Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ксенофонтовой И.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9897/2014) Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2014 по делу N А21-10186/2013 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "УК "Элит-Сервис"
к Административно-технической инспекции (Службе) Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Элит-Сервис" (ОГРН 1113926038423; 236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского, д. 2; далее - заявитель, общество, ООО "УК "Элит-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 3184, вынесенного Административно-технической инспекцией (службой) (236035, г. Калининград, Московский пр-кт, д. 95; далее - заинтересованное лицо, АТИ, административный орган) и о прекращении дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "УК "Элит-Сервис", за совершение правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 73 КоАП Калининградской области, за отсутствием признаков состава административного правонарушения.
Решением суда от 17.02.2014 заявление ООО "Управляющая компания "Элит-Сервис" удовлетворено частично. Постановление Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 24 октября 2013 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 3184 признано незаконным и отменено. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной жалобе АТИ просит решение суда от 17.02.2014 отменить. Податель жалобы указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Калининград, ул. Орудийная, дома N 49-51, 56-60, 62-66, ул. Танковая-Краснодонская, дом N 1-5/7, ул. Глинки дом N 8-10, ул. Малоярославская дом N 11, ул. А.Невского дом N 154-160.
Согласно акту приема-передачи контейнерных площадок от 28.03.2013 года на обслуживание в ООО "УК "Элит-Сервис" были переданы контейнерные площадки по следующим адресам: г. Калининград, ул. Орудийная, дом 42, дом 60, ул. Пулеметная дом 42, ул. Рассветная дом 1, ул. Сусанина дом 1-3.
25.09.2013 должностным лицом Инспекции в ходе осмотра многоквартирных домов установлено, что общество по ул. Сусанина, 1-3 не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки и прилегающей к ней территории (наличие бытового и строительного мусора), не произведен окос прилегающей территории к контейнерной площадке; по ул. Рассветная, 1 не обеспечило надлежащее техническое состояние контейнерной площадки (отсутствует ограждение с трех сторон, водонепроницаемое покрытие), не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки и прилегающей к ней территории (наличие бытового, крупногабаритного и строительного мусора, веток); по ул. Орудийная, 60 не обеспечило надлежащее техническое состояние контейнерной площадки (отсутствует ограждение с трех сторон, водонепроницаемое покрытие, подъездной путь), не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки и прилегающей к ней территории (наличие бытового и крупногабаритного мусора); по ул. Орудийная, 42 не обеспечило надлежащее техническое состояние контейнерной площадки (отсутствует ограждение с трех сторон, водонепроницаемое покрытие, подъездной путь), не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки и прилегающей к ней территории (наличие бытового и строительного мусора); по ул. Орудийная, д. 49-51 не установило урны у входа в подъезды, не произведен окос придомовой территории, по ул. Орудийная д. 62-66 не установило урны у входа в подъезды, не произведен окос придомовой территории; по ул. Орудийная д. 56-60 - не установило урны у входа в подъезды, не произведен окос придомовой территории, придомовая территория находится в ненадлежащем санитарном состоянии (бытовой мусор возле подъездов, полеты), не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); по ул. Краснодонская-Танковая, д. 1-5/7 не установило урны у входа в подъезды, частично не произведен окос придомовой территории, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, отсутствует местами штукатурный слой); по ул. Малоярославская, д. 11 - не установило урну у входа в подъезд, не произведена уборка придомовой территории (складирован крупногабаритный мусор), не установило на фасаде здания домовой номерной знак установленного образца с указанием номера дома и названием улицы; по ул. А.Невского, д. 154-160 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков), не произведена уборка придомовой территории (складированы порубочные остатки); по ул. Глинки, д. 8-10 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков) в соответствии с Правилами.
Указанные нарушения нашли свое отражение в акте от 25.09.2013.
По факту выявленных правонарушений должностным лицом Административно-технической инспекции 26.09.2013 составлен протокол N 3184 об административном правонарушении и 24.10.2013 вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 3184, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях с назначением наказания в виде 145 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии процессуальных нарушений, допущенных административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. А также сделав вывод о том, что требование заявителя о прекращении производства по административному делу не подлежит рассмотрению, ввиду отсутствия оснований в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации в удовлетворении заявления в названной части отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - ККоАП) предусмотрена административная ответственность за нарушение утвержденных правил санитарного содержания и благоустройства территорий, в том числе правил уборки территорий; правил строительства, установки, содержания архитектурных объектов малых форм; правил озеленения и содержания зеленых насаждений на территориях общего пользования; правил размещения и эксплуатации знаково-информационных систем (вывесок, указателей, витрин, афиш, объявлений, адресных указателей улиц, домов, зданий, сооружений и других знаково-информационных систем, не относящихся к наружной рекламе); правил содержания и эксплуатации дорожных покрытий и тротуаров, дорожных ограждений, знаков, светофоров, отсутствие или нарушение дорожной разметки; правил проведения дорожных и (или) ремонтно-восстановительных работ; содержание уличного и внутриквартального освещения в неисправном состоянии влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.
Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград" утверждены решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила).
Указанные правила устанавливают единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" и обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (пункт 1.2 Правил).
- Данными правилами установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии, в том числе обеспечивать: регулярную уборку и систематическое наблюдение за санитарным состоянием придомовой территории; сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями; надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм; установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку; проводить уборку придомовых территорий;
- Установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке (пункт 7.1 Правил).
В соответствии с п. п. 4.2, 4.2.2 Правил юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий несет их пользователь.
Согласно п. 4.4. Правил, размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов, а также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО/на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Пунктом 4.5 Правил определено, что для сбора ТБО следует применять металлические и/или пластмассовые контейнеры. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены (для металлических), иметь маркировку с указанием реквизитов владельцев. Ответственность за техническое и санитарное состояние мест сбора ТБО, контейнерных площадок, а также контейнеров и прилегающей к ним территории несет лицо, получившее согласование на использование места сбора ТБО, контейнерной площадки от администрации района.
Согласно п. 4.6 Правил, контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта.
В соответствии с п. 4.12 Правил, крупногабаритные отходы собираются на специально отведенных площадках или в контейнеры большой вместимости или непосредственно загружаются в транспорт организации, с которой заключен договор в соответствии с графиком вывоза.
Согласно пункту 3.6.7., 3.6.7.2. Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 г. N 346 (далее - Правила), ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе на придомовых территориях - управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, либо собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Согласно п. 2.7. Правил, объектами благоустройства являются:
- искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, внутримикрорайонные и внутриквартальные территории, сады, парки, городские леса, лесопарки, пляжи, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки, хозяйственные площадки и площадки для выгула домашних животных; - зеленые насаждения - древесные, кустарниковые и травянистые растения естественного искусственного происхождения, включая растительность в парках, скверах, садах, иных рукотворных зеленых зонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники и иная растительность (газоны, дернина); - фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, ставни, водосточные трубы, наружные антенные устройства и радиоэлектронные средства, светильники, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов; заборы, ограды, ворота; малые архитектурные формы, уличная мебель и иные объекты декоративного и рекреационного назначения, в том числе произведения монументально-декоративного искусства (скульптуры, обелиски, стелы), памятные доски, фонтаны, бассейны, скамьи, беседки, эстрады, цветники; - места, оборудование и сооружения, предназначенные для санитарного содержания территории, в том числе оборудование и сооружения для сбора и вывоза мусора, отходов производства и потребления.
Согласно пункту 3.6.8. Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать: регулярную уборку и систематическое наблюдение за санитарным состоянием придомовой территории; производить очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно; сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями; надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм; 7) установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку; 11) проводить санитарную уборку придомовых территорий в летний период. Согласно пп. "а" п. 3.6.6. Правил, на всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, других общественных местах должны быть установлены урны для мусора, организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда. Эскиз и цветовое решение урн, расположенных на центральных магистралях (территориях), определяется администрацией городского округа "Город Калининград". Расстояние между урнами должно быть не более 40 м на магистральных улицах (территориях) и не более 100 м - на второстепенных. Урны следует очищать от мусора в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (в летний период). Окраску урны следует выполнять не реже одного раза в год.
В соответствии с Правилами, уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна заканчиваться к 07:00 часам при соблюдении санитарных норм по уровню шума. Кроме того, выполняются работы по дополнительной уборке городских территорий (п. 3.6.1).
На основных и прилегающих территориях уборка и содержание объектов благоустройства, расположенных на этих территориях, производится собственными силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо по договору со специализированными организациями (п. 3.6.2 Правил).
В соответствии с п. 3.6.3. Правил, на основных и прилегающих территориях юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны поддерживать следующий порядок: содержать поверхности тротуаров, внутриквартальных и внутримикрорайонных дорог и проездов в надлежащем санитарном и нормативно-эксплуатационном состоянии (п. 3.6.3.1.); обеспечивать условия для безопасного движения пешеходов и транспорта (п. 3.6.3.4.); обеспечивать беспрепятственный отвод талых и дождевых вод (п. 3.6.3.2.); производить очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно (п. 3.6.3.3.); обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с Положением "Порядком выдачи порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" (п. 3.6.3.6); производить своевременно уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины), уборку скошенной травы. Уборку листвы и скошенной травы производить ежедневно после окончания работ (п. 3.6.3.7.).
Согласно пп. 7 п. 3.6.8.1. Правил, на придомовой территории многоквартирного дома запрещается загромождать ее металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами производства и потребления.
В соответствии с Правилами, юридические лица обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территории, несет их пользователь (п. п. 4.2, 4.2.2).
Размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов; также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно (п. 4.4 Правил).
Контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта (п. 4.6 Правил).
Согласно п. 10.1 Правил, собственники или их уполномоченные лица, а также арендаторы и пользователи объектов капитального строительства обязаны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования, а также своевременно производить ремонтные работы.
Согласно п. 10.3 Правил, на наружном фасаде каждого дома, независимо от его ведомственной принадлежности, домовладельцем устанавливается домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы, который должен освещаться с наступлением темноты. На зданиях, выходящих на две или три улицы, номерные знаки устанавливаются со стороны каждой улицы.
Факт нарушения требований указанных выше норм Правил установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частями 3, 4 и 5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 указано, что положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено также лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения административного дела.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что материалы дела и материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам уведомление о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении от 25 сентября 2013 года получено офис-менеджером Григорьевой Е.А. 25 сентября 2013 года вх. N 240 от 25.09.2013 года.
Вместе с тем, согласно представленному заявителем штатному расписанию и сведениям о сумме выплат, о начисленных и оплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование работников ООО "УК "Элит-Сервис на предприятии офис-менеджером числится Тарабанова Любовь Юрьевна. Сотрудник Григорьева Е.А. в штатном расписании отсутствует.
Протокол об административном правонарушении от 26.09.2013 по делу N 3184 составлен в отсутствие законного представителя общества.
Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по юридическому адресу или фактическому адресу общества АТИ не направлялось.
Доказательства извещения юридического лица, законного представителя общества в материалах административного дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте составления протокола. Тем самым общество было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что административный орган допустил нарушение прав общества, как лица привлекаемого к административной ответственности.
Установленное судом нарушение процессуальных прав и гарантий общества при производстве по делу об административном правонарушении носит существенный характер, в связи с чем и в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство само по себе является основанием для отмены постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Относительно требований общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении необходимо отметить следующее.
В силу части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" арбитражным судам при рассмотрении дел, отнесенных КоАП РФ к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами. Это касается, в том числе, предусмотренных статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд выносит решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части, либо об изменении решения, либо об отказе в удовлетворении требования заявителя. Таким образом, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, но не решает вопрос о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Следовательно, требование заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а производство по арбитражному делу в данной части подлежит прекращению.
Поскольку суд первой инстанции по данному требованию отказал в его удовлетворении, в данной части решение суда подлежит отмене, а производство по делу в названной части прекращению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2014 по делу N А21-10186/2013 в части отказа в удовлетворении остальной части заявления отменить. В указанной части производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2014 по делу N А21-10186/2013 оставить без изменения апелляционную жалобу Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2014 ПО ДЕЛУ N А21-10186/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2014 г. по делу N А21-10186/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ксенофонтовой И.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9897/2014) Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2014 по делу N А21-10186/2013 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "УК "Элит-Сервис"
к Административно-технической инспекции (Службе) Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Элит-Сервис" (ОГРН 1113926038423; 236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского, д. 2; далее - заявитель, общество, ООО "УК "Элит-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 3184, вынесенного Административно-технической инспекцией (службой) (236035, г. Калининград, Московский пр-кт, д. 95; далее - заинтересованное лицо, АТИ, административный орган) и о прекращении дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "УК "Элит-Сервис", за совершение правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 73 КоАП Калининградской области, за отсутствием признаков состава административного правонарушения.
Решением суда от 17.02.2014 заявление ООО "Управляющая компания "Элит-Сервис" удовлетворено частично. Постановление Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 24 октября 2013 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 3184 признано незаконным и отменено. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной жалобе АТИ просит решение суда от 17.02.2014 отменить. Податель жалобы указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Калининград, ул. Орудийная, дома N 49-51, 56-60, 62-66, ул. Танковая-Краснодонская, дом N 1-5/7, ул. Глинки дом N 8-10, ул. Малоярославская дом N 11, ул. А.Невского дом N 154-160.
Согласно акту приема-передачи контейнерных площадок от 28.03.2013 года на обслуживание в ООО "УК "Элит-Сервис" были переданы контейнерные площадки по следующим адресам: г. Калининград, ул. Орудийная, дом 42, дом 60, ул. Пулеметная дом 42, ул. Рассветная дом 1, ул. Сусанина дом 1-3.
25.09.2013 должностным лицом Инспекции в ходе осмотра многоквартирных домов установлено, что общество по ул. Сусанина, 1-3 не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки и прилегающей к ней территории (наличие бытового и строительного мусора), не произведен окос прилегающей территории к контейнерной площадке; по ул. Рассветная, 1 не обеспечило надлежащее техническое состояние контейнерной площадки (отсутствует ограждение с трех сторон, водонепроницаемое покрытие), не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки и прилегающей к ней территории (наличие бытового, крупногабаритного и строительного мусора, веток); по ул. Орудийная, 60 не обеспечило надлежащее техническое состояние контейнерной площадки (отсутствует ограждение с трех сторон, водонепроницаемое покрытие, подъездной путь), не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки и прилегающей к ней территории (наличие бытового и крупногабаритного мусора); по ул. Орудийная, 42 не обеспечило надлежащее техническое состояние контейнерной площадки (отсутствует ограждение с трех сторон, водонепроницаемое покрытие, подъездной путь), не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки и прилегающей к ней территории (наличие бытового и строительного мусора); по ул. Орудийная, д. 49-51 не установило урны у входа в подъезды, не произведен окос придомовой территории, по ул. Орудийная д. 62-66 не установило урны у входа в подъезды, не произведен окос придомовой территории; по ул. Орудийная д. 56-60 - не установило урны у входа в подъезды, не произведен окос придомовой территории, придомовая территория находится в ненадлежащем санитарном состоянии (бытовой мусор возле подъездов, полеты), не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); по ул. Краснодонская-Танковая, д. 1-5/7 не установило урны у входа в подъезды, частично не произведен окос придомовой территории, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, отсутствует местами штукатурный слой); по ул. Малоярославская, д. 11 - не установило урну у входа в подъезд, не произведена уборка придомовой территории (складирован крупногабаритный мусор), не установило на фасаде здания домовой номерной знак установленного образца с указанием номера дома и названием улицы; по ул. А.Невского, д. 154-160 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков), не произведена уборка придомовой территории (складированы порубочные остатки); по ул. Глинки, д. 8-10 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков) в соответствии с Правилами.
Указанные нарушения нашли свое отражение в акте от 25.09.2013.
По факту выявленных правонарушений должностным лицом Административно-технической инспекции 26.09.2013 составлен протокол N 3184 об административном правонарушении и 24.10.2013 вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 3184, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях с назначением наказания в виде 145 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии процессуальных нарушений, допущенных административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. А также сделав вывод о том, что требование заявителя о прекращении производства по административному делу не подлежит рассмотрению, ввиду отсутствия оснований в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации в удовлетворении заявления в названной части отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - ККоАП) предусмотрена административная ответственность за нарушение утвержденных правил санитарного содержания и благоустройства территорий, в том числе правил уборки территорий; правил строительства, установки, содержания архитектурных объектов малых форм; правил озеленения и содержания зеленых насаждений на территориях общего пользования; правил размещения и эксплуатации знаково-информационных систем (вывесок, указателей, витрин, афиш, объявлений, адресных указателей улиц, домов, зданий, сооружений и других знаково-информационных систем, не относящихся к наружной рекламе); правил содержания и эксплуатации дорожных покрытий и тротуаров, дорожных ограждений, знаков, светофоров, отсутствие или нарушение дорожной разметки; правил проведения дорожных и (или) ремонтно-восстановительных работ; содержание уличного и внутриквартального освещения в неисправном состоянии влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.
Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград" утверждены решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила).
Указанные правила устанавливают единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" и обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (пункт 1.2 Правил).
- Данными правилами установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии, в том числе обеспечивать: регулярную уборку и систематическое наблюдение за санитарным состоянием придомовой территории; сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями; надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм; установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку; проводить уборку придомовых территорий;
- Установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке (пункт 7.1 Правил).
В соответствии с п. п. 4.2, 4.2.2 Правил юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий несет их пользователь.
Согласно п. 4.4. Правил, размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов, а также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО/на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Пунктом 4.5 Правил определено, что для сбора ТБО следует применять металлические и/или пластмассовые контейнеры. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены (для металлических), иметь маркировку с указанием реквизитов владельцев. Ответственность за техническое и санитарное состояние мест сбора ТБО, контейнерных площадок, а также контейнеров и прилегающей к ним территории несет лицо, получившее согласование на использование места сбора ТБО, контейнерной площадки от администрации района.
Согласно п. 4.6 Правил, контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта.
В соответствии с п. 4.12 Правил, крупногабаритные отходы собираются на специально отведенных площадках или в контейнеры большой вместимости или непосредственно загружаются в транспорт организации, с которой заключен договор в соответствии с графиком вывоза.
Согласно пункту 3.6.7., 3.6.7.2. Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 г. N 346 (далее - Правила), ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе на придомовых территориях - управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, либо собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Согласно п. 2.7. Правил, объектами благоустройства являются:
- искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, внутримикрорайонные и внутриквартальные территории, сады, парки, городские леса, лесопарки, пляжи, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки, хозяйственные площадки и площадки для выгула домашних животных; - зеленые насаждения - древесные, кустарниковые и травянистые растения естественного искусственного происхождения, включая растительность в парках, скверах, садах, иных рукотворных зеленых зонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники и иная растительность (газоны, дернина); - фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, ставни, водосточные трубы, наружные антенные устройства и радиоэлектронные средства, светильники, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов; заборы, ограды, ворота; малые архитектурные формы, уличная мебель и иные объекты декоративного и рекреационного назначения, в том числе произведения монументально-декоративного искусства (скульптуры, обелиски, стелы), памятные доски, фонтаны, бассейны, скамьи, беседки, эстрады, цветники; - места, оборудование и сооружения, предназначенные для санитарного содержания территории, в том числе оборудование и сооружения для сбора и вывоза мусора, отходов производства и потребления.
Согласно пункту 3.6.8. Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать: регулярную уборку и систематическое наблюдение за санитарным состоянием придомовой территории; производить очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно; сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями; надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм; 7) установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку; 11) проводить санитарную уборку придомовых территорий в летний период. Согласно пп. "а" п. 3.6.6. Правил, на всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, других общественных местах должны быть установлены урны для мусора, организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда. Эскиз и цветовое решение урн, расположенных на центральных магистралях (территориях), определяется администрацией городского округа "Город Калининград". Расстояние между урнами должно быть не более 40 м на магистральных улицах (территориях) и не более 100 м - на второстепенных. Урны следует очищать от мусора в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (в летний период). Окраску урны следует выполнять не реже одного раза в год.
В соответствии с Правилами, уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна заканчиваться к 07:00 часам при соблюдении санитарных норм по уровню шума. Кроме того, выполняются работы по дополнительной уборке городских территорий (п. 3.6.1).
На основных и прилегающих территориях уборка и содержание объектов благоустройства, расположенных на этих территориях, производится собственными силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо по договору со специализированными организациями (п. 3.6.2 Правил).
В соответствии с п. 3.6.3. Правил, на основных и прилегающих территориях юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны поддерживать следующий порядок: содержать поверхности тротуаров, внутриквартальных и внутримикрорайонных дорог и проездов в надлежащем санитарном и нормативно-эксплуатационном состоянии (п. 3.6.3.1.); обеспечивать условия для безопасного движения пешеходов и транспорта (п. 3.6.3.4.); обеспечивать беспрепятственный отвод талых и дождевых вод (п. 3.6.3.2.); производить очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно (п. 3.6.3.3.); обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с Положением "Порядком выдачи порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" (п. 3.6.3.6); производить своевременно уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины), уборку скошенной травы. Уборку листвы и скошенной травы производить ежедневно после окончания работ (п. 3.6.3.7.).
Согласно пп. 7 п. 3.6.8.1. Правил, на придомовой территории многоквартирного дома запрещается загромождать ее металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами производства и потребления.
В соответствии с Правилами, юридические лица обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территории, несет их пользователь (п. п. 4.2, 4.2.2).
Размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов; также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно (п. 4.4 Правил).
Контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта (п. 4.6 Правил).
Согласно п. 10.1 Правил, собственники или их уполномоченные лица, а также арендаторы и пользователи объектов капитального строительства обязаны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования, а также своевременно производить ремонтные работы.
Согласно п. 10.3 Правил, на наружном фасаде каждого дома, независимо от его ведомственной принадлежности, домовладельцем устанавливается домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы, который должен освещаться с наступлением темноты. На зданиях, выходящих на две или три улицы, номерные знаки устанавливаются со стороны каждой улицы.
Факт нарушения требований указанных выше норм Правил установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частями 3, 4 и 5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 указано, что положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено также лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения административного дела.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что материалы дела и материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам уведомление о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении от 25 сентября 2013 года получено офис-менеджером Григорьевой Е.А. 25 сентября 2013 года вх. N 240 от 25.09.2013 года.
Вместе с тем, согласно представленному заявителем штатному расписанию и сведениям о сумме выплат, о начисленных и оплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование работников ООО "УК "Элит-Сервис на предприятии офис-менеджером числится Тарабанова Любовь Юрьевна. Сотрудник Григорьева Е.А. в штатном расписании отсутствует.
Протокол об административном правонарушении от 26.09.2013 по делу N 3184 составлен в отсутствие законного представителя общества.
Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по юридическому адресу или фактическому адресу общества АТИ не направлялось.
Доказательства извещения юридического лица, законного представителя общества в материалах административного дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте составления протокола. Тем самым общество было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что административный орган допустил нарушение прав общества, как лица привлекаемого к административной ответственности.
Установленное судом нарушение процессуальных прав и гарантий общества при производстве по делу об административном правонарушении носит существенный характер, в связи с чем и в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство само по себе является основанием для отмены постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Относительно требований общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении необходимо отметить следующее.
В силу части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" арбитражным судам при рассмотрении дел, отнесенных КоАП РФ к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами. Это касается, в том числе, предусмотренных статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд выносит решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части, либо об изменении решения, либо об отказе в удовлетворении требования заявителя. Таким образом, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, но не решает вопрос о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Следовательно, требование заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а производство по арбитражному делу в данной части подлежит прекращению.
Поскольку суд первой инстанции по данному требованию отказал в его удовлетворении, в данной части решение суда подлежит отмене, а производство по делу в названной части прекращению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2014 по делу N А21-10186/2013 в части отказа в удовлетворении остальной части заявления отменить. В указанной части производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2014 по делу N А21-10186/2013 оставить без изменения апелляционную жалобу Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)