Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.01.2014 N 33-156-14

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2014 г. N 33-156-14


Судья Рехтина Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.
судей Храмцовой В.А., Сачкова А.Н.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 октября 2013 г. по делу по иску
А.Е. к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, администрации Железнодорожного района г. Барнаула о возложении обязанности произвести капитальный ремонт.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия

установила:

А.Е. обратилась с исковым заявлением, сославшись в его обоснование на то, что она является собственником жилого помещения - <адрес> в <адрес>. Капитальный ремонт в <адрес> в <адрес> не проводился с момента ввода дома в эксплуатацию. Полагает, что бывший наймодатель - муниципальное образование - городской округ <адрес> в лице соответствующего органа местного самоуправления - администрации <адрес> обязан провести капитальный ремонт дома, так как на момент приватизации ею жилого помещения (ДД.ММ.ГГ) обязанность по производству капитального ремонта не была исполнена. При этом продолжительность эксплуатации дома до постановки на капитальный ремонт составляет 15 - 20 лет. Дом по <адрес> в <адрес> построен в 1968 году. На момент приватизации ею жилого помещения в 2008 году дому было 40 лет. В связи с чем истец просила произвести капитальный ремонт: кровли (крыши) дома - замену на шатровую крышу и замену системы водоотвода в доме по адресу: <адрес>; систем горячего и холодного водоснабжения, системы отопления, системы водоотведения - замену трубопроводов, стояков и вентилей холодной, горячей воды и системы отопления в этом доме; замену трубопроводов системы водоотведения дома; системы электрооборудования многоквартирного дома; цоколя и отмостки; замену подъездных дверных и оконных блоков; внутреннюю отделку подъездов - отштукатурить потолки и стены подъездов, провести окраску и покрытие многоквартирного дома; крылец и козырьков подъездов указанного многоквартирного дома.
- После проведения по делу судебной строительно-технической экспертизы истец исковые требования дополнила, предъявив их также к администрации <адрес> и просила: обязать ответчиков произвести следующие виды работ по капитальному ремонту жилого дома по <адрес> в <адрес>, а именно: - ремонт входов в подвал (ремонт кирпичной кладки, заделка трещин стен входа в подвал между первым и вторым подъездом, замена крыши входа в подвал между третьим и четвертым подъездом, замена лестниц, бетонных полов, дверных блоков); - ремонт кирпичной кладки наружных стен с устройством надлежащей обделки деформационного шва; - замена кирпичных перегородок подвала, - установка стальных ограждений оконных проемов в лестничных клетках; - замена слуховых окон; - замена кровли с обрешеткой, в т.ч. замена дефлекторов, обделок карнизов, вентиляционных шахт; - замена металлических частей системы водоотвода с крыши; - ремонт железобетонных плит балконов и козырьков над входами в подъезды; - замена стального ограждения балконов; - замена бетонного пола в подвале; - замена полов из керамической плитки в тамбурах подъездов; - замена деревянных оконных блоков в подъездах с восстановлением штукатурки откосов; - замена оконных блоков в подвале с установкой защитных сеток; - замена деревянных дверных блоков; - восстановление отмостки; - смена трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения (магистральные, стояки, отводы в квартирах до первого отсекающего крана), запорной арматуры, с последующей окраской и изоляцией горячего водоснабжения; - смена системы отопления жилого дома (трубопроводы, запорная арматура, с последующей окраской и изоляцией трубопроводов, приборы отопления на лестничных клетках); - герметизация и утепление места ввода трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в подвал; - смена трубопроводов системы канализации (стояки, отводы, выпуска и фановые трубы); - ремонт кирпичной кладки вентиляционных шахт, установка крышек вентшахт; - замена вентшахт санузлов, утепление фановых труб в чердачном помещении; - замена электропроводки и электрооборудования от ВРУ до групповых щитков;
- - устройство электроосвещения в чердачном помещении; - очистка подвала и чердака от мусора после проведения работ по капитальному ремонту; - обрезка деревьев расположенных над крышей жилого дома.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 октября 2013 г. исковые требования А.Е. к комитету жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, администрации <адрес> о возложении обязанности произвести капитальный ремонт удовлетворить.
Обязан комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> провести следующие виды работ по капитальному ремонту жилого дома по <адрес> в <адрес>:
- - ремонт входов в подвал (ремонт кирпичной кладки, заделка трещин стен входа в подвал между первым и вторым подъездом, замена крыши входа в подвал между третьим и четвертым подъездом, замена лестниц, бетонных полов, дверных блоков);
- - ремонт кирпичной кладки наружных стен с устройством надлежащей обделки деформационного шва;
- - замена кирпичных перегородок подвала,
- - установка стальных ограждений оконных проемов в лестничных клетках;
- - замена слуховых окон;
- - замена кровли с обрешеткой, в т.ч. замена дефлекторов, обделок карнизов, вентиляционных шахт;
- - замена металлических частей системы водоотвода с крыши;
- - ремонт железобетонных плит балконов и козырьков над входами в подъезды;
- - замена стального ограждения балконов;
- - замена бетонного пола в подвале;
- - замена полов из керамической плитки в тамбурах подъездов;
- - замена деревянных оконных блоков в подъездах с восстановлением штукатурки откосов;
- - замена оконных блоков в подвале с установкой защитных сеток;
- - замена деревянных дверных блоков;
- - восстановление отмостки;
- - смена трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения (магистральные, стояки, отводы в квартирах до первого отсекающего крана), запорной арматуры, с последующей окраской и изоляцией горячего водоснабжения;
- - смена системы отопления жилого дома (трубопроводы, запорная арматура, с последующей окраской и изоляцией трубопроводов, приборы отопления на лестничных клетках);
- - герметизация и утепление места ввода трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в подвал;
- - смена трубопроводов системы канализации (стояки, отводы, выпуска и фановые трубы);
- - ремонт кирпичной кладки вентиляционных шахт, установка крышек вентшахт;
- - замена вентшахт санузлов, утепление фановых труб в чердачном помещении;
- - замена электропроводки и электрооборудования от ВРУ до групповых щитков;
- - устройство электроосвещения в чердачном помещении;
- - очистка подвала и чердака от мусора после проведения работ по капитальному ремонту;
- - обрезка деревьев расположенных над крышей жилого дома.
Установлен комитету жилищно-коммунального хозяйства <адрес> срок для проведения указанных выше работ до ДД.ММ.ГГ.
<адрес> освобождена от обязанностей по иску.
Ответчик комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в апелляционной жалобе просит отменить решение, принять новое об отказе истцу в иске, ссылаясь на то, что на ТСЖ лежит обязанность по выполнению всех работ, указанных в решении, т.к именно на счет ТСЖ поступают денежные средства, вносимые в качестве платы за текущее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Финансирование работ по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов муниципального жилищного фонда является расходным обязательством муниципального образования, собственных средств у комитета нет. У комитета отсутствует обязанность по проведению ремонта имущества, принадлежащего истцам на праве частной собственности. Комитет не является наймодателем муниципальных жилых помещений и возложение на него обязанности бывшего наймодателя незаконно.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> А.Ю., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории содержалась в 141 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г.
Согласно пункту 3.5 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 694, на комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула возложено исполнение функций муниципального заказчика по организации и проведению капитального ремонта.
О том, что многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес>, 1968 года постройки, нуждается в проведении как текущего, так капитального ремонта подтверждается заключением судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГг. *** (л.д. 78 - 134). Согласно этой же экспертизе дому *** по <адрес> в <адрес> на момент вступления в силу Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 года N 1541-1 (11 июля 1991 г.) и на момент приватизации истцом А.Е. занимаемого ею жилого помещения (ДД.ММ.ГГ.) требовался выборочный капитальный ремонт.
Так, физический износ жилого <адрес> в <адрес> на дату проведения экспертного осмотра составляет 47%. Общая оценка технического состояния жилого дома определена как неудовлетворительная. Эксплуатация данного здания при ограниченном выполнении отдельных конструктивных элементов своих функций и неудовлетворительном состоянии инженерного оборудования возможна лишь при проведении выборочного капитального ремонта. Основной причиной образования выявленных дефектов и повреждений является ненадлежащее содержание имущества жилого дома без проведения выборочного капитального и своевременного текущего ремонтов по восстановлению элементов здания от накопленного физического износа, при значительном сроке эксплуатации данного жилого дома (л.д. 78 - 132).
Доказательств тому, что до начала приватизации жилых помещений дома обязанность по проведению капитального ремонта была исполнена, в судебное заседание не представлено.
Принимая решение, исходя из представленных доказательств, суд сделал правильный вывод о том, что обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> лежит на КЖКХ <адрес>, поскольку обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного <адрес> в <адрес>, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданами занимаемых ими в этом доме жилых помещений, сохраняется до исполнения обязательств по проведению указанного ремонта (ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Довод жалобы о том, что на КЖКХ <адрес> не может быть возложена обязанность по проведению капитального ремонта в связи с изменениями в законодательстве не может быть принят во внимание, т.к изменения и дополнения в Жилищный кодекс РФ от 25.12.2012 года вступили в силу с 01.01.2013 года. Более того, в силу положений ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введение его в действие.
Не может быть принят во внимание также довод жалобы КЖКХ <адрес> и о том, что право собственности на жилые помещения многих собственников помещений дома возникло не только на основании бесплатной передачи жилья в собственность в порядке приватизации, но и по иным основаниям (договор купли-продажи, договор дарения, в порядке наследования), т.к обязанность провести капитальный ремонт дома у ответчика возникла задолго до передачи квартир в доме в собственность граждан.
Возможность проведения в настоящее время капитального ремонта только в рамках региональной программы, утверждаемую высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на что ссылается ответчик в своей жалобе, не освобождает наймодателя от выполнения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не исполненной на момент приватизации, поскольку такая обязанность сохраняется у наймодателя до исполнения данного обязательства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 01 марта 2012 г. N 389-О-О, выразил правовую позицию, согласно которой "федеральный законодатель, определяя в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации и руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 года N 1334-О-О и от 14 июля 2011 года N 886-О-О)".
Норма статьи 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" является специальной нормой, поскольку в соответствии с нею осуществляется приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах особой категории - требующих капитального ремонта. Из нее следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства".
Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на решение Железнодорожного районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)