Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3325/2015

Требование: О признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что ответчик в нарушение норм жилищного законодательства и договора энергоснабжения начисляет плату за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды непосредственно потребителям электроэнергии в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу N 33-3325-2015


Председательствующий по делу судья: Олефирова М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Смолякова П.Н., Карабельского А.А.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 18 августа 2015 г. дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Читаэнергосбыт" о признании незаконным действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды
по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" З.
на решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 14 мая 2015 г., которым постановлено исковые требования Могочинского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Признать действия по начислению платы за электрическую энергию на общедомовые нужды непосредственно потребителям электроэнергии, а именно собственникам и нанимателям жилых помещений, в многоквартирных домах <адрес> находящихся в управлении ООО УО "Коммунальник" с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ОАО "Читаэнергосбыт" государственную пошлину в доход бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения представителя ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" Н., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубовой С.А., возражавшей против доводов жалобы и полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия

установила:

29 апреля 2015 г. Могочинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. ОАО "Читаэнергосбыт" в нарушение норм жилищного законодательства и договора энергоснабжения от 8 июня 2009 г., заключенного с ООО УО "Коммунальник", начисляет плату за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды непосредственно потребителям электроэнергии в многоквартирных домах г. Могоча, находящихся в управлении ООО УО "Коммунальник". Поэтому прокурор просил признать действия ОАО "Читаэнергосбыт" по начислению платы за электрическую энергию на общедомовые нужды непосредственно потребителям электроэнергии в многоквартирных домах в г. Могоча, находящихся в управлении ООО УО "Коммунальник", незаконными за период с 1 января 2013 г. до вступления решения суда в законную силу и запретить ОАО "Читаэнергосбыт" начислять плату за электрическую энергию на общедомовые нужды непосредственно потребителям электроэнергии в многоквартирных домах в г. Могоча, находящихся в управлении ООО УО "Коммунальник" с даты вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" З. считает решение суда незаконным и необоснованным. По ее мнению, суд не в полной мере исследовал договор энергоснабжения, в частности не дал оценку предмету данного договора. Полагает, что ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг не только при избрании непосредственного способа управления, но и в случае, если управляющая организация не осуществляет поставку коммунального ресурса в многоквартирном доме по договору ресурсоснабжения. Указывает, что предметом договора энергоснабжения от 8 июня 2009 г. является энергоснабжение производственных объектов и только подъездное (лестничное) освещение многоквартирных жилых домов. Договор предоставления коммунальной услуги энергоснабжения жителям домов не заключался. Считает вывод суда о том, что договор энергоснабжения от 8 июня 2009 г. является договором ресурсоснабжения, ошибочным. Указывает, что согласно представленным в суд счетам фактурам и актам сверок за 2013 - 2015 г.г. ОАО "Читаэнергосбыт" ежемесячно выставляет счета ООО УО "Коммунальник" только на энергоснабжение производственных объектов. По ее мнению, ОАО "Читаэнергосбыт" является непосредственным исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для собственников жилых домов в г. Могоча и правомерно производило начисление платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды. Поэтому просит решение суда отменить.
В суд апелляционной инстанции представитель третьего лица ООО УО "Коммунальник" не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по ее доводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы городского поселения "Могочинское" от 26 декабря 2008 г. N 271 в управление ООО УО "Коммунальник" переданы многоквартирные дома, собственники которых выбрали для управления своими домами ООО УО "Коммунальник" (л.д. 64).
Из акта приема-передачи от 1 января 2009 г. следует, что во исполнение данного распоряжения ООО УО "Коммунальник" приняло во временное управление имущество городского поселения "Могочинское" (л.д. 58).
1 января 2009 г. между администрацией городского поселения "Могочинское" и ООО УО "Коммунальник" заключен договор управления, по которому управляющая организация обязуется, в том числе предоставлять коммунальные услуги (л.д. 59 - 63).
8 июня 2009 г. между ООО УО "Коммунальник" и ОАО "Читаэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения N, по которому поставщик ОАО "Читаэнергосбыт" обязуется обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, а потребитель ООО УО "Коммунальник" обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (п. 2.1 договора) (л.д. 7 - 33).
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.
Согласно п. 13 Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно ч. ч. 1, 2 и 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Из приведенных норм закона следует, что при выборе собственниками помещений на основании ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющей организации и заключении с ней договора управления многоквартирным домом, именно управляющая организация наделяется статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания таких услуг именно на ней лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что граждане не являются исполнителями услуг по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом и, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды, энергоснабжающая организация не вправе производить расчет и принимать напрямую от жителей многоквартирного дома, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за потребляемую электроэнергию, электроэнергию на общедомовые нужды, компенсацию потерь электрической энергии.
Кроме того, нельзя не учитывать следующее.
В силу п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с положениями п. 63 Правил потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива (п. 64 Правил).
Таких обстоятельств по делу не установлено. Напротив, из материалов дела следует, что управление многоквартирными домами осуществляет ООО УО "Коммунальник" и решений общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах о внесении платы за электроэнергию на общедомовые нужды непосредственно в ОАО "Читаэнергосбыт" суду не представлено.
Изложенное указывает на то, что ОАО "Читаэнергосбыт" не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых ООО УО "Коммунальник", плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не осуществляют функцию управления домом и потому не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.
Нельзя не учитывать и разъяснения, содержащиеся в Письме Министерства регионального развития РФ от 02.05.2007 г. N 8167-ЮТ/07 "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги", согласно которым, расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а на ресурсоснабжающие и подрядные организации указанные обязанности возлагаются только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками находящихся в нем жилых помещений.
При таком положении, суд обоснованно исходил из того, что ОАО "Читаэнергосбыт" вопреки действующему законодательству и заключенному 8 июня 2009 г. с ООО УО "Коммунальник" договору энергоснабжения N, начиная с 1 января 2013 г. начисляло плату за электрическую энергию на общедомовые нужды непосредственно потребителям электроэнергии в многоквартирных домах в г. Могоча, находящихся в управлении ООО УО "Коммунальник".
Поэтому данные выводы судебная коллегия находит верными, соответствующими вышеприведенным нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Эти доводы свидетельствуют не о нарушениях норм материального права и норм процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и с оценкой судом доказательств, а также основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" З. не содержится доводов, которые бы могли повлиять на правильные выводы суда, приведенные в решении.
С учетом изложенного, суд полно и правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к правильным выводам. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" З. не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 14 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" З. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.ТОЛСТОБРОВ

Судьи
П.Н.СМОЛЯКОВ
А.А.КАРАБЕЛЬСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)