Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-185/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N А55-185/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Бугир Р.С.,
при участии:
от истца общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства г.о. Тольятти" - представитель Егиян Д.К., доверенность N 7 от 09.01.2013,
от ответчика мэрии городского округа Тольятти - представитель Доронина С.А., доверенность от 20.03.2013 N 2414/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2013 года по делу N А55-185/2013 (судья С.Г. Рысаева)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства г.о. Тольятти" (ОГРН 1086320018685, ИНН 6321215626), г. Тольятти,
к мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, ИНН 6320001741), г. Тольятти,
о взыскании 1 762 213 руб.,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства г. Тольятти" (далее - истец, ООО "УК N 1 ЖКХ г. Тольятти") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), к мэрии городского округа Тольятти (далее - ответчик, Мэрия) о взыскании стоимости тепловой и электрической энергии муниципальных свободных (пустующих) нежилых помещений в размере 1 545 228,04 руб., 86 728,20 руб. затраты понесенные управляющей организацией на содержание, ремонт и предоставление коммунальных услуг в пустующие жилые помещения жилого комплекса N 2.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2013 года по делу N А55-185/2013 с мэрии городского округа Тольятти за счет казны городского округа Тольятти в пользу ООО "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Тольятти взыскано 815 295,69 руб. стоимости тепловой и электрической энергии, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 15 012,04 руб., в остальной части в иске отказано.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения.
По мнению заявителя жалобы, при расчете задолженности истец необоснованно применил нерегулируемые цены на электроэнергию и произвел расчет с учетом НДС.
Кроме того, платежные документы, на основании которых производится плата за коммунальные услуги, в адрес ответчика в течение 2010 года не поступали.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель истца отклонил апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Между сторонами заключен договор N 1505-дг/4.1 от 28.12.2009 в соответствии с которым агент (истец) обязуется от своего имени и за счет принципала (ответчика) совершать функции, связанные с управлением жилым комплексом, заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, договоры на поставку коммунальных услуг на объекты, расположенные по адресам: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 7, ул. Юбилейная, д. 4.
В состав объектов жилого комплекса N 2 входят нежилые помещения блока обслуживания по адресам: ул. Юбилейная, д. 4 площадью 1145 кв. м и ул. Революционная, д. 7 корпус 3 площадью 3689 кв. м которые являются муниципальной собственностью.
Истец указал, что в период с января 2010 года по декабрь 2010 года управляющая компания несла затраты по отоплению и снабжению электрической энергией вышеуказанных нежилых помещений в общей сумме 1 545 228,04 руб.
Претензия истца исх. N 1621 от 19.05.11 о наличии задолженности (т. 1, л. 11 - 13) оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Неоплата ответчиком стоимости потребленной тепловой и электрической энергии послужила основанием для обращения в суд с вышеуказанным иском.
Из материалов дела следует, что жилой комплекс N 2 расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 4, жилой комплекс N 2 расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 7 находятся в собственности муниципального образования городской округ Тольятти, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л. 101, 102, 116 - 118).
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 ст. 215 ГК РФ).
Из пункта 2 договора N 1505-дг/4.1 от 28.12.2009 следует, что агент (истец) осуществляет за счет принципала (ответчика) и нанимателей жилых помещений содержание и ремонт объектов указанных в п. 1.3 договора, от своего имени и за счет принципала заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг на объекты указанные в пункте 1.3 договора.
Объем тепловой энергии и теплоносителя истец произвел по нагрузкам за январь - март 2010 года по пустующим жилым помещениям, расположенным по адресу: ул. Революционная, 7 и по нежилым помещениям, расположенным по данному адресу.
Согласно пункту 5 статьи 15 ФЗ РФ N 1190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации.
Истец в соответствии пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее Правила N 307) является исполнителем коммунальных услуг, приобретает тепловую энергию и теплоноситель для дальнейшего оказания коммунальных услуг в виде отопления и горячего водоснабжения гражданам, проживающим в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в данной норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации (товарищества) у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, определение количества тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам N 307. Поэтому вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно абзацу 2 пункта 7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика в спорный период отсутствовали общедомовые приборы учета.
В жилом доме по адресу: г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 4 общедомовой прибор учета установлен только 01.04.2010 что истцом не отрицается (т. 3, л. 2).
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, в которых установлены формулы определения размера платы, предусматривающие определение объемов потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги и общей отапливаемой площади жилого дома (по отоплению) и количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом доме (по горячему водоснабжению).
При отсутствии прибора учета количество потребленного коммунального ресурса определяется исходя из нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах, расчет истца, представленный суду и произведенный по нагрузкам за период с января по март 2010 года по адресу: ул. Революционная, д. 7 согласно которому задолженность за тепловую энергию и теплоноситель составляет 729 932,07 руб. суд признал необоснованным.
Расчет по отоплению нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Юбилейная, д. 4 произведен в соответствии с п. 19, п. 21 Правил N 307 по нормативу потребления тепловой энергии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал обоснованными требования истца в сумме 150 140,13 руб. (по нормативу потребления) 317 580,44 руб. (по показаниям общедомового прибора учета).
Факт оказания истцом ответчику услуги по поставке электрической энергии подтвержден актами - расчетами N 530/31 от 31.01.2010, от 28.02.2010, от 31.03.2010, от 30.04.2010, от 31.05.2010, от 30.06.2010, от 31.07.2010 от 31.08.2010, от 30.09.2010, от 31.10.2010, от 30.11.2010, от 31.12.2010.
Согласно расчету истца задолженность по электроэнергии в спорный период составила 347 575,12 руб.
Довод ответчика о том, что расчет истцом за электроэнергию произведен по нерегулируемым ценам необоснованно, поскольку ответчик относится к группе (категории) потребителей электрической энергии "население" судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Согласно пункту 4 Основных положений продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется для снабжения населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящим документом.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспорено, что электрическая энергия поставлялась в отношении жилых домов расположенных по адресу: г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 4, ул. Революционная, д. 7, а также нежилых помещений: освещение кинозала, столовая, административное помещение, реализация путевок (акты расчеты за пользование электрической энергией выставленные энергоснабжающей организацией).
В нарушении ст. 9, 65 АПК РФ ответчик не представил суду контррасчет стоимости поставленной электрической энергии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал обоснованным расчет истца по возмещению затрат по электроснабжению рассчитанный как по регулируемым так и нерегулируемым ценам, спор по объему поставленной электрической энергии между сторонами отсутствует.
Довод ответчика о том, что на стоимость коммунальных услуг необоснованно начислен НДС, судом первой инстанции также обоснованно отклонен.
Порядок исчисления и уплаты указанного налога установлен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) рассчитывается как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых согласно статье 40 Налогового кодекса Российской Федерации, без включения в них налога.
В силу пункта 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" дано разъяснение о том, что, согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, в силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции обоснованно в сумме 815 295,69 руб. на основании статей 309, 310, 424, 1005, 1011, 1001, 539, 540 ГК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ отнесены на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены. Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено, обжалуемое решение является законным и обоснованным, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2013 года по делу N А55-185/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ДЕМИНА
Судьи
О.И.БУРТАСОВА
О.Е.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)