Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Э.В.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Сантехстрой": не явились;
- от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации": Могилева Лия Сергеевна, представитель по доверенности от 23.12.2014 N 96;
- от Министерства обороны Российской Федерации: Могилева Лия Сергеевна, представитель по доверенности от 21.01.2015 N 212/2/62;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации", Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 31.12.2014
по делу N А73-13084/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Малашкиным Д.Л.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Сантехстрой"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации", Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании 45 443,06 руб.
установил:
Общество с ограниченной ответственность "Сантехстрой" (ИНН 2721105927, ОГРН 1032700320773; юридический адрес: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 38А, кв. 1; далее- ООО "Сантехстрой", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115; юридический адрес: 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, д. 27; далее- Учреждение), а при недостаточности средств субсидиарно с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284; юридический адрес: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, далее- Минобороны РФ) неосновательного обогащения в сумме 42 627,87 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2013 по 30.09.2014 в сумме 2 815,19 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 01.10.2014 по день фактической оплаты основного долга, исходя из ставки рефинансирования 8,25% и суммы задолженности в размере 42 627,87 руб., в связи с невнесением платы в период с 01.01.2013 по 30.09.2014 на содержание и текущий ремонт помещения -1 (5-10; 37) площадью 70,7 кв. м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 42.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.12.2014 иск удовлетворен частично. С Учреждения, а при недостаточности средств взыскать субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Сантехстрой" взыскан основной долг в сумме 37 416,57 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 463,51 руб. за период с 11.02.2013 по 30.09.2014, всего 39 880,08 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами начиная с 01.10.2014 по день фактической уплаты основного долга исходя из суммы долга в размере 37 416,57 руб. и ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 8,25% годовых. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Учреждение и Минобороны РФ обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят его отменить.
Учреждение в жалобе приводит доводы о том, что расходы на содержание общего имущества в соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации "Вопросы Минобороны РФ" от 16.08.2004 N 1082, должен нести собственник в лице Минобороны РФ.
Минобороны РФ не соглашаясь с принятым судебным актом, со ссылкой на статью 120 ГК РФ приводит доводы об отсутствии у собственника имущества учреждения нести ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, возникшим в период с 01.01.2013 по 30.09.2014. Также ответчик не согласен с расчетом процентов, ввиду того, что истцом не представлено направления в адрес ответчика платежных документов в установленный договором срок.
ООО "Сантехстрой" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласился с ней.
В судебном заседании представитель Учреждения и Минобороны РФ настаивал на доводах жалобы и отмене решения суда.
ООО "Сантехстрой", извещенное о рассмотрении апелляционных жалоб надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Судебное разбирательство проводится без участия представителя истца в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
На основании договора от 01.02.2007, заключенного между собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 42 ООО "Сантехстрой" является управляющей организацией, по заданию собственников оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2003 N 1476-р многоквартирный дом закреплен на праве оперативного управления за Хабаровской КЭЧ Минобороны России.
Распоряжением ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю от 01.10.2007 N 1492 прекращено право оперативного управления ГУ "Хабаровская КЭЧ" и многоквартирный дом передан в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" за исключением помещений, в том числе N -1 (5-10, 37) площадью 70,7 кв. м, расположенных в жилом доме.
Функциональные помещения литер I (5-10; 37), используются как самостоятельные объекты, являются собственностью Российской Федерации и закреплены за Учреждением, как правопреемником КЭЧ на праве оперативного управления.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 05.07.2010 N 756 ФГУ "Хабаровская КЭЧ района" Минобороны России переименована в ФГУ (в настоящее время ФГКУ) "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
В период с 01.01.2013 по 30.09.2014 ООО "Сантехстрой" оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по ул. Ленина, 42 в г. Хабаровске.
Плата за содержание и ремонт помещения в спорный период Учреждением истцу не вносилась, в связи с чем, образовалась задолженность.
Соответствующий договор между управляющей организацией и Учреждением заключен не был.
Ссылаясь на уклонение ответчика от оплаты расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, что привело к неосновательному обогащению и сбережению средств ответчиком, истец обратился с настоящим иском в суд.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах и отзыве на нее, заслушав представителя ответчиков, изучив материалы дела, и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Статьей 210 ГК РФ, статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ). Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, независимо от наличия соответствующих договорных отношений, на собственнике помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Собственником функционального помещения литер I (5-10; 37) является Российская Федерация, помещение закреплено на праве оперативного управления за учреждением, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.07.2013 по делу N А73-2111/2013, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Право оперативного управления, как одно из вещных прав, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника (статья 216 ГК РФ).
Согласно статье 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
На основании положений пункта 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, в силу статей 120, 210, 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания такого имущества.
По указанным основаниям, доводы жалобы о наличии соответствующих обязанностей у Российской Федерации в лице Минобороны РФ (собственника) отклоняются, как противоречащие указанным положениям закона.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
На основании части 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений, размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Как следует из протокола общего собрания собственников помещений МКД N 42 по ул. Ленина в г. Хабаровске от 24.01.2007, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен в размере, утвержденном Постановлением Мэра города.
В период с 01.01.2013 по 31.12.2013 истцом применялся размер платы за содержание и ремонт помещения, утвержденный постановлением Мэра г. Хабаровска от 28.04.2012 N 1711 в размере 24,67 руб. и тариф на капитальный ремонт в размере 3,51 руб., утвержденный решением общего собрания собственников помещений (протокол от 10.12.2009); с 01.01.2014-тариф, утвержденный Постановлением администрации г. Хабаровска от 30.12.2013 N 5549 в размере 25,91 руб., и тариф на капитальный ремонт в размере 3,51 руб., утвержденный решением общего собрания собственников помещений (протокол от 10.12.2009).
Согласно расчету истца, с учетом указанных тарифов и площади помещения учреждения, его задолженность за период с 01.01.2013 по 30.09.2014 составила 42 627,87 руб.
Указанный расчет судом первой инстанции правомерно признан необоснованным в связи с включением в сумму задолженности платы за работы по капитальному ремонту общего имущества дома в отсутствие доказательств принятия общим собранием собственников помещений дома решений о проведении в 2013 и 2014 году работ по капитальному ремонту общего имущества, а также доказательств фактического выполнения управляющей компанией запланированных работ по капитальному ремонту (часть 3 статьи 169 ЖК РФ), в связи с чем, из суммы задолженности исключена плата за капитальный ремонт 5 211,30 руб., размер задолженности Учреждения за спорный период составил 37 416,57 руб.
Доводов о несогласии с решением суда в указанной части апелляционные жалобы не содержат, расчет задолженности ответчиками не оспаривался.
В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ (действовавшей до 01.09.2014) частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", пунктам 1, 71 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны РФ является представителем интересов собственника в отношении имущества, закрепленного за подведомственными ему предприятиями и учреждениями.
С учетом указанных норм права, с учреждения, а при недостаточности его средств с Минобороны РФ правомерно взыскана задолженность за период с 01.01.2013 по 30.09.2014, а также проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ начиная с 11.02.2013 по 01.10.2014 с применением ставки рефинансирования в размере 8,25% годовых в сумме 2 463,51 руб., а также процентов, начиная с 01.10.2014 по день фактической оплаты основного долга.
Доводы Минобороны РФ о необоснованном привлечении его к субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, имевшего в спорный период статус бюджетного, отклоняются, поскольку начиная с 18.06.2012 учреждение приобрело статус казенного (свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц от 18.06.2012 за номером 2122721068908).
Доводы Минобороны РФ о не направлении длительное время счетов для оплаты, что свидетельствует о намеренном накоплении задолженности с целью взыскания процентов, не могут быть признаны обоснованными ввиду того, что обязанность по внесению платежей за содержание общего имущества, а также сроки таких платежей установлены законом, и не направление платежных документов соответствующий обязанности не отменяет.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения, что исключает удовлетворение апелляционных жалоб.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.12.2014 по делу N А73-13084/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2015 N 06АП-177/2015 ПО ДЕЛУ N А73-13084/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. N 06АП-177/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Э.В.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Сантехстрой": не явились;
- от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации": Могилева Лия Сергеевна, представитель по доверенности от 23.12.2014 N 96;
- от Министерства обороны Российской Федерации: Могилева Лия Сергеевна, представитель по доверенности от 21.01.2015 N 212/2/62;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации", Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 31.12.2014
по делу N А73-13084/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Малашкиным Д.Л.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Сантехстрой"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации", Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании 45 443,06 руб.
установил:
Общество с ограниченной ответственность "Сантехстрой" (ИНН 2721105927, ОГРН 1032700320773; юридический адрес: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 38А, кв. 1; далее- ООО "Сантехстрой", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115; юридический адрес: 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, д. 27; далее- Учреждение), а при недостаточности средств субсидиарно с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284; юридический адрес: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, далее- Минобороны РФ) неосновательного обогащения в сумме 42 627,87 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2013 по 30.09.2014 в сумме 2 815,19 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 01.10.2014 по день фактической оплаты основного долга, исходя из ставки рефинансирования 8,25% и суммы задолженности в размере 42 627,87 руб., в связи с невнесением платы в период с 01.01.2013 по 30.09.2014 на содержание и текущий ремонт помещения -1 (5-10; 37) площадью 70,7 кв. м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 42.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.12.2014 иск удовлетворен частично. С Учреждения, а при недостаточности средств взыскать субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Сантехстрой" взыскан основной долг в сумме 37 416,57 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 463,51 руб. за период с 11.02.2013 по 30.09.2014, всего 39 880,08 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами начиная с 01.10.2014 по день фактической уплаты основного долга исходя из суммы долга в размере 37 416,57 руб. и ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 8,25% годовых. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Учреждение и Минобороны РФ обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят его отменить.
Учреждение в жалобе приводит доводы о том, что расходы на содержание общего имущества в соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации "Вопросы Минобороны РФ" от 16.08.2004 N 1082, должен нести собственник в лице Минобороны РФ.
Минобороны РФ не соглашаясь с принятым судебным актом, со ссылкой на статью 120 ГК РФ приводит доводы об отсутствии у собственника имущества учреждения нести ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, возникшим в период с 01.01.2013 по 30.09.2014. Также ответчик не согласен с расчетом процентов, ввиду того, что истцом не представлено направления в адрес ответчика платежных документов в установленный договором срок.
ООО "Сантехстрой" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласился с ней.
В судебном заседании представитель Учреждения и Минобороны РФ настаивал на доводах жалобы и отмене решения суда.
ООО "Сантехстрой", извещенное о рассмотрении апелляционных жалоб надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Судебное разбирательство проводится без участия представителя истца в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
На основании договора от 01.02.2007, заключенного между собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 42 ООО "Сантехстрой" является управляющей организацией, по заданию собственников оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2003 N 1476-р многоквартирный дом закреплен на праве оперативного управления за Хабаровской КЭЧ Минобороны России.
Распоряжением ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю от 01.10.2007 N 1492 прекращено право оперативного управления ГУ "Хабаровская КЭЧ" и многоквартирный дом передан в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" за исключением помещений, в том числе N -1 (5-10, 37) площадью 70,7 кв. м, расположенных в жилом доме.
Функциональные помещения литер I (5-10; 37), используются как самостоятельные объекты, являются собственностью Российской Федерации и закреплены за Учреждением, как правопреемником КЭЧ на праве оперативного управления.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 05.07.2010 N 756 ФГУ "Хабаровская КЭЧ района" Минобороны России переименована в ФГУ (в настоящее время ФГКУ) "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
В период с 01.01.2013 по 30.09.2014 ООО "Сантехстрой" оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по ул. Ленина, 42 в г. Хабаровске.
Плата за содержание и ремонт помещения в спорный период Учреждением истцу не вносилась, в связи с чем, образовалась задолженность.
Соответствующий договор между управляющей организацией и Учреждением заключен не был.
Ссылаясь на уклонение ответчика от оплаты расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, что привело к неосновательному обогащению и сбережению средств ответчиком, истец обратился с настоящим иском в суд.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах и отзыве на нее, заслушав представителя ответчиков, изучив материалы дела, и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Статьей 210 ГК РФ, статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ). Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, независимо от наличия соответствующих договорных отношений, на собственнике помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Собственником функционального помещения литер I (5-10; 37) является Российская Федерация, помещение закреплено на праве оперативного управления за учреждением, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.07.2013 по делу N А73-2111/2013, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Право оперативного управления, как одно из вещных прав, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника (статья 216 ГК РФ).
Согласно статье 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
На основании положений пункта 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, в силу статей 120, 210, 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания такого имущества.
По указанным основаниям, доводы жалобы о наличии соответствующих обязанностей у Российской Федерации в лице Минобороны РФ (собственника) отклоняются, как противоречащие указанным положениям закона.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
На основании части 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений, размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Как следует из протокола общего собрания собственников помещений МКД N 42 по ул. Ленина в г. Хабаровске от 24.01.2007, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен в размере, утвержденном Постановлением Мэра города.
В период с 01.01.2013 по 31.12.2013 истцом применялся размер платы за содержание и ремонт помещения, утвержденный постановлением Мэра г. Хабаровска от 28.04.2012 N 1711 в размере 24,67 руб. и тариф на капитальный ремонт в размере 3,51 руб., утвержденный решением общего собрания собственников помещений (протокол от 10.12.2009); с 01.01.2014-тариф, утвержденный Постановлением администрации г. Хабаровска от 30.12.2013 N 5549 в размере 25,91 руб., и тариф на капитальный ремонт в размере 3,51 руб., утвержденный решением общего собрания собственников помещений (протокол от 10.12.2009).
Согласно расчету истца, с учетом указанных тарифов и площади помещения учреждения, его задолженность за период с 01.01.2013 по 30.09.2014 составила 42 627,87 руб.
Указанный расчет судом первой инстанции правомерно признан необоснованным в связи с включением в сумму задолженности платы за работы по капитальному ремонту общего имущества дома в отсутствие доказательств принятия общим собранием собственников помещений дома решений о проведении в 2013 и 2014 году работ по капитальному ремонту общего имущества, а также доказательств фактического выполнения управляющей компанией запланированных работ по капитальному ремонту (часть 3 статьи 169 ЖК РФ), в связи с чем, из суммы задолженности исключена плата за капитальный ремонт 5 211,30 руб., размер задолженности Учреждения за спорный период составил 37 416,57 руб.
Доводов о несогласии с решением суда в указанной части апелляционные жалобы не содержат, расчет задолженности ответчиками не оспаривался.
В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ (действовавшей до 01.09.2014) частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", пунктам 1, 71 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны РФ является представителем интересов собственника в отношении имущества, закрепленного за подведомственными ему предприятиями и учреждениями.
С учетом указанных норм права, с учреждения, а при недостаточности его средств с Минобороны РФ правомерно взыскана задолженность за период с 01.01.2013 по 30.09.2014, а также проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ начиная с 11.02.2013 по 01.10.2014 с применением ставки рефинансирования в размере 8,25% годовых в сумме 2 463,51 руб., а также процентов, начиная с 01.10.2014 по день фактической оплаты основного долга.
Доводы Минобороны РФ о необоснованном привлечении его к субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, имевшего в спорный период статус бюджетного, отклоняются, поскольку начиная с 18.06.2012 учреждение приобрело статус казенного (свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц от 18.06.2012 за номером 2122721068908).
Доводы Минобороны РФ о не направлении длительное время счетов для оплаты, что свидетельствует о намеренном накоплении задолженности с целью взыскания процентов, не могут быть признаны обоснованными ввиду того, что обязанность по внесению платежей за содержание общего имущества, а также сроки таких платежей установлены законом, и не направление платежных документов соответствующий обязанности не отменяет.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения, что исключает удовлетворение апелляционных жалоб.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.12.2014 по делу N А73-13084/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)