6, 9 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с ресурсоснабжающей организацией.
В связи с чем, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор, заключенный путем совершения конклюдентных действий считается заключенным на условиях предусмотренных Правилами N 354. Условия Договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг определены в п. 19 Правил N 354 и должны содержать в том числе - порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным способом, указанном в Правилах N 354.
Вместе с тем, какой-либо документ (договор), определяющий порядок учета и предъявления к оплате электроэнергии на ОДН, заявителем в материалы дела не представлен.
Кроме того, в соответствии с п. 21 Правил N 354 Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.
Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Тогда как в рассматриваемом случае однолинейная схема электроснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Рузского, 17 (ввод N 1 и N 2), акт приемки электроучета N А544 от 17.02.2011 года), используемого заявителем в качестве расчетного, не подписаны потребителями либо их представителем.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании п. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее - Постановление N 442 от 04.05.2012).
В соответствии с п. 137 Постановления N 442 от 04.05.2012 приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Согласно п. 152 Постановления N 442 от 04.05.2012 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей лиц, указанных в п. 152 Постановления N 442 от 04.05.2012 г.
Также, как следует из п. 152 Постановления N 442 от 04.05.2012, при допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 2 Постановления N 442 от 04.05.2012 установлено, что: а) настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу; б) настоящее постановление применяется при расчете обязательств по продаже и покупке электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) и розничных рынках начиная с апреля 2012 г.
Из материалов дела следует, что общедомовой прибор учета установлен 17.02.2011 г. (акт приемки электроучета N 544 подписан представителями ООО "Горсети" и энергосбытовой организации).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие доказательств участия иных собственников в процедуре допуска ОДПУ (перед использованием данного прибора для расчета и предъявления потребителям платы на ОДН), суд сделал правильный вывод о том, что в материалы дела не представлено безусловных доказательств обоснованности использования данного прибора учета ОАО "Томскэнергосбыт" в качестве расчетного с потребителями.
Кроме этого, надлежащих доказательств того, что жильцы дома уведомлены об установке и приемке общедомового учета, и с ними были согласованы условия оплаты за коммунальную услугу "электроснабжение", направленное на ОДН, исходя из показаний ОДПУ, применяемых ОАО "Томскэнергосбыт" при оформлении платежных документов, в материалах дела также отсутствуют.
Как пояснил заявитель в суде первой инстанции, расчет производится исходя из расхода, зафиксированного общедомовым прибором учета (ОДПУ). Разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и нормативов потребления коммунальных услуг распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. п. "е" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств (расчет начислений потребляемой электроэнергии всем потребителям с учетом показаний общедомового электросчетчика), снятие показаний коллективного (общедомового) прибора учета не за каждый период производилось в указанные п. п. "е" п. 31 Правил N 354 сроки (т. д. 1 л.д. 105-107).
Кроме того, вышеуказанные расчеты содержат ссылку на сторнирование расчетных объемов оказанных услуг, а также на расчет по среднему показателю (в связи с отсутствием показаний по конкретной квартире). При этом, доказательство того, что вышеуказанные сторнированные объемы впоследствии включены в расчет ОДН, а также исполнение заявителем при наличии вышеуказанных обстоятельств иных процедур проведения проверок правильности показаний ИПУ (которые в итоге влияют на начисление ОДН), в материалы дела также не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В силу п. 1 ст. 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Между тем, с учетом представленных в материалы дела доказательств, суд сделал правильный вывод о том, что информация, представляемая в платежных документах, не отвечает принципу достоверности, так как не соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе, положениям Правил N 354.
Доводы ООО "Горсети" об отсутствии доказательств того, что общедомовой прибор учета не соответствует техническим требованиям, неисправен, либо неверно определяет объем электроэнергии, поступившей в многоквартирный дом, признание неправомерным и недостоверным расчета платы за потребленную электроэнергию, исходя из установленного сетевой организацией прибора учета, приведет к бесплатному потреблению электроэнергии на общедомовые нужды собственниками помещений, судом апелляционной инстанции не принимаются.
При отсутствии мест общего пользования, а также при отсутствии приборов, потребляющих электрическую энергию, подключенных под общедомовой прибор учета, фактического потребления электрической энергии не происходит.
Кроме того, ОАО "Томскэнергосбыт" в обоснование своего требования ссылалось именно на наличие такого прибора учета и на начисление платы за общедомовые нужды исходя из его показаний, в том числе ООО "Горсети" как сетевой организации в целях осуществления коммерческого учета электрической энергии.
При этом, апеллянт, указывая на основания изменения решения суда в части признания неправомерным применения показаний установленного ОДПУ при расчете платы за электрическую энергию, не оспаривает того факта, что ООО "Горсети" не производит начислений и не взимает плату с потребителей по договору энергоснабжения.
Фактически доводы апеллянта сводятся к возможным дальнейшим взаимоотношениям ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "Горсети" по вопросу применения расчетов платы на ОДН, выставления соответствующих платежей сетевой организацией.
Однако отношения между ООО "Горсети", как сетевой организации, и ОАО "Томскэнергосбыт", как гарантирующего поставщика электрической энергии, выходят за рамки предмета требований по настоящему делу.
Оспариваемое предписание применительно к сетевой организации - ООО "Горсети" не содержит никаких фактов нарушения действующих Правил предоставления коммунальных услуг и не возлагает совершение каких-либо действий (либо воздержания от совершения таковых), вопрос правомерности привлечения заявителя к административной ответственности по существу апеллянтом не оспаривается.
В связи с этим оснований для изменения мотивировочной части судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе Общества, не опровергают выводы суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в размере 1500 руб. относятся на ее подателя.
Поскольку ООО "Горсети" государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная сумма в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 20 января 2015 года по делу А67-982/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Горсети" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 965 от 13.02.2015. в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА

Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)