Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2011 N 05АП-7728/2011 ПО ДЕЛУ N А51-11183/2011

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2011 г. N 05АП-7728/2011

Дело N А51-11183/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 28 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой
судей З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
от Товарищества собственников жилья "Лучки":
Клемин А.В., доверенность от 18.11.2011 N 11/юр, сроком действия на 3 года, Смольский А.А., доверенность от 17.05.2010 N 1/юр, сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката N 846
от Главы администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Лучки"
апелляционное производство N 05АП-7728/2011
на решение от 19.09.2011
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-11183/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Товарищество собственников жилья "Лучки"
к Главе администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края
о признании незаконным бездействия

установил:

Товарищество собственников жилья "Лучки" (далее по тексту -, "ТСЖ "Лучки", "Товарищество") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Главе администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (далее по тексту - "Глава администрации") о признании незаконным бездействия в непередаче учетных документов по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в домах ТСЖ "Лучки", в том числе документов:
- - заявлений о регистрации по месту пребывания по форме N 1;
- - адресных листков прибытия по форме N 2;
- - адресных листков убытия по форме N 7;
- - карточек регистрации по форме N 9;
- - поквартирных карточек по форме N 10;
- - домовых (поквартирных) книг по форме N 11;
- - листков статистического учета прибытия по форме N 12П;
- - листков статистического учета выбытия по форме N 12 В;
- - документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением); об обязании передать названные документы по жилым домам СХПК "Ярославский" в с. Дальзаводское по ул. Новая, дома N 1-12, 14, 16, 18, ул. Павлика Морозова, дома N 2А, 2Б, 4, 6, 10, 14, 19, 21, 23, 24, 33, 36, 39, ул. Садовая, дома N 1, 2, 7, 9, ул. Лесная, дома N 1-4, 6, 8, 11-13, 17, 19, ул. Луговая, дома N 6, 7, ул. Лазо, 2, ул. Ильича, 3, ул. Блюхера, дома N 2, 3, 6, пер. Зеленый, 2, пер. Парковый, дома N 1, 3 и в с. Малая Ярославка по ул. Юбилейная, дома N 1-6, 8, 12-14, ул. Трудовая, дома N 1, 3, 5, 7, 11, 13, 15, ул. Заречная, дома N 14, 18, 20, 24, 26, пер. Садовый, дома N 2-4, 6, 8, 10, 14, ул. Первомайская, дома N 4, 6, 10.
Решением суда от 19.09.2011 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые бездействия Глава администрации соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы ТСЖ "Лучки".
Не согласившись с решением суда, Товарищество собственников жилья "Лучки" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права. В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что согласно статье 3.2.8. Устава Товарищество собственников жилья обязано производить оформление документов для регистрации граждан РФ по месту жительства и по месту пребывания, снятие с регистрационного учета по месту жительства граждан РФ, проживаемых в домах Товарищества. Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации N 713 от 17.07.1995 и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208, заявитель жалобы указал, что должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются уполномоченные лица товарищества собственников жилья. В связи с чем, учетно-регистрационная документация на граждан, проживающих в домах жилищного фонда СХПК "Ярославский", по мнению заявителя жалобы, относится к документам, связанным с управлением домами и должна находиться в ТСЖ "Лучки". По мнению заявителя жалобы, осуществление органом местного самоуправления приема и оформления документов для регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан - нанимателей жилых помещений в жилищном фонде СХПК "Ярославский" не соответствует цели его деятельности. Товарищество собственников жилья является лицом, ответственным за регистрацию и первичный прием граждан; согласно решению общего собрания от 31.03.2011 собственников жилых и нежилых помещений в селах Дальзаводское и Малая Ярославка указанные собственники вошли в состав действующего товарищества путем присоединения, и являются законными членами ТСЖ "Лучки". Заявитель жалобы указал, что отсутствие в ТСЖ "Лучки" документов регистрационного учета по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в домах жилищного фонда СХПК "Ярославский" нарушает права и обязанности товарищества, возложенные на него законом и Уставом, и делает невозможным уставную деятельность Товарищества.
Извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Администрация Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края явку представителя в суд не обеспечила.
Через канцелярию суда от Главы администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края поступил письменный отзыв и заявление о частичном признании требований, которое коллегией рассмотрено и отклонено по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Согласно пункту 5 указанной статьи арбитражный суд, в частности, не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Как следует из материалов дела, предметом спора является оспаривание бездействия Главы администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края, выразившихся в непредставлении учетных документов, касающихся сведений о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в домах ТСЖ "Лучки", спор затрагивает права и интересы других лиц, которые не были привлечены в дело в качестве третьих лиц.
Следовательно, признание иска нарушает права и интересы других лиц, и не может быть принято судом. В связи с чем, суд рассматривает дело по существу.
На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика по имеющимся документам.
Представитель Товарищества собственников жилья "Лучки" в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ судом объявлялся с перерыв с 21.11.2011 до 28.11.2011. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя Товарищества.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Товарищество собственников жилья "Лучки" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.04.2010 Инспекцией ФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1102540002157.
31.03.2011 состоялось собрание собственников жилых и нежилых помещений в селах Дальзаводское и Малая Ярославка - Сельскохозяйственного производственного кооператива "Ярославский" и гражданки Буланкиной Л.М., на котором было принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами путем вхождения в состав действующего ТСЖ "Лучки".
Приказом председателя ТСЖ "Лучки" от 20.05.2011 N 11 ответственной за оформление документов для регистрации граждан РФ по месту жительства и по месту пребывания, снятия с регистрационного учета по месту жительства граждан РФ, а также оформление документов для получения и обмена недействительных паспортов граждан РФ, проживаемых в домах жилищного фонда СХПК "Ярославский", переданных в обслуживание Товариществу, назначена Курк З.П.
В тот же день в адрес Главы Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края было направлено заявление о передаче Товариществу документов для регистрации граждан в домах жилищного фонда СХПК "Ярославский".
Не согласившись с бездействием Главы Ярославского городского поселения, 18.07.2011 ТСЖ "Лучки" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из положений Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения", в соответствии со статьей 4 которого в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, в соответствии с пунктом 4 которых ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 Приказом МВД Российской Федерации от 23.10.1995 N 393 утверждена Инструкция, зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской федерации, о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с Правилами регистрации и Инструкцией о применении Правил регистрации прием, первичная обработка, проверка правильности оформления документов, необходимых для регистрации, доставка документов в соответствующие компетентные органы, а также хранение карточек регистрации и поквартирных карточек должны производиться должностными лицами, ответственными за регистрацию.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 6 действующего в настоящее время Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета, контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.
Аналогичный порядок установлен и для регистрации граждан по месту жительства.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что органами регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан в населенных пунктах являются территориальные органы Федеральной миграционной службы, а в местах, в которых указанные органы отсутствуют - органы местного самоуправления. Все документы по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания должны быть переданы в органы регистрационного учета.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, председатель правления ТСЖ "Лучки" обратился с заявлением о предоставлении документов для регистрации граждан в домах жилищного фонда СХПК "Ярославский", которые касаются регистрации граждан по месту жительства и должны находиться в органе регистрационного учета, которым в данном случае является Глава администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края.
В связи с чем, коллегия считает необоснованным довод заявителя жалобы о том, что учетные документы для регистрации граждан должны быть переданы ТСЖ.
Довод заявителя жалобы о том, что ТСЖ и его члены относятся к тем должностным лицам, на которых возложена обязанность по регистрации граждан, является необоснованным в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (в редакции Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 N 220) утвержден Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, в пункте 2 которого указаны уполномоченные лица управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Пунктом 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208, также предусмотрено, что должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются, в том числе собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющие организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Лучки" является организацией, осуществляющей подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов для регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, то есть на Товарищество возложена обязанность по подготовке документов, необходимых для регистрации граждан по месту пребывания или снятие с регистрационного учета по месту жительства, и передаче в орган регистрационного учета, который осуществляет регистрацию граждан.
В соответствии с Уставом ТСЖ предметом деятельности товарищества является, в том числе содержание в постановке и снятие с учета по месту жительства.
Между тем, Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации на многоквартирный дом" указывает, что согласно ч. 10 ст. 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом (далее - Техническая документация). Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2006 N 491.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений (п. 26 Названных Правил).
В соответствии с п. 56, 58 Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, поквартирная карточка (по форме N 10) относится к документам регистрационного учета, оформляемых при регистрации граждан в жилые помещения, и в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, не включена.
Как установлено судом и не отрицается заявителем, у ТСЖ "Лучки" отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие права собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в спорный жилищный фонд. Коллегия соглашается с позицией суда о том, что представленный в материалы дела договор от 11.01.2010 купли-продажи недвижимого имущества (жилого фонда), заключенный между ООО "Торговый дом "Старая гвардия" (Продавец) и СХПК "Ярославский" (Покупатель), нельзя признать заключенным ни по мотиву соблюдения требований к указанию в нем существенных условий договора (предмета), ни по мотиву его государственной регистрации, ни по мотиву соответствия его условий фактическим обстоятельствам (в том числе - в договоре назван в полном объеме дом N 14 по ул. Новая в с. Дальзаводское, однако квартира N 2 в данном доме принадлежит на праве собственности Буланкиной Л.М., в связи с чем последняя и вступила в члены ТСЖ).
Материалами дела не подтверждено ни право собственности ООО "Торговый дом "Старая гвардия", ни право собственности СХПК "Ярославский" на объекты жилого фонда, названные в договоре от 11.01.2010 купли-продажи недвижимого имущества.
Таким образом, законных оснований для передачи в ТСЖ "Лучки" учетных документов по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания у Главы администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края не имелось.
Следовательно, бездействие Главы администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края, выразившееся в непередаче учетных документов по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в домах ТСЖ "Лучки", соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Товарищества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, коллегия считает решение суда законным и обоснованным, основания для его отмены нет.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ госпошлина, излишне уплаченная ТСЖ "Лучки" при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 18.10.2011 в сумме 1.000 рублей, подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.09.2011 по делу N А51-11183/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Лучки" из федерального бюджета излишне уплаченную на основании чека-ордера от 18.10.2011 государственную пошлину в сумму 1.000 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА

Судьи
З.Д.БАЦ
Е.Л.СИДОРОВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)