Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 16145);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 16146);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25020/2014) ООО "ЖЭУ-23" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.09.2014 по делу N А21-6040/2014 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению ООО "ЖЭУ-23"
к Административно-технической инспекции Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "ЖЭУ-23" (236029, г. Калининград, ул. Нарвская, д. 53, (офис) 1А), ОГРН 1113926040909, далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административно-технической инспекции Калининградской области (236000, г. Калининград, Московский пр-т, д. 95, далее - Инспекция, административный орган) от 03.06.2014 N 2048 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 4 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 310 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖЭУ-23" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить по тем основаниям, что такие обстоятельства как отсутствие согласия собственников многоквартирных домов на установку урн возле подъездов их домов свидетельствует об отсутствии вины общества во вменяемом ему правонарушении. По мнению управляющей компании, ответственность за совершение правонарушения должна быть возложена на собственников многоквартирных домов, которые должны за счет собственных средств обеспечить приобретение мусорных урн.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, в соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 15.05.2014 Административно-технической инспекцией Калининградской области проведена проверка соблюдения управляющей компанией - ООО "ЖЭУ-23" Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила N 346) на придомовой территории многоквартирных домов, находящихся в управлении общества.
По результатам проверки государственным инспектором составлен акт от 15.05.2014 с фототаблицей, в котором зафиксировано, что:
- - по ул. Сибирякова, 54 - отсутствуют урны у входа в подъезды, на фасаде здания имеются рисунки - граффити, своевременно не произведена уборка скошенной травы;
- - по ул. А.Макарова, 1-9 - отсутствуют урны у входа в подъезды, ненадлежащее санитарное содержание камеры мусоросборника, своевременно не произведена уборка скошенной травы, на фасаде здания имеются рисунки - граффити;
- - по ул. Нарвская, 74 - контейнерная площадка содержится в ненадлежащем санитарном состоянии - наличие бытового и крупногабаритного мусора возле контейнера для сбора ТБО;
- - по ул. Сибирякова, 58 - на фасаде здания отсутствует табличка с номером дома, отсутствует урна у входа в подъезд, допущено производство земляных работ по установке столбов, без ордера на раскопки;
- - по ул. Сибирякова, 60 - отсутствует урна у входа в подъезд, допущено производство земляных работ по установке столбов, без ордера на раскопки;
- - по ул. Нарвская, 64 - отсутствует табличка с номером дома у входа в подъезд, отсутствует урна у входа в подъезд, допущено производство земляных работ подстановке столбов, без ордера на раскопки;
- - по ул. Нарвская, 68 - отсутствуют урны у входа в подъезд; - по ул. Нарвская, 84 - отсутствуют урны у входа в подъезд, своевременно не произведена уборка скошенной травы, не произведены своевременно работы по ремонту фасада здания, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки);
- - по ул. Зеленая, 10-18 - отсутствуют урны у входа в подъезд, не произведены своевременно работы но ремонту фасада здания, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки, сколы);
- - по ул. Дорожная, 1/3 - отсутствуют урны у входа в подъезд, домовой номерной знак не читается;
- - по ул. Дорожная, 17-21 - отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Дорожная, 23-33 - отсутствуют урны у входа в подъезд, не произведены своевременно работы по ремонту фасада здания, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки);
- - по ул. Дорожная, 24-38 - отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Бахчисарайская, 27-33 - отсутствуют урны у входа в подъезд, допущена установка объектов малой архитектурной формы - столбов без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград";
- - по ул. Бахчисарайская, 20-22 - отсутствуют урны у входа в подъезд, на фасаде здания имеются рисунки - граффити;
- - по ул. Зеленая, 19 - на фасаде здания имеются рисунки - граффити, отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Горького, 199 - отсутствуют урны у входа в подъезд, на придомовой территории наличие бытового мусора;
- - по ул. Горького, 203- отсутствуют урны у входа в подъезд, на фасаде здания имеются рисунки - граффити, на придомовой территории наличие бытового мусора;
- - по ул. Дорожная, 45 - отсутствуют урны у входа в подъезд, не произведены своевременно работы но ремонту фасада здания, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки), а также на фасаде здания имеются рисунки - граффити;
- - по ул. Дорожная, 39-41 - отсутствуют урны у входа в подъезд, не произведены своевременно работы по ремонту фасада здания, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки), на придомовой территории складированы строительный мусор (доски, мешки);
- - по ул. Гайдара, 97 - отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 79 - отсутствуют урны у входа в подъезд, на фасаде здания и у входной двери отсутствует табличка с указанием номера дома;
- - по ул. Нарвская, 67-69 - отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 71-73 - отсутствуют урны у входа в подъезд, на придомовой территории не произведен окос травы, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки, крыльцо у подъезда частично разрушено, не произведен своевременный ремонт), допущена установка объекта малой архитектурной формы - забора без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Города Калининград";
- - по ул. Нарвская, 75 - отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 81 - отсутствуют урны у входа в подъезд, а также отсутствует таблички указанием номера дома у входа в подъезд, на фасаде здания имеются рисунки - граффити;
- - по ул. Нарвская, 92-94 - отсутствуют урны у входа в подъезд, а также отсутствует домовой номерной знак у входа в подъезд; - по ул. Нарвская, 96 - отсутствуют урны у входа в подъезд, объект малой архитектурной формы (козырек) в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки, трещины, а также отсутствует домовой номерной знак у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 98 - отсутствуют урны у входа в подъезд, а также отсутствует домовой номерной знак у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 85 - отсутствуют урны у входа в подъезд, а также отсутствует домовой номерной знак у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 87 - отсутствуют урны у входа в подъезд, а также отсутствует домовой номерной знак у входа в подъезд;
- - по ул. Сибирякова, 26-36 - отсутствуют урны у входа в подъезды, допущена установка объектов малой архитектурной формы - столбиков, без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград";
- - по ул. Сибирякова, - 38-44 - отсутствуют урны у входа в подъезды, допущена установка объектов малой архитектурной формы - столбиков, без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград";
- - по ул. Сибирякова, 14-24, - отсутствуют урны у входа в подъезды, допущена установка объектов малой архитектурной формы - парковочного устройства, столбиков без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград";
- - по ул. Сибирякова, 2-12 - отсутствуют урны у входа в подъезды, на придомовой территории наличие бытового мусора, на фасаде здания имеются рисунки - граффити;
- - по ул. Горького, 117-139 - придомовая территория в ненадлежащем санитарном состоянии, наличие мусора на придомовой территории (доски, пакеты, б/у автопокрышки), фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки), отсутствуют урны у входа в подъезды, а также номерной домой знак у входа в подъезд;
- - по ул. Горького, 165-175 - отсутствуют урны у входа в подъезды.
21.05.2014 административным органом, составлен протокол об административном правонарушении N 2048 по факту нарушения ООО "ЖЭУ-23" пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3, 3.6.3.7, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 4.2, 4.2.2, 4.5, 4.10, 7.1, 10.1, 10.3, 11.5 Правил N 346.
03.06.2014 должностным лицом Инспекции принято постановление N 2048 о привлечении ООО "ЖЭУ-23" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 310 000 рублей (с учетом привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 73 Кодекса постановлением N 4462 от 30.10.2012).
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в судебном порядке в связи с неправомерным привлечением его к административной ответственности, в отсутствие вины общества во вменяемом ему правонарушении.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении требований о признании оспариваемого постановления, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления.
Невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по содержанию элементов благоустройства, в том числе требований к внешнему виду фасадов зданий, строений и сооружений, образует состав правонарушения, предусмотренный пунктом 3 статьи 73 ККоАП.
Согласно пункту 4 указанной статьи, действия, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за указанное нарушение, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Указанные Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01, СП 2.3.6.1079-01, СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", Кодексом Калининградской области об административных правонарушениях, Законом Калининградской области от 16.02.2009 N 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области", Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "О зеленых насаждениях" и другим действующим законодательством (п. 1.1).
Данные Правила устанавливают единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" и обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (п. 1.2).
Согласно пункту 2.1 Правил N 346 санитарное содержание территории города - содержание мест общего пользования, придомовой территории, основной и прилегающей территории в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
В силу пункта 3.6.6 п.п. "а" Правил, на всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, других общественных местах должны быть установлены урны для мусора, организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда. Эскиз и цветовое решение урн, расположенных - на центральных магистралях (территориях), - определяется администрацией городского округа "Город Калининград". Расстояние между урнами должно быть не более 40 м на магистральных улицах (территориях) и не более 100 м - на второстепенных. Урны следует очищать от мусора в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (в летний период). Окраску урны следует выполнять не реже одного раза в год.
Согласно пункту 3.6.8 Правил N 346, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать:
1) регулярную уборку и систематическое наблюдение за санитарным состоянием придомовой/территории;
2) производить очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно;
5) надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм;
7) установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку.
Согласно п. 3.6.3.6 Правил N 346 на основных и прилегающих территориях юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны поддерживать следующий порядок: обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с Порядком выдачи порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград". Уборку листвы и скошенной травы производить ежедневно после окончания работ (3.6.3.7). Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке и обрезке деревьев, корчевки и обрезки кустарников, подлежат вывозу ежедневно после окончания работ; производить своевременно уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины), уборку скошенной травы.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 346 юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане несут ответственность за нарушение Правил в соответствии с Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что ООО "ЖЭУ-23" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных в городе Калининграде по улицам: Сибирякова, Нарвская, А.Макарова, Горького.
Совершение обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе, актом фиксации выявленного административного правонарушения от 15.05.2014 (с фототаблицей); списком многоквартирных домов находящихся в оперативном управлении компании ООО "ЖЭУ-23"; договорами управления многоквартирными домами, протоколом об административном правонарушении N 2048 от 21.05.2014, из которых усматривается, что во время проверки у входа в подъезды отсутствовали урны; не произведен окос травы и не убран бытовой и крупногабаритный мусор с придомовой территории (доски, пакеты, б/у автопокрышки); на фасаде некоторых зданий имеются рисунки - граффити; допущена установка объектов малой архитектурной формы (парковочного устройства, столбиков без разрешения Комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"); содержание фасадов зданий в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки), а также отсутствие номерных домовых знаков у входа в подъезды.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод заявителя о том, что управляющая компания не может являться субъектом данного правонарушения, так как урны для мусора изначально не были установлены возле подъездов домов, в настоящее время отсутствует согласие собственников многоквартирных домов на установку урн возле подъездов их домов.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭУ-23" является организацией по обслуживанию жилищного фонда. Согласно Правилам N 346 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны устанавливать урны для мусора у подъездов многоквартирных домов (пункт 3.6.6. п.п. "а" Правил), обеспечивать установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку (пункт 3.6.8., пп. 7 Правил). Каких-либо исключений указанные Правила не предусматривают.
Свою обязанность по соблюдению санитарных норм на придомовых территориях вышеуказанных домов общество не отрицает, однако полагает, что предприняло все возможные меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
В рассматриваемом случае общество не указало на наличие непреодолимых препятствий, которые бы послужили причиной невозможности соблюсти требования санитарной безопасности и на те меры, которые до осуществления проверки общество предпринимало для недопущения нарушений (например, относительно невозможности обеспечить наличие номерных знаков). Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал на виновное поведение общества.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции не было выявлено нарушений, допущенных заинтересованным лицом при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления. Сроки привлечения к административной ответственности инспекцией соблюдены.
Как видно из материалов дела, ООО "ЖЭУ-23" привлекалось к административной ответственности по п. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, следовательно, правонарушение, установленное по настоящему делу, считается повторным.
Повторное совершение нарушений, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях является квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 73 настоящего Кодекса (в предыдущей редакции ч. 2 ст. 73). Исполнение постановления о назначении наказания в установленном ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок, свидетельствует о наличии такого квалифицирующего признака как повторность административного правонарушения.
Судом проверено соответствие назначенного наказания положениям статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Санкция части 4 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа на лиц, не выполнивших требования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам содержания и благоустройства территорий в размере от 300 000 до 1 000 000 рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, при назначении заявителю наказания в виде штрафа в размере 310 000 рублей инспекция учла характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение общества. Принимая во внимание характер административного правонарушения, в том числе количество объектов, на которых выявлены нарушения; тот факт, что правонарушение затрагивает санитарное благополучие граждан, руководствуясь целями административного наказания, означенными в статье 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд не нашел оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
Ссылка подателя жалобы на необходимость применения в рассматриваемом случае положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П также отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, апелляционным судом не установлены.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 сентября 2014 года по делу N А21-6040/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЖЭУ-23" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2014 N 13АП-25020/2014 ПО ДЕЛУ N А21-6040/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N А21-6040/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 16145);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 16146);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25020/2014) ООО "ЖЭУ-23" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.09.2014 по делу N А21-6040/2014 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению ООО "ЖЭУ-23"
к Административно-технической инспекции Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "ЖЭУ-23" (236029, г. Калининград, ул. Нарвская, д. 53, (офис) 1А), ОГРН 1113926040909, далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административно-технической инспекции Калининградской области (236000, г. Калининград, Московский пр-т, д. 95, далее - Инспекция, административный орган) от 03.06.2014 N 2048 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 4 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 310 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖЭУ-23" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить по тем основаниям, что такие обстоятельства как отсутствие согласия собственников многоквартирных домов на установку урн возле подъездов их домов свидетельствует об отсутствии вины общества во вменяемом ему правонарушении. По мнению управляющей компании, ответственность за совершение правонарушения должна быть возложена на собственников многоквартирных домов, которые должны за счет собственных средств обеспечить приобретение мусорных урн.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, в соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 15.05.2014 Административно-технической инспекцией Калининградской области проведена проверка соблюдения управляющей компанией - ООО "ЖЭУ-23" Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила N 346) на придомовой территории многоквартирных домов, находящихся в управлении общества.
По результатам проверки государственным инспектором составлен акт от 15.05.2014 с фототаблицей, в котором зафиксировано, что:
- - по ул. Сибирякова, 54 - отсутствуют урны у входа в подъезды, на фасаде здания имеются рисунки - граффити, своевременно не произведена уборка скошенной травы;
- - по ул. А.Макарова, 1-9 - отсутствуют урны у входа в подъезды, ненадлежащее санитарное содержание камеры мусоросборника, своевременно не произведена уборка скошенной травы, на фасаде здания имеются рисунки - граффити;
- - по ул. Нарвская, 74 - контейнерная площадка содержится в ненадлежащем санитарном состоянии - наличие бытового и крупногабаритного мусора возле контейнера для сбора ТБО;
- - по ул. Сибирякова, 58 - на фасаде здания отсутствует табличка с номером дома, отсутствует урна у входа в подъезд, допущено производство земляных работ по установке столбов, без ордера на раскопки;
- - по ул. Сибирякова, 60 - отсутствует урна у входа в подъезд, допущено производство земляных работ по установке столбов, без ордера на раскопки;
- - по ул. Нарвская, 64 - отсутствует табличка с номером дома у входа в подъезд, отсутствует урна у входа в подъезд, допущено производство земляных работ подстановке столбов, без ордера на раскопки;
- - по ул. Нарвская, 68 - отсутствуют урны у входа в подъезд; - по ул. Нарвская, 84 - отсутствуют урны у входа в подъезд, своевременно не произведена уборка скошенной травы, не произведены своевременно работы по ремонту фасада здания, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки);
- - по ул. Зеленая, 10-18 - отсутствуют урны у входа в подъезд, не произведены своевременно работы но ремонту фасада здания, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки, сколы);
- - по ул. Дорожная, 1/3 - отсутствуют урны у входа в подъезд, домовой номерной знак не читается;
- - по ул. Дорожная, 17-21 - отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Дорожная, 23-33 - отсутствуют урны у входа в подъезд, не произведены своевременно работы по ремонту фасада здания, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки);
- - по ул. Дорожная, 24-38 - отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Бахчисарайская, 27-33 - отсутствуют урны у входа в подъезд, допущена установка объектов малой архитектурной формы - столбов без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград";
- - по ул. Бахчисарайская, 20-22 - отсутствуют урны у входа в подъезд, на фасаде здания имеются рисунки - граффити;
- - по ул. Зеленая, 19 - на фасаде здания имеются рисунки - граффити, отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Горького, 199 - отсутствуют урны у входа в подъезд, на придомовой территории наличие бытового мусора;
- - по ул. Горького, 203- отсутствуют урны у входа в подъезд, на фасаде здания имеются рисунки - граффити, на придомовой территории наличие бытового мусора;
- - по ул. Дорожная, 45 - отсутствуют урны у входа в подъезд, не произведены своевременно работы но ремонту фасада здания, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки), а также на фасаде здания имеются рисунки - граффити;
- - по ул. Дорожная, 39-41 - отсутствуют урны у входа в подъезд, не произведены своевременно работы по ремонту фасада здания, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки), на придомовой территории складированы строительный мусор (доски, мешки);
- - по ул. Гайдара, 97 - отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 79 - отсутствуют урны у входа в подъезд, на фасаде здания и у входной двери отсутствует табличка с указанием номера дома;
- - по ул. Нарвская, 67-69 - отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 71-73 - отсутствуют урны у входа в подъезд, на придомовой территории не произведен окос травы, фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки, крыльцо у подъезда частично разрушено, не произведен своевременный ремонт), допущена установка объекта малой архитектурной формы - забора без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Города Калининград";
- - по ул. Нарвская, 75 - отсутствуют урны у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 81 - отсутствуют урны у входа в подъезд, а также отсутствует таблички указанием номера дома у входа в подъезд, на фасаде здания имеются рисунки - граффити;
- - по ул. Нарвская, 92-94 - отсутствуют урны у входа в подъезд, а также отсутствует домовой номерной знак у входа в подъезд; - по ул. Нарвская, 96 - отсутствуют урны у входа в подъезд, объект малой архитектурной формы (козырек) в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки, трещины, а также отсутствует домовой номерной знак у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 98 - отсутствуют урны у входа в подъезд, а также отсутствует домовой номерной знак у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 85 - отсутствуют урны у входа в подъезд, а также отсутствует домовой номерной знак у входа в подъезд;
- - по ул. Нарвская, 87 - отсутствуют урны у входа в подъезд, а также отсутствует домовой номерной знак у входа в подъезд;
- - по ул. Сибирякова, 26-36 - отсутствуют урны у входа в подъезды, допущена установка объектов малой архитектурной формы - столбиков, без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград";
- - по ул. Сибирякова, - 38-44 - отсутствуют урны у входа в подъезды, допущена установка объектов малой архитектурной формы - столбиков, без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград";
- - по ул. Сибирякова, 14-24, - отсутствуют урны у входа в подъезды, допущена установка объектов малой архитектурной формы - парковочного устройства, столбиков без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград";
- - по ул. Сибирякова, 2-12 - отсутствуют урны у входа в подъезды, на придомовой территории наличие бытового мусора, на фасаде здания имеются рисунки - граффити;
- - по ул. Горького, 117-139 - придомовая территория в ненадлежащем санитарном состоянии, наличие мусора на придомовой территории (доски, пакеты, б/у автопокрышки), фасад здания в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки), отсутствуют урны у входа в подъезды, а также номерной домой знак у входа в подъезд;
- - по ул. Горького, 165-175 - отсутствуют урны у входа в подъезды.
21.05.2014 административным органом, составлен протокол об административном правонарушении N 2048 по факту нарушения ООО "ЖЭУ-23" пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3, 3.6.3.7, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 4.2, 4.2.2, 4.5, 4.10, 7.1, 10.1, 10.3, 11.5 Правил N 346.
03.06.2014 должностным лицом Инспекции принято постановление N 2048 о привлечении ООО "ЖЭУ-23" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 310 000 рублей (с учетом привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 73 Кодекса постановлением N 4462 от 30.10.2012).
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в судебном порядке в связи с неправомерным привлечением его к административной ответственности, в отсутствие вины общества во вменяемом ему правонарушении.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении требований о признании оспариваемого постановления, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления.
Невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по содержанию элементов благоустройства, в том числе требований к внешнему виду фасадов зданий, строений и сооружений, образует состав правонарушения, предусмотренный пунктом 3 статьи 73 ККоАП.
Согласно пункту 4 указанной статьи, действия, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за указанное нарушение, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Указанные Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01, СП 2.3.6.1079-01, СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", Кодексом Калининградской области об административных правонарушениях, Законом Калининградской области от 16.02.2009 N 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области", Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "О зеленых насаждениях" и другим действующим законодательством (п. 1.1).
Данные Правила устанавливают единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" и обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (п. 1.2).
Согласно пункту 2.1 Правил N 346 санитарное содержание территории города - содержание мест общего пользования, придомовой территории, основной и прилегающей территории в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
В силу пункта 3.6.6 п.п. "а" Правил, на всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, других общественных местах должны быть установлены урны для мусора, организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда. Эскиз и цветовое решение урн, расположенных - на центральных магистралях (территориях), - определяется администрацией городского округа "Город Калининград". Расстояние между урнами должно быть не более 40 м на магистральных улицах (территориях) и не более 100 м - на второстепенных. Урны следует очищать от мусора в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (в летний период). Окраску урны следует выполнять не реже одного раза в год.
Согласно пункту 3.6.8 Правил N 346, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать:
1) регулярную уборку и систематическое наблюдение за санитарным состоянием придомовой/территории;
2) производить очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно;
5) надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм;
7) установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку.
Согласно п. 3.6.3.6 Правил N 346 на основных и прилегающих территориях юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны поддерживать следующий порядок: обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с Порядком выдачи порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград". Уборку листвы и скошенной травы производить ежедневно после окончания работ (3.6.3.7). Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке и обрезке деревьев, корчевки и обрезки кустарников, подлежат вывозу ежедневно после окончания работ; производить своевременно уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины), уборку скошенной травы.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 346 юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане несут ответственность за нарушение Правил в соответствии с Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что ООО "ЖЭУ-23" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных в городе Калининграде по улицам: Сибирякова, Нарвская, А.Макарова, Горького.
Совершение обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе, актом фиксации выявленного административного правонарушения от 15.05.2014 (с фототаблицей); списком многоквартирных домов находящихся в оперативном управлении компании ООО "ЖЭУ-23"; договорами управления многоквартирными домами, протоколом об административном правонарушении N 2048 от 21.05.2014, из которых усматривается, что во время проверки у входа в подъезды отсутствовали урны; не произведен окос травы и не убран бытовой и крупногабаритный мусор с придомовой территории (доски, пакеты, б/у автопокрышки); на фасаде некоторых зданий имеются рисунки - граффити; допущена установка объектов малой архитектурной формы (парковочного устройства, столбиков без разрешения Комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"); содержание фасадов зданий в ненадлежащем состоянии (отслоение штукатурки), а также отсутствие номерных домовых знаков у входа в подъезды.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод заявителя о том, что управляющая компания не может являться субъектом данного правонарушения, так как урны для мусора изначально не были установлены возле подъездов домов, в настоящее время отсутствует согласие собственников многоквартирных домов на установку урн возле подъездов их домов.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭУ-23" является организацией по обслуживанию жилищного фонда. Согласно Правилам N 346 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны устанавливать урны для мусора у подъездов многоквартирных домов (пункт 3.6.6. п.п. "а" Правил), обеспечивать установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку (пункт 3.6.8., пп. 7 Правил). Каких-либо исключений указанные Правила не предусматривают.
Свою обязанность по соблюдению санитарных норм на придомовых территориях вышеуказанных домов общество не отрицает, однако полагает, что предприняло все возможные меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
В рассматриваемом случае общество не указало на наличие непреодолимых препятствий, которые бы послужили причиной невозможности соблюсти требования санитарной безопасности и на те меры, которые до осуществления проверки общество предпринимало для недопущения нарушений (например, относительно невозможности обеспечить наличие номерных знаков). Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал на виновное поведение общества.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции не было выявлено нарушений, допущенных заинтересованным лицом при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления. Сроки привлечения к административной ответственности инспекцией соблюдены.
Как видно из материалов дела, ООО "ЖЭУ-23" привлекалось к административной ответственности по п. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, следовательно, правонарушение, установленное по настоящему делу, считается повторным.
Повторное совершение нарушений, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях является квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 73 настоящего Кодекса (в предыдущей редакции ч. 2 ст. 73). Исполнение постановления о назначении наказания в установленном ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок, свидетельствует о наличии такого квалифицирующего признака как повторность административного правонарушения.
Судом проверено соответствие назначенного наказания положениям статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Санкция части 4 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа на лиц, не выполнивших требования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам содержания и благоустройства территорий в размере от 300 000 до 1 000 000 рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, при назначении заявителю наказания в виде штрафа в размере 310 000 рублей инспекция учла характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение общества. Принимая во внимание характер административного правонарушения, в том числе количество объектов, на которых выявлены нарушения; тот факт, что правонарушение затрагивает санитарное благополучие граждан, руководствуясь целями административного наказания, означенными в статье 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд не нашел оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
Ссылка подателя жалобы на необходимость применения в рассматриваемом случае положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П также отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, апелляционным судом не установлены.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 сентября 2014 года по делу N А21-6040/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЖЭУ-23" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)