Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20293/2014) ОАО "Мурманэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.05.2014 по делу N А42-830/2014 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманэнергосбыт"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании незаконным предписания,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - Инспекция) о признании незаконным предписания от 28.01.2014 N 46/34.
Решением от 19.05.2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Обществом, заявитель просит решение отменить и удовлетворить заявление, полагая, что произведенное последним начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды соответствует действующему законодательству.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 30.10.2013 г. в ходе проведенной Инспекцией на основании распоряжения от 08.10.2013 N 2373 внеплановой документарной проверки по жалобе жильца Орловой Т.Ю. на предмет неправильного исчисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 15 по улице Победы города Колы Мурманской области установлено, что указанный многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; горячее водоснабжение в доме осуществляется посредством функционирования бойлерной установки; централизованное горячее водоснабжение в доме отсутствует; тепловая энергия в проверенный дом поставляется напрямую Обществом, то есть Общество по отношению к рассматриваемому дому является одновременно ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.
Однако в ходе проверки начислений платы за коммунальные услуги выявлено, что плата за горячее водоснабжение за июнь 2013 года Обществом произведена по формулам 10 и 15 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), тогда как следовало по формуле N 20 указанных Правил, то есть когда коммунальная услуга производится самостоятельно с помощью общего имущества многоквартирного дома.
Данные обстоятельства зафиксированы актом проверки от 30.10.2013 г. N 1915.
Установив данные обстоятельства, Инспекция посчитала, что Обществом нарушены требования жилищного законодательства, в связи с чем вынесла предписание от 28.01.2014 г. N 46/34 (взамен предписания от 21.11.2013 N 1548/34, где допущена опечатка в годе его исполнения), которым заявитель обязан в срок до 07.02.2014 г. устранить расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды и привести в соответствие с пунктом 54 Правил N 354 начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 15 по улице Победы города Кола Мурманской области.
Полагая указанное предписание незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд признал доводы заявителя несостоятельным и отказал в удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами N 35, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается с учетом пунктов 40 и 54 Правил N 354 и формул, содержащихся в Приложении N 2 к указанным Правилам.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении, на что правильно указано судом в решении.
В настоящем случае горячая вода по спорному адресу с использованием централизованной системы горячего водоснабжения не поставляется, а готовится при помощи общего имущества собственников дома (бойлерной установки) с использованием холодной воды, то есть система горячего водоснабжения в доме является нецентрализованной.
Доводы подателя жалобы о том, что горячая вода приготавливается путем ее подогрева за счет поступающего теплоносителя (на обогрев бойлера, в который поступает холодная вода), не свидетельствуют о наличии в спорном многоквартирном доме централизованной системы горячего водоснабжения.
Судом установлено и подателем жалобы не оспаривается, что фактически размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в спорном многоквартирном доме рассчитывается Обществом на основании п. 48 Правил по формулам 10, 15 приложения N 2 к Правилам, то есть с использованием тарифа при определении платы по горячему водоснабжению при централизованном приготовлении горячей воды.
Суд первой инстанции правильно признал такой расчет не соответствующим пункту 54 Правил и правовых оснований для переоценки данного вывода апелляционный суд не усматривает.
Ссылки подателя жалобы об отсутствии в п. 54 Правил указания на порядок определения платы за горячую воду, используемую на общедомовые нужды, в связи с чем подлежат применению п. п. 44 и 48 названных Правила, несостоятельны и противоречат п. 40 Правил, отсылающему к п. 54.
По существу доводы жалобы основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание апелляционного суда.
Судом полно и всесторонне исследованы и оценены все представленные доказательства, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом при рассмотрении дела и разрешении спора не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.05.2014 г. по делу N А42-830/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
Т.А.КАШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2014 ПО ДЕЛУ N А42-830/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N А42-830/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20293/2014) ОАО "Мурманэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.05.2014 по делу N А42-830/2014 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманэнергосбыт"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании незаконным предписания,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - Инспекция) о признании незаконным предписания от 28.01.2014 N 46/34.
Решением от 19.05.2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Обществом, заявитель просит решение отменить и удовлетворить заявление, полагая, что произведенное последним начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды соответствует действующему законодательству.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 30.10.2013 г. в ходе проведенной Инспекцией на основании распоряжения от 08.10.2013 N 2373 внеплановой документарной проверки по жалобе жильца Орловой Т.Ю. на предмет неправильного исчисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 15 по улице Победы города Колы Мурманской области установлено, что указанный многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; горячее водоснабжение в доме осуществляется посредством функционирования бойлерной установки; централизованное горячее водоснабжение в доме отсутствует; тепловая энергия в проверенный дом поставляется напрямую Обществом, то есть Общество по отношению к рассматриваемому дому является одновременно ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.
Однако в ходе проверки начислений платы за коммунальные услуги выявлено, что плата за горячее водоснабжение за июнь 2013 года Обществом произведена по формулам 10 и 15 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), тогда как следовало по формуле N 20 указанных Правил, то есть когда коммунальная услуга производится самостоятельно с помощью общего имущества многоквартирного дома.
Данные обстоятельства зафиксированы актом проверки от 30.10.2013 г. N 1915.
Установив данные обстоятельства, Инспекция посчитала, что Обществом нарушены требования жилищного законодательства, в связи с чем вынесла предписание от 28.01.2014 г. N 46/34 (взамен предписания от 21.11.2013 N 1548/34, где допущена опечатка в годе его исполнения), которым заявитель обязан в срок до 07.02.2014 г. устранить расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды и привести в соответствие с пунктом 54 Правил N 354 начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 15 по улице Победы города Кола Мурманской области.
Полагая указанное предписание незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд признал доводы заявителя несостоятельным и отказал в удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами N 35, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается с учетом пунктов 40 и 54 Правил N 354 и формул, содержащихся в Приложении N 2 к указанным Правилам.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении, на что правильно указано судом в решении.
В настоящем случае горячая вода по спорному адресу с использованием централизованной системы горячего водоснабжения не поставляется, а готовится при помощи общего имущества собственников дома (бойлерной установки) с использованием холодной воды, то есть система горячего водоснабжения в доме является нецентрализованной.
Доводы подателя жалобы о том, что горячая вода приготавливается путем ее подогрева за счет поступающего теплоносителя (на обогрев бойлера, в который поступает холодная вода), не свидетельствуют о наличии в спорном многоквартирном доме централизованной системы горячего водоснабжения.
Судом установлено и подателем жалобы не оспаривается, что фактически размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в спорном многоквартирном доме рассчитывается Обществом на основании п. 48 Правил по формулам 10, 15 приложения N 2 к Правилам, то есть с использованием тарифа при определении платы по горячему водоснабжению при централизованном приготовлении горячей воды.
Суд первой инстанции правильно признал такой расчет не соответствующим пункту 54 Правил и правовых оснований для переоценки данного вывода апелляционный суд не усматривает.
Ссылки подателя жалобы об отсутствии в п. 54 Правил указания на порядок определения платы за горячую воду, используемую на общедомовые нужды, в связи с чем подлежат применению п. п. 44 и 48 названных Правила, несостоятельны и противоречат п. 40 Правил, отсылающему к п. 54.
По существу доводы жалобы основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание апелляционного суда.
Судом полно и всесторонне исследованы и оценены все представленные доказательства, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом при рассмотрении дела и разрешении спора не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.05.2014 г. по делу N А42-830/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
Т.А.КАШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)