Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство", ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130 (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 08 сентября 2015 года по делу N А12-31760/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство", ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130 (г. Волгоград)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787 (г. Волгоград)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
Муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - административный орган) N 352-мк от 30 июня 2015 года, в соответствии с которым предприятие привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5 500 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам ст. 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 08 сентября 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области представило отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями N N 78296, 78297 о вручении почтовых отправлений адресатам 01 октября 2015 года. Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 28 сентября 2015 года размещена на сайте суда в сети Интернет 29 сентября 2015 года. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным ст. ст. 258, 266 - 271 АПК РФ.
Апелляционная жалоба МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Оснований для перехода в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционным судом не установлено.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда на основании распоряжения от 02 июня 2015 года N 1351-П в период с 03 июня 2015 года по 09 июня 2015 года в отношении МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения доводов обращения заявителя, проживающего в доме N 12 по ул. Танкистов г. Волгограда, по вопросам качества предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Результаты проверки отражены в акте проверки от 09 июня 2015 года N 1351-П.
Проверкой установлены нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившиеся в непринятии мер по обеспечению соответствия температуры горячей воды нормативу в 13 часов 40 минут 03 июня 2015 года до границ внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома N 12 по ул. Танкистов г. Волгограда, что не позволило обеспечить предоставление коммунальной услуги надлежащего качества в точках водоразбора у потребителей.
В ходе проверки произведены замеры температуры горячего водоснабжения, температура подачи теплоносителя на вводе в жилой дом в точке разграничения составила +58,5 °C, в точке водоразбора квартиры N 7 составила +53,3 °C при норме не ниже +60 °C и не выше +75 °C.
По факту выявленных нарушений главным специалистом инспекционного отдела департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда в отношении МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", в присутствии представителя Лазаревой И.Е., составлен протокол от 10 июня 2015 года N 1351-П об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении в отношении МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", в присутствии представителя Бабкиной Т.А., действующей на основании доверенности N 120-15 от 08 июня 2015 года, рассмотрено заместителем руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Гордеевой Т.Т. и 30 июня 2015 года принято постановление N 352-мк, в соответствии с которым МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 500 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и, полагая, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства с соблюдением положений параграфа второго главы 25 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не установлено.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которым исполнитель обязан предоставлять потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать населению установленный уровень потребления коммунальных услуг.
Как следует из материалов административного дела, многоквартирный дом N 12 по ул. Танкистов г. Волгограда, оборудован системой горячего водоснабжения для круглосуточного обеспечения потребителей горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилые помещения.
Подачу коммунального ресурса в виде горячей воды в многоквартирный дом N 12 по ул. Танкистов в г. Волгограде осуществляет ресурсоснабжающая организация МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" на основании заключенного с ООО "УК "Ренессанс" договора теплоснабжения N 011725 от 28 сентября 2012 года для предоставления коммунальных услуг потребителям.
При этом температура коммунального ресурса (горячей воды) на вводе в здание на границе внутридомовых сетей горячего водоснабжения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности и на праве хозяйственного ведения МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", в подающем (входящем) трубопроводе сети горячего водоснабжения составила +58,5,4 °C, и в точке водоразбора квартиры N 7 составила +53,3 °C, что не позволяет обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества в точках водоразбора у потребителей в жилых помещениях в соответствии с требованиями п. 5 прил. I к Правилам N 354 и является нарушением п. п. "д" п. 3, п. п. "а" п. 31 Правил N 354.
Замеры проведены в порядке, установленном требованиями Правил N 354 (перед определением температуры горячей воды производился слив воды в течение не более 3 мин.) Исходя из этого, качество (температура) коммунального ресурса горячей воды, используемого для представления гражданам, проживающим в указанном многоквартирном доме, коммунальной услуги по горячему водоснабжению на вводе в здание изначально ниже нормативной температуры горячей воды, которая в соответствии с требованиями Правил N 354 в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже +60 градусов и не выше +75 градусов, учитывая допустимые отклонения.
Довод апелляционной жалобы о не доказанности вины МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в предоставлении услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, поскольку данное обстоятельство связано с отсутствием циркулярного трубопровода в системе горячего водоснабжения на вводе в многоквартирный дом, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с распоряжением Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 04.03.2009 N 142р теплосетевое имущество Волгограда было передано в МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" на праве хозяйственного ведения. В данном перечне циркуляционные трубопроводы к жилым домам отсутствуют.
Из материалов административного дела следует, что МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" с ООО "УК "Ренессанс" заключен договор теплоснабжения от 28 сентября 2012 года N 011725 для предоставления коммунальных услуг потребителям, согласно условиям которого, предприятие (поставщик) обязуется осуществлять поставку тепловой энергии и горячей воды. Качество коммунального ресурса, поставляемого поставщиком, должно позволять ООО "УК "Ренессанс" (исполнителю) обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями Правил N 354 и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) внутридомовых инженерных систем к централизованным сетям. Поставщик несет ответственность за качество поставляемого ресурса до границы эксплуатационной ответственности.
Согласно приложению N 1 к указанному договору многоквартирный: дом N 12 по ул. Танкистов г. Волгограда входит в перечень объектов исполнителя, в которые поставляются коммунальные ресурсы. Приложением N 4 к акту является акт разграничения балансовой принадлежности сетей, согласно которому определяются границы ответственности сторон по договору.
В соответствии с Уставом МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" является коммерческой организацией, одним из основных видов деятельности является производство, в том числе с использованием газа, транспортировка и распределение (реализация) тепловой энергии, водоразбор, транспортировка и подготовка питьевой воды и распределение ее потребителям, осуществление контроля качества питьевой воды и сточных вод.
Согласно Правилам N 354, потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предусмотрено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1, в котором сформулированы требования к качеству коммунальных услуг.
При этом, согласно подп. 5 названного Приложения должно соблюдаться обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора СанПиН 2.1.4.2496-09, а допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - более чем на 5 °C: в дневное время (с 5.00 течение расчетного период; с до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно п. 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09, действующее с 01.09.2009) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже и не выше 75 °C.
Отношения по передаче по присоединенной сети одной стороной (энергоснабжающей организацией) другой стороне (абоненту) за плату определенного товара (энергии) регулируются нормами параграфа 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, реализация указанных правоотношений должна осуществляться также с применением норм Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих отношения между гражданами - потребителями коммунальных услуг и исполнителями коммунальных услуг.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, если абонентом по договору выступает гражданин, такой договор считается заключенным с момента фактического присоединения абонента к сети в установленном порядке (п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии, иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно п. 2 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с п. 21 Правил N 354, договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топливе при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
В п. 31 Правил N 354 приведены обязанности исполнителя, в соответствии с которыми исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
Согласно подп. "а" п. 149 Правил N 354, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Пунктом 150 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относится, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказание коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее Правила N 124), применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки таза (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее договор ресурсоснабжения).
В силу п. 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения. Исполнитель несет ответственность в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил N 354. которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса.
Согласно п. 20 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 24 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются меры ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушение показателей качества и объема поставляемого по договору коммунального ресурса, явившееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, которые применяются в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в качестве дополнительных мер ответственности (помимо меры, предусмотренной подпунктом "д" пункта 22 настоящих Правил) и которые устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
С учетом изложенных норм законодательства, для ресурсоснабжающей организации установлена ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений с системами коммунальной инфраструктуры, в случае если договором не предусмотрено иное.
Проверка проведена на объекте хозяйственного ведения МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" трубопроводе сети горячего водоснабжения.
Предоставление МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" некачественной коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позволило ООО "УК "Ренессанс" обеспечить предоставление такой услуги надлежащего качества потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 12 по ул. Танкистов в г. Волгограде.
Как было указано выше, инспекцией в ходе проверки установлено, что в подающем трубопроводе сети горячего водоснабжения на вводе в здание температура составила +58,5 °C, в точке водозабора квартиры N 7 составила +53,3 °C, что не соответствует требованиям законодательства.
При этом доказательств невозможности соблюдения требований Правил N 354 МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Также не представлено судам обеих инстанций доказательств в обоснование своих доводов о невиновности, доказательств принятия предприятием мер к восстановлению циркуляционного трубопровода, в т.ч. обращений к уполномоченному органу по вопросу финансирования программных мероприятий мер в области энергосбережения и т.д.
Поскольку в данном случае предприятие является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку горячей воды для передачи ее жильцам указанного многоквартирного дома, следовательно, оно несет ответственность за качество и бесперебойность предоставляемой коммунальной услуги и является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Административным органом выявлен факт поставки коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества до границы внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома N 12 по ул. Танкистов в г. Волгограде, что является нарушением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, является обоснованным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
В связи с чем, в удовлетворении требований заявителя отказано правомерно.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 08 сентября 2015 года по делу N А12-31760/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.10.2015 N 12АП-10163/2015 ПО ДЕЛУ N А12-31760/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2015 г. по делу N А12-31760/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство", ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130 (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 08 сентября 2015 года по делу N А12-31760/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство", ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130 (г. Волгоград)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787 (г. Волгоград)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - административный орган) N 352-мк от 30 июня 2015 года, в соответствии с которым предприятие привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5 500 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам ст. 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 08 сентября 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области представило отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями N N 78296, 78297 о вручении почтовых отправлений адресатам 01 октября 2015 года. Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 28 сентября 2015 года размещена на сайте суда в сети Интернет 29 сентября 2015 года. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным ст. ст. 258, 266 - 271 АПК РФ.
Апелляционная жалоба МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Оснований для перехода в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционным судом не установлено.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда на основании распоряжения от 02 июня 2015 года N 1351-П в период с 03 июня 2015 года по 09 июня 2015 года в отношении МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения доводов обращения заявителя, проживающего в доме N 12 по ул. Танкистов г. Волгограда, по вопросам качества предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Результаты проверки отражены в акте проверки от 09 июня 2015 года N 1351-П.
Проверкой установлены нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившиеся в непринятии мер по обеспечению соответствия температуры горячей воды нормативу в 13 часов 40 минут 03 июня 2015 года до границ внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома N 12 по ул. Танкистов г. Волгограда, что не позволило обеспечить предоставление коммунальной услуги надлежащего качества в точках водоразбора у потребителей.
В ходе проверки произведены замеры температуры горячего водоснабжения, температура подачи теплоносителя на вводе в жилой дом в точке разграничения составила +58,5 °C, в точке водоразбора квартиры N 7 составила +53,3 °C при норме не ниже +60 °C и не выше +75 °C.
По факту выявленных нарушений главным специалистом инспекционного отдела департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда в отношении МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", в присутствии представителя Лазаревой И.Е., составлен протокол от 10 июня 2015 года N 1351-П об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении в отношении МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", в присутствии представителя Бабкиной Т.А., действующей на основании доверенности N 120-15 от 08 июня 2015 года, рассмотрено заместителем руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Гордеевой Т.Т. и 30 июня 2015 года принято постановление N 352-мк, в соответствии с которым МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 500 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и, полагая, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства с соблюдением положений параграфа второго главы 25 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не установлено.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которым исполнитель обязан предоставлять потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать населению установленный уровень потребления коммунальных услуг.
Как следует из материалов административного дела, многоквартирный дом N 12 по ул. Танкистов г. Волгограда, оборудован системой горячего водоснабжения для круглосуточного обеспечения потребителей горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилые помещения.
Подачу коммунального ресурса в виде горячей воды в многоквартирный дом N 12 по ул. Танкистов в г. Волгограде осуществляет ресурсоснабжающая организация МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" на основании заключенного с ООО "УК "Ренессанс" договора теплоснабжения N 011725 от 28 сентября 2012 года для предоставления коммунальных услуг потребителям.
При этом температура коммунального ресурса (горячей воды) на вводе в здание на границе внутридомовых сетей горячего водоснабжения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности и на праве хозяйственного ведения МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", в подающем (входящем) трубопроводе сети горячего водоснабжения составила +58,5,4 °C, и в точке водоразбора квартиры N 7 составила +53,3 °C, что не позволяет обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества в точках водоразбора у потребителей в жилых помещениях в соответствии с требованиями п. 5 прил. I к Правилам N 354 и является нарушением п. п. "д" п. 3, п. п. "а" п. 31 Правил N 354.
Замеры проведены в порядке, установленном требованиями Правил N 354 (перед определением температуры горячей воды производился слив воды в течение не более 3 мин.) Исходя из этого, качество (температура) коммунального ресурса горячей воды, используемого для представления гражданам, проживающим в указанном многоквартирном доме, коммунальной услуги по горячему водоснабжению на вводе в здание изначально ниже нормативной температуры горячей воды, которая в соответствии с требованиями Правил N 354 в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже +60 градусов и не выше +75 градусов, учитывая допустимые отклонения.
Довод апелляционной жалобы о не доказанности вины МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в предоставлении услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, поскольку данное обстоятельство связано с отсутствием циркулярного трубопровода в системе горячего водоснабжения на вводе в многоквартирный дом, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с распоряжением Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 04.03.2009 N 142р теплосетевое имущество Волгограда было передано в МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" на праве хозяйственного ведения. В данном перечне циркуляционные трубопроводы к жилым домам отсутствуют.
Из материалов административного дела следует, что МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" с ООО "УК "Ренессанс" заключен договор теплоснабжения от 28 сентября 2012 года N 011725 для предоставления коммунальных услуг потребителям, согласно условиям которого, предприятие (поставщик) обязуется осуществлять поставку тепловой энергии и горячей воды. Качество коммунального ресурса, поставляемого поставщиком, должно позволять ООО "УК "Ренессанс" (исполнителю) обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями Правил N 354 и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) внутридомовых инженерных систем к централизованным сетям. Поставщик несет ответственность за качество поставляемого ресурса до границы эксплуатационной ответственности.
Согласно приложению N 1 к указанному договору многоквартирный: дом N 12 по ул. Танкистов г. Волгограда входит в перечень объектов исполнителя, в которые поставляются коммунальные ресурсы. Приложением N 4 к акту является акт разграничения балансовой принадлежности сетей, согласно которому определяются границы ответственности сторон по договору.
В соответствии с Уставом МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" является коммерческой организацией, одним из основных видов деятельности является производство, в том числе с использованием газа, транспортировка и распределение (реализация) тепловой энергии, водоразбор, транспортировка и подготовка питьевой воды и распределение ее потребителям, осуществление контроля качества питьевой воды и сточных вод.
Согласно Правилам N 354, потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предусмотрено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1, в котором сформулированы требования к качеству коммунальных услуг.
При этом, согласно подп. 5 названного Приложения должно соблюдаться обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора СанПиН 2.1.4.2496-09, а допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - более чем на 5 °C: в дневное время (с 5.00 течение расчетного период; с до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно п. 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09, действующее с 01.09.2009) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже и не выше 75 °C.
Отношения по передаче по присоединенной сети одной стороной (энергоснабжающей организацией) другой стороне (абоненту) за плату определенного товара (энергии) регулируются нормами параграфа 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, реализация указанных правоотношений должна осуществляться также с применением норм Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих отношения между гражданами - потребителями коммунальных услуг и исполнителями коммунальных услуг.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, если абонентом по договору выступает гражданин, такой договор считается заключенным с момента фактического присоединения абонента к сети в установленном порядке (п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии, иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно п. 2 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с п. 21 Правил N 354, договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топливе при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
В п. 31 Правил N 354 приведены обязанности исполнителя, в соответствии с которыми исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
Согласно подп. "а" п. 149 Правил N 354, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Пунктом 150 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относится, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказание коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее Правила N 124), применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки таза (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее договор ресурсоснабжения).
В силу п. 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения. Исполнитель несет ответственность в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил N 354. которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса.
Согласно п. 20 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 24 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются меры ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушение показателей качества и объема поставляемого по договору коммунального ресурса, явившееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, которые применяются в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в качестве дополнительных мер ответственности (помимо меры, предусмотренной подпунктом "д" пункта 22 настоящих Правил) и которые устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
С учетом изложенных норм законодательства, для ресурсоснабжающей организации установлена ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений с системами коммунальной инфраструктуры, в случае если договором не предусмотрено иное.
Проверка проведена на объекте хозяйственного ведения МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" трубопроводе сети горячего водоснабжения.
Предоставление МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" некачественной коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позволило ООО "УК "Ренессанс" обеспечить предоставление такой услуги надлежащего качества потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 12 по ул. Танкистов в г. Волгограде.
Как было указано выше, инспекцией в ходе проверки установлено, что в подающем трубопроводе сети горячего водоснабжения на вводе в здание температура составила +58,5 °C, в точке водозабора квартиры N 7 составила +53,3 °C, что не соответствует требованиям законодательства.
При этом доказательств невозможности соблюдения требований Правил N 354 МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Также не представлено судам обеих инстанций доказательств в обоснование своих доводов о невиновности, доказательств принятия предприятием мер к восстановлению циркуляционного трубопровода, в т.ч. обращений к уполномоченному органу по вопросу финансирования программных мероприятий мер в области энергосбережения и т.д.
Поскольку в данном случае предприятие является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку горячей воды для передачи ее жильцам указанного многоквартирного дома, следовательно, оно несет ответственность за качество и бесперебойность предоставляемой коммунальной услуги и является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Административным органом выявлен факт поставки коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества до границы внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома N 12 по ул. Танкистов в г. Волгограде, что является нарушением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, является обоснованным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
В связи с чем, в удовлетворении требований заявителя отказано правомерно.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 08 сентября 2015 года по делу N А12-31760/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)