Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2014 N 08АП-8046/2014 ПО ДЕЛУ N А70-3919/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. N 08АП-8046/2014

Дело N А70-3919/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в порядке упрощенного производства дело N А70-3919/2014 по исковому заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" о взыскании суммы нецелевого использования бюджетных средств,
при участии третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства", общества с ограниченной ответственностью АДОМ "Строй-сервис", Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени обратился в Арбитражный суд Тюменской области (далее также - Департамент, истец) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" (далее также - ООО "УК "Юг", ответчик) о взыскании суммы нецелевого использования бюджетных средств в размере 17 069 рублей 66 копеек.
Определением суда от 28.04.2014 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства", ООО АДОМ "Строй-сервис", Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени.
Исковые требования со ссылками на статьи 28, 38, 78, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 2, 15, 20 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" мотивированны ненадлежащим исполнением обязательств ответчиком по Соглашениям о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержке от 21.09.2009 года, 18.11.2010 года.
Определением от 28.04.2014 года арбитражный суд, учитывая размер заявленных требований, в соответствии с частью 2 статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял данное исковое заявление в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2014 в удовлетворении исковых требований Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени отказано в полном объеме.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2014 по делу N А70-3919/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени в полном объеме.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 апелляционная жалоба Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени принята к производству и назначена к рассмотрению на 28.08.2014 на 16 час. 15 мин.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии безусловного основания для перехода к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в порядке, предусмотренном частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, апелляционным судом было установлено, что суд первой инстанции допустил нарушение норм процессуального права, а именно при принятии искового заявления Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени в порядке упрощенного производства настоящему делу присвоен номер "А70-3919/2014". Между тем, имеющийся в материалах дела полный текст решения принят по делу N А70-4085/2014. Следовательно, установив отсутствие в материалах дела полного текста решения по настоящему делу, которому присвоен номер "А70-3919/2014", что в силу пункта 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В связи с изложенным, дело N А70-3919/2014 было назначено к рассмотрению в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Определением от 29.08.2014 по делуN А70-3919/2014 суд апелляционной инстанции определил перейти к рассмотрению дела N А70-3919/2014 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Перейти к рассмотрению дела N А70-3919/2014 по исковому заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" о взыскании суммы нецелевого использования бюджетных средств по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Дело N А70-3919/2014 по исковому заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени к ООО "УК "Юг" о взыскании суммы нецелевого использования бюджетных было назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 30 сентября 2014 года на 16 час 00 мин.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения искового заявления Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" о взыскании суммы нецелевого использования бюджетных, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
До начала судебного заседания от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел исковое заявление Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени к ООО "УК "Юг" о взыскании суммы нецелевого использования бюджетных в отсутствие неявившихся участников процесса.
От общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исковое заявление, установил следующие обстоятельства.
ООО "УК "Юг" как участнику муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) предоставлены денежные средства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 79, г. Тюмень, ул. Геологоразведчиков, 24, г. Тюмень, ул. Тульская, 3, г. Тюмень, ул. Элеваторная, 31, г. Тюмень, ул. Судостроителей, 29, г. Тюмень, ул. Геологоразведчиков, 33.
21.09.2009 года и 18.11.2010 года между ОАО "Сбербанк России", ООО "УК "Юг" и Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени заключены Соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки (далее - Соглашения), согласно которым, Департамент городского хозяйства и ООО "УК "Юг" перечисляют денежные средства на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов - участников региональной программы по проведению капитального ремонта, на счет N 40702810867100008680, открытый в банке (л.д. 11-14, 19-22).
По условиям пункта 1.2 Соглашений бюджетная доля денежных средств на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, направленная Департаментом участнику региональной программы по проведению капитального ремонта, составляет 46 793 044 рубля 72 копейки (Соглашение от 21.09.2009 года) и 2 105 982 рубля 26 копеек (Соглашение от 18.11.2010 года).
В соответствии с пунктами 1.3, 1.5 Соглашений денежные средства, находящиеся на счете N 40702810867100008680, могут быть направлены только безналичным путем на финансирование видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотренных статьей 15 Закона N 185-ФЗ.
Пунктом 3.4 Соглашений предусмотрено, что денежные средства подлежат возврату в бюджет города Тюмени в следующих случаях: неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по соглашению, в том числе некачественного оказания услуг по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; нецелевого использования денежных средств, в том числе выявленного по результатам выездных проверок сотрудниками Департамента, либо уполномоченными им лицами или иных органов финансового контроля путем составления акта о выявленных недостатках в работах и иными методами, не оговоренными в Соглашении, но не запрещенными действующим законодательством РФ; расторжения Соглашения о взаимодействии по предоставлении финансовой поддержки; расторжения договора на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
10.11.2010 года между ООО "УК "Юг" (заказчик), МКУ "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" (специализированная организация) и ООО АДОМ "Строй-сервис" (подрядчик) был заключен договор на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту N ДП/03-10, согласно которому подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома N 33 по ул. Геологоразведчиков в г. Тюмени и сдать результат в порядке, определенном договором, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора (л.д. 33-43).
ООО "УК "Юг" на основании актов о приемке выполненных работ от 30.11.2010 года N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12 (л.д. 79-106), справки о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 30.11.2010 года (л.д. 107) и разрешения на расходование денежных средств, выданных ответчику Департаментом городского хозяйства (л.д. 109), перечислило ООО АДОМ "Строй-сервис" денежные средства в размере 2 194 874 рубля.
Проведенной 08.02-25.02.2013 года Департаментом финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени проверкой установлено завышение стоимости работ по капитальному ремонту жилого дома в размере 18 225 рублей, в том числе бюджетная доля составила 17 069 рублей 66 копеек (л.д. 110-115).
Ссылаясь на то, что получателем субсидии является ответчик, счет в банке принадлежал ответчику, последний распоряжался денежными средствами на счете, в том числе и по окончании выполненных работ, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании 17 069 рублей 66 копеек как нецелевого использования бюджетных средств.
Как усматривается из материалов дела, весь объем работ по объекту фактически закончен и принят заказчиком 30.11.2010.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Учитывая, что объект принят от подрядчика в эксплуатацию после проведения капитального ремонта 30.11.2010, то срок исковой давности начинает течь именно с указанной даты и заканчивается 30.11.2013.
С настоящим иском департамент обратился 16.04.2014 (входящий штамп канцелярии - том 1 лист дела 3), то есть с пропуском срока исковой давности.
То обстоятельство, что проверка выполненных работ по капитальному ремонту жилого дома N 33 по ул. Геологоразведчиков в г. Тюмени проводилась в январе 2013 года, не является основанием для исчисления срока исковой давности с указанного периода времени.
Так, в силу части 10 статьи 20 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в случаях нарушения требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, а также в случае превышения сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, утвержденной в соответствии с пунктом 3 части 6 настоящей статьи, орган местного самоуправления вправе отказать в согласовании акта приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Однако в данном случае, истец, согласовав представленные акты приемки работ, не воспользовался правом, предусмотренным указанной нормой, и не реализовал свои полномочия по проверке использования выделенной субсидии или реализовал их ненадлежащим образом.
Обоснования невозможности, наличия препятствий для своевременного проведения такой проверки истцом также не представлено.
Права ответчика в отношениях с истцом не должны ставиться в зависимость от действий третьих лиц, которые могут проводить соответствующие проверки за пределами сроков давности по собственному усмотрению.
Также истцом не представлено доказательств перерыва, приостановления течения срока исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Ответчиком в отзыве заявлено о пропуске истцом срока исковой давности (том 3 листы дела 149-154).
Согласно пункту 26 Постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 N 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Поскольку истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении исковых требований.
С учетом всего вышеизложенного, заявленные Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени исковые требования не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае по существу правильное решение суда первой инстанции подлежит отмене исключительно по процессуальным основаниям (пункт 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2014 по делу N А70-3919/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" о взыскании суммы нецелевого использования бюджетных средств в размере 17 069 рублей 66 копеек-отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
О.Ю.РЫЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)