Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Шабалиной А.В.,
при участии:
- от заявителя Товарищества собственников жилья "Крестинского 49/2" (ИНН 6674184355, ОГРН 1069674068045) - Канатова Т.И., паспорт, протокол от 01.07.2013 года; Симонова О.В., удостоверение, доверенность от 21.07.2014 года;
- от заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2015 года
по делу N А60-55688/2014,
принятое судьей Дегонской Н.Л.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Крестинского 49/2" (ИНН 6674184355, ОГРН 1069674068045)
к Управлению Государственной жилищной инспекции по Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании незаконными действий и бездействия государственного органа,
установил:
Товарищество собственников жилья "Крестинского 49/2" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в суд с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении действий по внесению многоквартирного дома N 49 корпус 2 по улице Крестинского в городе Екатеринбурге в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, и действия по передаче органу местного самоуправления и Региональному фонду капитального ремонта (региональному оператору) информации (сведений) о том, что собственники помещений в многоквартирном доме N 49 корпус 2 по улице Крестинского в городе Екатеринбурге не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок. Также ТСЖ заявлено требование о возложении обязанности на Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения в законную силу внести многоквартирный дом N 49 корпус 2 по улице Крестинского в городе Екатеринбурге в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, передать сведения об этом органу местного самоуправления и Региональному фонду капитального ремонта.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Управление указывает на то, что решение собственников принято заявителем после опубликования региональной программы капитального ремонта. По мнению заинтересованного лица, решение, принятое собственниками помещений в многоквартирном жилом доме N 49/2 по ул. Крестинского в г. Екатеринбурге, не соответствует требованиям региональной программы в части определения перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ТСЖ возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ТСЖ в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Крестинского 49/2" 28.04.2014 проведено общее собрание собственников помещений, согласно которому собственниками помещений дома сделан выбор способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Товарищество 19.08.2014 уведомило Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области о принятом решении.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области рассмотрело уведомление ТСЖ "Крестинского 49/2" о выборе собственниками помещений дома по ул. Крестинского, дом N 49 корпус 2 в г. Екатеринбурге способа формирования фонда капитального ремонта и решением (письмом) от 15.10.2014 N 29-01-82/16093 известило заявителя о результатах рассмотрения информации (уведомления).
Данным решением (письмом) управление отказало заявителю во включении представленных сведений в Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта и Реестр специальных счетов.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), ст. 15 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области уполномочена на ведение в установленном ею порядке Реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов.
В соответствии со ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
На территории Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта и опубликована на официальном сайте Интернет-портала правовой информации Свердловской области 29.04.2014.
Согласно региональной программе капитального ремонта (п. 6001 перечня домов по г. Екатеринбургу) многоквартирный дом N 49 корпус 2 по ул. Крестинского включен в программу на плановый период 2036-2038 годов с видами работ: ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, ремонт или замена лифтового оборудования; на плановый период 2039-2041 годов с видами работ: ремонт крыши, ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения; на плановый период 2042-2044 годов с видом работ: ремонт системы электроснабжения.
Из копии протокола общего собрания собственников помещений дома от 28.04.2014 следует, что собственники помещений в многоквартирном доме определили перечень работ по капитальному ремонту в составе менее, чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта (указаны только замена стояков ХВС, ГВС, канализации в 2014 году).
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Полномочия Управления установлены Положением об Управлении государственной жилищной инспекции Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП, согласно которому Управление является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление, в том числе, регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с подп. 5 и 6 п. 8 данного Положения Управление ведет реестр уведомлений владельцев специальных счетов, предназначенных для перечисления денежных средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта; ведет реестр специальных счетов.
Как следует из материалов дела, товарищество, направив в уполномоченный орган уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников о принятии решений, справки банка об открытии специального счета, исполнило предусмотренную ч. 5 ст. 170 ЖК РФ обязанность и реализовало свое право на подачу уведомления для включения его уведомления в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта.
Однако его право на включение его уведомления в реестр было нарушено незаконными действиями административного органа.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что, поскольку собственники жилья реализовали свое законное право на определение способа формирования фонда капитального ремонта, отказ Управления во включении в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов является незаконным.
В соответствии с ч. 5 ст. 170 ЖК РФ предельный срок принятия решения собственниками помещений об определении способа формирования фонда капитального ремонта - не позднее шести месяцев с даты официального опубликования Региональной программы капитального ремонта, то есть не позже указанного срока.
Согласно ст. 14 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта опубликована на официальном сайте 29.04.2014.
Следовательно, в данном конкретном случае решение могло быть принято собственниками не позднее 01.09.2014.
Анализируя указанные положения федерального и регионального законодательства в части установления сроков принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, апелляционный суд приходит к выводу, что срок начала принятия таких решений собственниками помещений законодательно не установлен.
Таким образом, принятие решения собственниками помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования о способе формирования фонда капитального ремонта 28.04.2014, то есть ранее даты опубликования региональной программы не является действием, противоречащим положениям действующего жилищного законодательства, и не влечет незаконность самого решения собственников.
Поскольку законом не установлен крайний срок начала принятия соответствующих решений собственниками, апелляционный суд не усматривает оснований для признания в действиях собственников помещений злонамеренного нарушения порядка принятия решений по вопросам проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
Как было отмечено, начальный срок принятия таких решений не установлен ни Жилищном кодексе РФ, ни в Законе N 127-ОЗ.
Определяющее значение имеет конечный срок принятия таких решений, который является пресекательным и влечет негативные правовые последствия в случае его нарушения.
При этом указание в ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и ст. 14 Закона N 127-ОЗ на то, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято "после" официального опубликования региональной программы, не влечет незаконность самого решения собственников помещений в форме заочного голосования от 28.04.2014, а также протокола общего собрания.
Следовательно, решение, принятое собственниками помещений на общем собрании, и протокол общего собрания от 28.04.2014 являются легитимными и непротиворечащими положениям Жилищного кодекса РФ и иных нормативных актов в сфере жилищного законодательства.
Апелляционный суд по изложенным выше основаниям отклоняет соответствующий довод Управления о том, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта следовало принять исключительно после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта и что оно фактически принято за пределами установленного срока.
Жилищный кодекс РФ и Закон N 127-ОЗ приняты для обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, а также в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе, на территории Свердловской области.
В связи с чем уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, ведет реестр уведомлений владельцев специальных счетов.
Для выполнения указанной функции Приказом Госжилинспекции Свердловской области от 11.04.2014 N 41-А утвержден Порядок ведения Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области Реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов (далее - Порядок).
Указанным Приказом предусмотрен уведомительный порядок направления владельцев специального счета документов для включения в реестр уведомлений и специальных счетов.
Согласно п. 6 Порядка владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета представляет в орган регионального государственного жилищного надзора Свердловской области уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (далее - уведомление).
К уведомлению прилагаются копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, справка банка об открытии специального счета (п. 9 Порядка).
Основанием для возврата уведомления являются отсутствие приложений к уведомлению, установленных пунктом 9 настоящего Порядка. Возврат уведомления владельцу специального счета осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления с мотивированным письменным отказом в его приеме (п. 12 Порядка).
Основаниями для признания протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о формировании фонда капитального ремонта не соответствующим установленным требованиям является отсутствие сведений, предусмотренных частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, определение в качестве владельца специального счета лица, которое в силу действующего жилищного законодательства не может быть определено владельцем такого счета, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, не отвечает требованиям пункта 5 части 4 статьи 170 и части 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принятие решения не соответствующим количеством голосов (п. 13 Порядка).
Однако в письме о результатах рассмотрения информации (уведомления) административным органом не были указаны вышеперечисленные основания для возврата уведомления, а также основания для признания протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не соответствующим требованиям.
В случае выявления в представленном уведомлении несоответствий или недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 12, 13 настоящего Порядка, уполномоченный орган направляет владельцу специального счета письменный запрос об уточнении уведомления или информацию об исправлении ранее представленного уведомления. Указанный запрос направляется владельцу специального счета не позднее трех рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в пункте 13 настоящего Порядка (п. 14, 15 Порядка).
Соответствующие запросы Управлением Товариществу направлены не были, в материалах дела отсутствуют.
В вышеуказанном Порядке не предусмотрено такое основание для отказа во включении в реестр уведомлений владельцев специальных счетов, как нарушение установленного срока принятия решения общим собранием собственников помещений, а именно, принятие решения ранее даты официального опубликования региональной программы.
Таким образом, собственники помещений реализовали свое законное право на определение способа формирования фонда капитального ремонта и уведомили об этом уполномоченный орган в соответствии с Порядком.
Административный орган во исполнение Порядка в случае отсутствия недостатков в представленных документах обязан был принять уведомление Товарищества к сведению и совершить определенные действия по включению его в реестр уведомлений владельцев специальных счетов.
Управление при этом не представило доказательств наличия у него полномочий по отклонению избранного собственниками жилья способа формирования фонда капитального ремонта со ссылками на положения действующего законодательства.
На основании изложенного, оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону, а именно, ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, ст. 14 Закона N 127-ОЗ и Порядку.
Таким образом, совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ установлена судами первой и апелляционной инстанции: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах оспоренные товариществом бездействие и действия Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области не соответствуют ЖК РФ, правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2015 года по делу N А60-55688/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Г.Н.ГУЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2015 N 17АП-5770/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-55688/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N 17АП-5770/2015-АК
Дело N А60-55688/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Шабалиной А.В.,
при участии:
- от заявителя Товарищества собственников жилья "Крестинского 49/2" (ИНН 6674184355, ОГРН 1069674068045) - Канатова Т.И., паспорт, протокол от 01.07.2013 года; Симонова О.В., удостоверение, доверенность от 21.07.2014 года;
- от заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2015 года
по делу N А60-55688/2014,
принятое судьей Дегонской Н.Л.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Крестинского 49/2" (ИНН 6674184355, ОГРН 1069674068045)
к Управлению Государственной жилищной инспекции по Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании незаконными действий и бездействия государственного органа,
установил:
Товарищество собственников жилья "Крестинского 49/2" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в суд с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении действий по внесению многоквартирного дома N 49 корпус 2 по улице Крестинского в городе Екатеринбурге в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, и действия по передаче органу местного самоуправления и Региональному фонду капитального ремонта (региональному оператору) информации (сведений) о том, что собственники помещений в многоквартирном доме N 49 корпус 2 по улице Крестинского в городе Екатеринбурге не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок. Также ТСЖ заявлено требование о возложении обязанности на Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения в законную силу внести многоквартирный дом N 49 корпус 2 по улице Крестинского в городе Екатеринбурге в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, передать сведения об этом органу местного самоуправления и Региональному фонду капитального ремонта.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Управление указывает на то, что решение собственников принято заявителем после опубликования региональной программы капитального ремонта. По мнению заинтересованного лица, решение, принятое собственниками помещений в многоквартирном жилом доме N 49/2 по ул. Крестинского в г. Екатеринбурге, не соответствует требованиям региональной программы в части определения перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ТСЖ возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ТСЖ в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Крестинского 49/2" 28.04.2014 проведено общее собрание собственников помещений, согласно которому собственниками помещений дома сделан выбор способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Товарищество 19.08.2014 уведомило Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области о принятом решении.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области рассмотрело уведомление ТСЖ "Крестинского 49/2" о выборе собственниками помещений дома по ул. Крестинского, дом N 49 корпус 2 в г. Екатеринбурге способа формирования фонда капитального ремонта и решением (письмом) от 15.10.2014 N 29-01-82/16093 известило заявителя о результатах рассмотрения информации (уведомления).
Данным решением (письмом) управление отказало заявителю во включении представленных сведений в Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта и Реестр специальных счетов.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), ст. 15 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области уполномочена на ведение в установленном ею порядке Реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов.
В соответствии со ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
На территории Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта и опубликована на официальном сайте Интернет-портала правовой информации Свердловской области 29.04.2014.
Согласно региональной программе капитального ремонта (п. 6001 перечня домов по г. Екатеринбургу) многоквартирный дом N 49 корпус 2 по ул. Крестинского включен в программу на плановый период 2036-2038 годов с видами работ: ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, ремонт или замена лифтового оборудования; на плановый период 2039-2041 годов с видами работ: ремонт крыши, ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения; на плановый период 2042-2044 годов с видом работ: ремонт системы электроснабжения.
Из копии протокола общего собрания собственников помещений дома от 28.04.2014 следует, что собственники помещений в многоквартирном доме определили перечень работ по капитальному ремонту в составе менее, чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта (указаны только замена стояков ХВС, ГВС, канализации в 2014 году).
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Полномочия Управления установлены Положением об Управлении государственной жилищной инспекции Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП, согласно которому Управление является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление, в том числе, регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с подп. 5 и 6 п. 8 данного Положения Управление ведет реестр уведомлений владельцев специальных счетов, предназначенных для перечисления денежных средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта; ведет реестр специальных счетов.
Как следует из материалов дела, товарищество, направив в уполномоченный орган уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников о принятии решений, справки банка об открытии специального счета, исполнило предусмотренную ч. 5 ст. 170 ЖК РФ обязанность и реализовало свое право на подачу уведомления для включения его уведомления в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта.
Однако его право на включение его уведомления в реестр было нарушено незаконными действиями административного органа.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что, поскольку собственники жилья реализовали свое законное право на определение способа формирования фонда капитального ремонта, отказ Управления во включении в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов является незаконным.
В соответствии с ч. 5 ст. 170 ЖК РФ предельный срок принятия решения собственниками помещений об определении способа формирования фонда капитального ремонта - не позднее шести месяцев с даты официального опубликования Региональной программы капитального ремонта, то есть не позже указанного срока.
Согласно ст. 14 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта опубликована на официальном сайте 29.04.2014.
Следовательно, в данном конкретном случае решение могло быть принято собственниками не позднее 01.09.2014.
Анализируя указанные положения федерального и регионального законодательства в части установления сроков принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, апелляционный суд приходит к выводу, что срок начала принятия таких решений собственниками помещений законодательно не установлен.
Таким образом, принятие решения собственниками помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования о способе формирования фонда капитального ремонта 28.04.2014, то есть ранее даты опубликования региональной программы не является действием, противоречащим положениям действующего жилищного законодательства, и не влечет незаконность самого решения собственников.
Поскольку законом не установлен крайний срок начала принятия соответствующих решений собственниками, апелляционный суд не усматривает оснований для признания в действиях собственников помещений злонамеренного нарушения порядка принятия решений по вопросам проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
Как было отмечено, начальный срок принятия таких решений не установлен ни Жилищном кодексе РФ, ни в Законе N 127-ОЗ.
Определяющее значение имеет конечный срок принятия таких решений, который является пресекательным и влечет негативные правовые последствия в случае его нарушения.
При этом указание в ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и ст. 14 Закона N 127-ОЗ на то, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято "после" официального опубликования региональной программы, не влечет незаконность самого решения собственников помещений в форме заочного голосования от 28.04.2014, а также протокола общего собрания.
Следовательно, решение, принятое собственниками помещений на общем собрании, и протокол общего собрания от 28.04.2014 являются легитимными и непротиворечащими положениям Жилищного кодекса РФ и иных нормативных актов в сфере жилищного законодательства.
Апелляционный суд по изложенным выше основаниям отклоняет соответствующий довод Управления о том, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта следовало принять исключительно после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта и что оно фактически принято за пределами установленного срока.
Жилищный кодекс РФ и Закон N 127-ОЗ приняты для обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, а также в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе, на территории Свердловской области.
В связи с чем уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, ведет реестр уведомлений владельцев специальных счетов.
Для выполнения указанной функции Приказом Госжилинспекции Свердловской области от 11.04.2014 N 41-А утвержден Порядок ведения Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области Реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов (далее - Порядок).
Указанным Приказом предусмотрен уведомительный порядок направления владельцев специального счета документов для включения в реестр уведомлений и специальных счетов.
Согласно п. 6 Порядка владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета представляет в орган регионального государственного жилищного надзора Свердловской области уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (далее - уведомление).
К уведомлению прилагаются копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, справка банка об открытии специального счета (п. 9 Порядка).
Основанием для возврата уведомления являются отсутствие приложений к уведомлению, установленных пунктом 9 настоящего Порядка. Возврат уведомления владельцу специального счета осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления с мотивированным письменным отказом в его приеме (п. 12 Порядка).
Основаниями для признания протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о формировании фонда капитального ремонта не соответствующим установленным требованиям является отсутствие сведений, предусмотренных частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, определение в качестве владельца специального счета лица, которое в силу действующего жилищного законодательства не может быть определено владельцем такого счета, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, не отвечает требованиям пункта 5 части 4 статьи 170 и части 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принятие решения не соответствующим количеством голосов (п. 13 Порядка).
Однако в письме о результатах рассмотрения информации (уведомления) административным органом не были указаны вышеперечисленные основания для возврата уведомления, а также основания для признания протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не соответствующим требованиям.
В случае выявления в представленном уведомлении несоответствий или недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 12, 13 настоящего Порядка, уполномоченный орган направляет владельцу специального счета письменный запрос об уточнении уведомления или информацию об исправлении ранее представленного уведомления. Указанный запрос направляется владельцу специального счета не позднее трех рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в пункте 13 настоящего Порядка (п. 14, 15 Порядка).
Соответствующие запросы Управлением Товариществу направлены не были, в материалах дела отсутствуют.
В вышеуказанном Порядке не предусмотрено такое основание для отказа во включении в реестр уведомлений владельцев специальных счетов, как нарушение установленного срока принятия решения общим собранием собственников помещений, а именно, принятие решения ранее даты официального опубликования региональной программы.
Таким образом, собственники помещений реализовали свое законное право на определение способа формирования фонда капитального ремонта и уведомили об этом уполномоченный орган в соответствии с Порядком.
Административный орган во исполнение Порядка в случае отсутствия недостатков в представленных документах обязан был принять уведомление Товарищества к сведению и совершить определенные действия по включению его в реестр уведомлений владельцев специальных счетов.
Управление при этом не представило доказательств наличия у него полномочий по отклонению избранного собственниками жилья способа формирования фонда капитального ремонта со ссылками на положения действующего законодательства.
На основании изложенного, оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону, а именно, ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, ст. 14 Закона N 127-ОЗ и Порядку.
Таким образом, совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ установлена судами первой и апелляционной инстанции: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах оспоренные товариществом бездействие и действия Управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области не соответствуют ЖК РФ, правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2015 года по делу N А60-55688/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Г.Н.ГУЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)