Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2015 N 20АП-3303/2015 ПО ДЕЛУ N А09-583/2015

Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. по делу N А09-583/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 09.09.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пионер" (г. Брянск, ОГРН 1053260507882, ИНН 3254002342) - Геро Л.А. (доверенность от 25.09.2013), представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) - Ланцева Ю.В. (доверенность от 22.05.2015 N 2.13-48/5555), в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) и управления по строительству и развитию территории г. Брянска (г. Брянск, ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926), рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Пионер" о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Пионер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области к Управлению Росреестра по Брянской области (далее - Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе 04.12.2014 в регистрации по заявлениям общества о государственной регистрации прав от 18.10.2014: о погашении регистрационной записи о прекращении права, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-819 от 18.10.2014 на помещение N 2 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска; о погашении регистрационной записи о прекращении права, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-819 от 18.10.2014 на помещение N 5 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска; о погашении регистрационной записи о прекращении права, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-820 от 18.10.2014 на помещение N 1 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 153 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-189 от 18.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 154 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-188 от 18.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 155 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-570 от 18.10.2014; и обязании Управления осуществить государственную регистрацию вышеуказанных прав.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках дела N А09-967/2015, принятого к производству определением Арбитражного суда Брянской области от 04.02.2015, рассматривалось заявление общества к Управлению о признании незаконными действий, выразившихся в отказе 05.01.2015 в регистрации по заявлениям общества о государственной регистрации прав от 30.10.2014: о государственной регистрации права собственности на квартиру N 156 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/091/2014-223 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 152 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/068/2014-932 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 151 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/097/2014-26 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 157 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/082/2014-593 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 158 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/079/2014-817 от 30.10.2014; и обязании Управления осуществить государственную регистрацию вышеуказанных прав.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2015 дела N А09-583/2015, N А09-967/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А09-583/2015.
Решением суда от 15.04.2015 признаны незаконными действия Управления, выразившиеся в отказе 04.12.2014 и 15.01.2015 в регистрации заявлений о государственной регистрации прав от 18.10.2014 и от 30.10.2014: о погашении регистрационной записи о прекращении права, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-819 от 18.10.2014 на помещение N 5 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска; о погашении регистрационной записи о прекращении права, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-820 от 18.10.2014 на помещение N 1 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 153 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-189 от 18.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 154 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-188 от 18.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 155 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-570 от 18.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 156 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/091/2014-223 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 152 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/068/2014-932 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 151 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/097/2014-26 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 157 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/082/2014-593 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 158 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/079/2014-817 от 30.10.2014. Также суд обязал Управление осуществить государственную регистрацию.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт. Мотивируя позицию, заявитель указывает, что поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) для перевода нежилого помещения в жилое собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений представляет в то числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, в связи с чем ссылка заявителя на постановление Брянской городской администрации от 29.08.2014 N 2432-зп как на основной правоустанавливающий документ, в котором не содержится условий о реконструкции объекта, не соответствует нормам действующего ЖК РФ, имеющего большую юридическую силу и не может рассматриваться как основания для установления наличия нарушений требований действующего законодательства со стороны регистрирующего органа и, как следствие, как наличие оснований для удовлетворения заявленных требований. Поясняет, что причиной отказа в государственной регистрации послужило непредставление документа, подтверждающего выполнение работ по переводу нежилого помещения в жилое - акта о завершении переустройства и перепланировки нежилого помещения (часть 9 статьи 23 ЖК РФ).
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отсутствие их представителей.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу Управления, усмотрел основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 3 статьи 266 Кодекса судам следует иметь в виду, что правило о недопустимости соединения и разъединения нескольких требований, изменения предмета или основания иска, размера исковых требований, предъявления встречного иска, замены ненадлежащего ответчика и иные правила, установленные Кодексом только для рассмотрения дела в суде первой инстанции, не распространяются на случаи, когда суд апелляционной инстанции в силу части 6.1 статьи 268 Кодекса рассматривает дело по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Вместе с тем, если судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 Кодекса об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 Кодекса о повторном рассмотрении дела, в силу части 6.1 статьи 268 Кодекса переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает не рассмотренные ранее требования, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
Апелляционной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что судом первой инстанции не рассмотрено требование общества о признании незаконным действия Управления, выразившегося в отказе в регистрации по заявлению общества о погашении регистрационной записи о прекращении права, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-819 от 18.10.2014, на помещение N 2 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска.
При этом данное требование общества в оспариваемом решении арбитражным судом первой инстанции по существу не разрешено, а мотивы, по которым арбитражный суд пришел к выводу об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления общества, отсутствуют и в мотивировочной части решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Кодекса, а также постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при наличии оснований, предусмотренных в части 4 статьи 270 Кодекса, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Кодекса выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Брянской области от 15.04.2015 подлежит отмене.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015, апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Как следует из материалов дела, постановлением Брянской городской администрации от 29.08.2014 N 2432-зп на основании статей 22, 23, 24 ЖК РФ, постановления Брянской городской администрации от 11.09.2008 N 996-зп, с учетом решения межведомственной комиссии (протокол заседания от 31.07.2014 N 8), согласно заявлению общества от 30.06.2014 и положительным заключениям: управления по строительству и развитию территории города Брянска от 26.06.2014 N 28/3628, ООО строительная компания "Пионер", Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Брянской области от 14.07.2014 N 806-4-4-3 постановлено: перевести, принадлежащие ООО "Пионер" нежилые помещения N 1 общей площадью 140, 1 кв. м, N 2 общей площадью 134,4 кв. м, N 5 общей площадью 159,8 кв. м, расположенные по адресу: г. Брянск, пер. 2-й Советский, д. 7А, в Советском районе в жилые помещения; осуществить технический учет жилых помещений в уполномоченной организации технической инвентаризации и государственную регистрацию права на недвижимое имущество в Управлении.
18.10.2014 общество подало в Управление 6 заявлений о государственной регистрации прав, в том числе 3 заявления о государственной регистрации о прекращении права собственности (без перехода права) на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Брянск, пер. 2-й Советский, д. 7А, и 3 заявления о государственной регистрации права собственности на жилые помещения.
Кроме того, 30.10.2014 подало в Управление 5 заявлений о государственной регистрации права собственности на жилые помещения.
Основанием для подачи указанных заявлений явился перевод нежилых помещений первого этажа, указанного выше дома, в жилые помещения.
Управление отказало обществу в государственной регистрации прав на объекты недвижимости по 11 заявлениям, сославшись на непредставление обществом акта приемочной комиссии.
Общество, полагая, что действия по отказу в государственной регистрации прав незаконны и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как указывалось выше, управление отказало обществу в государственной регистрации, сославшись на непредставление акта приемочной комиссии.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления - часть 1 статьи 23 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно части 4 статьи 22 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение (часть 5 статьи 22 ЖК РФ).
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 22 ЖК РФ в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (часть 8 статьи 22 ЖК РФ).
Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (часть 9 статьи 22 ЖК РФ).
Из представленных в материалы дела доказательств, в частности рабочего проекта N 22-2014/АС и кадастровых паспортов, следует, что обществом была проведена перепланировка принадлежащих ему помещений, с образованием новых. Таким образом, в силу части 9 статьи 22 ЖК РФ подтверждением окончания перевода помещений будет являться акт приемочной комиссии, который, в свою очередь, также будет являться и основанием использования переведенных помещений в качестве жилых.
Позицию общества о том, что основанием для произведения регистрации является постановление Брянской городской администрации от 29.08.2014 N 2432-зп, суд признает несостоятельной, поскольку в рассматриваемом случае таким основанием может являться только акт приемочной комиссии, который Управлению не предоставлялся.
С учетом изложенного суд считает, что отказ управления, со ссылкой на непредоставление обществом акта приемочной комиссии, является правомерным, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
В силу статьи 110 Кодекса расходы на уплату государственной за подачу заявления подлежат отнесению на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 15.04.2015 по делу N А09-583/2015 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Пионер" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ

Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)